Понятие игры в педагогике, ее виды и требования. Понятие игры Игра определения в разных словарях

ИГРА

Один из важнейших феноменов человеческого существования. Обычно И. противопоставляют труду, в лучшем случае видят в ней тренировку перед серьезным делом или необходимое восполнение монотонной односторонней деятельности. Считается, что только ребенку пристало жить И., для взрослых И. - только отдых, расслабление, несерьезное. Однако очень часто, если не всегда, И. воспринимается играющими - будь то шахматисты или футболисты, будь то болельщики или завороженные хитросплетениями И. дети - очень серьезно. Отношение И. - серьезное всегда остается неустойчивым. И. постоянно превращается в серьезное, а серьезное - в И. «Игра похищает нас из-под власти привычной и будничной серьезности жизни, проявляющейся прежде всего в суровости и тягости труда, в борьбе за . Это похищение возвращает нас к еще более глубокой серьезности, к бездонно-радостной, трагикомической серьезности, в которой мы созерцаем словно в зеркале» (Е. Финк). И. отличается от любой др. деятельности тем, что она не имеет цели, она совершается не ради счастливого будущего, она сама по себе . Она может подниматься до высот прекрасного и священного, оставляя серьезное далеко позади себя. Интенсивность И. не объяснить никаким биологическим анализом, И. подтверждает особый человеческого положения в мире. Животные могут играть, значит, они уже нечто большее, чем просто механизмы, люди играют - значит они суть нечто большее, чем просто разумные существа, ибо И. есть занятие внеразумное.
И., с т.зр. гол. и философа Й. Хейзинги, старше культуры, человеческая не добавила никакого существенного признака к общему понятию И. Она, как и , выражает человека. Но И., в отличие от труда, присуще окрыленного удовольствия, которое больше простой радости от достижения ч.-л. конкретного. Здесь радуется своей свободе.
Во всех сферах деятельности человека проявляются явные или замаскированные формы И. Любые возрасты причастны И., все от времени погружаются в И., испытывая освобождение, окрыленность, счастье, - от детей до глубоких стариков. Она охватывает все сферы человеческого существования. Играют в , в похороны, в , в труд. Особое занимает И. в сфере праздника и культа, в сфере священного. В несовершенном мире и сумбурной жизни она создает временное, ограниченное , ритм и гармонию, не достижимые в повседневной жизни. Человек играет тогда, когда он празднует бытие. Этот праздник прерывает цепь отягощенных заботами будней, он отграничен от их серого однообразия, возвышен как нечто необычное и редкое. И. как праздник нужна будням, чтобы победить труда, чтобы работа для человека была не тягостной обязанностью, а возможностью самовыражения, возможностью выявления своей свободы. Только такой труд, сопряженный с И. в самом глубоком смысле этого слова, с И. как праздником бытия, и является в полном смысле человеческим трудом. Он очеловечивает , но не овеществляет человека.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практич. деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности. Феномен И. привлекал философов, эстетиков, этнографов, биологов, этологов, психологов. Начало разработки общей теории И. связано с работами Шиллера и Спенсера. Шиллер утверждал эстетич. природу И. и видел в ней характеристику существа человека вообще. И. для Шиллера - , связанное со свободным от внеш. потребности проявлением избытка сил. Спенсер внёс в И. эволюц. подход, указав на распространение И. у высших животных и на её упражняющую функцию. К. Гросс вслед за Спенсером считал И. специфически присущей высшим видам животных, проистекающей из внутр. потребности в деятельности формой упражнения, укрепления и развития наследств. форм поведения. Эта господствовала до 30-х гг. 20 в. Осн. её недостатки - те-леологизм, выведение И. из усложнения организма животного вне всякого анализа отношений животного к среде обитания, отождествление И. человека и животного. Эта теория была подвергнута критике Ф. Бёй-тендейком, указавшим на то, что инстинктивные формы поведения не нуждаются в упражнении. В основе И., по Бёйтендейку, лежат три исходных влечения, которые он заимствовал из теории Фрейда: к освобождению, к слиянию и к воспроизведению. Вместе с тем Бёйтендейк относит И. к ориентиро-вочно-исследоват. деятельности: И. есть с предметом, который обладает для животного элементами новизны. В совр. этологии большое внимание уделяется описанию игрового поведения животных и его дифференциации от др. видов поведения, в особенности от ис-следоват. поведения; единой т. зр. на природу и функции И. у животных пока ещё нет. Попытка универсализиро-вать И. была предпринята голл. историком и философом культуры Хёйзингой: всё многообразие че-ловеч. деятельности сводится у него к И., рассматриваемой как осн. источник и высшее человеч. культуры.

Основы историко-материалистич. подхода к И. человека были заложены Г. В. Плехановым. По его , И. является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в котором живут дети и активными членами которого они должны . Сов. историки культуры (В. ВсеволодскийГернгросс) рассматривали И. как разновидность обществ. практики, состоящую в действ. воспроизведении жизненных явлений вне реальной практич. установки; они видят социальную И. на ранних ступенях развития общества в её коллективизирующей и тренирующей роли; указывают на происходящее в ходе истории постепенное И. из жизни взрослых драматич. искусством и спортом. Некоторые философы (М. С. Каган) , разрабатывающие проблемы человеч. деятельности, рассматривают И. ребенка как синкретически-художеств. .

В сов. психологии разрабатывались преим. вопросы И. и её значении для психич. развития. Основы теории детской И. были заложены Выготским. Осн. внимание уделялось ролевой И.- ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста, в которой дети в специально создаваемой ими условной ситуации, беря на себя роль взрослых, воспроизводят (моделируют) их деятельность и систему отношений в обществе. Был показан социально-историч. характер И. по её происхождению и содержанию (Д. Б. Эльконин) . Ролевая И. на протяжении дошкольного детства постепенно перерастает в игры с правилами - обобщённые и сокращённые выражения социальных отношений.

Плеханов Г. В., Избр. филос. произв. , т. 5, М., 1958 ; Шиллер Ф., Письма об эстетич. воспитании человека. Собр. соч. , т. 6, М., 1957 ; Спенсер Г., Соч., т. 3- Основания психологии, ч. 1-5, СПБ , 1897 ; Грос К., Душевная ребенка, пер. с нем. , К., 1916 ; Стерн (Штерн) В., Психология раннего детства до шестилетнего возраста, [пер. с нем.], П., 19222; Игры народов СССР. Сб. материалов, М.- Л., 1933 ; Выготский Л. С., И. и ее роль в психич. развитии ребенка, «Вопр. психологии», 1966 , № 6; Каган М. С., Человеч, деятельность, М., 1974 ; Эльконин Д. Б., Психология И., М., 1978 ; В u у t e n d i j k F. J. J., Wesen und Sinn des Spiels, B., .

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе. Игра отличается как от труда, так и от чисто инстинктивных действии. Она относится к определенной стадии развития высших существ: млекопитающих и человека. Существуют многочисленные теории по вопросу о значении игры. Наибольшей известностью пользуется теория К. Гросса, согласно которой игра представляет собой непреднамеренное самообучение (функциональное упражнение) организма, особенно необходимое для человека в раннем возрасте. Игра детей проходит различные типические ступени, которых в детской психологии разъяснило многое из психической жизни ребенка. Но даже в преклонном возрасте игра является источником постоянной радости и способствует поддержанию в человеке хорошего самочувствия. Игры большей частью основываются на народных и местных обычаях и традициях; они применяются также с педагогическими целями для физического и умственного развития человека. Воспитательное игр было признано уже древними философами, позже он получило дальнейшее в трудах Руссо, Пестолоцци и Фребеля. «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является настоящим человеком, когда он играет» (Шиллер). «Человек должен выбирать: быть ничем или играть, что он и делает» (Сартр).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ИГРА - одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности (см. Эстетика), т. е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставляющей, как , ее участникам и зрителям наслаждение, радость. Принципиально непродуктивный и внерациональный характер игры издревле связывал ее с сакральными и культовыми действами, с искусством, наделял таинственными, магическими смыслами. С древности игра использовалась также в качестве эффективного средства воспитания детей, обучения охотников, воинов, спортсменов и т. п. Систематическому научному изучению (в антропологии, психологии, культурологии, философии) игры подвергся только с . 19 в.; “теория игр” - один из разделов современной математики, изучающий и разрабатывающий модели принятия оптимальных решений в сложных ситуациях в разных областях человеческой деятельности. Между тем на неутилитарный, и сущностно значимый для человеческой жизни характер игры философская обратила внимание фактически с самого своего возникновения, хотя долгое время ее выводы фиксировались только в метафорической, образной или спорадической форме.

Гераклит уподобляет зон “играющему ребенку” (В 52). Платон в “Законах” называет человека “какой-то выдуманной игрушкой бога”; человека заключается в том, чтобы “жить, играя” в “прекраснейшие игры”, к которым относятся жертвоприношения, песни, пляски и битвы с врагами (Leg. 803cd). В “Политике” термином “игра” обозначаются все искусства, “направленные исключительно к нашему удовольствию”, - живопись, украшения, музыка (Polit. 288с), τ. е. “изящные искусства” в новоевропейской терминологии. Платон, Аристотель, стоики, многие мыслители Возрождения видели в игре действенное воспитательное .

Немецкая классическая выдвинула на первый план эстетический игры. Кант в “Критике суждения”, имея в виду эстетические феномены и , говорит о “свободной игре познавательных способностей”, “свободной игре способностей представления”, игре душевных сил (воображения и разума), которая доставляет удовольствие, лежит в основе эстетического суждения вкуса и в конечном счете ведет к постижению внерациональных сущностей. К “изящным искусствам” Кант относит три вида искусств: словесные, изобразительные и “искусство игры ощущений”; в их основе лежит игра тех или иных духовных сил человека. В частности, к третьему виду он причисляет “музыку и искусство красок”, вызывающие “удовольствие от формы при эстетической оценке” (“Критика способности суждения”, § 51); тем самым Кант закладывает фундамент для обширного круга художественных явлений, который в 20 в. был обозначен как . Свободную игру ощущений, доставляющую удовольствие. Кант делит на азартную игру, игру звуков и игру мысли. Только последние два вида он связывает с изящными искусствами, хотя во всех трех усматривает эстетический характер разной степени интенсивности. В центр своей эстетической теории поставил игру Шиллер в “Письмах об эстетическом воспитании человека” (1793-94), подчеркнув, что он опирается на идеи Канта. Согласно Шиллеру, из “рабства зверского состояния” человек выходит только с помощью эстетического опыта, когда у него развиваются наслаждаться искусством (“видимостью”) и “склонность к украшениям и играм” (Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л., 1935, с. 281). Человеку свойственны три глобальных “побуждения”: чувственное, основывающееся на законах природы и имеющее “предметом” жизнь; к форме, понуждающее с помощью “законов разума”, его предметом является “образ”; побуждение к игре - самое высокое, - дающее человеку “свободу как в физическом, так и в моральном отношении”, его составляет “живой образ”, который в понимании Шиллера предстает совокупностью всех эстетических свойств предметов и явлений и отождествляется с красотой. В свою очередь сама выступает “объектом побуждения к игре” (там же, с. 243), в которой дух человека обретает полную свободу, а человек совершенствуется. Смысл и главное человеческой жизни Шиллер усматривает в игре как эстетическом феномене: “...человек должен только играть красотою, и только красотою одною он должен играть... человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет”. На этом положении, подчеркивает Шиллер, со временем будет построено “все здание эстетического искусства и еще более трудного искусства жить” (там же, с. 245). Осознание эстетической сущности человека привело его к формулированию утопической идеи о некоем грядущем типе “эстетического государства”, которое придет на смену историческим типам “динамического правового государства” и “этического государства” (там же, с. 291).

Шлейермахер рассматривал игру как одну из форм нравственности, тесно связанную с искусством и дружбой, как сферу “свободного общения”, где человек имеет оптимально реализовать свою . Игра способствует развитию интеллектуальной деятельности. Суть искусства заключается в “свободной игре фантазии”; здесь человек реально достигает своей внутренней свободы и осознания этой свободы. Ф. Шлегель, развивая в “Разговоре о поэзии” (1800) метафору Гераклита, осмысливает игру в качестве онтологического принципа бытия Универсума ( Welt-Spiel), ав искусствах видит лишь “далекие воспроизведения бесконечной игры мира, вечно формирующегося художественного произведения” (Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика, т. l. M., 1983, с. 394). Эти идеи Шлегеля оказались близкими другим романтикам, которые нечасто употребляли сам “игра”, но по существу все искусство осмысливали в модусе игры, понимаемой как “игра повторения” (Wiederholungsspiel). Произведение искусства трактовалось ими как некая постоянно откладывающая и переводящая в другое (трансцендирующая) повторения, т. е. игра неуловимых символических смыслов. Это повторение самоценно и не предполагает поиска за ним какой-то иной “глубинной” идеальной сущности. Из концепции Шлегеля во многом исходил Ницше в своем определении искусств как особого “подражания” “игре универсума”, понимаемого в смысле снятия постоянного конфликта между “необходимостью” и “игрой”, когда все возрастающее к игре вызывает к жизни новые миры. В качестве парадигмы “сверхчеловеческой” культуры будущего Ницше выдвигает “идеал духа, который наивно, стало быть, сам того не желая и из бьющего через край избытка полноты и мощи играет со всем, что до сих пор называлось священным, добрым, неприкосновенным, божественным” (Веселая наука , § 382). Этот оказался соблазнительным и пророческим для многих гуманитариев 20 в.

Определенный итог прозрениям и высказываниям европейских мыслителей относительно сущности и функций игры подвел в фундаментальном исследовании “Homo ludens” (1938) И. Хёйзинга. Свою он определил как правомерности “обзора всей человеческой культуры sub specie ludi”. Развивая идеи Шиллера, он показал, что игра относится к сущностным характеристикам человека наряду с разумностью и созидательной способностью. Игра старше культуры, “возникает и развивается в игре”, имеет игровой характер (Хёйзинга И. . В тени завтрашнего дня. М., 1992, с. 7). Хёйзинга подчеркивал, что большинство исследователей игры недооценивают главное в ней - ее “эстетическое содержание”,- и последовательно показывал и обосновывал игровые принципы основных составляющих культуры, включая не только сферы религиозных культов, искусства, праздника, спортивных состязаний, но и философию, правосудие, войну, политику. Краткая игры, по Хёйзинге, гласит: “Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием “иного бытия”, нежели “обыденная” жизнь” (там же, с. 41). Сущность игры как игры в себе и для себя адекватными ей (т. е. художественными) средствами показал в утопии “Игра в бисер” (1943) Г. Гессе. Действие романа, своеобразно моделирующего концепцию Хёйзинги и идею Шиллера об “эстетическом государстве”, происходит в 23 в. Занятия интеллектуальной деятельностью, перенесенные в специально отведенную для этого провинцию Касталию, сводятся к неутилитарной игре всеми духовно-интеллектуально-художественными ценностями культуры, накопленными за историю человечества (ср. выше Ницше), - “игре в бисер” (Игре). Возникнув в среде интеллектуалов как музыкально-математическая игра лежащими в основе духовных ценностей схемами, образами, фигурами, языками, иероглифами, мелодиями, научными теориями, гипотезами и т. п., игра скоро перешла от чисто интеллектуальной поверхностной виртуозности к созерцанию, медитациям, углубленным всматриваниям в каждый ход игровой партии, к глубинным переживаниям и другим приемам духовных практик, т. е. превратилась в своего рода богослужение без бога, религиозной доктрины и какой-либо теологии. Главный Игры - достижение состояний высочайшего духовного наслаждения, неземной радости, особой “веселости”, т. е. фактически (о чем неоднократно пишет сам Гессе и что в еще большей мере следует из контекста романа) Игра является высшей формой и квинтэссенцией эстетического опыта. Игра в романе тождественна культуре, осознавшей свою глубинную эстетическую сущность и сознательно культивирующей эстетический бытия в мире. Гессе подчеркивает характер Игры. Через бесчисленные “закоулки архива” и лабиринты знаний, ценностей, произведений культуры, через древнейшие духовные практики и восточные учения и , через дзэнские сады и трактаты великих отшельников, музыку Баха и теорию относительности Эйнштейна истинные мастера Игры проникают в непостижимые иными способами тайны бытия, испытывая от этого божественное наслаждение, обретая неземной преображенной и очищенной души.

Инобытие, необычность и необыденность игры, ее праздничный характер включают в ее орбиту не только все сценические искусства, но и такие феномены культуры, как маскарад (маска как феномен игры и театральная маска), ритуальное переодевание, карнавал, карнавализацию. Сущность последней вскрыл и детально проработал Μ. Μ. Бахтин, особенно в монографии “Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса” (1965). Основы карнавализации Бахтин усматривал в присущей культуре игре противоположными смыслами, в их перестановках, перемене местами (жизнь - смерть, высокое - низкое, - профанное, - , доброе - злое, увенчание - развенчание и т. п.), в игровой профанации ценностей, снятии сущностных антиномий культуры в смехе, в утверждении релятивности культурных приоритетов, в полифонии и внутреннем диалогизме формо-смысловых ходов в культуре. Многие из этих идей доминируют в модернистских и постмодернистских культурологических парадигмах и исследованиях.

Главный акцент на эстетической сущности игры сделал и опиравшийся на Хёйзингу Гадамер в основном герменевтическом труде “Истина и метод” (1960). При этом он сознательно дистанцировался “от субъективного значения” понятия игры, свойственного, по его мнению, концепциям Канта и Шиллера, и направил внимание на игру как “способ бытия самого произведения искусства”. Гадамер утверждал “священную серьезность игры”, ее “медиальный смысл”, “примат игры в отношении сознания играющего”; игра - не деятельность, но “совершение движения как такового” ради него самого, “всякая игра - это состояния игры”; субъектом игры является не играющий, но сама игра; цель игры - “порядок и самого игрового движения”; “способ бытия” игры - “саморепрезентация”, которая выступает универсальным аспектом бытия природы; игра всегда предполагает “дру

гого”. Высшей ступенью человеческой игры, ее “завершением”, достижением идеального состояния (“преобразованием в структуру”, по терминологии Гадамера) является искусство: “сущее теперь, представляющее в игре искусство, и есть непреходяще подлинное” (Гадамер Х.-Г. Истина и . Основы философской герменевтики. М., 1988, с. 147-57). Искусство обладает глубинным онтологическим статусом. Явление произведения искусства, “преобразование в структуру” - это обыденной, “непреображенной действительности” “в ее истине”, “преобразование в истинное”, “освобождение, возвращение в истинное бытие” (там же, с. 159). Поэтому игра-искусство “играется в другом, замкнутом в себе мире” и этим подобна культовому действу. Игра-искусство обязательно предполагает зрителя, это изображение или для кого-то, даже если в данный нет реципиента. В свою очередь зритель полностью отдается игре искусства, погружается в ее мир, где обретает с самим собой. И в этом плане, подчеркивает Гадамер, “способ эстетического бытия отмечен чем-то напоминающим “парусию” (богопришествие)”. “Изображение” (“представление”) искусства, в которое полностью погружается зритель, - “это его собственного мира, мира религиозного и нравственного” (там же, с. 174). Все основные феномены эстетического - , катарсис, красоту - 1адамер осмысливает в контексте теории игры и определяет в целом “бытие эстетического как игру и представление”, а “эстетическое бытие”, для всех искусств, - это свершение бытия того, что изображается произведением искусства (там же, с. 175-80).

Существенное воздействие на философию и эстетику оказала трактовка игры, предложенная Л. Витгенштейном в “Философских исследованиях” (опубл. в 1953). С введением Витгенштейном термина “языковая игра” (Sprachspiel) понятие игры входит в теорию языка и лингвистическую философию (ср. игровой , игровое понимание языка, “игру” с этимологическими смыслами и текстами в постмодернизме и т. п.). В отличие от раннего “Логико-философского трактата” (1921), где понимался как некая идеальная сущность, поздний Витгенштейн утверждал, что языка могут существовать и иметь только как часть определенной “игры” со сводом правил и конвенций, т. е. смысл существует только в конкретных случаях употребления языка, а не как (платоновский идеальный смысл). Вне данного социолингвистического контекста (ситуации игры с конкретными правилами и участниками) языка с его смыслами не существует. Любая попытка “отфильтровать” контекст и добраться до “сущности” языка приводит к потере этой сущности. Такое понимание языка наводит прямые мосты между лингвистикой и эстетикой и обосновывает, в частности, неограниченную возможность создания искусственных языков; в какой-то мере объясняет даже феномен “вживания” в иную, виртуальную в компьютерных играх или при компьютерном контроле (через монитор) аппаратов-роботов в космосе, специальных производствах и т. п.. Как только мозг реципиента “принимает” правила игры, он адаптируется к виртуальному миру и способен ориентироваться и успешно функционировать в нем как в реальном мире.

С проникновением во второй пол. 20 в. игровой концепции в философию, культурологию и др. науки появляются многочисленные классификации игры. Р. Кайо, напр., в работе “Человек, игра и игры” (1962) выделяет пять видов игры: соревнования, игры риска, переодевания (маскировки), подражания и экстатические. Йельские постструктуралисты (“Игры, игра, литература”, 1968), филологи и философы постмодернистской ориентации, отчасти опираясь на хайдеггеровское понимание игры между смыслом и материалом в искусстве, выводят игры в своей “текстологии”, изучая игры с референтными мирами текста, игры с событиями, разработанными в тексте, виртуальные игры с читателем и т. п. Деррида развивает, в частности, романтическую концепцию игры как игры повторения (répétition), которая полностью замкнута в себе. От “репетитивности” он переходит к игре различий (difiërence) и “игре различаний” (différance), которую понимает как откладывание и ускользание и полагает в основу своего метода деконструкции. Для Дерриды “игра различаний” - принципиальное научное понятие, а собственно difiêrance предстает сущностной основой, ибо кроме этого нет иной “сущности”, которую можно было бы постичь “в настоящем” (présence). Игру литературного текста он рассматривает как частный более общей семантической игры (в работе “Структура, и игра в дискурсе гуманитарных наук”) и переносит понятие игры на искусство (дискуссии о Малларме и Ф. Соллерсе). Особое внимание Деррида уделяет ассоциативной игре интертекстуальных и вербальных полей, отдельных слов, музыкально-фонетической игре слогов, гласных, согласных.

В последней трети 20 в., таким образом, “Игра” Гессе не представляется уже исключительно игрой воображения романиста, абсолютной утопией. Гуманитарные науки постнеклассической, постмодернистской ориентации, активно смыкающиеся с художественной практикой, утрачивающей свои традиционные родовые и видовые границы (см. Авангард), все более и более настраиваются на игровой характер в духе “игры в бисер”, подготавливают почву для возникновения одной из ее модификаций. Активное использование в самых разных сферах математической “теории игр”, деловых игр, игровое ситуаций, перенос игры на неигровые виды деятельности, игротерапия, игротренинг и т. п., а также глобальная компьютеризация культуры с выходом в виртуальные реальности также работают в этом направлении.

Лит.: Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека.- В кн.: Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л., 1935, с. 200-93; Нейман Дж., Моргенштейн О. Теория игр и экономическое . М., 1968; Гадамер X. -Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988; Хёйзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992; Кривко-Апинян Т. А, Мир игры. СПб., 1992; Buytendiyk F. Das Spiel. Fr. /M., 1958; Fink E. Spiel als Weltsymbol. Stuttg., 1960; Capora A., Mitchell E. The Theory of Play. N. Y, 1961; Caillais R. Man, Play and Games. L., 1962; Heidemann I. Der Begriff des Spiels und das ästhetische Weltbild in Philosophie der Gegenwart. B., 1968; Game, Play, Literature, ed. J. Ehrmann.- В кн.: Yale French Studies, vol. 41. New Haven, 1968; Kowat^ki I. Dei Begriff des Spiels als ästhetisches Phänomen. Von Schiller bis Benn. Bern, 1973; Auctor Ludens. Essays on Play in Literature, ed. G. Guinness, H.Andrew. Phil., 1986; Hutchinson P. Garnes Authors Play. L.-N.Y., 1983; Iser W. The Fictive and the Imaginary. Charting Literary Anthropology. Bait., 1993.

В. В. Бычков, О. В. Бычков

ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ, противопоставленная серьезной, неигровой действительности, имеет специфическую символическую , позволяющую человеку в пределах игры быть свободным. Существуют различные типологии игр, напр., в психологии выделяют игры маленьких детей, сюжетно-ролевые, подростковые, игры взрослых, деловые игры. В философии исследуются (сущность), основные функции и место игры в культуре и жизни человека.

Сущность игры можно понять, анализируя ее роль в онтогенезе и филогенезе, а также распространение игровых форм сознания и поведения в современной культуре. Исследования показывают, что игра - это культурный артефакт. Становление игры в онтогенезе обусловлено характером социализации (воспитания) человека и образцами игрового поведения, которые демонстрируют взрослые. Детские игры выполняют несколько важных функций: дают возможность с помощью игрушек в символической форме реализовать “блокированные” (т. е. неосуществленные в обычной детской жизни) желания, позволяют создать и прожить (как правило, в символической форме) интересные, значимые для человека события, создают для реализации свободы человека. С помощью игры ребенок упорядочивает и осваивает все увеличивающийся поток символической информации, учится жить в символических мирах. Фактически он сначала осваивает сказочные и игровые события, а затем уже - реальные. Игра - это способ детского освоения и познания мира, она вовсе не условна, а, напротив, неотличима от других серьезных занятий ребенка - еды, общения с родителями и т. д. С подросткового возраста можно говорить о специфической рефлексии игры, когда начинают различаться два слоя действительности - реальных отношений (событий) и игровых. В сюжетно-ролевых играх подросток учится действовать по правилам (а с правил, утверждал ЛевиСтрос, начинается культура), брать на себя и проводить игровые роли, договариваться, спорить, командовать, подчиняться, участвовать в разрешении конфликтов, неизбежных в коллективной игре. В сюжетно-ролевых играх формируются предпосылки психических реальностей и личности человека. Если для детей, как писал Фридрих Фребель, игра - основная стихия жизни, то для взрослых - не более, чем одна из жизнедеятельности, помогающая отдохнуть, развлечься, реализовать блокированные желания. Игра для взрослого - это, как правило, средство, облегчающее определенных личностных задач: реализации себя, влияния на другого, поднятия своего престижа и т. п. Одновременно сохраняются и иные функции игры - создание интересной реальности, потребности в свободе, осуществление блокированных желаний.

В современной культуре значение игры существенно возросло. Не в последнюю очередь это связано с переосмыслением значения символических форм жизни (искусства, игры, сновидений, фантазий и т. п.), а также с культивированием ценностей свободы в самых разных ее значениях. Исследования последних десятилетий в философии и гуманитарных науках показывают, что символические - это не просто мимезис, т. е. вторичное и изображение чегото существующего, но, напротив, самостоятельная и реальность, в лоне которой рождаются и изменяются как события, так и сам человек. Все возрастающая роль семиотического опосредован™, возможность полноценно жить в сфере искусства, игры, фантазии, сужение зоны опирающихся на опыт форм жизни, новые представления о существовании и реальности, включающие смену и “игру” позиций и точек зрения - эти и многие другие моменты современной культуры, отмеченные, в частности, в философии постмодерна, создают благоприятную почву как для нового интереса к феномену игры, так и для ее изучения.

В. М. Разин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Олеся Боровикова
Игра как вид человеческой деятельности

1. Понятие игровой деятельности

Рассмотрим, что такое деятельность вообще и игровая деятельность в частности . У Л. М. Фридмана и И. Ю. Кулагиной находим : «под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объектированного продукта материальной или духовной культуры» , .

А. В. Петровский же говорит, что деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека , регулируемая сознаваемой целью. Цель деятельности – ее направленность на определенный результат, определенные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе деятельности . Все авторы выделяют три основные вида деятельности : игровую, учебную и трудовую. «Игровая деятельность – простейшая форма деятельности – своеобразное отражение жизни, средство познания окружающего мира». В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, отношения людей .

Понятие «игра » включает в себя огромный спектр представлений, и разные авторы по-своему подходят к трактовке этого определения.

Так, например, согласно Д. Г. Миду игра - это процесс , в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли .

Н. Д. Ушинский отмечает, что «игра - развитие души » , а Л. С. Выготский охарактеризовал игру как первую школу воспитания ребенка, как арифметику социальных отношений. Есть оригинальные формулировки термина «игра » .

X. Хогленд считает, что «понимание атома - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры». Нельзя не согласиться и с мнением Ж. Колларитса о том, что : «точное определение игры невозможно, всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов .

Исследования теории игры начались еще во второй половине XIX века, и самыми значительными, на наш взгляд, являются работы К. Гросса, Г. Спенсера, Ф. Бойтендака, Е. Л. Покровского, Ф. Шиллера, Ф. Фребеля, К. Бюлера и многих других .

К. Гросс в работах создает теорию возникновения игры как упражнения, тренинга навыков, необходимых человеку для жизнеобеспечения.

Теория Г. Спенсера основывается на том, что появление игры связано с «избытком сил» , которые человек не растрачивает в процессе своей жизнедеятельности . Это противоречие опровергается мнением немецкого психолога М. Лацорса, который пришел к выводу о том, что для того, чтобы восстановить свои силы, затраченные в процессе трудовой деятельности , человек играет .

Многие советские ученые в 20-30-е годы также занимались разработкой теории игры, как важнейшего средства всестороннего развития и воспитания человека . Но научные исследования в основном ориентировались на изучение игры как метода самообразования.

Если обратиться к расшифровке понятия «игра » , то русский энциклопедический словарь 1877 года относит к играм хороводы , спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрации зверей в цирке.

В Большой энциклопедии под редакцией С. Южакова понятие игра определяется как занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применения на практике некоторых искусств .

Наиболее подробное определение понятию «игра » дает В. И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра . то, чем играют и во что играют : забава, установленная по направлениям, и вещи, для того служащие» .

Современные подходы к понятию «игра » рассматриваются в работах Э. Берна, И. Хейзинга, А. Леонтьева, Д. Эльконина, И. Кона, С. Шмакова, П. Ершова .

Создатели теории психоанализа определяют три основных мотива, которые приводят человека к игре . Первым является влечение к повторению, тем самым опосредованно солидаризируясь с теорией упражнений К. Гросса. Вторым - влечение к освобождению, снятию препятствий, сковывающих свободу, указывая на психологически-индивидуальный характер потребности в игре. И третьим определяется влечение к слиянию с общностью и окружающим миром .

В опубликованном издании «Потребности человека » П. М. Ершова, вышедшем в 1990 году, автор предлагает рассматривать игру как одну из трансформаций потребности, присущей всем высшим животным и человеку - потребности в вооруженности (вспомогательные потребности в накоплении и совершенствовании средств удовлетворения своих потребностей .

А. Н. Леонтьев считает, что игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» . Но как бы различные авторы ни трактовали термин «игра » , она всегда являлась одной из ведущих форм развития психических функций человека и способом реального познания мира. Игра - это вид деятельности , возникающий на определенном этапе онтогенеза и направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением .

Попытка вывести свое определение в большом разнообразии понятий «игра » , сделанная учеными XIX-XX века, считается нами нецелесообразной, так как может просто пополнить терминологический ряд. Однако мы остановимся на ряде положений, очерчивающих границы этого явления (по Т. С. Бибарцевой) :

- игра есть определенное действие : физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое;

- игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо : отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заряженности мотивационной сферы игра не может состояться ;

- игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными игроками;

- игра - необязательное и своего рода безответственное занятие, поскольку оно осуществляется всегда не в реальной, а в условной нарочито-вымышленной ситуации .

С термином «игра » тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность » . В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции, как : развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, социализирующая, воспитательная, познавательная, самореализации, игротерапевтическая. Последняя из вышеназванных играет немаловажное значение, так как способствует преодолению различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека .

Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не только реализуются и стимулируются способности человека , но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует быстрому усвоению и закреплению информации, используемой в игре. Не случайно в последнее время популярными стали ролевые и деловые игры, используемые в учебном процессе.

Таким образом, к основным характеристикам игровой деятельности можно отнести : доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность, добровольность, креативность, удовольствие.

2. Виды игровой деятельности

Так как игровая деятельность – это естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игры можно разделить по возрастным особенностям детей :

1) игры детей дошкольного возраста.

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра . Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй его половине своего высшего уровня. В игре в качестве опосредующего звена между ребенком и правилом стоит роль. Принятие роли существенно облегчает ребенку выполнение правил.

По содержанию игры детей третьего и четвертого года жизни разнообразны. Большое место занимают игры подвижные (догонялки, прятки, манипулятивные с предметами (двигающимися предметами игрушками для катания) . Очень любят дети игры с песком и водой, к четвертому году жизни дети производят не только неосмысленные движения со строительным материалом, но и пытаются что-то конструировать. На третьем году жизни проявляется стремление детей к коллективным играм .

В среднем дошкольном возрасте у детей начинает преобладать творчески сюжетная игра , причем, как сюжеты, или темы этих игр, так и их содержание (действие, раскрывающее сюжет) становятся все более разнообразными, воспроизводящими явления бытовые, производственные, общественной жизни, а также материал сказок и рассказов.

К 6-7 годам, благодаря накоплению жизненного опыта, развитию новых и относительно более устойчивых интересов, воображения и мышления, игры детей становятся более содержательными и усложняются по своей форме.

Часто сюжетами детей служат события школьной жизни, то есть игра «в школу» , являясь близкой перспективой старших дошкольников.

2) игры детей младшего школьного возраста

В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности – переход от игры к направленному учению (у Д. Б. Эльконина – «кризис 7 лет» ). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому . Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе (познавательные и дидактические игры) и во время отдыха .

В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя , школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека . Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка.

Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности.

В этом возрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом , бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.

У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм , а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности : игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.

Дидактические игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся первых классов .

На протяжении младшего школьного возраста в детских играх происходят существенные изменения : игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют для детей свою привлекательность, на первый план начинают выступать спортивные и конструктивные игры. Игре постепенно уделяется меньше времени, так как в досуге младшего школьника начинают занимать большое место чтение, посещение кино, телевидение.

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

3) игры детей подросткового возраста

Этот возраст очень часто называют «трудным» , переходным. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении.

В целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая переходная форма жизнедеятельности подростков .

Игровая деятельность подростков отличается от игровой деятельности детей младшего школьного возраста. Видимо, тем, что в ней он не действует именно так, как он может и умеет, но в новых условиях и раскрывает свои возможности, прежде невостребованные. Игра предлагает новые условия для подростка, а не игру во взрослых.

Большое место в подростковом возрасте занимают спортивные игры. Они привлекательны для учащихся данного возраста своей остротой и боевой целенаправленностью, возможностью проявить свои физические качества, а также силу воли.

В игровой деятельности подростков на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость. Подросток проявляет повышенные требования к точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности , он хочет не просто играть , а овладевать «мастерством» игры, т. е. вырабатывать в игре необходимые для неё навыки, развивать определенные личные качества.

Некоторым подросткам больше нравятся игры строительные, например, конструирование.

Однако эти содержательные игры не исчерпывают всех воспитательных возможностей игровой деятельности , которые могут быть использованы в работе с подростками.

4) игры-тренинги для старших подростков

Игровым тренингом условно называют систему игровых упражнений по обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом упражнении даёт руководитель.

Ввиду того, что старшие подростки весьма заинтересованы в своей личности, для них можно организовывать «психологические игры» . Цель тренинга следует сформулировать школьникам непосредственно, например, научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать и раскрывать самого себя.

Существуют разные виды игр : подвижные, дидактические, игры – драматизации, конструктивные .

В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей .

Леонтьев А. Н., Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики : в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми .

Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.

Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.

В дошкольном возрасте выделяются три класса игр :

– игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры ;

– игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

– игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят :

Творческие сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра » охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Игры драматизации. Им присущи основные черты творческих игр : наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения : сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими : постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега) .

В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности .

Подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и т. п. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие, а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру .

Изучив классификации и характеристики основных видов игр можно сделать вывод, что игровая деятельность – неотъемлемая часть в развитии личности.

3. Функции и значение игровой деятельности в жизни человека

Игра – это особый вид деятельности человека . Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности , их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры , постоянно пополнять свой игровой багаж.

Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм . Это для них всегда творческая изобретательская деятельность .

Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший : «… чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка , нужно встать на путь не формального перечня тех игр, которые он играет , а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».

Игры детей характеризуются следующими особенностями :

1. игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей;

2. отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности ;

3. игра , как и всякая другая человеческая деятельность , имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей;

4. игра является формой творческого отражения ребенком действительности;

5. игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка;

6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность ;

7. разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека . Г. К. Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций , направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» .

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как :

1. развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2. коммуникативную : освоение диалектики общения;

3. по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики » ;

4. терапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности ;

5. диагностическую : выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6. коррекционную : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

7. межнациональной коммуникации : усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;

8. социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития .

Таким образом, игра сопровождает развитие человека , начиная чуть ли не с первых его шагов, когда он отличается от высших животных только своими нереализованными задатками, до вершин его сугубо человеческой деятельности . Но, сопровождая человека на всем его пути , игра не всегда занимает то же место в его потребностях. Роль игры увеличивается от раннего детства до молодости и зрелости. Здесь потребность в вооруженности бывает обычно доминантой. Далее игра постепенно уступает другим трансформациям той же потребности в вооруженности, иногда некоторое время конкурируя с ними более или менее успешно. Но когда эти другие трансформации с успехом выполняют свою роль, игра опять набирает силу - у человека возникает досуг ! Именно теперь выступает родство игры с художественным творчеством. Художник во всеоружии мастерства творит, играя ; высокое актерское искусство не только условно называют игрой, но оно в своей импровизационной сущности действительно подобно игре. Станиславский уподоблял его даже детской игре.

Список литературы

1. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей : забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. М., 2009.

2. Абраменкова В. В. В мире детских игр // Воспитание школьников. 2010.№7. с. 16-19.

3. Бибарцева Т. С. Учебно-игровой тренинг специалистов социокультурной сферы. СПб., 2009.

4. Большая Энциклопедия/Под ред. С. Н. Южакова. – М.: Наука, 2011.

5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2011.

6. Гросс К. Душевная жизнь ребенка : Пер. с нем. - Киев, 2006.

7. Гударёва О. В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. 2013, №2. С. 51-56

8. Гударёва О. В. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников//Психология и культура. Материалы Третьего съезда РПО, СПб, выпуск 1, 2013.

9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. - М., 2008.

10. Ершов П. М. Потребности человека . – М.: Мысль, 2010.

11. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2015.

12. Калугина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология : Развитие человека от рождения до поздней зрелости. Учебное пособие для студентов высших специальных учебных заведений. – М., 2011.

13. Козак О. П. Путешествие в страну игр. – СПБ.: Дело, 2013.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность , сознание, личность. М., 2015.

15. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ Сб. Проблемы развития психики М., 2011.

16. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2008. 144 с.

17. Мануйленко З. В. Роль игры в воспитании дошкольника. М., 2011.

18. Мид Дж. Г. Избранное : Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн. -информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. - М., 2009. - 290 с.

19. Педагогическая психология. Учебное пособие / Под ред. И. Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.

20. Петровский А. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2012.

21. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. /Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Просвещение, 2012.

22. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 2014.

23. Степанова О. А. Развитие игровой деятельности ребенка : Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

24. Сыч В. Д. Влияние телевидения на игры дошкольников//Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте : - M., 2015. - С. 70-72.

25. Усова А. П. Игра и организация жизни детей. М., 2012.

26. Ушинский К. Д. Собрание сочинений М., 2015. Т. 8.

27. Фридман Л. М. Психология современного человека . – М.: Эксмо, 2015.

28. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под редакцией И. Ильясова, В. Я. Ляудис – М.: МГУ, 2014.

29. Чёрная А. В. Психологические основы традиционных игр. // Развитие личности. 2009. № 4. - С. 86-98.

30. Эльконин Д. Б. Игра : ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. 2012. №5. С. 41-46.

31. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2015.

Понятие игры в педагогике

В современном обществе игра представляет собой важнейшую часть организации обучения и досуга людей на разных возрастных этапах.

Функциями игры являются:

  • обучающая – в игре развиваются общие учебные умения и навыки;
  • развлекательная – средствами игры создаётся благоприятная атмосфера в процессе обучения, способствующая увлекательности изучаемого материала;
  • коммуникативная – использование игры позволяет объединить детей и взрослых, установить эмоциональный контакт, формировать навыки общения;
  • релаксационная – игра позволяет снять эмоциональное (физическое) напряжение, которое вызвано нагрузками в учебной или трудовой деятельности;
  • самовыражение – позволяет в ходе игры реализации творческих способностей, более полного раскрытия своего потенциала;
  • компенсаторная – игра позволяет создать условия, которые удовлетворяют личностные устремления, которые являются невыполнимыми или трудновыполнимыми в реальной действительности.

Мотивом игры является не результат, а сам процесс. Для ребёнка игра представляет собой средство, способствующее самореализации и самовыражению.

Виды игр

В современной литературе представлены различные классификации игр. В соответствии с содержанием и особенностями, можно выделить следующие виды игр.

Сюжетно-ролевые игры – данный игры создаются самими детьми при руководстве взрослым. Основой данного вида игр является наличие детской самодеятельности. Иногда данный вид игр называют творческими, так как при развёртывании игры происходит не копирование действий , а творческое осмысление, воспроизведение в создаваемом образе, игровых действиях.

Строительные игры являются разновидностью сюжетно-ролевых. Основным содержанием строительной игры является выполнение разнообразных построек, отражающих окружающую жизнь, а также осуществление разнообразных действий с ними.

Театрализованная игра – вид игр, предполагающих наличие зрителей (сверстников, младших детей, родителей). В процессе игр данного вида происходит формирование умений при помощи изобразительных средств (интонация, мимика, жесты) точного воспроизведения идеи художественного произведения и авторского текста. Данный вид игрявляется достаточно сложным, поэтому необходимо постоянное участие взрослых.

Также в педагогике выделяются игры с правилами – дидактические игры, подвижные игры. Основой данного вида игр служит наличие чётко определённого программного содержания, дидактической задачи, целенаправленности обучения. Дидактические игры используются с целью обучить детей приёмам сравнения и группировки предметов по внешнему признаку, по назначению, служат средством воспитания сосредоточенности, внимания, настойчивости, способствуют развитию познавательных способностей.

Требования к организации игры

  1. Свобода и добровольность включения детей в игру.
  2. Обеспечение понимания смысла и содержания игры, её правил, идеи каждой роли.
  3. Совпадение смысла игровых действий с содержанием и смыслом поведения в реальной ситуации.
  4. Соблюдение в игре принятых в обществе норм нравственности, основанных на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

Замечание 2

Игра организуется и направляется взрослым, при необходимости сдерживается, но не подавляется, необходимо обеспечить каждому участнику игры возможность проявить инициативу.

После окончания игры проводится анализ, в результате которого могут пересматриваться содержание или правила.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.

В. А. Сухомлинский

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ИГРА»

В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Многие ученые пытались дать определение понятию «игра».

До ХIХ в. игра рассматривалась как всякая деятельность ребенка, не преследующая в качестве цели получение результатов, ведущаяся для удовольствия, «не всерьез».

Карл Гросс был первым автором, который попытался дать научное определение игры и классифицировать детские игры, найти новый психолого-педагогический подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.п.

П.П. Блонский в 30-е годы ХХ века доказывал, что игра - только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка, полагая, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же всё серьёзно. И это понятие должно быть изгнано из психологии.

В противовес этому, Д.Б. Эльконин, создавший одну из самых стройных психологических теорий игры, доказывал, что игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей.

Одно из определений: игра - это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие, - дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только на третьем году жизни ребенка.

В.Штерн ввел в психологию понятие Ernstspiel (серьезная игра) и применил его к подростковому возрасту, указывая на то, что такие игры носят переходный характер между игрой и серьезным отношением к действительности и являются специфическим видом деятельности.

Л.С. Выготский говорит, что критерием игры является наличие мнимой ситуации. Что такое мнимая ситуация? Это ситуация, в которой имеет место расхождение мнимого поля и поля смыслового. Например, ребенок может "придумать", что папин ремень – это змея, а чайник – это паровоз. Налицо расхождение мнимого и реального: ремень – это не змея, но предполагается, что все именно так. Ведущее звено игры – это воображение, следовательно, по Выготскому игра тоже начинается лет с трех, когда ребенок начинает намеренно фантазировать.

Итак, ИГРА - активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности.

Для человека ИГРА - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры.

В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Это одна из важнейших функций игры – научить ребенка помнить и выполнять правила, еще одна функция игры – это формирование целостной картины мира. Вживаясь в роль выдуманного персонажа, ребенок учится понимать эмоции и состояния других людей. Самостоятельная и главная ценность игры состоит в том, что в ней ребенок моделирует свою будущую жизнь и самого себя, каким он хочет быть. И, конечно, игра учит ребенка верить в себя. В игре дети приобретают навыки общения..

В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Характерная особенность игры - её двупланность, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач;

Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными жизненными обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.

Итак, в качестве обобщения запомним два определения игры –

Психологическое: «Игра – деятельность в условной ситуации, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта»

Дидактическое: «Игра – форма образовательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации и имеющая двуплановый характер: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и регламентирующими обстоятельствами».

КЛАССИФИКАЦИИ ИГР

Существует множество классификаций игр по различным критериям и признакам. Строго говоря, единой классификации не существует: «своя» разработана в дошкольной педагогике, практической психологии, в дополнительном образовании и т.д.

Базовая классификация игр отражается аббревиатурой АДИК. Игры подразделяются на: А - азартные, Д - дидактические, И - информационные, К - комбинаторные. Все существующие игры содержат, как правило, сочетание этих элементов классификации.

ВИДЫ ИГР

Классификация игр, используемая нами в работе по организации образовательной работы и детского досуга, связана с самой спецификой методики и технологии работы с учащимися объединения.

Давайте рассмотрим следующие виды игр:

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ

Это игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребенка (попутно, разумеется, способные решать обучающие задачи, задачи воспитания коммуникативных, волевых, креативных способностей и т.д.)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Они ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции.

КРЕАТИВНЫЕ ИГРЫ

Они способствуют развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Эти игры развивают чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание, физические качества, координацию движений, выносливость, волю и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Длительные игры, «символический двойник отношений в группе» или основа длительной досуговой программы. Их использование целесообразно в сплоченной группе, где уже сформировался «общий стиль» жизни детей.

Сюжет игры строится на основе любимого всеми детьми литературного произведения, фильма и т.п. дети выбирают себе роли - «имена», проигрывают стиль поведения, конкретные действия героев игры (переписка, «ведение бортового журнала», ритуал приветствия и т.п.). В ходе такой игры появляется много предметов-символов, а «список героев» может пополняться новыми, выдуманными самими детьми. Игра часто возникает «изнутри» коллектива. Роль педагога состоит в том, чтобы заметить общий интерес детей и использовать его в педагогических целях, самому подключившись к игре в качестве одного из участников (естественно, найдя себе адекватную роль).

ДЕЛОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ИГРЫ

Деловые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование отношений, характерных для данного вида работы;

Организационно-деятельностные игры – «коллективная мыследеятельность», игра, способствующая формированию представления о способах и методах мышления, используемых людьми, выполняющими общую деятельность в повседневной жизни.

Творческая активность личности в таких играх обусловлена тем, что они позволяют почувствовать значимость своего «Я», происходит снятие напряженности, нерешительности и нарастание «мобилизующей напряженности» на основе усиления интереса к игровому процессу.

Основных правил в такой игре должно быть немного, они должны быть представлены вместе с задачами играющих групп в словесной или бланковой (графической) форме, сочетая реальный и игровой контекст. Играющие разделяются на несколько игровых групп, внутри каждой из которых также есть свои роли (сюжетные и психологические: инициаторы, лидеры, критики, счетоводы). В качестве примеров деловых игр можно привести такие как «Проект театра», «Филармония», «День самоуправления» и т.п.

Понятно, что игра может использоваться как на занятиях, так и на переменах, в досуговой деятельности. Весьма удачный прием – придумывание игр совместно с детьми (и как средство развития их творческого потенциала, и как средство диагностики и закрепления образовательного материала).

Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.

К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т. п. Один из учеников Гросса – А. Вейс пытался показать, что различные виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражался, имеют в психологическом отношении мало общего. У него возник вопрос: можно ли одним словом "игра" называть все различные виды подобной деятельности (Л. С. Выготский "Раннее детство")?

П. П. Блонский полагает, что игра есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Блонский, вероятно, доходит в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью "Игра", он заявил, что "игра" есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии.

Представляется плодотворной мысль, Д. Б. Эльконина относительно расчленения понятия "игра". Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.

Весьма плодотворно и соответствующе сути дела и положительное определение игры, которое выдвигается при этой идее на первый план, а именно что игра - это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Это дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве. Здесь нет того полного отсутствия игры, которым с этой точки зрения характеризуется младенческий возраст. Мы в раннем детстве встречаемся с играми. Всякий согласится, что ребенок этого возраста кормит, нянчит куклу, может пить из пустой чашки и т. д. Однако было бы опасностью не видеть существенного различия между этой "игрой" и игрой в собственном смысле слова в дошкольном возрасте - с созданием мнимых ситуаций. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только к концу раннего возраста. Только на третьем году появляются игры, связанные с внесением элементов воображения в ситуацию.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- Коммуникативную: Освоение диалектики общения;

- Самореализации В игре как полигоне человеческой практики;

- Игротерапевтическую: Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- Диагностическую: Выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

Функцию Коррекции: Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- Межнациональной коммуникации: Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- Социализации: Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А.Шмакову):

Свободная Развивающая Деятельность, Предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

Творческий, В значительной мере импровизационный, очень активный Характер Этой деятельности («поле творчества»); Р. Г.Хазанкина, К. В.Маховой и другие.

Эмоциональная приподнятость Деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

Наличие Прямых или косвенных Правил, Отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как Деятельности Органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

А) роли, взятые на себя играющими;

Б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

В) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

Г) реальные отношения между играющими;

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных Педагогических игр.

В отличие от игр вообще Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.