Причины «Бунташности» XVII века. Бунташный век

1. "Соляной бунт"

XVII век в русской истории обрел репутацию "бунташного". И действительно, он начался Смутой, середина его ознаменовалась городскими восстаниями, последняя треть - восстанием Степана Разина.

Важнейшими причинами такого небывалого прежде в России размаха социальных конфликтов явились развитие крепостничества, усиление государственных налогов и повинностей.

В 1646 г. была введена пошлина на соль, значительно увеличившая ее цену. Между тем, соль в XVII в. являлась одним из важнейших продуктов - главным консервантом, позволявшим хранить мясо и рыбу. Вслед за солью сами эти продукты вздорожали. Продажа их упала, нераскупленный товар стал портиться. Это вызывало недовольство, как потребителей, так и торговцев. Рост государственных доходов оказался меньше ожидавшегося, так как развилась контрабандная торговля солью. Уже в конце 1647 г. "соляной" налог был отменен. Стремясь компенсировать потери, правительство урезало жалование служилым людям "по прибору", то есть стрельцам и пушкарям. Общее недовольство продолжало расти.

1 июня 1648 г. в Москве произошел так называемый "соляной" бунт. Толпа остановила карету возвращавшегося с богомолья царя и потребовала сменить главу Земского приказа Леонтия Плещеева. Слуги Плещеева попытались разогнать собравшихся, что лишь спровоцировало еще большее озлобление. 2 июня в Москве начались погромы боярских усадеб. Был убит дьяк Назарий Чистой, которого москвичи считали вдохновителем соляного налога. Восставшие потребовали выдать на расправу ближайшего сподвижника царя - боярина Морозова, фактически руководившего всем государственным аппаратом, и главу Пушкарского приказа боярина Траханиотова. Не имея сил для подавления восстания, в котором наряду с посадскими участвовали служилые "по прибору", царь уступил, приказав выдать Плещеева и Траханиотова, которых немедленно убили. Морозова, своего воспитателя и свояка (царь и Морозов были женаты на сестрах) Алексей Михайлович "отмолил" у восставших и отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

Правительство объявило о прекращении взимания недоимок, созвало Земский собор, на котором были удовлетворены важнейшие требования посадского населения о запрете перехода в "белые слободы" и дворян - о введении бессрочного сыска беглых (подробнее см. тему 24). Таким образом, правительство удовлетворило все требования восставших, что свидетельствует о сравнительной слабости государственного аппарата (прежде всего репрессивного) в это время.

2. Восстания в других городах

Вслед за Соляным бунтом городские восстания прокатились по другим городам: Устюгу Великому, Курску, Козлову, Пскову, Новгороду.

Наиболее сильными были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные вздорожанием хлеба из-за поставок его в Швецию. Городская беднота, которой угрожал голод, изгнала воевод, разгромила дворы богатых купцов и захватила власть. Летом 1650 г. оба восстания были подавлены правительственными войсками, правда в Псков им удалось вступить лишь благодаря раздорам в среде восставших.

3. "Медный бунт"

В 1662 г. вновь произошло крупное восстание в Москве, вошедшее в историю как "Медный бунт". Он был вызван попыткой правительства пополнить казну, опустошенную тяжелой длительной войной с Польшей (1654-1667 гг.) и Швецией (1656-58 гг.). Дабы компенсировать огромные затраты, правительство выпустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать на медные деньги. Жалованье служилым людям также платилось медью. Доверием медные деньги не пользовались, тем более, что их часто подделывали. Не желая торговать на медные деньги, крестьяне перестали привозить в Москву продовольствие, что вызвало взлет цен. Медные деньги обесценивались: если в 1661 г. за серебряный рубль давали два медных, то в 1662 г. - 8.

25 июля 1662 г. последовал бунт. Часть горожан бросилась громить боярские усадьбы, а другие двинулись в подмосковное село Коломенское, где находился в эти дни царь. Алексей Михайлович обещал мятежникам приехать в Москву и разобраться. Казалось, толпа успокоилась. Но тем временем в Коломенское явились новые группы восставших - те, кто ранее разбивал дворы бояр в столице. У царя потребовали выдачи наиболее ненавистных народу бояр и пригрозили, что если государь "добром им тех бояр не отдаст", то они "начнут имать сами, по своему обычаю".

Однако за время переговоров в Коломенское уже прибыли вызванные царем стрельцы, которые обрушились на безоружную толпу и погнали ее к реке. Свыше 100 человек утонули, многие были изрублены или схвачены, а остальные разбежались. По царскому приказу 150 бунтовщиков были повешены, остальных били кнутом и клеймили железом.

В отличие от "соляного", "медный" бунт был жестоко подавлен, так как правительству удалось удержать на своей стороне стрельцов и использовать их против посадского населения.

4. Восстание Степана Разина

Крупнейшее народное выступление второй половины XVII в. произошло на Дону и Волге.

Население Дона составляло казачество. Земледелием казаки не занимались. Их основными занятиями были охота, рыбная ловля, скотоводство и набеги на владения соседних Турции, Крыма и Персии. За сторожевую службу по охране южных рубежей государства казаки получали царское жалованье хлебом, деньгами и порохом. Правительство также мирилось с тем, что на Дону находили приют беглые крестьяне и посадские. Действовал принцип "с Дону выдачи нет".

В середине XVII в. в казачьей среде уже не существовало равенства. Выделялась верхушка зажиточных ("домовитых") казаков, владевших лучшими рыбными промыслами, табунами коней, получавших лучшую долю в добыче и царском жаловании. Бедные ("голутвенные") казаки работали на домовитых.

В 40-х гг. XVII в. казачество лишилось выхода в Азовское и Черное моря, так как турки укрепили крепость Азов. Это побудило казаков перенести свои походы за добычей на Волгу и Каспийское море. Грабеж русских и персидских купеческих краванов наносил большой ущерб торговле с Персией и всему хозяйству Нижнего Поволжья. Одновременно с притоком беглых из России росла и враждебность казаков к московским боярам и приказным людям.

Уже в 1666 г. отряд казаков под началом атамана Василия Уса вторгся с Верхнего Дона в пределы России, дошел почти до Тулы, громя на своем пути дворянские имения. Лишь угроза встречи с большим правительственным войском заставила Уса повернуть назад. С ним ушли на Дон и многочисленные примкнувшие к нему крепостные. Выступление Василия Уса показало, что казачество готово в любой момент выступить против существующих порядков и властей.

В 1667 г. отряд в тысячу казаков отправился на Каспийское море в поход "за зипунами", то есть за добычей. Во главе этого отряда стоял атаман Степан Тимофеевич Разин - выходец из домовитого казачества, волевой, умный и беспощадно жестокий. Отряд Разина на протяжении 1667-1669 гг. грабил русские и персидские купеческие караваны, нападал на прибрежные персидские города. С богатой добычей разинцы вернулись в Астрахань, а оттуда - на Дон. "Поход за зипунами" был чисто грабительским. Однако значение его шире. Именно в этом походе сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простому люду принесла атаману неслыханную популярность.

Весной 1670 г. Разин начал новый поход. На сей раз он решил идти против "бояр-изменников". Без сопротивления был захвачен Царицын, жители которого с радостью открыли казакам ворота. Посланные против Разина из Астрахани стрельцы перешли на его сторону. Их примеру последовал и остальной астраханский гарнизон. Сопротивлявшиеся воевода и астраханские дворяне были перебиты.

После этого Разин направился вверх по Волге. По пути он рассылал "прелестные письма", призывая простонародье бить бояр, воевод, дворян и приказных. Для привлечения сторонников Разин распустил слух о том, что в его войске находятся царевич Алексей Алексеевич (на самом деле уже умерший) и патриарх Никон. Основными участниками восстания являлись казаки, крестьяне, холопы, посадские и работные люди. Города Поволжья сдавались без сопротивления. Во всех захваченных городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга.

Неудача поджидала Разина лишь под Симбирском, осада которого затянулась. Между тем правительство направило для подавления восстания 60-тысячное войско. 3 октября 1670 г. под Симбирском правительственное войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесли разинцам жестокое поражение. Разин был ранен и бежал на Дон, в Кагальницкий городок, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на все казачество, схватили его и выдали правительственным воеводам.

Разина пытали и летом 1671 г. казнили на Болотной площади в Москве вместе с братом Фролом. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням.

Главными причинами поражения восстания Разина явились его стихийность и низкая организованность, разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина, отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей. Даже в том случае, если бы разинцам удалось одержать победу и захватить Москву (в России такого не случалось, но в других странах, например, в Китае, восставшим крестьянам несколько раз удавалось взять власть), они не смогли бы создать новое справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счет захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах. Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа неорганизованных крестьянских и казацких масс неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию российского государства

В исторической науке нет единства по вопросу о том, считать ли восстание Разина крестьянско-казацким восстанием или крестьянской войной. В советское время употреблялось наименование "крестьянская война", в дореволюционный период речь шла о восстании. В последние годы вновь преобладающим является определение "восстание".

На что следует обратить внимание при ответе:

Причины "бунташности" XVII в. - становление крепостничества и рост государственных повинностей, вызванный многочисленными войнами и увеличением государственного аппарата в связи с завершением централизации и постепенным формированием абсолютизма.

Все восстания XVII в. были стихийными. Участники событий действовали под влиянием отчаяния и стремления захватить добычу. Следует отметить принципиальную разницу в исходе Соляного и Медного бунтов, вызванную укреплением власти между 1648 и 1662 гг.

Говоря о восстании Разина, следует отметить, что большинство крупных восстаний начиналось на окраинах, поскольку там, с одной стороны, скапливалось много беглых, не обремененных большим хозяйством и готовых к решительным действиям, а с другой стороны, власть там была гораздо слабее, чем в центре страны.

К данной теме относится также восстание в Соловецком монастыре (1667-1676 гг.), о котором говорится в теме 28 в связи с церковным расколом.

________________________________________

17 век, стал веком многочисленных народных восстаний, вызванных ухудшением экономического и политического положения России из-за голода, интервенции, ослабления власти, борьбы за царский престол. Разрозненные крестьянские восстания летом 1606 г. переросли в крестьянскую войну под предводительством И. Болотникова. Причиной этого восстания стала попытка В.Шуйского восстановить уплату налогов, которые отменил Лжедмитрий I . Восставшие в Путивле крестьяне и холопы во главе с Болотниковым пошли на Москву. К ним примкнуло дворянство южных уездов под предводительством Г.Сумбулова и П.Ляпунова.

К восставшим присоединилось население южных и юго-западных областей России, а также Нижнего и Среднего Поволжья. Одержав несколько побед над царскими войсками, Болотников, взяв Калугу и Каширу, остановился в Коломенском. Однако под Москвой произошло разделение войск. Дворянские отряды частично перешли на сторону Шуйского. Оставшиеся дворяне - Григорий Шаховской и Андрей Телятевский до конца поддерживали Болотникова, но из-за разности задач стоящих перед ними внесли раскол в ряды войска.

При осаде Москвы Болотников потерпел поражение и отошел к Калуге. Тверские и донские казаки помогли восставшим отступить к Туле. После четырехмесячной осады, Шуйскому обманом удалось склонить Болотникова к капитуляции. Он обещал сохранить жизни восставшим, если они прекратят сопротивление. Однако боярское правительство не сдержало свое обещание - над участниками крестьянско-дворянской смуты была учинена жестокая расправа. Самого Ивана Болотникова сослали в далекий Каргополь, где вскоре он был втайне ослеплен и утоплен.

Причиной неудачи этого восстания стало отсутствие четкой программы и дисциплины в войске.

Многочисленные восстания середины 17 в. свидетельствовали о кризисном состоянии страны. Соляной бунт в 1648 г. в Москве возник по причине замены единого налога налогом на соль, что вызвало ее значительное подорожание.

В Пскове и Новгороде в 1650 г. произошли волнения из-за резкого увеличения цены на хлеб.

Огромное количество выпущенных правительством медных денег привело к быстрому падению их стоимости. Это стало причиной обнищания низших слоев населения Москвы. Летом 1662 г. произошел «медный бунт», и медные деньги были изъяты из обращения.

Соборное уложение 1649 г. ухудшило положение крестьян. Увеличился поток беднейших слоев населения, бегущих на Дон, где действовало правило «с Дону выдачи нет». Однако на Дону к этому времени были распределены все плодородные земли и пастбища, поделена большая часть царского жалования. После ухода казаков из Азова в 1642 г., они лишились выхода к Азовскому и Черному морям. Для беглых из России остался только один источник существования - военная добыча.


В 1667 г. зажиточный казак Степка Разин , собрав отряд из «голытьбы», отправился в поход «за зипунами» на Волгу, а затем на р. Яик; в 1668 1669 гг. опустошил персидское побережье Каспии и вернулся на Дон с богатой добычей. Весной 1670 г. Разин объявил себя атаманом и захватил власть на всем Нижнем Поволжье. Он обещал простому народу свободу и вольное казацкое устройство без податей и повинностей. К войску Разина присоединялись отряды чувашей, мари, мордвы и татар. Семитысячный отряд Разина, одержав победу над стрельцами, овладел городами Царицын и Астрахань. Двигаясь вверх по Волге, его войско дошло до Симбирска и 4 сентября 1670 г. осадило его.

На помощь осажденному городу 3 октября 1670 г. подошло 60-тысячное царское войско. Разин потерпел поражение и отошел на Дон. Восстание охватило район между Волгой и Окой, его очаги были подавлены лишь к лету 1671 г. Степан Разин был схвачен на Дону казачьей верхушкой и выдан царю в апреле 1671 г.

К причинам поражения восстания Разина можно отнести его стихийность, отсутствие у восставших четкой программы и плана действий, слабая дисциплина в войсках, плохое вооружение и противоречия между различными социальными группами восставших.

Борьба за престол, голод, ослабление центральной власти, ухудшение ситуации в экономике, интервенция – все это причины народных движений в России в 17 веке. Разоренные крестьяне восстали. В 1606 году началась, под предводительством Болотникова, крестьянская война. В качестве ее причины историки называют попытку Шуйского вернуть все отмененные Лжедмитрием 1 налоги. К крестьянской войне примкнуло и дворянство южных российских уездов под предводительством Ляпунова и Сумбулова. Позже к восстанию присоединилось и население Поволжья и юго-западных областей страны. Кашира и Калуга были взяты. Но, под Москвой Болотникова ждало жестокое поражение. Стоит отметить, что из дворянских отрядов верность Болотникову сохранили только Телятевский и Шаховской. Остальные переметнулись к Шуйскому.

Остатки войска Болотникова отступили к Калуге, а потом к Туле при помощи Терских казаков. На капитуляцию Болотников согласился только после четырехмесячной осады. Шуйский обещал в случае сдачи города, сохранить всем жизнь. Но, как это часто бывает, обещание не было выполнено. Всех участников восстания ждала суровая кара. Болотников был сослан в Каргополь, где тайно ослеплен и утоплен. Одной из основных причин поражения, по мнению ученых, стало отсутствие дисциплины в войске и четкой программы действий.

Народные восстания в 17 веке только подчеркнули углубление кризиса в стране. Следующим заметным восстанием стал Соляной бунт 1648 года. Замена налогом на соль единого налога, принятого раньше, привела к резкому увеличению ее стоимости. Подорожание хлеба в Новгороде в 1650 году, так же, привело к народным волнениям.

Падение стоимости медных денег (в силу большого количества выпущенных медных монет) вызвало крайнее обнищание беднейших слоев населения Москвы. Это повлекло летом 1662 года бунт, получивший название Медного. В результате медные монеты изъяли из оборота.

Положение крестьян, и без того непростое, стало еще более тяжелым после принятия Соборного уложения 1649 года. Все больше крестьян бежали на Дон. Правило «С Дону выдачи нет» все еще действовало. Но, единственным источником существования донских казаков осталась, после ухода их из Азова в 1642 году, военная добыча.

Казак Степан Разин, собрав небольшой отряд, в 1667 году двинулся в поход «за зипунами». Ввернувшись с богатой добычей, он снискал себе славу удачливого атамана. В 1670 году Разин смог захватить власть в Нижнем Поволжье, обещая народу, примкнувшему к нему справедливую казацкую жизнь и отсутствие всяких податей или налогов. К быстро растущему войску присоединялись многочисленные отряды татар, чувашей, мордвы, мари. Овладев Астраханью и Царицыным, Разин двинулся вверх по Волге и, 4 сентября 1670 года, осадил Симбирск. На помощь городу 3 октября вышло шестидесятитысячное царское войско. Разин, проиграв сражение, отступил к Дону. Весь район между Доном и Волгой теперь был охвачен восстанием. Только весной 1671 года Степан Разин был схвачен и выдан царю. Историки считают причинами поражения этого восстания слабую дисциплину войска, плохое вооружение, и серьезные противоречия между социальными группами восставших.

17-й век стал временем многочисленных народных восстаний, вызванных ухудшением экономического и политического положения России из-за голода, интервенции, ослабления власти, борьбы за царский престол. Разрозненные крестьянские восстания летом 1606 г. переросли в под предводительством И. Болотникова. Причиной этого восстания стала попытка В. Шуйского восстановить уплату налогов, отмененных Лжедмитрием 1-м . Восставшие в Путивле крестьяне и холопы во главе с Болотниковым пошли на Москву. К ним примкнуло дворянство южных уездов под предводительством Г. Сумбулова и П. Ляпунова.

К восставшим присоединилось население южных и юго-западных областей России, а также Нижнего и Среднего Поволжья. Одержав несколько побед над царскими войсками, Болотников, взяв Калугу и Каширу, остановился в Коломенском. Однако под Москвой произошло разделение войск. Дворянские отряды частично перешли на сторону Шуйского. Оставшиеся дворяне - Григорий Шаховской и Андрей Телятевский - до конца поддерживали Болотникова, но из-за разности задач, стоящих перед ними, внесли раскол в ряды войска.

При осаде Москвы Болотников потерпел поражение и отошел к Калуге. Тверские и донские казаки помогли восставшим отступить к Туле. После четырехмесячной осады Шуйскому обманом удалось склонить Болотникова к капитуляции. Он обещал сохранить жизни восставшим, если они прекратят сопротивление. Однако боярское правительство не сдержало свое обещание - над участниками крестьянско-дворянской смуты была учинена жестокая расправа. Ивана Болотникова сослали в далекий Каргополь, где он был втайне ослеплен и утоплен.

Причиной неудачи этого восстания стало отсутствие четкой программы и дисциплины в войске.

Многочисленные восстания середины 17-го в. свидетельствовали о кризисном состоянии страны. Соляной бунт в 1648 г. в Москве возник по причине замены единого налога налогом на соль, что вызвало ее значительное подорожание.

В Пскове и Новгороде в 1650 г. произошли волнения из-за резкого увеличения цены на хлеб.

Огромное количество выпущенных правительством медных денег привело к быстрому падению их стоимости. Это стало причиной обнищания низших слоев населения Москвы. Летом 1662 г. произошел Медный бунт, и медные деньги были изъяты из обращения.

Ухудшило положение крестьян. Увеличился поток беднейших слоев населения, бегущих на Дон, где действовало правило «с Дону выдачи нет». Однако на Дону к этому времени были распределены все плодородные земли и пастбища, поделена большая часть царского жалования. После ухода казаков из Азова в 1642 г. они лишились выхода к Азовскому и Черному морям. Для беглых из России остался только один источник существования - военная добыча.

В 1667 г. зажиточный казак Степка Разин , собрав отряд из «голытьбы», отправился в поход «за зипунами» на Волгу, а затем на р. Яик. В 1668-1669 гг. он опустошил персидское побережье Каспии и вернулся на Дон с богатой добычей. Весной 1670 г. Разин объявил себя атаманом и захватил власть на всем Нижнем Поволжье. Он обещал простому народу свободу и вольное казацкое устройство без податей и повинностей. К войску Разина присоединялись отряды чувашей, мари, мордвы и татар. Семитысячный отряд Разина, одержав победу над стрельцами, овладел Царицыным и Астраханью. Двигаясь вверх по Волге, его войско дошло до Симбирска и 4 сентября 1670 г. осадило его.

На помощь осажденному городу 3 октября 1670 г. подошло 60-тысячное царское войско. Разин потерпел поражение и отошел на Дон. Восстание охватило район между Волгой и Окой, его очаги были подавлены лишь к лету 1671 г. Степан Разин был схвачен на Дону казачьей верхушкой и выдан царю в апреле 1671 г.

К причинам поражения восстания Разина можно отнести его стихийность, отсутствие у восставших четкой программы и плана действий, слабую дисциплину в войсках, плохое вооружение и противоречия между различными социальными группами восставших.


Восстание Хлопка 1603 г.

Предводитель: Хлопк Косолап

Причины восстания:

Рост цен;

Спекуляция хлебом;

Угнетение народа;

Состав восставших: Холопы.

Главная задача царя Федора Иоанновича (среднего сына Грозного) и его советников заключалась в преодолении хозяйственной разрухи. Дав некоторые льготы дворянству и посадским людям, правительство в то же время пошло по пути дальнейшего закабаления крестьянства. Это вызвало недовольство широких народных масс. Крестьяне связывали ухудшение своего положения с именем Бориса. Они утверждали, что их закрепостили при царе Федоре Иоанновиче по наущению боярина Бориса Федоровича Годунова.

Положение в стране еще более обострилось из-за неурожая. В 1601 году более двух месяцев шли дожди. Потом очень рано, в середине августа, ударили морозы и выпал снег, что привело к гибели урожая. В несколько раз выросли цены, началась спекуляция хлебом. В следующем 1602 году посевы озимых вновь не дали всходов. Снова, как и в 1601 году, наступили ранние холода. Цены выросли уже более чем в 100 раз. Борис Годунов организовал государственные работы. Он привлекал москвичей и хлынувших в столицу беженцев к строительству, используя уже имевшийся опыт возведения колокольни Ивана Великого, раздавая хлеб из государственных закромов, разрешил холопам уходить от своих господ и искать возможности прокормиться. Но все эти меры не имели успеха. Поползли слухи, что на страну наложено наказание за нарушение порядка престолонаследия, за грехи Годунова. В центре страны вспыхнуло восстание холопов (1603–1604) под предводительством Хлопка Косолапа. Оно было жестоко подавлено, а Хлопок казнен в Москве.

Восстание И. И. Болотникова 1606 г.

Предводитель: И. И. Болотников

Причины восстания:

Стремление вернуть старые общинные порядки;

Угнетение народа;

Состав восставших: крестьяне, холопы, посадское население, казачество, дворяне и другие служилые люди.

В 1606 году после смерти Лжедмитрия, по указанию которого был убит Борис Годунов, на престол вступил боярский царь Василий Шуйский. Политический конфликт, порожденный за власть и корону, перерос в социальный, народ окончательно потерял веру в улучшение своего положения, вновь выступил против властей. В 1606-1607 годах вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова, которые многие историки считают пиком Крестьянской войны.

И. И. Болотников был боевым (военным) холопом князя Телягевского. От него он бежал к донским казакам, был захвачен в плен крымскими татарами и продан в рабство в качестве гребца на турецкую галеру. После разгрома турецкого флота немецкими кораблями И. И. Болотников оказался в Венеции. После встречи И. И. Болотникова в Самборе в замке Мнишков с похожим на Лжедмитрия I Михаилом Молчановым, бежавшим из Москвы и выдававшим себя за спасшегося царя. И. И. Болотников получил от Молчанова грамоту, скрепленную выкраденной из Москвы Молчановым государственной печатью, в которой он назначался воеводой царя, также получил саблю, шубу и 60 дукатов. Затем через Германию и Польшу в качестве воеводы царя Дмитрия прибыл в Путивль.

Опорой И. И. Болотникова стала Комарицкая волость. Здесь в районе города Кромы скопилось много казаков, поддерживавших Лжедмитрия I, освободившего этот край на 10 лет от налогов. Став во главе казацких отрядов, И. И. Болотников из Кром двинулся на Москву летом 1606 года. Вскоре небольшой отряд И. И. Болотникова превратился в мощное войско, в состав которого вошли крестьяне, жители городов и даже недовольные боярским правительством отряды дворян и казаков. Выступая, как воевода царя Дмитрия Ивановича, слух, о спасении которого вновь ожил в годы правления Василия Шуйского, И. И. Болотников разбил правительственные войска под Ельцом, овладел Калугой, Тулой, Серпуховом.

В октябре 1606 году армия И. И. Болотникова осадила Москву, расположившись у села Коломенского. В это время на стороне восставших было более 70 городов. Два месяца длилась осада Москвы. В решающий момент измена дворянских отрядов, перешедших на сторону Василия Шуйского, привела к разгрому армии И. И. Болотникова. Добиваясь поддержки бояр и дворян, Василий Шуйский в марте 1607 году издал «Уложение о крестьянах», вводившее 15-летний срок сыска беглых.

И. И. Болотников был отброшен к Калуге и осажден царскими войсками. С помощью пришедшей с Терека по Волге повстанческой армии «царевича Петра» (так называл себя холоп Илья Горчаков – Илейка Муромец) И. И. Болотников вырвался из осады и отступил к Туле. Трехмесячную осаду Тулы возглавил сам Василий Шуйский. Река Упа был перегорожена плотиной и крепость затоплена. После обещания В. И. Шуйского сохранить жизнь восставшим те открыли ворога Тулы. Царь жестоко расправился с повстанцами. И. И. Болотников был ослеплен, а затем утоплен в проруби в городе Каргополе. Илейка Муромец был казнен в Москве.

В восстании И. И. Болотникова принимали участие представители разных социальных слоев – крестьяне, холопы, посадское население, казачество, дворяне и другие служилые люди. Казачество, обладая оружием, имея военный опыт, крепкую организацию составило ядро армии восставших.

Идеологические представления восставших, несмотря на категоричность их требований, имели царистский характер. Наивный монархизм, вера в «доброго» царя лежали в основе взглядов казачества и крестьянства на государственное устройство. Крестьянство и казачество видели цель восстания в возвращении к старым, общинным порядкам.

Соляной Бунт 1648 г.

Состав восставших: Холопы, горожане, верхушка посада, стрельцы, дворяне;

Причины восстания:

Увеличение косвенных налогов на соль в 4 раза;

Ухудшение положения населения в стране;

«Соляной бунт» получил такое название, потому что поводом для него послужило недовольство налогом на соль. Этому событию предшествовал общий кризис системы налогообложения. Все комплексные денежные и натуральные повинности, несло посадское население. Между тем в городах бок о бок с тяглым посадским населением жили ремесленники и торговцы из белых слобод, назвавшихся так потому, что они были обелены, или освобождены от тягло. Белые слободы принадлежали крупным духовным и светским феодалам. Население белых слобод являлось зависимым от своих феодалов, но его материальное положение было лучшим, чем у свободных людей. Отсюда наблюдалось стремление посадских обменять свою тяжелую свободу на сравнительно легкую зависимость путем закабаления за сильными вельможами. Дошло до того, что в некоторых городах население белых слобод сравнялось с населением посадов. Таким образом, подати выплачивало все меньше и меньше налогоплательщиков, а тягло, падавшее на каждого из них, естественно, возросло. Вскоре властям стало очевидной бессмысленность дальнейшего увеличение прямых налогов ввиду сокращения и подрыва платежеспособности тяглого населения.

Официальные документы того времени откровенно признают, что сбор стрелецких и ямских денег шел крайне неровно из-за массового уклонения посадских людей: «иные и не платят, потому что ни в разряде в списках, ни в писцовых книгах имен их нет, и живут все в уезде в избытых». Назарий Чистой, бывший гость, ставший думным дьяком, предложил по примеру западноевропейских стран сделать основной упор на косвенные налоги. В 1646 г. некоторые из прямых налогов были отменены, а вместо этого вчетверо повышена пошлина на соль – с пяти копеек до двух гривен с пуда. Поскольку продажа соли являлась государственной монополией, Чистой уверял, что соляной налог обогатит казну. На деле вышло обратное, так как покупатели до предела сократили потребление соли. Более того, соляной налог привел к непредсказуемым последствиям. На Волге из-за дороговизны соли гнили тысячи пудов рыбы, которой простой народ, питался во время поста. В начале 1648 г. неудачный налог был отменен, но при этом от тяглых людей потребовали внести старые подати за три года подряд. Недовольство народа усиливалось злоупотреблениями царских приближенных: воспитателя царя боярина Морозова, царского тестя князя И. Д. Милославского, окольничего Л. С. Плещеева, начальника Пушкарского приказа Траханиотова.

Вспышка стихийного недовольства произошла в начале лета 1648 г. Простое население Москвы несколько раз пыталось подать челобитную на царских приближенных, однако челобитные не принимались, что подвигло недовольных на более решительные действия. 25 мая 1648 г. когда царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья, толпа остановила его экипаж и потребовала остановить Л. С. Плещеева. Царь обещал, и народ уже стал расходиться, как вдруг несколько придворных из числа сторонников Плещеева ударили несколько человек нагайками. Рассвирепевшая толпа обрушила на них град камней и ворвалась в Кремль. Чтобы остановить мятеж, Плещеев был выдан на казнь, но толпа вырвала его из рук палача и убила. Бежавшего Траханитого поймали и казнили. Когда убивали дьяка Назария Чистого, толпа приговаривала: «Вот тебе, изменник, за соль». Был разграблен дом гостя Шорина, которого обвиняли в повышении цены на соль. В довершение несчастий в Москве начался страшный пожар.

Стрельцы, которым долго задерживали жалование, перешли на сторону восставших, что придало бунту особенный размах. Верным правительству остался лишь отряд служивых иностранцев, двинувшийся на защиту царского дворца с распущенными знаменами и барабанным боем. Под прикрытием немцев начались переговоры со взбунтовавшимися. Большинство приближенных, чьи головы требовала толпа, были выданы на расправу. Царь объявил народу, что жалеет о бесчинствах Плещеева и Траханитова. С большим трудом удалось спасти боярина Морозова. Царь слезно просил толпу: «Я обещал выдать вам Морозова и должен признаться, что не могу его совершенно оправдать, но не могу решиться и осудить его: это человек мне дорогой, муж сестры царицыной, и выдать его на смерть будет мне очень тяжко». Морозова отправили в безопасное место, в почетную ссылку в Кириллов- Белозерский монастырь, причем царю пришлось дать обещание, что он никогда не возвратит боярина в Москву.

Царь приказал угостить стрельцов вином и медом, им было выдано повышенное жалование. Царский тесть Милославский зазвал на пир выборных от черных сотен и угощал их несколько дней сряду. С помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание удалось подавить.

Восстание в Москве, получившее название «соляной бунт», не было единственным. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания прошли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже, Курске, Владимире, Пскове, сибирских городах.

Восстания в Новгороде и Пскове 1650 г.

Предводители: подьячий Томилка Васильев, стрельцы Порфирий Козу и Иова Копыто. (Псков) митрополичий приказной Иван Жеглов.(Новгород)

Состав восставших: Городское население, крестьянство

Причины восстания:

Сложное экономическое положение страны;

Скупка хлеба для выплаты долга Швеции;

Неурожайный год;

Рост цен на хлеб.

Менее чем через год после принятия Соборного Уложения вспыхнули волнения в Пскове и Новгороде, двух городах, в которых еще не угасло собрание горожан для решения общественных дел. Поводом к волнениям послужило известие об отправки хлеба в Швецию в счет погашения долгов правительства. Городская беднота, обратились к властям с просьбой не отправлять хлеб, так как городу грозил голод. Получив отказ 28 февраля 1650 году, псковичи вышли из повиновения. Воевода Собакин потерял власть над городом. Своими предводителями псковичи выбрали триумвират из площадного подьячего Томилку Васильева и стрельцов Порфирия Козу и Иова Копыто.

Через две недели волнения перекинулись в Новгород. Воевода князь Хилков и митрополит Никон пытались подавить волнения силой, но стрелецкие головы и дети боярские не могли ничего сделать с восставшими. Предводителем новгородцев стал освобожденный из тюрьмы митрополичий приказной Иван Жеглов. В земской избе заседало правительство в составе Жеглова, сапожника Елисея Григорьева по прозвищу Лисица, стрелецкого пятидесятника Киршы Дьяволова и других. Но это выборное правительство не сумело организовать оборону Новгорода. Думали отправить послов в Псков, чтобы обоим городам стоять заодно, но эти планы не были исполнены, и дело ограничилось тем, что в Москву была отправлена челобитная с заверениями в верности новгородцев, наказавших изменников. Среди самих восставших очень быстро начались колебания. Зажиточная часть горожан опасалась повторение новгородского погрома восьмидесятилетней давности.

Между тем для усмирения Новгорода был направлен отряд ратных людей во главе с князем И. Н. Хованским. Царь Алексей Михайлович потребовал выдать зачинщиков, грозя в противном случае прислать воевод с многими ратными людьми. С красноречивыми увещеванием выступал митрополит Никон, на его сторону встала зажиточная часть новгородцев. В результате в середине апреля князь Хованский был впущен в город, а из Москвы пришел приговор: казнить смертью Жеглова и Елисея Лисицу, а других зачинщиков бить кнутом нещадно и сослать в Астрахань на вечное житье.

Псков оказал более ожесточенное сопротивление. Восставшие силой взяли у воеводы свинец, порох и ключи от города. Князя Хованского, который после покорения Новгорода осадил со своим отрядом Псков, встретили стрельбою из пушек и пищалей. Военные действия продолжались несколько месяцев, и князь Хованский никак не мог взять хорошо укрепленный город. Более того, к Пскову присоединился Гдов и Изборск. Восставшие, зная о расправе над новгородцами, отказывались покориться.

Неспокойная обстановка в самой Москве и других городах заставляла воздержаться от применения силы. Власти сделали ставку на привлечение зажиточной части горожан, и они действительно уговорили своих сограждан целовать крест государю. С большим трудом псковичей удалось привести к присяге, а затем, несмотря на все сделанные до этого заверения, началась расправа над зачинщиками. Они были схвачены и отправлены в Новгород, где их посадили в тюрьму в оковах.

Медный бунт 1662 г.

Состав восставших: Чернь, солдаты, горожане, крестьяне.

Причины восстания:

Экономическое положение страны;

Выпуск медных денег;

Рост цен.

Если «соляной бунт» был порожден кризисом налогообложения, то причиной «медного бунта» стал кризис денежной системы. В Московском государстве в ту пору не было собственных золотых и серебреных рудников, и драгоценные металлы привозили из-за границы. На Денежном дворе из серебреных иоахимсталеров, или, как называли на Руси – «ефимков» чеканили русскую монету: копейки, деньги-полукопейки и полушки-четверти копеек. Затяжная война с Польшей из-за Украины потребовала огромных расходов, в связи, с чем по совету А. Л. Ордин-Нащокина начался выпуск медных денег по цене серебряных. Как и в случае с налогом на соль, результат оказался прямо противоположным задуманному. Несмотря на строгий царский указ, никто не хотел принимать медь, а крестьяне, с которыми расплачивались, медными полтинами и алтынами, «худыми и неровными», прекратили подвоз в города сельскохозяйственных продуктов, что привело к голоду. Полтины и алтыны пришлось изъять из оборота и перечеканить в копейки. Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками. Однако правительство не сумело избежать соблазна легким способом пополнить казну и безмерно увеличило выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове. При этом, выплачивая жалование служилым людям медными деньгами, правительство требовало уплаты налогов («пятой деньги») серебром. Вскоре медные деньги обесценились, за 1 рубль серебром давали 17 рублей медью. И хотя строгий царский указ запрещал поднимать цены, все товары резко подорожали.

Большой размах получило фальшивомонетничество. По Соборному Уложению 1649 г. за подделку монеты преступникам заливали горло расплавленным металлом, но угроза ужасной казни никого не останавливала, и поток «воровских денег» наводнил государство. Розыск привел к мастерам, работавшим на Денежном дворе, «потому что до того времени, как еще медных денег не было, и в то время жили они не богатым обычаем, а при медных деньгах испоставили себе дворы, каменные и деревянные, и платья себе и женам поделали с боярского обычая, так же и в рядах всякие товары и сосуды серебряные и съестные запасы почали покупать дорогою ценою, не жалея денег». В подделке монеты были замешаны верные головы и целовальники, приставленные к Денежному двору для контроля за чеканкой монеты. Они были из гостей и торговцев, «людей честных и пожиточных». Как писал Г. Котошихин, «возмутил их разум Диавол, что еще несовершенно богати, покупали медь на Москве и в Свейском государстве, и привозили на Денежные дворы с царской медью вместе, и велели делать деньги, и, сделав, свозили с Денежного двора с царскими деньгами вместе, и царские деньги в казну отдавали, а свой к себе отвозили». Как всегда, пострадали рядовые исполнители – их казнили, им отрубали руки и персты и ссылали в дальние города. Богачи откупились от наказания, давая «посулы большие боярину, царскому тестю, Илье Даниловичу Милославскому, да думному дворянину Матюшкину, за которым была прежнего царя Царицына родня сестра, да дьяком, а в городах посулы ж воеводам и приказным людям; и они, для тех посулов, тем вором помогали и из бед избавливали».

Простой народ был возмущен безнаказанностью бояр. 25 июля 1662 г. на Лубянке были обнаружены листы с обвинениями в адрес князя И. Д. Милославского, несколько членов Боярской думы и богатого гостя Василия Шорина. Их обвиняли в тайных сношениях с Польшей, что не имело под собой никакого основания. Но недовольным людям нужен был повод. Показательно, что объектом всеобщей ненависти стали те же самые люди, которых обвиняли в злоупотреблениях во время «соляного бунта», и точно так же, как 14 лет тому назад, толпа напала и разгромила дом гостя Шорина, собиравшего пятую деньгу во всем государстве. Несколько тысяч человек отправились к царю Алексею Михайловичу, находившемуся в своем загородном дворце в селе Коломенском. Царь был вынужден выйти к народу, и перед церковью разыгралась сцена, являвшаяся нарушением всех правил придворного этикета. Простолюдины окружили царя, держали его за пуговицы, спрашивали: «Чему верить?», а когда Алексей Михайлович дал слово расследовать дело, один из толпы бил с царем всея Руси по рукам. Толпа отправилась восвояси, но этому дню не суждено было кончиться мирно.

Навстречу из Москвы валила еще одна многотысячная толпа, настроенная гораздо воинственнее. Мелкие торговцы, мясники, хлебники, пирожники, деревенские люди вновь окружили царя Алексея Михайловича и на сей раз уже не спросили, а требовали выдать ей изменников на расправу, угрожая: «будет он добром им тех бояр не отдаст, и они у него учнут имать сами, по своему обычаю». Однако в Коломенском уже появились стрельцы и солдаты, отправленные боярами на выручку. Поэтому, когда Алексею Михайловичу стали угрожать, он возвысил голос и велел стольникам, стряпчим, жильцам и стрельцам рубить мятежников. Безоружную толпу загнали в реку, более семи тысяч человек были перебиты и захвачены. Г. Котошихин описывает кровавый финал медного бунта, «И того ж дни около того села повесили со 150 человек, а достальным всем был указ, пытали и жгли, и по сыску за вину отсекали руки и ноги и у рук и у ног пальцы, а иных, бив кнутьем, и клали на лице на правой стороне признаки, разжегши железо накрасно, а поставлено на том железе «буки» то есть, бунтовщик, чтоб был до веку признатен; и чиня им наказания, разослали всех в дальние городы, в Казань, и в Астрахань, и на Терки, и в Сибирь, на вечное житье …а иным пущим вором того ж дни, в ночи, учинен указ, завязав руки назад посадя в большие суды, потопили в Москве реке». Розыск в связи с «медным бунтом» не имел прецедентов. Всех грамотных москвичей заставили дать образцы своего почерка, чтобы сличить их с «воровскими листами», послужившими сигналом для возмущения. Впрочем, зачинщиков так и не нашли.

«Медный бунт» был выступлением городских низов. В нем приняли участие ремесленники, мясники, пирожники, крестьяне пригородных сел.

Из гостей и торговых людей «к тем ворам не пристал ни один человек, еще на тех воров и помогали, и от царя им было похваление». Несмотря на беспощадное подавление бунта, он не прошел бесследно. В 1663 г. по царскому указу медного дела дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, а в Москве была возобновлена чеканка серебряной монеты. Жалования всяких чинов служилым людям опять стали выплачивать серебряными деньгами. Медные деньги изъяли из обращения, частным лицам было велено их переплавить на котлы или приносить в казну, где за каждый сданный платили 10, а позже еще меньше – 2 деньги серебром. По замечанию В. О. Ключевского, «Казна поступила как настоящий банкрот, заплатила кредиторам по 5 копеек или даже по 1 копейки за рубль».

Поход Василия Уса 1666 г.

восстание бунт казак раскол церковь

Предводитель: Василий Ус

Причины похода: улучшения существования казаков

Состав войска: казаки, посадский люд, крестьяне

Одним из основных районов, куда направлялись беглые крестьяне, был Дон. Здесь, на южной границе России, действовал принцип: «С Дона выдачи нет». Обороняя границы России, донские казаки часто предпринимали успешные походы (так называемые «походы за зипунами») против Крыма и Турции, возвращались с богатой добычей. В 1658-1660 гг. турки и крымские татары блокировали выход в Азовское и Черное моря: в устье Дона были сооружены две башни, перегородившие реку натянутыми между ними цепями. Объектом нападения казаков все чаще становилось побережье Каспия.

В 1666 г. отряд в 500 казаков под предводительством атамана Василия Уса предпринял поход с Дона через Воронеж на Тулу. Казаки, желая на военной службе получить средства к существованию, шли в Москву, чтобы предложить правительству свои услуги в связи с войной России и Польши. В ходе движения в отряд вливались крестьяне, бежавшие от господ, а также посадский люд. Отряд Василия Уса вырос до 3 тыс. человек. С большим трудом царские воеводы с помощью регулярных войск вынудили Василия Уса отойти на Дон. Многие из участников похода Василия Уса впоследствии влились в повстанческую армию Степана Разина.

Восстание Степана Разина 1670–1671 гг.

Предводитель: Степан Разин

Причины восстания:

Чрезмерный феодальный гнет;

Усиление централизованной власти;

Введение соборного уложения 1649г (Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян).

Весной 1670 года С. Т. Разин начал поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва и др.

Среди народа распространились «прелестные (от слова "прельщать") письма» С. Т. Разина, в которых излагались требования восставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей.

Весной 1670 года С. Т. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспечить свой тыл, летом того же года разинцы заняли Астрахань, черный люд которого открыл восставшим ворота города. Армия восставших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. Надо отметить, что разинцы в духе того времени не щадили своих противников – пытки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбирска приходится наивысший подъем движения. Восстание охватило громадную территорию – от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья.

Осенью 1670 года царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление восстания. В октябре 1670 года осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско С. Т. Разина разбито, а сам руководитель восстания, тяжелораненый, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили С. Т. Разина и выдали его правительству. Летом 1671 году мужественно державшийся во время пыток С. Т. Разин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 года.

Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в 1667 году казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность царю. Казачество все больше внимания стало уделять хлебопашеству.

Восстание С. Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы, усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII – первой четверти XVIII века.

Церковный Раскол 1666–1667 гг.

Предводитель: Патриарх Никон, протопопом Аввакумом.

Причины раскола:

Властный Патриарх Никон стремился превратить русскую церковь в центр мирового православия;

Разногласия между Никоном и старообрядцем протопопом Аввакумом.

Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков – старообрядцы – отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам – греческим или русским – унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься – двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход – по ходу солнца или против солнца и т. д.

Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями расколоучителей, бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. Здесь нашли приют многие разинцы. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50.

Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск (низовье Печоры) и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещению» – самосожжению в ответ на приход в мир «Никона-Антихриста». Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев патриарха Никона. Добившись титула «великого государя», святейший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор с участием Александрийского и Антиохийского патриархов, которые имели полномочия от двух других православных патриархов – Константинопольского и Иерусалимского, сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон возвратился из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля. Он похоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой (г. Истра), который сам и построил по тому же плану, что и иерусалимские святыни, - Москва виделась Никону истинным центром мирового христианства.