Взаимоотношения двух частей Русской Православной Церкви: к истории вопроса(.Сафонов Д.В). Ленинградская область О Российских приходах Русской Православной Церкви заграницей

11 февраля 2015 г. в ПСТГУ для студентов отделения социальной и молодежной работы миссионерского факультета прошла встреча с ключарем кафедрального собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости» города Сан-Франциско протоиереем Петром Перекрестовым. Отец Петр рассказывал о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском (Максимовиче), о чудесах, происходящих по молитвам святого, и о приходской жизни православных христиан в Америке.

«Святой аскет вселенского значения»

В начале отец Петр кратко напомнил об известных фактах из жизни владыки. Святитель Иоанн Максимович родился в России, в деревне Адамовка, тогда это была Харьковская губерния, сегодня Донецкая область. Он принадлежал к дворянскому роду, из которого происходил ранее прославленный святой XVIII века митрополит Иоанн Тобольский (Максимович). Он с детства отличался глубокой религиозностью, хотел поступать в Киевскую духовную академию, но родители настояли, чтобы он окончил Полтавский кадетский корпус и юридический факультет Харьковского университета.
После революции 1917 г. семья эмигрировала в Европу. Будущий владыка окончил богословский факультет Белградского университета в Югославии и принял монашеский постриг.

В 1934 году Архиерейский Синод РПЦЗ определил Иоанну быть епископом Шанхайским. В Китае была сложная ситуация: военное положение, и постоянная вражда русских эмигрантов друг с другом. Владыка Иоанн смог помирить противоборствующие стороны, начал строить храмы в Шанхае, развернул широкую социальную и благотворительную деятельность. Епископ Иоанн Максимович организовал различные благотворительные организации, например «Женский клуб», или «Общество Друзей приюта святителя Тихона Задонского», которые помогали ему собирать деньги для помощи людям. Владыка особенное внимание обращал на детей и молодежь.

Детский приют в честь святителя Тихона Задонского, который создал владыка, просуществовал более 10-ти лет - с 1933 по 1943 г. в нем жило до 3500 детей. Приют был необходим, чтобы спасти детей от скитания по улицам и голодной смерти. Когда японцы заняли Северный Китай, а все мужчины, способные держать оружие, уже были на военной службе, то вышел приказ брать в армию женщин. По этой причине появилось очень много брошенных детей, оставшихся без родителей. Бедные русские семьи, где одна мать не могла кормить шестерых детей, также были источником появления беспризорников. Владыка Иоанн находил этих детей на улице, или к нему их приносили, и он отправлял в приют.

Детский приют испытывал большие финансовые трудности, и владыка постоянно собирал пожертвования. Делал он это, главным образом, через русские газеты. В Шанхае было 30 000 русских, всего в Китае было более 120 000 русских. Каждый человек, который пожертвовал даже самую маленькую сумму, получал письменную благодарность и его имя публиковалось в газете. Общества устраивали благотворительные мероприятия, например, лотереи, футбольные матчи, или балы. Благотворительные балы всегда проходили в пятницу вечером, чтобы не отменять вечернее богослужение перед воскресной литургией.

Он не только организовывал помощь, но сам лично помогал людям. После ежедневной литургии он сразу уходил в больницы и тюрьмы, посещать нуждающихся. В этот период появились первые случаи исцеления больных молитвой владыки Иоанна.

В 1945 году Красная армия взяла Маньчжурию, и коммунистическая пропаганда начала звать русских эмигрантов

Возвратиться в советскую Россию. Тех, кто поверил пропаганде, вернувшись на Родину, обманули, и отправили по концлагерям и тюрьмам. Владыка Иоанн никого не призывал возвращаться в Россию, но за тех, кто все же поехал туда, продолжал молиться.

Большая часть его паствы эмигрировала из Китая в 1949 г. два года 50000 русских беженцев провели на Филиппинском острове Тубабао. Все это время там не было ни одного тайфуна, что всеми было отнесено к чудесной силе молитвы владыки Иоанна. В течение этих двух лет владыка ездил в Америку, чтобы убедить Американский сенат разрешить русским страдальцам въехать в Америку.

С 1951 г. Иоанн стал архиепископом Западно-Европейским и жил в Париже. В 1962 году он переехал в США. В 1963 году Собор Архиереев РПЦЗ утвердил его на Сан-Францисской кафедре.

Скончался архиепископ Иоанн 2 июля 1966 года во время молитвы в своей келье во время своего посещения Свято-Николаевского прихода в Сиэтле перед Курско-Коренной чудотворной иконой Божьей Матери. Он был похоронен в крипте Кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Сан-Франциско. В 1994 году Русская Православная Церковь Заграницей причислила Иоанна Максимовича к лику святых. Русская православная Церковь прославила святителя Иоанна в 2008 году.

Личные качества являют в святителе Иоанне выдающегося подвижника. После пострижения в монашество он почти не спал, а если спал, то не лежа, а стоя на коленях на молитве, или сидя в кресле. По этой причине в каком-то смысле его можно назвать современным столпником. Он каждый день служил литургию и, при этом, никогда не пропускал вечерни и утрени. Даже если он находился в дороге, то вычитывал всю службу по минее. Он ничего не тратил сам на себя. У него не было купленных им самим панагии и митры, а сама келья была размером два на два метра. Посетители, которых принимал владыка Иоанн, обращали внимание, что кровать там не тронута.

Святитель Иоанн Максимович любил богослужение, поэтому хорошо знал богослужебные тексты, и мог приводить аргументы против своих оппонентов из церковной гимнографии. Среди оппонентов был известный философ протоиерей Сергий Булгаков, создавший софиологию, признанную РПЦЗ ересью).

В храме было народное почитание владыки

Отец Петр Перекрестов уже 35 лет служит в соборе, в котором служил святитель и сам участвовал в обретении его мощей. Отец Петр поделился личными воспоминаниями об участии в этом событии. Сначала он увидел сон, в котором обретает чьи-то мощи. Так как снам не положено верить, он не придал этому значения, впрочем, сон запомнил. Когда его семья переехала в Сан-Франциско, то он стал служить в кафедральном соборе, где были мощи владыки Иоанна.

Он постоянно видел, как люди молятся и кладут записки под митру владыки Иоанна. У его мощей происходило много чудес. В храме уже существовало народное почитание владыки, которое началось как движение снизу. Люди стали писать в Синод РПЦЗ с просьбой рассмотреть вопрос о канонизации любимого архипастыря.

Русскую Церковь заграницей тогда возглавлял владыка Виталий, который не любил владыку Иоанна, но согласился отложить личные счеты и благословил начало подготовки канонизации.

Настал день, когда в обстановке секретности церковная комиссия спустилась крипту для вскрытия гробницы:
- 11 октября 1993 г. мы спустились в усыпальницу, совершили панихиду и начали вскрывать бетонный саркофаг, - рассказывает отец Петр. - Там был железный гроб почти полностью проржавевший. Было страшновато, не знаешь, что там будет? Крышка железного гроба настолько проржавела, что не открывалась. Протодьякон хотел ломом открыть крышку. Владыка Антоний громким шепотом запротестовал: «Что ты делаешь? Что ты делаешь?!», и начал молиться. Вслед за ним все собравшиеся начали читать 50-й псалом, и он руками открыл крышку гроба. Мощи архиепископа Иоанна Максимовича оказались нетленными. Сохранилась кожа, волосы, ногти, только глаза немного впали. А радость была, как на Пасху.

Я был фотографом, у меня кончилась пленка, я побежал домой, заменить ее. Везде горит свет, жены ждут, что произойдет? Было 11 вечера, и я кричу своей жене: «Лена, они нетленные! Нетленные!» И как будто жду ответа «Воистину нетленные!», как на Пасху.

У мощей Иоанна Сан-Франциского молитвы исполняются Богом на 70 %

В конце встречи слушатели смогли задать отцу Петру свои вопросы.

- Расскажите о чудесах, которые совершались по молитвам Владики Иоанна, и которых вы сами были свидетелями.

Чудо - это норма христианской жизни. То, что мы с вами собрались здесь – тоже чудо. Одни чудеса бывают незаметными, другие явные всем. Молитвами святителя Иоанна постоянно совершаются чудеса, их количество растет. По моим наблюдениям, у людей, которые обращаются к святителю Иоанну Сан-Францисскому, либо заочно, либо сами приезжают к мощам, молитвы исполняются Богом, как они хотят - на 70 %. Конечно, Бог их исполняет на 100 %. Но конкретно, как они хотят - на 70%. Представьте, что человек хочет ребенка во что бы то ни стало. Если же Господь пошлет ребенка, который умрет в 3 года, то что с ним будет? Не каждый человек это выдержит. Господь - как хирург: чтобы вылечить человека, надо его сперва резать, вставлять винтики в ногу, зашивать, ждать, пока заживет рана. Духовные процессы сложны и тяжелы. Мы хотим сразу получить свои ответы, и какое-то счастье. А благой Бог знает, что для нас лучше, и не исполняет всего, что мы просим, а то, что полезно для нас.

Чудеса это не обязательно что-то сверхъестественное. Если после молитвы пред мощами святого Иоанна у человека появляется надежда - это уже чудо. Много таких, кто приезжает со своими бедами и уходит от святителя Иоанна с надеждой.

Расскажу о некоторых случая, свидетелем которых был лично. Однажды в храм пришла женщина и говорит мне, что у ее зачатого ребенка

Диагностировали синдром Дауна, а муж требует сделать аборт. Я тогда находился под впечатлением от одного фильма, где говорилось, что Господь дает детям такую неизлечимую болезнь, чтобы оградить их от этого мира, потому что они слишком чувствительны, и не смогли бы выжить в нем. Но так как у них повреждено сознание, то Бог может говорить прямо их сердцу, миную сознание. Дети с ментальными отклонениями настолько сильно могут любить, что становятся похожи на ангелов. Я сказал ей все это, женщина расплакалась и ничего не ответила. Мы также помолились владыке Иоанну. Через два года она приходит и говорит: «Вы не узнаете меня? Вот моя дочка - совершенно здоровая», - и показывает замечательную девочку, блондинку, с вьющимися волосами. Я не сомневаюсь, что у нее был синдром Дауна, но по молитвам владыки Иоанна она исцелилась. Конечно, это произошло и по вере матери, ведь она приняла такое героическое решение - не делать аборт и сохранить жизнь своему ребенку.

Самая большая проблема Запада и России - одиночество

К нам приезжают люди в унынии и депрессии. Так же много приезжает бездетных пар. Это большая беда на Западе. Люди молятся, постятся, но детей нет.

Но самая большая проблема западного мира, (включая и Россию) - это одиночество. К нам приезжает очень много одиноких девушек старше 30-ти лет. Все они говорят одно и тоже. По-английски это звучит как: «My biological clock is ticking» («Мои биологические часы тикают»). Время их жизни сокращается, а на горизонте нет никакого молодого человека. Они красивые девушки, имеют образование, работу, дома, машины. Но они готовы всем пожертвовать, чтобы создать семью, иметь мужа и ребеночка.

Одиночество проявляется и в семье. Есть семьи, в которых муж, жена и дети, все вместе, или кто-то один из них, может быть более одиноким, чем даже человек, у которого нет семьи.

В Сан-Франциско есть одна прихожанка из другой страны. Она хорошенькая, умненькая. Но она такая одинокая - просто плакать хочется! Я представляю её положение. Ей 35 лет, она верит в Бога, исполняет заповеди, поэтому она целомудренная. Значит, она должна смириться с тем, что у нее не будет любимого человека: «Никто и никогда в жизни меня не поцелует, как женщину, как жену. Этого никогда не будет, (и не было). Я никогда в жизни не буду держать своего ребенка. У меня все для этого есть, но нет семьи». Ее потенциальные возможности могут остаться никогда нереализованными. Это очень тяжело для девушки.

Еще один вариант этой проблемы - «одиночество в сети». Люди ищут общения в интернете, чем объясняется феноменальная популярность соцсетей, но не находят его. У человека может быть «Вконтакте» и «фейсбуке» тысячи друзей, но не быть ни одного друга, с кем можно поговорить, поплакать, в четверг попить чай, пойти в гости… Не с кем и некуда идти.

Из одиночества происходит уныние, как на западе говорят «депрессия». Это следующая страшная болезнь Запада. У мусульман нет проблем с одиночеством и детьми, у них другие проблемы – унижение женщин.

Есть немалое число людей, которые просят, чтобы у них оформились документы на пребывание в стране – Грин-карта, чтобы остаться в Америке. Другие люди ищут работу.

Много больных онкологией, которые приходят за утешением. У нас в приходе протодьякон заболел раком. У него трое детей. Он как бывший веб-мастер приходского сайта мне уже передал пароли от всех приходских сайтов. Мы собрали ему денег на билет на Афон. Он весь светлый, радостный. Когда смотришь на таких людей, то не боишься болезни. Его мать говорит: «Это такая милость, нам столько людей помогает».

Конечно, тяжело людям. Нам, священникам собора, часто приходится разговаривать с пришедшими людьми, постараться дать надежду. Я заметил, что если предлагаешь логическое объяснение несчастья, то это надежды не дает. Надо, чтобы было задействовано твое сердце. Еще надо доверять Богу, а это очень тяжело. Чтобы человек нашел радость и доверие, нужна вера и молитва. И люди находят радость и доверие в Церкви и в молитве к святителю Иоанну Максимовичу.

Христианская миссия в Америке

- В Америке ведется миссионерская проповедь?

В Америке мало кто прямо проповедуют православие. Православное христианство распространяется косвенно, при помощи произведений искусства, православной культурны, образования и т.д. Например, в Америке есть Колледж святого Иоанна. Его программа отличается от программы любого другого вуза в мире. Там нет выбора предметов и нет экзаменов. В течение 4-х лет студенты колледжа просто читают самые важные и великие книги в истории человечества: Библию, Евангелие, Платона, Аристотеля, Достоевского, Клайва Льюиса. Они отбирают книги максимально объективно. Там до сих пор нет ни одной книги, написанной женщиной. Читают, а потом их вместе обсуждают.

Это приносит поистине удивительные плоды. Даже если в эту школу поступают атеисты, то почти все выпускники имеют какую-то веру в Бога. За все время существования колледжа десятки его выпускников приняли православие.

Люди во всем мире жаждут духовной жизни. Старец Ефрем, духовное чадо Иосифа Исихаста, основал в Америке 18 монастырей. Недалеко от Сан-Франциско тоже есть женский монастырь. Я был там и видел насельниц: американские девушки греческого происхождения, получившие высшее образование, умные, красивые, подвизаются, как монахи на Афоне. Они как ангелы. Там встают на службу в 3 часа утра, потом завтрак, работа до обеда, часовой сон, снова работа до ужина, вечерняя служба и отбой в 10 вечера. И так каждый день.

Я учился в семинарии в мужском монастыре. Там такой же распорядок дня – весь день работа, с перерывами на еду и сон. Монахи все сами делают, никого не нанимают со стороны. За все 4 года я ни разу не видел женщины на кухне, они все сами готовят.

Не надо думать, что американцы ни на что не способны. Даже если кто-то занимается йогой или ест биологическую пищу, они ищут духовность.

- Вел ли миссионерскую деятельность святитель Иоанн Максимович?

У владыки не было программы миссии, но у него была любовь, было сострадание, была ревность. Это - лучшая программа. Мне кажется, мы, прежде всего, должны быть людьми, завоевать доверие людей, а потом только говорить им о Боге. Наша православная вера - это религия сердца. Если сердце не включено, то можно создавать много отделов и писать миллион отчетов. Все будет красиво на бумаге. Но люди жаждут сердце.

Что хотят люди? Когда человек приходит в церковь, то, что он хочет? Хочет ли он идеальное пение, идеальные иконы, понятный язык? Первое, что он хочет - это какое-то тепло. Те приходы, где есть тепло, доброжелательство, молитва - растут. А где только правила, они не растут. Где только этнизм, они тоже не растут. Где ходят в храм, потому что они русские, то люди из других народов скажут: «Зачем мне ходить, если я не русский? Я ищу Христа, а не русскости».

К сожалению, мы в Америке потеряли многих детей, потому что им родители говорили: «Вы должны ходить в церковь, потому что вы русские».

Они выросли в Америке, женились на американках и говорят: «Мы в Россию не собираемся. Если церковь только для русских, значит, в церковь ходить не надо». Этнические приходы растут только за счет эмиграции. Как только этот поток прекратится, через два поколения приходов в Америке не будет.

У всех людей есть общечеловеческие чаяния. Каждый человек хочет любви, тепла, какого-то ответа. Этого хотят христиане и атеисты. У людей есть страхи и переживания.

- Получается, люди в Америке верят в Бога, ищут Его, но не в Церкви?

Верно, это именно так. Я много раз встречал американцев, которые говорили: «We are not into organized religion. God is in my heart». («У меня Бог в сердце, я не сторонник организованной религии»). Когда мне это говорят, я облегченно выдыхаю, потому что я знаю ответ на этот аргумент. Я им отвечаю: «Ваша девушка тоже только в вашем сердце, или надо протянуть ей руку и обнять ее, надо ухаживать за ней? Ваши дети тоже только в вашем сердце или вы должны их кормить, содержать и давать образование? Почему только Бог «в вашем сердце», а все остальное не только в вашем сердце, но и ваших делах? Любите вашу девушку? Вот и пусть она остается только в вашем сердце! Не надо ей ничего говорить, не надо встречаться, не надо дарить цветы и подарки. Почему вы в личных отношениях не применяете этот принцип, а в отношениях с Богом применяете его»?

Организацию в Церкви тоже надо оправдывать. Например, когда произошла катастрофа в Японии и американец хочет помочь японцам, то если нет организации, он не сможет этого сделать. Он даже не будет знать, с чего начать? Там нужны гуманитарная помощь, нужны лекарства, транспорт, военные и медики.

Наша жизнь очень организована. Почему Церковь не может иметь организации? Христос был очень организованным. Когда Он насытил 5000 человек, Он мог бы щелкнуть пальцем, и каждому с неба упало бы по буханке. Вместо этого Он велел всем расположиться по 100 человек, преломлял хлеб, раздавал его апостолам, а те народу. Сколько времени на это было потрачено. Но Христос сделал это, потому что в мире есть принцип организованности.

Американцы – отличные православные христиане

- У вас большой приход?

Официальных записанных членов около 200 человек. При владыке Иоанне было больше 1000. Все прихожане записаны в книге. До революции в России тоже были такие правила: если хочешь быть прихожанином, должен записаться в церковной книге. Так же сегодня в Греческой Церкви в Америке. Если вы не записаны членом прихода, то вас или ваших детей просто не будут крестить. Я ради любопытства заходил на сайт греческого прихода Лос-Анжелоса и увидел, что если ты не член прихода, то крещение будет стоить $1000.

В этом есть смысл – если ты член семьи, то должен заботиться о своей семье. У русских людей трудно с записью, они не любят членства. Я спрашивал у одного прихожанина: «Почему вы не записываетесь»? «А зачем? Я же хожу в храм, причащаюсь, - отвечает он. Вам нужны пожертвования? Не вопрос! Давайте, я пожертвую. Сколько»? В этом тоже есть своя логика.

У нас есть традиция на праздник Крещения посещать дома прихожан и кропить их святой водой. У меня в свое время было 80-ть адресов, сейчас осталось только 30-ть. Это хорошо, потому что 30-ть домов я спокойно посещаю. Примерно в 24-х из них я обедаю или ужинаю. Главное, что во время таких трапез я общаюсь с людьми.

Город у нас очень дорогой. Жилой дом стоит не менее $700 000. Аренда двуспальной квартиры стоит $3000, чтобы снять квартиру надо зарабатывать не менее $36000 в год. Но у нас очень много зарабатывают – твиттер, фейсбук - все это у нас. Русские стартапы работают у нас. Такая свободная интеллектуально-творческая атмосфера, где можно их делать, делать это в России пока это не возможно. Но начать жить с нуля здесь тоже невозможно.

На исповеди русские и американцы отличаются. Например, на исповеди американец говорит: «Батюшка, я хочу исповедовать четыре вещи». И он исповедует четыре конкретные вещи. Это в каком-то смысле удобно, потому что я могу дать четыре конкретных ответа и помочь. А если исповедует 118 грехов, причем, каждый раз одни и те же, то порой не знаешь, где начинать.

- Кто ваши прихожане?

У нас разнообразный приход, очень разные люди и они живут дружно. Это старые русские, которые приехали из России, или из Китая в 1950-х годах, есть молодые эмигранты из России или Украины, которые воцерковились уже здесь, дома они большей частью в церковь не ходили. Какая-то часть этих людей здесь в Америке стала патриотами России. У нас также есть американцы, сербы, румыны. Но мы особенно миссионерством не занимаемся. Половина нашей епархии - конверты, перешедшие в православие из католичества, и, меньше, из протестантизма. Послушать истории прихода к православию невероятно интересно.

Например, американский актер Джонатан Джексон, который играет в сериалах, вырос в протестантской семье. Вся семья каждый день дома читала Евангелие. Он по-настоящему полюбил Евангелие и Иисуса Христа. Когда его семья переехала, у них не было прихода, и они с девятилетним братом, каждый день сами читали Евангелие.

В какой-то момент он подумал: «Какая церковь была самая первая»? Он начала искать ответ. Дошел до католичества. «Но что было до католиков»? В неразделенной Церкви было православие. Так он узнал о Православной Церкви. Первый православный приход, который он посетил, был греческий. Ему там не понравилось.

Во сне он увидел русский храм. Он долго искал этот храм, пока не нашел его в Голливуде. Это был храм «Взыскания погибших», где отпевали Сергея Рахманинова. Он был точно такой, каким он видел его во сне. Он туда зашел, и больше не захотел уходить. Как он потом говорил: «Я пришел домой». В храме служил талантливый молодой священник, способный миссионер, он его подготовил и крестил.

Несколько лет тому назад Джонатан Джексон принял святое крещение. В прошлом году он также получал телевизионную премию EMMY. Во время вручения призов у лауреатов всего одна минута, чтобы сказать слово. Когда его вызвали на эстраду, он выбегает, берет микрофон и говорит: «Я очень рад здесь быть. В первую очередь я хотел бы поблагодарить Господа Бога. Затем, я хотел бы поблагодарить свою семью, и всех продюсеров, всех наших писателей, и всю нашу команду. И еще хотел бы поблагодарить монахов горы Афон за их молитву за мир. Спасибо»! Представьте, если бы такое сказал какой-то исполнитель здесь. В России такое невозможно!

Американцы - очень хорошие православные христиане. Просто отличные христиане! Когда они были протестантами, то они ходили на службы, давали десятину. У них нет понятия «зайти в храм поставить свечку», они приходят на богослужение. И когда они становятся православными, то приносят с собой все эти навыки и привычки.

Мы живем в лучшее время

Течением жизни Господь дает мне все больше и больше радости. Когда у меня родилась первая внучка, я подумал: «Что может быть больше этого? Теперь можно умирать – есть, кому продолжить род».

Когда произошло воссоединение Церквей (РПЦ МП и РПЦЗ вступили в евхаристическое общение, прерванное после Декларации митр. Сергия 1927 г. и создания эмигрантами РПЦЗ - прим. ред.), я подумал: «Что может быть лучше этого»? Священникам РПЦЗ нельзя было служить у святынь Иерусалимского патриархата с 1948 г. до воссоединения Церквей. Когда мы, с моим сослужащим священником, первые из РПЦЗ служили у гробницы Божией Матери и у Гроба Господня в Иерусалиме, то это была такая радость!

И вот, я держу в руках внучку, и думаю: «Как она будет жить в 21 веке, ведь все изменится. Наши компьютеры, телефоны, одежда и прочее будут казаться музейными экспонатами. Возможности людей возрастут». Потом я понял, что Господь не делает ошибок. Значит, это время для нашей Ксенички - самое лучшее. Нет лучшего времени для спасения Ксении или отца Петра, чем сейчас. Если бы отец Петр жил во времена Христа, то может быть, ему было бы хуже, чем сейчас. Да, мы хотели бы видеть Христа. Но мы Его видим каждый день на литургии. Легко думать, что прошлое было лучше. Вы хотели бы жить в 1938, или 1917 году? Нам дано столько же, или больше, как апостолам, или христианам в 4-м веке. Во времена иконоборчества или крестовых походов было лучше жить? Нет, было ужасно!

Одна наша прихожанка американка, сказала по какому-то поводу: «Какая у меня плохая жизнь: работа не нравится, любимого человека нет». Я ее спросил: «А в Японии до цунами была хорошая жизнь или нет? Если у нас завтра начнется война, то сейчас у нас хорошая жизнь? Да? Значит то, что у тебя есть работа, которая не нравится и нет парня - это не самое худшее». Надо относиться к каждому дню, как к дару Божьему. Надо бороться. Есть вызовы, но они всегда были.

Сегодняшний день дает вам все самое лучшее для спасения. Всегда были кризисы, и никогда не было легко. С каждым этапом жизни у нас что-то теряется. Но дается всегда больше, чем забирается. Люди, которые умирают, говорят: «Я теряю жизнь, но я приобрел Христа». Так нужно относиться ко всем потерям: и незначительным и самым тяжелым.

Вы сейчас молодые. Запомните, что у вас сейчас самое лучшее время и лучше времени не будет. Всегда Господь дает больше, чем отнимает. Если вы это запомните, то у вас будут благодарность и радость.

Александр Филиппов

Для участия в I съезде духовенства приходов Российской Православной церкви юрисдикции Зарубежного Архиерейского Синода из Екатеринодара в Санкт-Петербург прибыли: высокопреосвященный Лазарь (Журбенко), архиепископ Тамбовский и Моршанский, управляющий приходами РПЦЗ на территории России и преосвященный Вениамин (Русаленко), викарий приходов РПЦЗ на территории России. Гостей и сопровождающих их лиц — представителей канонического православного духовенства катакомбных христиан на Николаевском вокзале встречали благочинный Северо-Западного благочиния священник Сергий Перекрестов и прежде прибывшие на Съезд представители духовенства: Крымского благочиния — во главе с о. благочинным, протоиреем Андроником Кохно; г. Перми — во главе с настоятелем общины Богородице-Казанской церкви, протоиереем Сергием Костаревым; г. Москвы — во главе со вторым священником Успенской церкви с. Валищево, о. Виктором Усачевым.

В крипте во имя Свв. Новомучеников и Исповедников Российских по благословению архиепископа Тамбовского и Моршанского Лазаря (Журбенко) начал свою работу I Съезд духовенства приходов Российской Православной церкви юрисдикции Зарубежного Архиерейского Синода. Съезд открылся соборне совершенным молебным пением «перед началом всякого дела блага» и свв. Новомученикам и Исповедникам Российским. Затем присутствующие выслушали слово владыки Лазаря о сложной церковной ситуации. В ходе первого заседания было оглашено послание канонического православного духовенства катакомбных христиан; рассмотрены отчеты оо. благочинных; настоятелем Свято-Екатерининской церкви с. Шаблыкино Ишимского района Тюменской области игуменом Евтихием (Курочкиным) сделан подробный доклад о соборном управлении приходами Российской Православной церкви; определено место пребывания будущего Всероссийского Высшего Управления приходами Российской Православной церкви в г. Санкт-Петербурге; рассмотрено отношение к регистрации уставов приходов и общин в советских органах власти; изучена информация о некоторых действиях Преосвященного Валентина (Русанцова), епископа Суздальского, викария приходов РПЦЗ на территории России. Заседание было закрыто общею молитвою ко Пресвятой и Живоначальной Троице.

Продолжил свою работу I Съезд духовенства приходов Российской Православной церкви юрисдикции Зарубежного Архиерейского Синода. В ходе второго заседания были определены права оо. благочинных принимать в молитвенное общение клириков Московской патриархии; одобрен доработанный комиссией оо. благочинных при участии секретаря Германской епархии РПЦЗ, священника Николая Артемова проект Положения о Всероссийском Управлении приходами Российской Православной церкви; избран единый духовник приходов Российской Православной церкви — благочинный Крымского благочиния, митрофорный протоиерей Андроник Кохно; учрежден духовный суд; высказано отношение к порядку назначения Архиерейским Синодом РПЦЗ архиереев на российские кафедры и зачисления российских студентов в зарубежные духовные школы; тайным голосованием выдвинуты кандидаты на возведение в епископский сан для будущих викарных кафедр в Западной Сибири, на Урале и в Крыму; одобрен проект Памятной записки Архиерейскому Синоду РПЦЗ о вызывающих соборное беспокойство действиях преосвященного Валентина (Русанцова), епископа Суздальского, викария приходов юрисдикции Русской Православной церкви (заграницей) на территории России; решено также провести следующий Съезд после праздника Покрова Пресвятой Богородицы 1991 года.

В перерыве делегаты Съезда посетили Новодевичье кладбище и молитвенно почтили память Новомученика свт. Иллариона, архиеп. Верейского, исп. на его могиле.

Затем, в продолжении заседания, был одобрен проект обращения Съезда к Председателю Президиума Верховного Совета РСФСР Б. Ельцину; одобрены общие положения итогового документа — Послания Съезда Архиерейскому Синоду Русской Православной церкви (заграницей), духовенству и всем верным чадам приходов Российской Православной церкви; рассмотрены прошения клириков Московской патриархии — иеромонаха Феодорита (Валикова), настоятеля Свято-Троицкой церкви с. Миритиницы Локнянского уезда Псковской губернии и иеродиакона Панкратия (Свириды), ранее пребывавшего в братии Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, об открытом официальном присоединению к клиру Российской Православной церкви.

С заключительным словом к Съезду, по благословению председательствующего, обратился благочинный Северо-Западного округа, настоятель Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря, священник Сергий Перекрестов <…>

После архиерейской исповеди, совершенной преосвященным Вениамином (Русаленко), епископом Гомельским, викарием приходов юрисдикции Русской Православной церкви (заграницей) на территории России, чин присоединения вновь принятых клириков, также и еще пяти присутствующих священнослужителей (имеющих указы о принятии в клир церкви, но не приносивших открытого церковного покаяния) уставно совершил высокопреосвященный Лазарь (Журбенко), архиепископ Тамбовский и Моршанский, управляющий российскими приходами.

Накануне праздника всех Святых в земле Российской просиявших в крипте Казанской церкви архиепископом Лазарем (Журбенко) соборне с своим викарием, епископом Вениамином (Русаленко) и в сослужении священника Сергия Перекрестова было совершено торжественное всенощное бдение. Божественная служба была особо украшена сослужением троих диаконов: протодиакона Богородице-Казанской церкви г. Перми (Уральское благочиние) о. Михаила Шевырина; состоящего при владыке Лазаре иеродиакона Кирилла (Баранова) и новопринятого во общение иеродиакона Панкратия (Свириды).

В крипте Казанской церкви архиепископ Лазарь (Журбенко) соборне с своим викарием, епископом Вениамином (Русаленко) и в сослужении священника Сергия Перекрестова совершил праздничную Божественную литургию. За служением владыкою Лазарем была совершена хиротония иеородиакона Панкратия (Свириды) во пресвитера. По окончании службы взволнованное слово произнес владыка Вениамин. С ответным словом к высоким гостям и теплыми поздравлениями новорукоположенному священнику обратился о. Сергий Перекрестов.

Вечером архипастыри и сопровождающие их лица отбыли поездом в Екатеринодар.

Ленинградская область

1. г. Гатчина Российская Православная Автономная Церковь - Община св. новопреподобномученицы Марии Гатчинской. После распада в январе 2001 года общины РПЦЗ св.Александра Невского, осколки прежней общины (посетив Суздаль и, увидев там "зарубежный" дух, присоединившиеся к РПАЦ) зимой 2001 года образовали новую общину - св. Марии Гатчинской. После рукоположения прихожанина Алексея Лебедева (7 апреля 2001 диаконом, 15 апреля 2001 - иереем),я к общине присоединилась группа катакомбников (чад о. Михаила Рождественского), ранее поддерживавших отношения с епископом РПАЦ Серафимом (Зинченко). Помещение для проведения богослужений в Гатчине ищется, а пока они проходят в помещении прихода иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение". Община (обоих приходов) насчитывает 40 взрослых человек (в том числе 6 старых катакомбников).

2. г. Гатчина - Община. Служит о.Александр Салим.

3. д. Сусанино (Гатчинский район) Независимая православная община. В 1994 году, после запрещения в служении в РПЦЗ , ее создал иерей Сергий Перекрестов (находился на акефальном положении по крайней мере до 2001 года).

4. г. Выборг - Община. Упомянута как существующая, никакой информации о ней не имеется.

5. с. Дивенское (Лужской район) Истинно Православная Церковь (России) - Община. Настоятель митрополит Антоний (Корбут).

6. д. Дудачкино (Волоховский район) - Приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приход вместе с настоятелем иереем Александром Суховым принят в РПЦЗ(А) 30 декабря 2007 года. Иеется большой храм, женский монастырь во имя св.Николая (шесть монахинь и пять послушниц), для которого строиться помещение и большая территория. Построена часовня Архистратига Михаила. На Покров 2012 года было 200 причастников.

7. д. Лигово (Волоховский район) Истинно Православная Церковь (России) - Храм св.Николая. Построен цыганским бароном.

8. пос. Пески (Ломоносовский район) Русская Православная Церковь За границей (Владимира) - Приход в честь Св. Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Российских. Настоятель - епископ Виктор. После раскола в Санкт-Петербургской стрельненской общине, оставшиеся верными РПЦЗ(В) прихожане переместились в поселок Пески, где 11 ноября 2012 года была отслужена первая литургия во временном храме.

9. г. Тосно Апостольская Православная Церковь - Общины АПЦ в Тосно и в селе около Тосно образованы в сентябре 2006 в результате присоединения общин бывших протестантов-харизматов, во многом ими и остались. Окормляет священник Сергий Фесенко.

10. д.Бабино, Тосненский район Русская Православная Церковь Заграницей (Агафангела) - Храм в честь иконы Божьей Матери Порт-Артурской. В начале 2011 года (возможно еще в декабре 2010) началось строительство деревянного храма. Приход входит в состав Вологодской епархии. 14 октября 2011 года Павел Стариков рукоположен чтецом.

11.г. Колпино Русская Православная Церковь Заграницей (Агафангела) - Храм Святаго пророка Илии. Приход возглавляет о. Александр Рычагов (рукоположен священником 26 апреля 2011 года).

(интересно для тех, кто помнит такого р.Б. Сергия Перекрестова, или хотя бы интересуется первыми шагами РПЦЗ на Питерской земле). а также просто легкое чтение для детей.

уже пару месяцев собираюсь рассказать, да все некогда, даже кое-что уже подзабыл.

у меня есть хуже, чем родственница, -- крестница моя, которую я крестил в ее 7 лет, а было это 20 лет назад. она теперь одна из самых известных балерин в России и не только, которую абсолютно все знают, кто вообще знает эту публику или хотя бы просто читает то, что пишут на заборах в афишах. это при моем-то отвращении к балету, на котором я не был вообще ни разу в жизни! у нее нередко просят деньги разные проходимцы, а она, по доброте душевной, склонна им отстегивать, хотя она вовсе не так богата, как об этом пишут в газетах. (и еще дисклеймер: я у нее никогда не брал никаких денег, хотя мне бы для прихода она бы точно жертвовала; но я считаю балетные деньги грязными.) однажды она мне передала на экспертизу письмо с очередной просьбой денег, но советоваться со мной она стала по причине церковности просителя. просителем был МПшный (вроде как) приход, которому она, оказывается, не так давно подавала 300 долларов, а теперь они прислали письмо, что, мол, хочут еще. но письмо-то и было странным: просили на какой-то приют, детский, кажется, а в обоснование какая-то тетя рассказывала, как у их батюшки Сергия убили сына. и -- чем совсем тяжело подействовали на женское воображение балерины и ее мамы -- приложили фотографии этого пухлого 16-летнего отрока: в стихаре перед царскими вратами -- живого, а потом в гробу во время отпевания, с венчиком на лбу. текст письма выражал восторги "творчеством" балерины и "понимание", что ей приходится нелегко от гнетущих ее "темных сил" (прямо так, буквально; понятно, что вокруг нее всякие интриги, но все-таки не то, чтобы жидо-масонский заговор...). конечно, я немедленно сказал, что этих просителей нужно посылать, куда подальше, и обругал за то, что в прошлый раз им подали. "Но они же будут звонить?!.." ("однако, -- подумал я про себя, -- во нахалы!..") -- "Послать прямым текстом." на этом мы успокоились, а письмишко я у них забрал.

вот зачем. из него было видно, что имеется налицо мошенническая организация, работающая в области "церковного бизнеса", -- а я о ней не знаю. кто знает историю нашего прихода (кто не знает -- милости просим на http://st-elizabet.narod.ru), тот поймет, чтО тут меня обеспокоило. наша жизнь вообще в России, а в частности в Питере -- далеко не самая мирная. нельзя расслабляться. поэтому, в частности, после убийства о. Александра 14 сент. 1997 г. (нашего первого настоятеля, моего предшественника) мы стараемся вести постоянный мониторинг всего, что в окружающей нас епархии МП, скажем так, отличается сколько-нибудь нестандартным поведением. поэтому письмо я отдал в "разработку". вскоре я получил массу очень подробных данных, которые меня повергли в некоторое изумление.

"отец Сергий" оказался Сергием Перекрестовым -- извергнутым из сана в РПЦЗ за двоеженство после весьма формальной (это значит -- довольно качественной, доказательной) процедуры церковного суда. к моменту извержения он уже занимался каким-то бизнесом, и было ясно, что он не пропадет. было также известно, что он куда-то делся и где-то служит, поминая митр. Виталия, но с экранов радаров он, в общем, исчез. конечно, про "приют" они там все наврали. а живут они так.

в деревне С. Гатчинского района Ленобласти С.П. содержит весьма крепкое хозяйство. местные и администрация считают, что это приход Зарубежной церкви. (кажется, у них и официальная регистрация от РПЦЗ, но это я уже призабыл; впрочем, насколько помню представленные мне данные, дело обстояло именно так. я понимаю, что епископат РПЦЗ ничего об этом "своем" приходе не знает, но это уж вообще никого не волнует -- ни С.П., ни регистрирующие органы.) но "для внешних" они подают себя как приход МП, т.к. основные их контакты -- отнюдь не в деревне, где они живут, и вообще их деревенский адрес -- довольно конспиративный. в деревне, в деревенском доме у них церковь. жена С.П. (только не знаю, которая из) ходит в театральном русском платье. по двору шатаются человек 20 мужиков, которые ничем особо не заняты, но усиленно "охраняют". (нет, это не бандиты -- как со страху мерещилось некоторым людям, которые занимались в 95 г. совместным с С.П. книгоизданием, -- а просто его личная шпана, которую он содержит.) зарабатывают, в основном, какими-то мелкими гешефтами и попрошайскими аферами под церковную марку. больших тысяч долларов так не заработаешь, но сотни -- да, можно.

в религиозном отношении самое интересное стало происходить в 2002 г.: они формируют в своей среде и поселке культ "убиенного отрока Паши" (действительно, сына С.П.) -- что-то в стиле царевича Димитрия. на этом культе тоже пытаются делать деньги (что, впрочем, было видно из письма к балерине). реально этот Паша -- никакой не убиенный, но он умер на самом деле этой зимой от переохлаждения (согласно судмедэкспертизе); никакого криминала в его смерти не просматривается (если бы он просматривался, но милиция хотела бы скрыть, то, скорее всего, я бы все равно об этом узнал). замерз отрок насмерть -- уж не знаю, почему. но, видимо, смерть этого отрока (не единственного ребенка СП) стала новым этапом в развитии его деятельности (СП, а не отрока).

остальное будет интересно только как история в жанре антипатерика

таков, на сегодня, финал весьма непростой, а по-своему и типичной биографии, которую полезно учитывать всем, кто, по малолетству, думает о монашестве и о всяком прочем продвинутом православии. поэтому расскажу еще кой-чево.

в историю нашего городка Перекрестов вошел в начале 90-х (91-м, если не ошибаюсь), когда он, будучи диаконом МП, перешел в РПЦЗ, был рукоположен в Мюнхене вл. Марком Берлинским во пресвитера и возглавил знаменитый приход в крипте закрытого тогда храма Ново-Девичьего монастыря (есть такой и в Питере; там рядом самое модное во втор. пол. 19 в. кладбище, где похоронены Тютчевы и Некрасов). в 1994 г. этот приход, к тому времени уже очень многочисленный, был закрыт -- с ОМОНом, при самом грубом нарушении законов. последовала долгая судебная тяжба, которая имела (как утверждают люди опытные) все шансы быть выигранной в Верховном Суде, если бы настоятель не нанес "удар с тыла" своим вопиющим поведением (см. выше), лишив всякого вдохновения тех людей (особенно одного), которые вели дело в суде.

тогдашний СП отличался большой "ревностью" (церковный термин, означающий активиста), а также большим усердием ко всевозможной "русскости" в смысле жидоедства. таков и вообще был стиль российской "Зарубежки" начала 90-х, "первой волны". народ туда ломанулся, но не столько за православием, сколько за "бей жидов", в чем, собственно, и полагалось истинное православие -- в противоположность "советскому". (пусть на меня не обижаются те, кто впервые пришел тогда в РПЦЗ прямо с улицы; они пришли за другим, но теперь они сами могут видеть, у кого "в гостях" они оказались). разумеется, когда Патриархия нашлась объяснить, что тех же самых жидов можно с таким же успехом бить и в ограде "матери-церкви", "Зарубежка" тогдашнего призыва оказалась приговорена: лучшие силы ее покинули. (символическим актом тут был переход капеллана "Памяти" Олега Стеняева, перерукоположенного в МП, а также Марфо-Мариинской обители, где перед этим было представительство вл. Варнавы; самому владыке пришлось возвращаться в свои Канны, где, как известно, и нормальных жидов-то и то толком нет...).

переход в начале 90-х в РПЦЗ был закономерным путем ревнителей жидоедливого благочестия, которых к концу 80-х сформировался в Питере некоторый не очень толстый, но слой. разумеется, все друг друга знали -- те, кто в этот слой вошел, и кто не вошел. в числе вошедших были когда-то-очень-приличные-православные-ма льчики -- как тот же СП. одной из заглавных фигур был мой первый отец духовный, а нынешний архимандрит РПЦЗ Алексий Макринов. были и еще разные лица, о которых в Питере помнят. (кстати, там же был и один молодой тогда бывш. семинарист, на дому у которого, в нарушение советских законов, мы крестили вышеупомянутую балерину -- только крестили мы ее в 1982, а я тут уже о конце 80-х; потом он жил в Джорданвилле, а теперь юродствует -- sic! -- где-то по Велицей Америце).

вот уже тогда, в конце 80-х, и именно на этом жидоедстве моего о. Алексия стало отчетливо "клинить". трудно сказать, что следствие, а что причина, но факт, что жидоедство имеет склонность за несколько лет переходить в формы бреда. иные вещи, которые мне тогда казались какими-то необычными, я теперь знаю, как назвать, -- после того, как мне читали лекции на смежные темы в психбольнице им. Скворцова-Степанова... про СП я не знаю, есть там что по части клиники или нет, т.к. никогда с ним не общался лично, -- но в бытовом смысле его эволюцию нормальной не назовешь...

но еще раньше, в начале 80-х, СП близко дружил кое-с кем из моих близких и тогда, и теперь друзей, так что всё было рядом. все мы тогда были, примерно, одинаковыми. СП и наши общие друзья были на неск. лет старше меня, но это и было единственным отличием. все старались ориентироваться на святых отцов, что, правда, у всех у нас совмещалось с самой искренней любовью к архиепископу Выборгскому Кириллу, тогдашнему (до 1983) ректору СПб. Семинарии и Академии, а ныне митр. Смоленскому и главе ОВЦС... т.е. у всех в голове стояла некоторая каша.

Сережа Перекрестов был известен в семинарии своей фанатической приверженностью к Игнатию Брянчанинову и стремлением к монашеству. дальше в тогдашних семинарских кругах рассказывали такую историю (разумеется, она сразу же приобрела легендарно-агиографические черты -- но ведь это закономерная трансформация таких сюжетов, когда спросить про "на самом деле" значило бы только придти и всё опошлить). на каких-то каникулах Сережа приехал в Псково-Печерский монастырь к великому старцу Иоанну Крестьянкину просить благословения на моашество. и в те же каникулы к тому же старцу и с тою же целию приехала ученица регентского класса Нина. старец же, по своейственной ему прозорливости, сказал им обоим: А давайте-ка я вас лучше обвенчаю. -- и повенчал, то ли сразу, то ли вскоре (во всяком случае, говорили, что они скрывали обручальные кольца, т.к. по семинарии они друг друга почти не знали, никогда не общались, и им было неудобно перед соучениками). можно себе представить, с каким умилением рассказывали эту историю девицы-регентки:-) (кто не знает: регентский класс -- это такой питомник для будущих матушек, обыкновенно устраиваемый при семинариях; учащихся в нем пытаются обучать "церковному" пению -- т.е. всей этой партесной итальянской дряни, которую поют в большинстве русских церквей). эта история обычно завершалась произносившейся с особенным торжеством фразой: "раньше Сережа говорил только об Игнатии Брянчанинове, а теперь только о Нине"...

кстати говоря, эксперименты "раскрученных" МПшных старцев по скрещиванию своих "чад" посредством таинства брака -- это сюжет для особого исследования. самый ударник по этой части -- некий Троице-Сергиевский старец, известный в известных кругах под ником Наум-Сенрикё.

какая в этой басне мораль
т.е. понято, что морали нет никакой -- тут не до морали, но смысл-то хоть какой?

два практических вывода, один из которых очевидный, а второй не очень.

1. нельзя полагать Православие в чем-либо земном, а не догматическом.

я тут не буду рассуждать, нужно на самом деле бить жидов или, может быть, даже и не нужно. предположим. for the sake of argument, нужно. ну и что? из этого всё равно не следует, что именно истинность Православия заключается в том, чтобы бить жидов. точно так же она не может заключаться ни в каком, например, "подвиге русскости" (это выражение изобрел -- вообще-то, очень мною уважаемый -- архимандрит Константин Зайцев; тут вот и подумаешь: чтобы так загнуть -- мало было самому быть "жидом", надо было быть обязательно сыном раввина и получить соответствующее воспитание! -- именно таков был бэкграунд этого главного идеолога "Православной Руси" и издателя одноименной газеты в 50-е гг.). Православие состоит только в догматах и канонах: шаг влево, шаг вправо -- стреляю. учение о том, как не делать этих неправильных шагов, называется аскетикой. всё . если что бы то ни было еще, пусть даже хорошее, начинать связывать в одно целое с догматами и канонами, то получится... как меня учили по химии: грязь -- это вещества, находящиеся не на своем месте.

т.е. не только Крестьянкиным, но и моему, например.

В 80-х годах XX столетия, когда в Советском Союзе началась перестройка, у нас, в рассеянии сущих, появилась возможность оказывать реальную помощь нашим братьям и сестрам в России. В Западно-Американской епархии был основан благотворительный фонд помощи России «Очаг». Прихожане храмов Русской Зарубежной Церкви нашей епархии усиленно жертвовали деньги, духовную литературу, лекарства, одежду и игрушки, которые либо почтой, либо в контейнерах отправлялись в Россию. При кафедральном соборе в Сан-Франциско образовалась группа энтузиастов, главным образом из числа молодого духовенства и их семейств (в том числе и малолетних детей), которая несколько раз в неделю собиралась в подвале собора, разбирала книги и пожертвованные вещи, упаковывала их, писала письма и отправляла посылки в Россию. Таких писем и посылочек были тысячи. Одновременно эта группа искала пожертвования и устраивала благотворительные мероприятия для сбора средств.

Приблизительно в то же время я начал издавать журнал для духовенства «Русский пастырь», большая часть тиража журнала бесплатно отправлялась читателям в Россию. В те годы практически каждый второй наш читатель в России отвечал нам письменно, высказывая свои мысли по поводу содержания журнала, а кое-кто даже присылал материалы, в том чис-ле архивные.

В начале 90-х годов в Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей стали поступать прошения от российских клира и общин о принятии их под омофор Зарубежной Церкви. Нашей иерархии было непросто разобраться в этом вопросе, тем более что на тот момент еще не закончилось противостояние «белой» и «красной» частей Русской Церкви. Но прошения, поступав-

шие из России, звучали очень искренне и убедительно. В итоге Зарубежная Церковь приняла под свой омофор несколько десятков российских приходов и впоследствии даже образовала на территории России несколько своих епархий.

В журнале «Русский пастырь», помимо статей литургического, пастырского, богословского и исторического характера, публиковались и полемические материалы, в том числе относящиеся к проблеме перехода российских приходов под омофор Русской Зарубежной Церкви.

Протоиерей Петр Перекрестов

Как-то в 90-е годы один читатель из России прислал мне адрес протоиерея Василия Ермакова из Санкт-Петербурга, и я отправил о. Василию очередной выпуск «Русского пастыря». Вскоре я получил от него ответ, в котором он очень благодарил за журнал, за опубликованные материалы и просил впредь присылать ему наше издание. Обращался он к нам «дорогие россияне», не разделяя русских людей на «американцев» и «советских». В своем первом и последующих письмах о. Василий высказывал свое негативное отношение к тем клирикам в России, которые переходили под омофор Русской Зарубежной Церкви, и предупреждал, что мы впоследствии будем очень разочарованы этими людьми и будем сожалеть о принятии их в свое лоно. «Мы имеем всё - откры-ваем храмы и молимся, и пора всем "в рассеянии сущим" вернуться в отчий дом. Мы не виновны, что жили в то время, но не предали веру отцов, о чем так любят "талдычить" якобы "истинные" батюшки, воспитанники советской школы... Они пропитаны советчиной с головы до ног и ищут момента, куда еще кинуться. Мало вам предательства Валентина Суздальского и прочих "чистых"... Мы должны быть вместе - по вере и крови, к чему нас зовет храм Христа Спасителя, символ мощи и единния России и россиян», - писал о. Василий в письме к празднику Рождества Христова 2001 года.

Честно говоря, мне не очень хотелось верить мнению о. Василия, но я чувствовал, что за его словами стоит долголетний пастырский опыт, духовный авторитет, а также боль за Россию и разделение в Русской Церкви. Я начал регулярную переписку с ним и уже впоследствии узнал, что о. Василий является очень авторитетным и уважаемым пастырем, настоятелем Серафимовского храма в Санкт-Петербурге, духовником многочисленных прихожан не только Петрова града, но и многих городов России.

В нашей переписке мне, тог-да еще молодому, «идейному», но не имеющему опыта священнику, нередко приходилось защищать жесткую позицию Зарубежной Церкви в отношении Московского Патриархата. Отец Василий меня по-пастырски и по-отечески направлял и наставлял в вопросах реальной церковной жизни в России. Делал это он с сердечной болью, скорбью и любовью к Русской Церкви и Отечеству. Именно эти любовь, скорбь и боль покорили меня и расположили к доброму русскому пастырю о. Василию, к батюшке. Несмотря на различные, на тот момент, точки зрения, наши отношения не ухудшались, а укреплялись. В то время я получал много писем из России, иногда по десятку в день и порой от известных лиц - таких, например, как архиепископ Иоанн Снычев или протоиерей Димитрий Дудко. Со-хранить все письма у меня не было возможности, но письма о. Васи-лия Ермакова - и это одно из немногих исключений - я сохранил.

К концу 90-х годов я ясно осознал, что положение российских приходов Зарубежной Церкви тупиковое и что практически все слова о. Василия относительно клириков МП, переходящих в Зарубежную Церковь, и церковной жизни в России, оказались правдивыми.

В 2001 году Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран высокопреосвященнейший митрополит Лавр, истинный монах, кроткий «послушник Христов», патриот Отечества, тонко чувствующий пульс церковной жизни в России. Начался новый этап в жизни Зарубежной Церкви - соборный, трезвый, более открытый и доброжелательный. Господь Бог избрал митрополита Лавра, чтобы вместе с ним и Святейшим Патриархом Алексием II восстановить каноническое единство двух частей Русской Церкви.

Зная, насколько авторитетен о. Василий в российских церковных кругах и его боль за разделение внутри Русской Церкви, я в 2005 году обратился к нему с просьбой написать обращение IV Всезарубежному Собору Русской Православной Церкви за границей. Отец Василий откликнулся на эту просьбу и своим обращением внес лепту в работу Собора, на котором Зарубежная Церковь приняла решение о восстановлении канонического единства с Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

Отец Василий неоднократно приглашал меня к себе в гости на приход в Санкт-Петербург. Казалось, что вот-вот уже осуществится не только мое очное знакомство с батюшкой, с его приходом и прихожанами, но и совместное служение Божественной литургии. Однако Господь судил иначе: протоиерей Василий Ермаков отошел ко Господу в начале 2007 года. К тому времени и со стороны Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и со стороны Русской Православной Церкви за границей было принято решение о воссоединении и назначен день подписания Акта о каноническом общении, 17 мая 2007 года. Отец Василий отошел ко Господу с радостным сознанием того, что русское церковное разделение преодолено, однако до исторического дня подписания Акта он не дожил.

К моему прискорбию, я не застал о. Василия в живых, о чем очень сожалею, так как за годы нашей переписки я полюбил батюшку, он стал мне очень близок по духу.

В одном из своих последних писем к нам в редакцию, к Пасхе 2004 года, он писал:

«Наконец-то мы, дети многострадальной России, вместе, в это я всегда верил и молился, зная ваши труды из книг, которые приходили к нам в то ложное время XX века. Я жил вместе с вами молитвенно в то сложное время, но ожидая милости Божией, что коммунизм рухнет, безбожное поколение вернется к православию, найдет дорогу к храму. Да и мы поможем россиянам осознать трагедию про-шлого без Бога и увидеть, что из этого получилось. Но, к сожалению, не все осознали, что надо делать - служить Богу и народу, а не своему гордому "я"... Меня не забывайте, чтобы мне быть в курсе тех событий, которые совершаются вокруг нас в этом сумасшедшем мире.

С благодарностью труженикам журнала, протоиерей Василий Ермаков, прослуживший Российской Церкви и народу 50 лет. Воистину воскресе! И Россия воскреснет!»

Явление на свет праведных людей есть величайшая милость Божия к людям, на таких людях держится мир. Я верю, что батюшка - отец Василий Ермаков - был одним из таких праведников. Его молитвы перед престолом Божиим за Русскую Церковь и русский народ не прекратились после его кончины, а перенеслись от земного храма к небесному. Дай Боже, чтобы мы, по завещанию протоиерея Василия Ермакова, хранили Бога в наших сердцах, хранили любовь между собой, к вере православной и к России.

Протоиерей ПЕТР Перекрестов Сан-Франциско,

">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">