Исторический путь развития человека. Этапы развития человечества

На написание данной статьи меня подтолкнула моя предыдущая публикация о казусе самозакрепощения . Там мной была затронута тема формаций, которую я хочу рассмотреть более подробно.

Это может показаться скучным, особенно после нудного заучивания сухих фактов на уроках истории в школе или институте, но, по-моему, это очень увлекательно и захватывающе. Очень интересно понимать общество, в котором мы все живём. Представляя себе общие для человечества этапы и законы социальной эволюции, можно лучше понять наше прошлое, а самое интересное - попытаться экстраполировать их на будущее и сделать предположение о том, что всех нас ждёт впереди.

Формационный подход

Источник изображения: www.fotosimagenes.org Или подход общественно-экономических формаций был разработан Карлом Марксом и, в последствии, развивался Фридрихом Энгельсом, но потом, к сожалению, у него была трудная история и сейчас, как и всё учение Маркса, формационный подход, мягко говоря, не пользуется популярностью. Надеюсь, данное упущение будет исправлено научным сообществом.

Критерием в данном подходе является общественно-экономическая формация - ступень социальной эволюции, которая характеризуется определённым для данной формации способом производства и соответствующими ему производственно-экономические отношениями.
Например, феодализм, как общественно-экономическая формация характеризуется феодальным способом производства: аграрная экономика, преобладание сельского населения, отсутствие или зачатки промышленных отраслей. Феодальный способ производства соответствует феодальным производственно-экономическим отношениям: господствующий класс (землевладельцы) путём внеэкономического принуждения получал с крестьян (эксплуатируемого класса) ренту.

Ниже я выделил основные черты и особенности всех формаций.

Первобытно-общинный строй

Также имеет названия: доаграрное, охотничье-собирательское общество или общество первобытного коммунизма.

  • Характерные черты:
    • присваивающий (непроизводящий) принцип производства;
    • отсутствие государства, классов и частной собственности;
    • равное положение членов общины по отношению к средствам производства.
  • Качественные изменения: выход человека из царства животных.
  • Основной принцип производства: охотничье-собирательский.
  • Классовый состав: отсутствует.
  • Государство: отсутствует, иерархия основывалась на возрастной и половой дифференциации.
  • Религия: примитивные верования: анимизм, шаманизм, тотемизм.
  • Культура: так как в эту эпоху отсутствовала письменность, сложно сказать что-то конкретное.

Открытие земледелия и скотоводства позволило первобытным людям начать производить прибавочный продукт, что повлекло за собой имущественное расслоение общества, выделение богатых и рядовых членов общины, родовой знати. Также благодаря земледелию и скотоводству стал происходить рост населения, укрупнение родовых общин в племена и вождества. Военно-пленных и наиболее бедных членов общины начинают использовать как даровую трудовую силу, происходит деление общества на классы.

Общественный продукт - это совокупность материальных благ, созданных во всех отраслях материального производства (средств производства и предметов потребления).

Необходимый продукт - часть общественного продукта, необходимая для нормального, с точки зрения текущих социально-экономических условий, воспроизводства физических и духовных способностей работника и членов его семьи.

Прибавочный продукт - часть общественного продукта, производимого сверх необходимого продукта.

Рабовладельческий строй

  • Характерные черты:
    • аграрно-ремесленный принцип производства, натуральное хозяйство;
    • раб не имеет собственности на средства производства: ни на землю, ни на орудия труда, ни на скот;
    • раб полностью бесправен в обществе (раб - объект, а не субъект права);
    • низкий уровень развития техники - незаинтересованность рабов в развитии и росте производства и бесплатность труда рабов для хозяина;
  • Качественные изменения: переход от присваивающей к производящей экономике, появление классового общества, появление государства.
  • Господствующий класс: рабовладельцы.
  • Эксплуатируемый класс: рабы.
  • Метод эксплуатации: внеэкономический.
  • Государство: формы государства сильно разнятся в зависимости от плотности населения, рельефа местности и культурных различий: от греческой демократии до азиатских имерий с обширным бюрократическим аппаратом и сильным централизованным государством.
  • Религия: развитие примитивных верований в политеизм, а также при некоторых условиях появление монотеистических верований: культ Атона в Египте, Яхве в иудее.
  • Культура: зарождение светского мировоззрения в виде различных философских учений: натурфилософия, платонизм на западе; даосизм, конфуцианство на востоке.

Рабовладельческие производственные отношения, положив начало разделению труда, дав толчок развитию производственных сил, становились экономически невыгодными. Раб и результаты его труда являлись полной собственностью единоличного или коллективного владельца (общины, храма, государства), таким образом, экономическая заинтересованность раба в его деятельности фактически отсутствовала. Это стало причиной эволюции рабовладельческого строя в феодальный, путём постепенного увеличения самостоятельности рабов, например, колонат в Римской империи.

Производительные силы (нем. Produktivkräfte) - средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие.

Не все народы проходили через рабовладельческий строй. Появившись на арене истории в близости от обществ, перешедших на более высокую ступень социального развития, некоторые народы под их влиянием миновали предыдущие общественно-экономической формации. Например, славянские и германские племена завершили формирование классового общества возникновением феодального строя.

Феодализм

  • Характерные черты:
    • аграрно-ремесленный принцип производства, натуральное хозяйство, мелкое индивидуальное производство;
    • монополия господствующего класса феодалов на основное средство производства - землю;
    • собственность на землю была неразрывно связана с господством над производящим классом крестьян;
    • в отличие от рабовладельческого строя, крестьянин имел собственное хозяйство, юридически принадлежащее феодалу, но фактически передававшееся по наследству в семье крестьянина;
    • крестьянин являлся собственником орудий труда, недвижимости и скота;
    • феодал из-за своего «права» на землю безвозмездно взимал с крестьян земельную ренту (барщина, оброк).
  • Качественные изменения: утвердившаяся при феодализме хозяйственная самостоятельность крестьянина (в сравнении с положением раба) открывала возможность для увеличения производительности труда; отделение ремёсел от земледелия вело к углублению разделения труда и возникновению юридического признания собственности ремесленника на средства производства (мастерская, орудия труда) и произведённую им продукцию.
  • Господствующий класс: феодалы.
  • Эксплуатируемый класс: крестьяне.
  • Метод эксплуатации: внеэкономический.
  • Государство: на ранних этапах феодализма происходило углубление имущественного расслоения общества; появление аристократии, сословий (социальных групп, члены которых отличаются по своему правовому положению), централизация государства. Основным типом государства становится сословная монархия.
    На поздних этапах феодализма формой политического господства феодального класса становилась абсолютная монархия (абсолютизм, самодержавие).
  • Религия: распространение феодализма и его ранние этапы сопровождались распространением христианства, которое идеологически легитимизировало феодальную структуру и иерархию общества. На этапе появления новых капиталистических отношений и классов в обществе и разложения феодализма в религиозной сфере произошли радикальные изменения - Реформация - изменения в религии, которые отвечали интересам зарождавшегося класса капиталистов (см. например, протестанская трудовая этика).
  • Культура: развитие производственных сил при феодализме привело и к развитию духовной жизни. Эпоха Возрождения , характеризующаяся своим светским характером, гуманистическим мировоззрением, появлением науки, основанной на опытном знании, возвращением к античной культуре, являла собой выступление против феодализма и освобождение духовной жизни от религиозного влияния.

Поздний феодализм вылился в два совершенно разных пути своего развития. В странах Западной Европы с рано зародившимися товарно-денежными отношениями нарастание внутренних противоречий общества привело к буржуазным революциям XVI-XVIII веков, сменившим феодальную формацию капиталиcтической, как более соответствующей уровню развития производственных сил.

В части же стран Центральной и Восточной Европы процесс становления капиталистических отношений замедлился вследствие феодальной реакции, которая заключалась в установлении диктатуры дворянства, сильной централизации государства и введению суровых форм крепостничества с зачатками товарно-денежных отношений. Как следствие, барская запашка принимала характер крупного предпринимательского хозяйства, а эксплуатация крестьян носила рабовладельческий характер (некоторые историки считают это следствием увеличения спроса на хлеб со стороны стран Западной Европы, где в это время устанавливались капиталистические отношения). Поздний феодализм принял затяжной характер и завершился в некоторых странах только во второй половине XIX века.

Схожие процессы происходили в странах Азии, но там они были усугублены вмешательством стран Западной Европы, особенно в Китае и Индии.

Капитализм

  • Характерные черты и качественные изменения:
    • промышленный принцип производства;
    • господство товарно-денежных отношений и глубокое разделение труда;
    • частная собственность на средства производства;
    • переход от внеэкономического принуждения к экономическому - наёмный труд стал продаваемым товаром;
    • стремительное развитие техники и машинного производства.
  • Господствующий класс: буржуазия.
  • Эксплуатируемый класс: рабочие.
  • Метод эксплуатации: экономический.
  • Государство: ограниченная и формальная демократия.
  • Религия: во многих странах произошло отделение церкви от государства и провозглашение светского общества, хотя процент верующих все ещё достаточно высок.
  • Культура: рост слоя интеллигенции, фантастические научные достижения, научно-техническая и информационная революции дали дали человечеству огромные возможности, но оно пока не спешит их использовать в полной мере.

Пройдя через этап острой конкуренции в XIX веке и этап передела рынков сбыта в первой половине XX века (две мировые войны), сейчас капитализм находится в государственно-монополистической стадии, которая характеризуется тем, что верхушка бюрократического аппарата срослась с владельцами крупных капиталистических монополий, финансовой олигархией, что сильно укрепило позиции капитализма.

Заключение

Источниками идей Маркса были работы классической английской школы политической экономии (Адам Смит), немецкой классической философии (Гегель) и французских утопических социалистов (Сен-Симон). Таким образом, основываясь на идеях передовых мыслителей своего времени, он их развивает в духе гуманизма эпохи Возрождения, стремясь найти ответ на проблему социальных противоречий общества, которые его преследуют со времён выхода из животного царства.

Рассмотрев эволюцию человеческого общества от доисторических времён до XIX века, Карл Маркс попробовал экстраполировать собранные им данные на будущее развития человечества, и описать основные черты будущей формации.

Поскольку попытка описания будущей формации - это непростая и довольно объёмная тема, наряду с такими как анализ формаций в России и СССР (к социализму и коммунизму по сути никакого отношения не имеющих), а также текущей стадии развития капитализма, я рассмотрю их в своих будущих публикациях.

В данной статье пойдет речь об основных этапах всемирной истории: с древнейших времен и до нашего времени. Мы рассмотрим кратко основные черты каждого этапа и обозначим события\причины, ознаменовавшие переход к следующему этапу развития.

Эпохи развития человечества: общая структура

Учеными принято выделять пять основных этапов в развитии человечества, причем переход от одного к другому ознаменовывался кардинальными изменениями в структуре человеческого общества.

  1. Первобытное общество (Палеолит, Мезолит, Неолит)
  2. Древний мир
  3. Средние века
  4. Новое время
  5. Новейшее время

Первобытное общество: палеолит, мезолит, неолит

Палеолит - древнекаменный век, самый длительный этап. Границами этапа считается использование первобытных каменных орудий (около 2,5 млн.лет назад) и до начала земледелия (примерно 10 тыс лет до н.э.). Люди жили в основном собирательством и охотой.

Мезолит - средний каменный век, от 10 тыс. лет до н.э до 6 тыс лет до н.э. Охватывает период от последнего ледникового периода до момента повышения уровня мирового океана. В это время каменные инструменты становятся меньше, что делает область их применения шире. Активнее развивается рыбалка, предположительно в это время происходило одомашнивание собаки в качестве помощника на охоте

Неолит - новый каменный век не имеет четких временных границ, так как разные культуры проходили этот этап в разное время. Характеризуется переходом от собирательства к производству, т.е. земледелию и охоте, заканчивается неолит началом обработки металла, т.е. началом железного века.

Древний мир

Это период между первобытным обществом и средними веками в Европе. Хотя к периоду древнего мира можно отнести цивилизации, в которых зародилась письменность, например, шумерской, а это около 5,5 тыс лет до н.э., обычно под термином «древний мир» или «классическая древность», понимают древнюю греческую и римскую историю, что примерно с 770-х годов до н.э до примерно 476 года нашей эры (год падения Римской Империи).

Древний мир славен своими цивилизациями - Египет , Месопотамия, Индия, Персидская Империя, Арабский Халифат, Китайская Империя, Монгольская империя.

Главными особенностями древнего мира является резкий скачок культуры, связанный в первую очередь с развитием земледелия, образование городов, армии, торговли. Если в первобытном обществе существовали культы, и божества, то во времена Древнего мира развивается религия и зарождаются философские течения.

Средние века или Средневековье

Относительно временных рамок, ученые расходятся во мнении, так как окончание этого периода в Европе не означало его окончания во всем мире. Поэтому принято считать, что средневековье длилось примерно с 5 века (распад Римской империи) н.э до 15-16 или даже до 18 века (технологический прорыва)

Отличительными особенностями периода является развитие торговли, законотворчества, стабильным развитием технологий, усиление влияния городов. В это же время происходит переход от рабовладельчества к феодализму. Развиваются науки, усиливается власть религии , что приводит к крестовым походам и другим войнам на основе вероисповедания.

Новое время

Переход к новому времени характеризуется качественным скачком, который совершило человечество в области технологий. Благодаря этому рывку аграрные цивилизации, благосостояние которых строилось на наличии большой территории, позволявшей запасаться провизией, переходят к промышленности, к принципиально новым условиям жизни и потребления. В это время возвышается Европа, ставшая источником этого технологического прорыва, развивается гуманистическое отношение к миру, происходит активный подъем в науке и искусстве .

Новейшее время

К новейшем времени относят период с 1918 года, т.е. с Первой мировой войны. Период характеризуется возрастающими темпами глобализации , возрастании роли информации в жизни общества, двумя мировыми войнами и множеством революций. В целом новейшее время характеризуется как этап, в котором отдельные государства осознают свое глобальное влияние и общепланетарный масштаб существования. На первый план выходят не только интересы отдельных стран и правителей, но и общемировое существование.

Возможно, вам так же будут интересны другие статьи


Отметим сразу, что в настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный – получило научную разработку в XIX – начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.

На заре культурного развития человечества выделяется период каменного века, по длительности в несколько сотен раз превышающий всю последующую историю человечества, а периодизация внутри этого периода осуществляется в соответствии с изменением и усложнением форм каменного инвентаря. Внутри палеолита, как уже говорилось, обычно выделяются эпохи нижнего, среднего и верхнего палеолита, характерный для австралопитеков олдувейский этап, как раз и представляет собою начало нижнепалеолитической эпохи. Именно эта эпоха соотносится в широких хронологических рамках со временем питекантропов, длительность ее громадна, и она сама по себе обнаруживает значительную динамику в формах поселений древнейших коллективов людей и типах изготовляемых ими каменных орудий.

Итак, каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.

Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют “послепалеолитом” (эпипалеолитом), или “преднеолитом” (протонеолитом), иногда же не выделяют вообще.

Заключительная эпоха каменного века – новокаменный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита.

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит – 45 - 40 тыс., верхний палеолит – 12 - 10 тыс., мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа.

Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом. В настоящее время археологическая периодизация превратилась из глобальной в совокупность региональных, но и в таком виде она сохраняет немалое значение.
Более ограничена по своим целям палеоантропологическая (палеантропологическая - прим. сайт) периодизация первобытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминин, их родов и видов, а также их наименований, очень разнится у разных исследователей. Наиболее спорно периодизационное место так называемого человека умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие – уже человека. Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении ее на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями. В западной литературе они различаются как, с одной стороны, преистория, с другой – прото-, пара- или этноистория, под которыми понимаются не только разделы науки, но и изучаемые ими эпохи. Но это – главным образом источниковедческое различение: преистория изучается преимущественно археологически, протоистория – также и с помощью письменных сведений соседствующих с первобытными обществами цивилизаций, т. е. собственно исторически. Между тем выделение тех и других обществ имеет и содержательно-историческое значение. И те и другие относятся к одной общественно-экономической формации, так как критерием принадлежности к формации является способ производства, а не эпоха его существования. Однако они не тождественны по степени самостоятельности своего развития: как правило, первые испытывали меньше сторонних влияний, чем вторые. Поэтому в последнее время многие исследователи различают их как апополитейные первобытные общества (АПО) и синполитейные первобытные общества (СПО).

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории ни одна из них не в состоянии заменить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнографическим и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнографом Л. Г. Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытной истории. Использовав установившееся в XVIII в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил (“производства средств к жизни”), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней – освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.

Эта периодизация была высоко оценена Ф. Энгельсом, который в то же время положил начало ее пересмотру. Он обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства – как время производящего хозяйства. Он подчеркнул также качественное своеобразие начального. соответствующего низшей ступени дикости этапа первобытной истории как своего рода формативного периода “человеческого стада”. Такое же качественное своеобразие заключительного этапа первобытной истории, соответствующего высшей ступени варварства, было показано им в особой главе (“Варварство и цивилизация”) его работы “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Недоучет в схеме Моргана принципиальных граней, отделяющих этап зрелости первобытного общества от этапов его становления и упадка, и значительное расширение в дальнейшем фактического материала сделали необходимой разработку новой историко-материалистической периодизации первобытной истории.

Ряд периодизаций был предложен в советской науке в довоенные и особенно в послевоенные годы, но даже наиболее продуманные из них не выдержали проверки временем. В частности, выяснилось, что применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведет к теоретическим неувязкам. Так, даже создатели некоторых цивилизаций еще не знали производственного применения металлов, между тем как часть позднепервобытных племен уже освоила плавку железа. Чтобы выйти из этого противоречия, пришлось бы учитывать уровень не столько абсолютных, сколько относительных производительных сил, а тем самым в конечном счете отказаться от монистического принципа периодизации. Поэтому ученые, и прежде всего этнографы, обратились к тому критерию, на котором основано формационное членение всего исторического процесса: различиям в способе производства и, в частности, в формах производственных отношений. В связи с этим была предпринята попытка проследить развитие форм первобытной собственности, что привело к выделению, помимо этапа первобытного человеческого стада, этапов первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.

История человечества подразделяется на два основных периода: (I) эру становления человека и общества, время праобщества и праистории (1,6-0,04 млн. лет тому назад) и (II) эру развития сформировавшегося, готового человеческого общества (от 40-35 тыс. лет тому назад до современности).

Человеческая цивилизация имеет несколько исторических этапов развития. Они весьма условны, различные ученые школы могут трактовать развитие цивилизации по-разному, но, тем не менее, примерное разделение на исторические периоды помогают более четко представить себе путь человеческого общества.

Внутри последней эры отчетливо выделяются две основные эпохи:

1) доклассового (первобытного, примитивного, эгалитарного и т.п.) общества и

2) классового (цивилизованного) общества (от 5 тыс. лет тому назад до наших дней).

В свою очередь в истории человечества с момента возникновения первых цивилизаций сменились эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.), античная (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), средних веков (VI-XV вв.), новая XVI в. - 1917 г.) и новейшая (с 1917 г.).

Период прабщества и праистории (1,6-0,04 млн лет)

Человек выделился из животного мира. Как сейчас твердо установлено, между животными предшественниками человека, с одной стороны, и людьми, какими они являются сейчас (Homo sapiens), с другой, лежит необычайно длительный период становления человека и общества (антропосоциогенеза). Люди, живщие в то время, были людьми еще только формирующимися (пралюдьми).

В основе становления человека и человеческого общества лежал процесс возникновения и развития производственной деятельности, материального производства. Возникновение и развитие производства с необходимостью потребовало не только изменения организма производящих существ, но и возникновения между ними совершенно новых отношений, качественно отличных от тех, что существовали у животных, отношений не биологических, а социальных, т.е. появления человеческого общества. Социальных отношений и общества в животном мире нет. Они присущи только человеку.

Возникновение качественно новых отношений, и тем самым совершенно новых, присущих только человеку стимулов поведения, было абсолютно невозможно без ограничения и подавления, без введения в социальные рамки старых, безраздельно господствующих в животном мире движущих сил поведения - биологических инстинктов. Насущной объективной необходимостью было обуздание и введение в социальные рамки двух эгоистических животных инстинктов - пищевого и полового.

Эпоха первобытного (доклассового) общества (40-6 тыс. лет тому назад)

В развитии доклассового общества последовательно сменились стадии раннего первобытного (первобытно-коммунистического) и позднего первобытного (первобытно-престижного) обществ. Затем наступила эпоха общества переходного от первобытному к классовому, или предклассового.

На стадии предклассового общества существовали формирующийся крестьянско-общинный (пракрестьянско-общинный), формирующийся политарный (протополитарный), нобиларный, доминарный и магнарный способы производства, причем последние два нередко образовывали один единый гибридный способ производства доминомагнарный. Они по отдельности или в разных сочетаниях определяли социально-экономический тип предклассовых социоисторических организмов.

Эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.)

Первое в истории человечества классовое общество было политарным. Оно появилось впервые в конце IV тысячелетия до н.э. в виде двух исторических гнезд: крупного политарного социоисторического организма в долине Нила (Египет) и системы небольших политарных социо-ров в южной Месопотамии (Шумер). Так человеческое общество раскололось на два исторических мира: доклассовый, который превратился в инфериорный, и политарный, ставший супериорным. Дальнейшее развитие пошло по пути, с одной стороны, возникновения новых изолированных исторических гнезд (цивилизации Хараппы в бассейне Инда и Шанской (Иньской) цивилизации в долине Хуанхе), с другой - появления все новых и новых исторических гнезд по соседству с Двуречьем и Египтом и образования огромной системы политарных социоисторических организмов, охватывавшей весь Ближний Восток.

Такого рода совокупность социоисторических организмов можно назвать исторической ареной. Ближневосточная историческая арена была в то время единственной. Она являлась центром мирового исторического развития и в этом смысле мировой системой. Мир разделился на политарный центр и периферию, которая была частично первобытной (включая предклассовую), частично классовой, политарной.

Древневосточным обществам был свойствен циклический характер развития. Они возникали, расцветали, а затем приходили в упадок. В ряде случаев происходила гибель цивилизации и возвращение на стадию предклассового общества (Индская и Микенская цивилизации).

Античная эпоха (VIII в. до н.э. - V в. н.э.)

В силу тупиковости темпорального способа развития производительных сил политарное общество было неспособно превратиться в общество более высокого типа. Новая, более прогрессивная общественно-экономическая формация - античная, рабовладельческая, сер-варная - возникла в результате процесса, который был выше назван ультрасупериоризацией. Возникновение античного общества было следствием всестороннего воздействия ближневосточной мировой системы на бывшие до этого предклассовыми греческие социоисторические организмы. Это влияние давно уже подмечено историками, назвавшими этот процесс ориентализацией.

В результате предклассовые греческие социоры, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протонобило-магнарной, вначале (в VIII в. до н.э.) стали доминомагнарными обществами (Архаическая Греция), а затем превратились в собственно античные, серверные. Так, наряду с двумя прежними историческими мирами (первобытным и политарным) возник новый - античный, который и стал супериорным.

Вслед за греческим историческим гнездом возникли новые исторические гнезда, в которых шло становление серварного (античного) способа производства: этрусское, карфагенское, латинское. Античные социоисторические организмы вместе взятые образовали новую историческую арену - средиземноморскую, к которой и перешла роль центра мирового исторического развития. С возникновением новой мировой системы человечество в целом поднялось на новую стадию исторического развития. Произошла смена мировых эпох: эпоха Древнего Востока сменилась Античной.

В последующем развитии, в IV в. до н.э. ближневосточная и средиземноморская исторические арены вместе взятые образовали социорную суперсистему - центральное историческое пространство (центропространство - прим. сайт), и как следствие, стали его двумя историческими зонами. Средиземноморская зона была историческим центром, ближневосточная - внутренней периферией.

Переход к античному обществу был ознаменован существенным прогрессом производительных сил. Но почти весь рост продуктивности общественного производства был достигнут за счет не столько совершенствования техники, сколько увеличения доли работников в составе населения общества. Это - демографический способ повышения уровня производительных сил. В доиндустриальную эпоху возрастание числа производителей материальных благ внутри социоисторического организма без увеличения в той же пропорции всего его населения могло происходить только одним способом - путем притока извне готовых работников, причем не имеющих право иметь семьи и обзаводиться потомством.

Средние Века (VI-XVвв.)

Подточенная внутренними противоречиями Западная Римская империи рухнула под натиском германцев. Произошло наложение германских предклассовых демосоциальных организмов, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протомилитомагнарной, на обломки западноримского геосоциального организма. В результате на одной и той же территории часть людей жила в составе демосоциальных предклассовых организмов, а другая - в составе наполовину разрушенного классового геосоциального организма.

Такое сосуществование двух качественно отличных социально-экономических и других общественных структур не могло продолжаться слишком долго. Должно было произойти либо разрушение демосоциальных структур и победа геосоциальных, либо распад геосоциальных и торжество демосоциальных, либо, наконец, синтез тех и других. На территории погибшей Западной Римской империи произошло то, что историки называют романо-германским синтезом. В результате его родился новый, более прогрессивный способ производства - феодальный и соответственно новая общественно-экономическая формация.

Новое время (1600-1917 гг.)

На грани XV и XVI вв. на территории Западной Европы начал формироваться капитализм. Западноевропейская феодальная мировая система сменилась западноевропейской же капиталистической системой, которая стала центром всемирно-исторического развития. За средними веками последовало новое время. Капитализм развивался в эту эпоху как вовнутрь, так и вширь.

Первое выразилось в вызревании и утверждении капиталистического уклада, в победе буржуазных социально-политических революций (Нидерландской XVI в., Английской XVII в., Великой Французской XVIII в.). Уже с возникновением городов (X-XII вв.) западноевропейское общество вступило на единственный путь, который способен обеспечить в принципе беспредельное развитие производительных сил - роста производительности труда за счет совершенствования техники производства. Технический способ обеспечения роста продуктивности общественного производства не сразу, но возобладал после промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в.

Новейшее время (1917-1991 гг.)

Октябрьская революция 1917 г., которую возглавила партия большевиков, победила. В результате зависимость России от Запада была уничтожена и она вырвалась из периферии. В стране был ликвидирован периферийный капитализм, а тем самым и капитализм вообще. Но вопреки чаяниям и надеждам и руководителей, и участников революции социализм в России не возник: слишком был низок уровень развития производительных сил. В стране сформировалось классовое общество по ряду черт сходное с древним политарным, но отличное от него по своей технической базе. Старое политарное общество было аграрным, новое - индустриальным. Древний политаризм был общественно-экономической формацией, новый - общественно-экономической параформацией.



Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Он утверждал, что древний произошел от . Для подтверждения своей теории Дарвин много путешествовал и пытался собрать разные .

Здесь важно подчеркнуть, что эволюция (от лат. evolutio - «развёртывание»), как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, действительно имеет место быть.

Но вот относительно возникновения жизни вообще и появления человека в частности, эволюция довольно скудна на научные доказательства. Не случайно она до сих пор считается всего лишь гипотетической теорией.

Одни склонны верить в эволюцию , считая ее единственным разумным объяснением происхождения современных людей. Другие начисто отрицают эволюцию, как антинаучную вещь, и предпочитают верить в то, что человек был создан Творцом без всяких промежуточных вариантов.

Пока ни одна сторона не смогла научно убедить оппонентов в своей правоте, поэтому уверенно можно считать, что обе позиции основаны сугубо на вере. А как считаете вы? Напишите об этом в комментариях.

Но давайте разберемся с наиболее распространенными терминами, связанными с дарвиновской идеей.

Австралопитеки

Кто такие австралопитеки? Это слово можно часто слышать в околонаучных разговорах об эволюции человека.

Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы.

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.


Этапы развития древнего человека согласно теории эволюции

Следует сказать, что вся эта эволюционная цепочка происхождения человека является исключительно теорией Дарвина, которая до сих пор не имеет научных доказательств.

В свое время знаменитый писатель античности Овидий сказал: “Тем, что мы были и что мы сегодня, завтра не будем уже”. Стремительное развитие технического прогресса, которое произошло благодаря склонности человека излагать, воплощать свои мысли в реальной жизни, – прямое тому доказательство. Время идет, мир меняется, а вместе с ним человеческое познание окружающей среды, собственных ресурсов становится глубже.

Основные этапы развития человечества определяются: наукой, психологами, теоретиками мировых религий. Чем-то они отличаются, многим совпадают, но человек – это отдельная структура, которая не может подстроиться под уставленные стандарты, ведь его цель – беспрерывное познание, усовершенствование.

Развитие человека как предмет исследований науки

На сегодняшний день, существует много теорий об возникновении, развитии человеческого рода. Наука твердит, что современные представители всех народностей произошли от обезьян. Со стадии примата люди продвинулись до современного уровня развития. Произошло так, потому что вначале возникла необходимость обустроить свою жизнь так, чтобы было, что поесть, чем согреться, где жить – это были цели, достижение которых людям удалось. Со временем они осознали что этого мало, можно придумать что-то лучше, а если это удастся, жизнь станет еще легче, комфортнее.

Только после создания определенных, соответствующих потребностям людей условий жизни они начали думать об взаимоотношениях, духовном развитии. Для такого прогресса потребовались не сотни и даже не тысячи лет. Поиски себя, умение создавать отношения в социуме, правильно делать свою работу, излагать мысли – это то что создало людей, которых все привыкли видеть ежедневно. И слова: “Труд сделал из обезьяны человека” нашли свое применение в 21 веке. Современный человек не собирается останавливаться на достигнутом, ведь движение вперед – это то что дает стимул жить, трудится, радоваться каждому новому дню.

Период жизни человека от А до Я – постепенное познание мира

Современные психологи, представители разных научных групп разделили этапы развития человека на конкретные временные отрезки. Эти периоды можно структурировать следующим образом:

  • Возраст младенца;
  • Период осознания своего “Я”;
  • Дошкольный возраст;
  • Период школьника;
  • Этап подростка;
  • Временной отрезок юности;
  • Полное взросление во всех смыслах;
  • Зрелый возраст или период мудрости.

Возраст младенца – первый этап развития человеческой личности. Маленький ребенок не осознает своей личности, не представляет себе жизни без других людей – особенно матери. Длится он мало – пока маленький человек не сделает самостоятельно хотя бы один шаг.

Период осознания своего “Я” – этап, на котором человек осознает, что он может делать то, что ему нужно, самостоятельно, является личностью, у которой свои запросы. Если его требования не удовлетворяются, он сделает это самостоятельно, будет твердо настаивать на своем. Данный период предполагает частичное знакомство с миром, формирование основных принципов восприятия жизни ребенком.

Дошкольный возраст – этап развития личности, который очень сильно зависит от влияния внешнего мира – в основном людей, которые окружают ребенка каждый день. Здесь родители должны осознавать всю важность своего воздействия на ребенка. Необходимо подметить его таланты, склонности, желания, дать возможности полноценно развиваться, научить правилам нахождения в социальной среде. Это период, который выступает в роли подготовительного процесса. По его окончании жизнь личности становится частично самостоятельной, маленький человек должен научиться нести ответственности за свои поступки, делать все старательно, общаться на равных со сверстниками, находить общий язык со взрослыми людьми.


Период школьника
– прекрасное время, которое дает возможность получить основные жизненные знания, стать ориентиром в будущей жизни, помочь определиться с видом деятельности, нравственными устоями. На данном этапе интенсивно развиваются умственные способности, ведь еще А.П. Чехов, в свое время, подметил: “Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь” – что говорит о том, что временной период, проведенный в школе, важен. Базовые школьные знания дают путевку в жизнь, осознание своего любимого занятия, выявления, что у человека лучше всего получается.

Этап подростка – это период, который постепенно переносит человека из школьной жизни в прекрасное время юности. Это сложный возраст, который требует повышенного внимания со стороны взрослых людей, терпения, понимания. Человек стоит на грани выбора между добром и злом, должен приблизительно определиться с видом деятельности, которому хочет посвятить свою жизнь.

Временной отрезок юности – короткий этап жизни, который дет возможность насладиться прелестями этого мира, полной мерой подготовиться ко взрослой жизни, созданию семьи. В это время люди влюбляются, учатся любимому виду деятельности, познают возможности мира.

Полное взросление личности во всех смыслах – самый длительный период человеческой жизни. На его протяжении человек строит свою личную жизнь, взаимоотношения на работе. Человек старается воспитать собственных детей в правильном русле, отрегулировать свои семейные отношения, стать для окружающих авторитетом, узнать глубже основные принципы жизни.

Зрелый возраст или период мудрости – пора, когда большая часть жизни уже позади. Благодаря многолетней практике в плане работы, воспитания, личностного роста человек может научить чего-то молодое поколение, но не забывать в дальнейшем активно развиваться. На данном этапе видны все ошибки молодости, делаются определенные выводы.

Жизненный путь человека – совмещение этапов физического и духовного развития

Этапы человеческого становления в физическом плане важные, но не основные. Каждый стремится к духовному усовершенствованию, развитию мощных умственных возможностей. Когда-то были сказаны очень умные слова: “ Прогресс наук и машин – это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека” и они справедливы, ведь без человеческого ресурса техническое развитие не имеет никакой ценности. Кстати, можно высвободить у себя значительный ресурс, избавившись от ментального груза проблем. Достаточно быстро и качественно это позволяет сделать вот эта система .

Если человек не развивается духовно, он не способен ни понять, ни поддержать как себя, так и другого; становится затруднительно адекватно оценить ситуацию, разобраться в ней. Основные закономерности Вселенной – чтобы что-то взять необходимо отдать. Тратя свое время на самоусовершенствование, человек приобретает разум, становится авторитетом в глазах других, способен найти адекватный выход из любой ситуации. Процесс познания себя, окружающего мира дает человеку следующие привилегии:

  • Возможность самостоятельно управлять своей судьбой, корректировать ее сюрпризы;
  • Программирование собственного организма на позитивный настрой, что дает возможность из любой ситуации выбраться правильно;
  • Шанс достигнуть высот в плане карьеры, стать примером в семье;
  • Духовная гармония внутри себя, полное взаимодействие с окружающим миром.

Вы можете избавиться от многих проблем и ускорить процесс саморазвития благодаря специальной системе (ознакомьтесь). Такая практика необходима на протяжении длительного времени, путь духовного познания достаточно тяжелый, трудоемкий, но интересный и полезный. В процессе тяжелого духовного и умственного труда достигается определенный уровень понимания Вселенной, в жизни начинается новый этап, когда человек может стать примером для других. Развитие такого уровня приближает каждого, кто его практиковал долгие годы, к совершенству, он умеет по-другому смотреть на жизнь, решать свои проблемы, какими сложными бы они ни были, уравновешенно и спокойно.

Человек, знающий, что где-то есть высшая сила, которая заботится о нем, защищает, ведет жизненным путем, чувствует себя уверенным, способным покорить любые вершины. На основных этапах развития сознания и физических показателей природа дала человеку физическую силу, но не освободила от эмоциональной зависимости, чем и можно объяснить потребность в поддержке, сопровождении. Людей, которые не поддаются влиянию эмоциональных волн, найти практически невозможно. Но процесс развития движется вперед, возможно, скоро человек будет совершенно самостоятельным во всех смыслах. Пока этого не случилось, в социуме предполагается полное взаимное действие между людьми, которые могут быть полезными друг другу.

Развитие человека, по мнению психологов и ученых, не закончится до тех пор, пока он жив. То же самое касается целых стран, отдельных народов. Человеческая сила и ум будут стремиться вперед пока будет существовать жизнь на планете Земля. Многие говорят о том, что возможности человеческого мозга безграничны. Это теория, которая проверяется годами и еще длительное время будет в статусе теоремы. Насколько долго и прогрессивно может развиваться человечество, покажет время.