Ремонт настенных часов - замена механизма. Неисправности настенных, кварцевых и электронных часов Расположение шестеренок кварцевые настенные часы схема

Разберем порядок дефектации на примере кварцевых часов, у которых, помимо трех стрелок, имеется календарь «день недели - дата». Это не самые примитивные часы, но и не сложные многофункциональные, о ремонте которых, в зависимости от модели, необходимо вести отдельный разговор. Квалифицированный ремонт невозможен без профессионального инструмента. Поэтому мы будем считать, что наша мастерская оснащена прибором типа Q-test 4000, Q-test 6000 или подобным, позволяющим проверять не только точность часов, но и некоторые другие параметры, и прибором для проверки герметичности, например Waterproof Checker.

Фэйс-контроль

При определении дефекта необходимо принимать во внимание жалобы клиента, но в любом случае часовщик должен проверить часы полностью.

Начнем с внешнего осмотра. В некоторых случаях даже без вскрытия часов удается установить причину неисправности. Если же часы гарантийные, то тщательный внешний осмотр позволит избежать проблем в общении с клиентом и уменьшить потери денег. Особенно важно в этом случае определить, носились ли часы, не были ли вскрыты.

Для этого осматриваем корпус и браслет на наличие мелких царапин, забоин, потертостей покрытия и т.п. Особое внимание уделяем замку браслета: в первую очередь следы носки обычно появляются именно на застежке. Осматриваем стекло на предмет царапин, сколов (особенно по контуру). Очень часто даже после нескольких недель носки по краю стекла образуются мелкие сколы. Проверяем работу застежки - работает ли она, не перекашивается ли при застегивании. Все обнаруженные недостатки показываем клиенту и заносим состояние часов в квитанцию о приемке.
Чтобы определить, не были ли часы вскрыты до нас, смотрим наличие вмятин или царапин на крышке и корпусе часов. Однако обнаружив следы вскрытия на вроде бы гарантийных часах, не спешите грешить на клиента. Когда-то, когда у нас продавалась только отечественная «механика», на крышке новых часов не могло быть никаких царапин. Сейчас ситуация сложнее. В кварцевых часах довольно часто делают предпродажную замену батарейки, и в этом случае гарантийные часы будут иметь следы вскрытия. Отказывать человеку в гарантийном ремонте таких часов неправильно. Поэтому необходимо обращать внимание на следы неквалифицированного вскрытия. Как правило, мастерские, занимающиеся
гарантийным ремонтом и предпродажной подготовкой, имеют нормальное оборудование, не оставляющее следов. А вот если часы открывались ножницами, то ни о каком гарантийном ремонте уже не может быть речи.

Следующий шаг - проверка герметичности. Все часы, поступающие в ремонт, необходимо в обязательном порядке при клиенте проверять на герметичность - во многих случаях впоследствии это позволит избежать споров с клиентом и потери времени и денег. Восстановление герметичности, особенно если в мастерской нет течеискателя, очень долгая работа, за которую клиент больших денег, как правило, платить не склонен.

Герметичность необходимо проверять в двух режимах: на максимальном давлении, на которое рассчитаны часы, и на малом давлении, около 0.2 атм. Двойная проверка особенно актуальна для японских часов. Дело в том, что у них водонепроницаемость головки обеспечивается сальником, расположенным на втулке головки. Отверстие под головку по форме является не цилиндром, а скорее конусом. Чем выше давление, тем сильнее сальник оказывается вжат в корпус и тем лучше уплотнение. Получается парадокс: при большом давлении часы воду держат, а при малом могут пропускать.
Для точного определения дефекта часы необходимо вскрывать. Но при наличии оборудования определить примерное местонахождение неисправности можно и без вскрытия.

Прибор Q-test имеет два датчика, позволяющих измерить точность часов: емкостной и индуктивный. Мы замеряем точность на обоих датчиках. Индуктивный срабатывает на электромагнитное поле, создаваемое катушкой шагового двигателя. Если импульсы есть, то мы совершенно четко можем сказать, что электронный блок и катушка работают (но это еще не означает, что они полностью исправны!). Если на индуктивном датчике импульсов 32 КГц нет, а на емкостным - есть, то, не открывая часов, можно с очень большой долей уверенности сказать, что неисправна катушка.
Нередко причиной останова механизма является неисправность календаря. Поэтому, если прибор показал, что электронный блок и катушка вроде бы работают, до вскрытия проверяем календарь.

Делаем это в два этапа. Сначала переводом стрелок проверяем, как он срабатывает. В абсолютном большинстве современных часов дата переключается в два этапа: сначала диск начинает перемещаться медленно, а затем перескакивает резко, со щелчком. Если этого резкого прыжка нет хотя бы на одном из зубьев, значит, диску что-то мешает. На втором этапе проверяем работу механизма ускоренной корректировки.

В разных часах ускоренная корректировка календаря сделана по-разному. Для проверки выставляем время примерно на 4-5 часов утра, так, чтобы гарантированно выйти из запретной зоны, и, согласно правилам данных часов, переводим дату.
Иногда на аналоговых кварцевых часах неисправность колесной системы можно определить по небольшому подергиванию секундной стрелки.

Итак, все работы по дефектации, которые могут быть выполне-ны без вскрытия часов, мы сделали. Пора открывать крышку и изучать механизм более детально.
Вскрытие покажет

В кварцевых часах в первую очередь смотрим состояние источника питания, т.е. проверяем напряжение на батарейке. В большинстве инструкций по ремонту написано, что напряжение должно быть не менее 1.45 В. Я считаю, что, если в принесенных в ремонт часах батарейка дает менее 1.5 В, лучше перестраховаться и заменить ее.
Пониженное напряжение может иметь различные проявления. Шаговый двигатель, как правило, перестает работать при напряжении 1.35 В, в лучших часах - 1.25 В, в то время как генератор может продолжать работать и при напряжении менее 1 В. То есть генератор и катушка будут выдавать импульсы, но они окажутся слабы для того, чтобы привести в движение колесную передачу.

Устанавливаем батарейку на место, и теперь уже во вскрытых часах проверяем работу генератора по емкостному и индуктивному датчикам.

Если емкостный датчик показывает наличие импульсов, а индуктивный - нет, то почти наверняка проблемы в катушке.

Если оба датчика показывают наличие импульсов, проводим детальное исследование параметров электронного блока. Для этого опять вынимаем батарейку, выдвигаем головку в крайнее положение и замеряем ток, потребляемый электронным блоком. В этом положении головки генератор продолжает работу, а катушка и каскады делителя, имеющие значительное потребление, отключены. Это собственный ток, потребляемый блоком. Для каждого механизма этот параметр индивидуальный и указан в документации, но в абсолютном большинстве случаев он не должен быть больше 0.4-0.5 мкА, а в простых часах - 0.25 мкА. Повышенный ток блока может быть причиной быстрой разрядки батарейки или остановки часов. Если ток выше нормы, блок подлежит замене. Теоретически можно попробовать почистить дорожки, если утечка происходит из-за грязи, или сделать еще что-то, но, по-хорошему, блок надо менять.

Пытаться ремонтировать что-либо в блоке почти бессмысленно. Он состоит из микросхемы, кварца, постоянного конденсатора и платы с дорожками. Если коррозия съела дорожки, теоретически их можно пытаться восстановить, но это сложное и невыгодное дело. Микросхема в большинстве часов залита компаундом и не может быть выпаяна.

Неисправность резонатора можно отловить с помощью прибора. Точность хода всех современных часов не должна быть хуже 6-10 секунд в сутки. Если прибор показывает отклонение 20-30 с/сутки, то это свидетельствует о неисправности кварца. Но менять его почти бесполезно. Во-первых, далеко не всегда его можно выпаять: около,80% часов имеют не припаянный, а приваренный кварц. Во-вторых, обычно кварцевый резонатор имеет частоту не точно 32768 Гц, а несколько отличающуюся. Микросхема, кварц и конденсатор подобраны друг к другу, и, заменив кристалл на другой, с иной частотой, мы может получить очень плохую точность. Замена кварца может иметь смысл только в механизмах, имеющих подстроечный конденсатор, регулирующий частоту колебаний.

Если ток в пределах нормы, проверяем катушку, прежде всего - сопротивление. Оно должно быть в районе 2 КОм (обычно в диапазоне от 1.4 КОм до 2.5 КОм, точнее необходимо смотреть в документации). Меньшее сопротивление является признаком внутреннего замыкания в катушке, большее - обрыва. В любом случае катушка подлежит замене.

После этого проверяем катушку на закорачивание на массу. Для этого измеряем сопротивление между каждой из контактных площадок катушки и массой. Оно должно быть больше 1 МОм.

Вдвигаем головку на место и замеряем полный ток механизма. Если электронный блок и катушка исправны, а ток потребления больше нормы, то причина неисправности находится в механической части часов. Малое превышение (примерно в 1.5 раза от нормы) свидетельствует о наличии грязи, соринки и т.п. в колесной передаче. Обычно в этом случае клиент жалуется на сбои по времени: отставание, временный останов. Большее - в 2-3 раза выше нормы - потребление, как правило, связано с заклиниванием колес.

Таким образом, мы проверили электрическую и электронную части механизма. Переходим к механической. Ее так же как и в механических часах разбираем и осматриваем. Как правило, причины остановки такие же, как в механике: попавшая ворсинка, коррозия, замятый зуб и т.п. Только мощность шагового двигателя меньше, чем в механических часах, поэтому и любая соринка оказывается более критичной.
Единственной особенностью кварцевых часов является наличие в них ротора - магнита. Если в часы попала металлическая стружка, соринка, она в конце концов притянется к ротору шагового двигателя. Причем она не будет оставаться на нем неподвижно, а будет «гулять», перемещаться по нему под воздействием магнитных полей. И в какие-то моменты она может стопорить вращение двигателя.

Глава 3. Кварцевые часы

Так называются наручные электронно-механические часы с кварцевым генератором (рис. 9).

Рис. 9. Кинематическая схема кварцевых часов КНЧ 3050:

1 - головка переводная;

2 - вал переводной;

3 - фиксатор;

4 - кулиса;

5 - звездочка с колесом;

6 - колесо вексельное;

7 - колесо часовое;

8 - триб минутной стрелки;

9 - колесо центральное с трубкой;

10 - ротор шагового двигателя;

11 - статор шагового двигателя;

12 - триб шагового двигателя;

13 - колесо передаточное;

14 - колесо секундное с трибом;

15 - колесо промежуточное;

16 - колесо переводное;

17 - муфта кулачковая;

18 - рычаг заводной;

19 - рычаг переводной со штифтом;

20 - пружина кулисы

Кварцевый генератор - это источник высокостабильных колебаний, расположенный в электронном блоке.

Блок кварцевого генератора представляет собой печатную плату с размещенными на ней кварцевым резонатором, интегральной микросхемой и пассивными элементами. Блок соединяется с платиной винтами. Исполнительным устройством в часах является шаговый двигатель, выполненный в виде автономного узла. Элемент питания обеспечивает не менее 12 месяцев непрерывной работы часов.

Принцип действия и кинематическая схема работы часов таковы: электрический сигнал кварцевого генератора подвергается делению его частоты и после формирования импульса поступает на шаговый двигатель. Частота следования импульсов - 1 Гц. Шаговый двигатель, в свою очередь, преобразует последовательные электрические импульсы в прерывистое вращение основной колесной системы.

Посредством колесной системы вращение вала двигателя передается на стрелки и календарное устройство (если оно имеется).

Триб шагового двигателя (12) находится в зацеплении с передаточным колесом (13), триб которого ведет секундное колесо (14). От триба секундного колеса через промежуточное колесо (15) с трибом вращение передается центральному колесу (9). Стрелочный механизм состоит из триба минутной стрелки (8), вексельного колеса (6) с трибом, часового колеса (7).

Переводной вал (2) с головкой (1) может занимать два фиксированных положения. Если у часов имеется календарное устройство, тогда переводной вал будет рассчитан на три положения.

Для того чтобы перевести стрелки, необходимо поставить переводную головку во второе фиксированное положение. Кулачковая муфта (17) при этом должна войти в зацепление с переводным колесом (16). Далее вращение передается на стрелочный механизм.

Во время перевода стрелок стопорный рычаг, механически связанный с переводным валом, стопорит переводное колесо и предотвращает движение колесной системы и шагового двигателя при переводе стрелок. После установки стрелок и при возвращении переводной головки в начальное положение рычаг возвращается в нормальное положение, обеспечивая пуск шагового двигателя.

Разборка часов

Отверните запорное кольцо и снимите крышку корпуса.

Отверните винт пружины элемента питания, снимите пружину и осторожно, желательно при помощи пинцета, вытащите элемент, беря его только за цилиндрическую часть корпуса.

Вставьте в механизм элемент питания и тестером проверьте исправность электронного блока.

Плюсовой щуп тестера подключается к платине механизма часов, а минусовой - поочередно к контактам подключения шагового двигателя. Стрелка прибора при этом должна отклониться до 1,4–1,5 В и совершать колебания в пределах 1–2 мм с интервалом в 2 с. Если такие колебания отсутствуют, замените электронный блок.

Затем определите исправность шагового двигателя. Переключатель тестера для этого следует установить в положение измерения сопротивления.

Подключить щупы тестера к контактам (выводам) шагового двигателя и измерить сопротивление катушек, которое должно находиться в пределах 3–4 кОм.

Один щуп тестера подключите к платине часов, а второй - к одному из выводов шагового двигателя.

При этом стрелка прибора должна быть в левом крайнем положении шкалы прибора. То же самое повторить с другим выводом. Если при замере стрелка отклонится вправо, значит, катушка шагового двигателя замыкается на корпус. Такой двигатель надо заменить.

Снимите электронный блок. Для этого надо отвернуть винт крепления токопровода, снять изолирующую шайбу, отвернуть два винта крепления блока к платине, осторожно приподнять пинцетом блок, сдвинуть его в сторону и снять с колонок.

Нажмите на подставку переводного вала, вытащите из корпуса вал, а затем и весь механизм.

Отверните винты крепления моста шагового двигателя. Снимите мост, затем отверните два винта крепления шагового двигателя и осторожно вытащите, взяв пинцетом.

При извлечении и установке шагового двигателя можно пользоваться только латунным пинцетом, а для источника питания - только пластмассовым.

Далее разберите стрелочный механизм. Для этого требуется снять стрелки, два винта циферблата, циферблат, три винта, мост, часовое, вексельное и переводное колесо и триб минутной стрелки. Затем снимите календарное устройство, если оно есть.

Разберите основную колесную систему. Для этого отверните винты и снимите мост.

После разборки механизма следует чистка деталей. Промывают все детали, кроме источника питания, шагового двигателя, циферблата, корпусных стекол, вставок, блока кварцевого генератора и окрашенных стрелок. Все перечисленные детали, кроме шагового двигателя, очищают мягкой волосяной щеткой.

Сборка часов

Установите центральное колесо с трубкой (9), триб минутной стрелки (8).

Запрессуйте центральную трубку в отверстии триба минутной стрелки, затем проверьте плавность вращения центрального колеса, а также его осевой и радиальный зазоры. Смажьте все посадочные места центральной трубки.

Соберите колесную систему. Это делается в следующем порядке: установить промежуточное колесо (15) с трибом, передаточное (13) и секундное (14) колеса с трибами и мост основной колесной системы так, чтобы тормоз стопорного рычага вошел в паз моста, закрепить мост винтами. Проверьте зазоры промежуточного и секундного колеса с трибами и плавность вращения системы.

Соберите переводной механизм. Для этого надо установить переводной рычаг (19), рычаг муфты и саму кулачковую муфту (17), а также переводной вал (2).

Проверьте плавность вращения вала в платине, установите стопорный рычаг и смажьте все детали.

Установите минутное колесо с трибом, передаточное колесо, мост и закрепите его винтами.

Установите часовое колесо (7).

Установите пружинную шайбу и циферблат. Приверните циферблат винтами, а затем установите часовую, минутную и секундную стрелки. При этом надо следить за положением переводного вала; при установке часовой и минутной стрелок вал должен находиться в положении перевода стрелок.

С помощью переводного вала переведите стрелки на цифру 12 и установите секундную стрелку, согласовав ее положение с делениями циферблата.

Минутную, секундную и часовую стрелки следует устанавливать, не применяя больших усилий, чтобы не нарушить установленные вертикальные зазоры в основной колесной системе.

Вставьте в корпус механизм, кольцо крепления механизма, переводной вал.

Установите блок кварцевого генератора, шаговый двигатель и источник питания. Винт крепления шагового двигателя нельзя сильно затягивать.

Закройте крышку корпуса. После окончания сборки шаговый двигатель должен немедленно начать свою работу, это будет видно по движению секундной стрелки.

Крупногабаритные кварцевые часы

В качестве примера мы рассмотрим механизм настольных электронно-механических часов с кварцевым резонатором (рис. 10).

Рис. 10. Конструктивная схема кварцевых часов «Янтарь» 59206:

1 - элемент питания;

2 - клеммы;

3 - гайки крепления редуктора;

4 - мост задний;

5 - стопорное устройство;

6 - винты крепления шагового двигателя;

7 - триб шагового двигателя;

8 - винты крепления катушки;

9 - двигатель шаговый;

10 - колесо вексельное;

11 - колонки;

12 - колесо часовое;

13 - панель;

14 - вал переводной;

15 - колесо центральное;

16 - пружина;

17 и 19 - колеса промежуточные первое и второе;

18 - мост передний;

20 - колесо секундное;

21 - блок электронный;

22 - винты крепления электронного блока

Механизм состоит из шагового двигателя, основной колесной системы, элемента питания и электронного блока.

Кварцевый генератор часов начинает работать при подключении элементов питания к электронному блоку. Для преобразования электрической энергии в механическую служит шаговый двигатель (9). С триба (7) через первое промежуточное колесо (17) вращение передается на секундное колесо (20). На оси секундного колеса находится секундная стрелка. Для того чтобы привести в движение минутную стрелку, вращение передается дальше, через второе промежуточное колесо (19) и центральное колесо (15), на втулке которого и закреплена минутная стрелка.

Движение с центрального колеса передается на вексельное колесо (10), а оттуда - на часовое колесо (12). Узел центрального колеса снабжен специальным устройством, которое позволяет скоординировать показания минутной и часовой стрелок. Для установки точного времени и перевода минутной и часовой стрелок используется переводной вал (14).

Для установки секундной стрелки на точное время используется устройство стопорения секундной стрелки (5).

Разборка часов

Снимите кожух и вытащите элемент питания и клеммы.

Снимите электронный блок (21); для этого надо, во-первых, отвернуть два винта (22) крепления электронного блока, чтобы отсоединить его от колонок панели (13) и моста (4); во-вторых, отсоединить электрический разъем.

Снимите шаговый двигатель (9); для этого надо отвернуть два винта (6) крепления шагового двигателя к колонкам панели.

Отверните две гайки (3) крепления редуктора.

Снимите задний мост (4), секундное колесо (20), первое (17) и второе (19) промежуточные колеса.

Снимите устройство стопорения секундной стрелки (5), передний мост (18), центральное колесо (15), вексельное колесо (10), часовое колесо (12).

Снимите пружину (16) и переводной вал (14).

Снимите колонки (11), для чего отверните две гайки крепления колонок к лицевой стороне панели.

При необходимости разберите шаговый двигатель. Для этого надо снять узел ротора шагового двигателя, отвернуть два винта крепления катушки и снять ее. После разборки все детали шагового двигателя и редуктора, кроме катушки, надо промыть в бензине. Для промывания оси ротора двигателя нужно снять катушки и ротор, а само промывание проводить при собранных магнитопроводах.

Основной неисправностью шагового двигателя, как правило, бывает обрыв провода катушки. Ремонт при этом возможен только в том случае, если оборвался внешний конец провода. Процедура ремонта следующая: лак катушки растворите с помощью амилацетата около оборванного конца так, чтобы хватило длины вытянуть провод. Затем паяльником удалите остатки провода с клеммы. Сделайте вокруг этой клеммы 2–3 витка и припаяйте провод заново.

Смочите щетку в смеси спирта с бензином и очистите место пайки, а затем покройте его лаком.

Наиболее часто встречающиеся неисправности электронного блока часов - это отказ интегральной микросхемы и кварцевого резонатора. Эти узлы лучше всего заменить.

Дефекты основной колесной системы исправляются так же, как и в механических часах.

Сборка и регулировка механизма часов

Установите две колонки (11). На правую колонку наденьте пружину (16) и зафиксируйте ее положение штифтом подставки. Затем поставьте на эту же колонку передний мост (18); отгиб пружины должен входить в паз моста.

Первое промежуточное колесо (17) вставьте в отверстие моста трибом вверх. На ось секундного колеса (20) наденьте шайбу и сферическую пружину и также вставьте секундное колесо в отверстие моста.

Слегка приподняв секундное колесо, установите второе промежуточное колесо (19) и стопорное устройство.

Установите задний мост и заверните две гайки.

Положите на задний мост узел основной колесной системы. Минутное колесо поставьте на трубку переднего моста, а переводной вал (14) закрепите в отверстиях переднего и заднего мостов.

На ось переднего моста наденьте вексельное колесо, а на втулку минутного колеса - часовое колесо.

На колонки сверху установите панель (13), заверните две гайки.

Поставьте катушку на основание узла шагового двигателя и закрепите винтами. Ротор двигателя установите на оси.

Триб ротора введите в зацепление с первым промежуточным колесом. Установите шаговый двигатель и закрепите его двумя винтами.

Установите электронный блок в соответствующие гнезда двигателя и закрепите его двумя винтами. В пазы панели вставьте две клеммы, проверьте контакт. Если это необходимо, язычки клемм можно подогнуть.

Чтобы проверить работу механизма, подключите его к источнику питания.

Из книги Мошенничество в России автора Романов Сергей Александрович

Часы Известно, что ориентацию собирателей часов затрудняют многочисленные подделки, выдаваемые за оригиналы. Издавна известность мастеров часового дела и ценность их работ соблазняли ловкачей и мошенников (кстати, тоже неплохих мастеров) на фальсификации. А повод к

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Часы См. также «Время», «Пунктуальность» Мы распяты на циферблате часов. Станислав Ежи Лец Стрелки часов - две руки, которые отнимают у нас время. Гжегож Станьчик Слушая тиканье часов, мы замечаем, что время опережает нас. Рамон Гомес де ла Серна Сломанные часы дважды в

Из книги Энциклопедия развивающих игр автора Данилова Лена

Часы Если ребенок умеет считать и знаком с цифрами, научите его определять время по часам.Покажите ребенку макет часов (в продаже часто встречаются игрушечные часы, если вам не удалось их купить, сделайте сами из листа плотного картона, пришив стрелки, закрепив с обеих

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И автора Нестерова Дарья Владимировна

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Кварцевые часы Кварцевые часы – устройство для точного измерения времени, в котором для отсчета времени используются колебания кварцевого резонатора. Для возбуждения колебаний резонатора служит кварцевый генератор. Кварцевые часы содержат также делитель частоты,

Из книги автора

Солнечные часы Солнечные часы – прибор для измерения времени по Солнцу, относится к простейшему хронометрическому прибору, который разработан на суточном движении Солнца, в редких случаях – годовом. Представляет собой древнейший научный измерительный инструмент,

Из книги автора

Часы Часы – измерительный прибор, с помощью которого определяют текущее время – часы, минуты, секунды. Потребность знать время была всегда, и это способствовало созданию устройств для его определения. Самый первый прибор подобного рода появился уже за 3000 лет до н. э. –

Из книги автора

Часы (прибор) Часы – прибор для измерения промежутков времени с периодической последовательностью заданной продолжительности, измеряются в единицах, не превышающих одни сутки, начиная с 3/4 с.Часы подразделяются по размеру и портативности на башенные, карманные,


Итак, первую часть мы прошли. Инструмента немного набрались. Места где произрастает инструмент разведали. Рабочее место себе заготовили. И вообще - пока этим всем занимались - неплохо погуляли по воздуху и получше узнали злачные места и окрестности. Первая часть предполагала достаточно многие перемещения и внимательность при походах - надо было ИСКАТЬ. Что искать - ФСЕ! Все интересное и на наш еще не натренированный взгляд - могущее нам пригодиться и необычное. Чем-то напоминает плюшничество. Каков результат:

Инструмент. Какой? Во-первых отвертки, потом пинцеты. К ним - бинокулярную лупу, кисточки, чашки Петри и иголки. Добыли немного масла. Да хоть для швейных машин. Ну нет другого. Считаем что у нас больше ничего нет. НЕТ. Все. Обходимся этим примитивным набором. Но без него - начинать не стоит.

Набрали тушек часов.

Разных. Старых. Наручных. Набрали просто механизмов - на запчасти.

Брали без разбору, все что дешевле стоимости полпачки дешевых сигарет. Это их цена. Полпачки Беломора или Примы. Стоимость проезда в троллейбусе. Больше они стоить не должны. Вне зависимости от состояния - целые-битые. Критериев только два. Первый - обязательный - не ржавые. Второй - желательный - чтобы были в сборе (все детали на месте) - вне зависимости от целости. Хлам. Рассортируем. Что у нас есть?

Наручные женские.

- Звезда. Старые. Механизм бочкообразной формы калибр 18 мм. Якобы в доисторические времена привезли в нам Французы и собрали завод LIP. Так что все это - Французы.

- Заря - Пензенский часовой завод

- Чайка - стандартные маленькие механизмы, достаточно старые, но живучие

- Слава - более новые механизмы

Множество иных названий. Все Советские. СССР. Видать государство заботилось о рабочем классе - часы выпускало. Чтобы на работу не опаздывали. Наверное.

Мужские наручные часы.

- Победа . Москва. Маяк. Под этим названиями выпускалось много часов. Мы говорим не о часах. О механизмах.

Принципиально 2 типа механизмов.

- «высокий» механизм - например 1МЧЗ - «Москва». Центральная секундная стрелка. На его базе собирались большинство часов - вплоть до известных «Спорт». Они останавливались при вытягивании заводной головки. Эрзац-секундомер. Более старый тип механизма. Технический калибр не называем - нет смысла. Заказать детали под калибр все равно невозможно.

- «низкий» механизм - более современный. Боковая секундная стрелка.

И в первом и во втором случае разные заводы выпускали кучу модификаций механизмов - с улучшениями, упрощениями, рац. Предложениями. Также была куча видов внешней отделки. Удовлетворяли взыскательного потребителя.

Кроме этого - полная радуга других часовых механизмов:

Слава - 2 типа механизмов, с автоподзаводом и без автоподзавода. В интернете где-то указывалось - прообраз LIP-T-15. Опять Французы.

Усложненные часы

С будильником

Хронометр

Для слепых

Наша задача - научиться разбирать и собирать. Дальше каждый будет идти своей дорогой. Один будет только разбирать. Другой будет собирать на 50% а потом - по мере надоедания или мирно выбрасывать в мусор (обычнее привычки - водка-танцы пересилят), другие - со злости что не получается - бить на наковальне молотком. Третьи - спокойно разберут еще раз, отложат на пару дней и опять попробуют. Это нормальная форма поведения для столь необычного хобби - точная механика.

Начнем с более простого направления - мужские наручные часы. Они побольше женских Лучше можно рассмотреть без микроскопа. Пример - «низкая» Победа. Она для нас - самая простая. «Высокая» сложнее для первого раза. Схема часов в принципе идентична у всех одноплатинных часов. Поэтому необходимо просто один раз понять и запомнить несколько достаточно простых схем. Для первых тренировок - просто зарисовывать то что мы разбираем.

Корпус:

Задняя крышка.

Задних крышек есть несколько типов. Все различие - по манере закрывания.

Захлопывающиеся. Отличительная особенность - обычно при внимательном рассмотрении можно найти лыску, в которую вгоняется нож для того чтобы при сильном нажатии ее открыть. В современном электронном ширпотребе очень часто практикуется подобная крышка, но с проточками как бы для откручивания - хороший прикол. Если не знаешь - то хоть стреляйся - открутить не сможешь.

Лыска в кольце стекла. Это не крышка.

Более современное решение - выступ в крышке.

А сюда просто вгоняется нож

Винтовые, с винтовым кольцом или с резьбой на самой крышке.

Или так - по краю крышки видны грани.

Первый вариант откручиваем или самыми большими портняжьими ножницами (они более жесткие) или обточенными губками старого штангенциркуля. На барахолках частенько могут валяться в развалах ключи вот такого вида.

Фирменный ключ (куплен в самом обычном магазине для моделистов - модели паровозов, машин и т.д. в Германии) выглядит вот так.

Достаточно редкий вариант в Советских часах - байонет. Поворачивается на небольшой угол и открываются.

Замок байонета на крышке

Итак, часы открыли. Что видим - грязь.

Много грязи. Мы сразу говорим о том, что со ржавыми часами мы дела иметь не будем. Нет никаких шансов. Ничего сделать нельзя - все надо менять. Ставить новое или точить новое. Это нам пока рано.

Основные части механизма

I - баланс.

II - Колесная система

III - заводная пружина (может быть две - в Славе)

IV - храповик - их тоже может быть несколько типов.

Что делаем в первую очередь - пока мехнизм находится в корпусе - спускаем заводную пружину. Если головка в тушке сохранилась и ее можно провернуть (она на стерта до основания) - пробуем слегка ее провернуть в сторону завода и смотрим на храповик. Он должен слегка провернуться и проскочить на пару зубьев. Это нам и надо - иголкой поддерживаем его в отведенном состоянии и без рывков даем заводной головке провернуться и распустить пружину слегка отпуская головку между пальцами.

Сразу ставим перед собой как минимум 2 чашки Петри. Или белых тарелки или блюда с ровным плоским дном. Диаметр 15-20 см. Я пользуюсь чашками Петри. Их проще накрывать на время перерывов.

Вытаскиваем заводную головку. Для этого надо прижать иглой фиксатор.

Вытаскиваем механизм из корпуса. Иногда это делается в сторону задней крышки. В нашем случае - наоборот. Снимается кольцо со стеклом и механизм вынимается в стлорону циферблата.

Снимаем стрелки

Минутная общем-то просто - да хоть отверткой

Часовая и секундная - это уже немного приключений. Инструмент - выдран кусок из реле (было какое-то электрическое рле - там материал на контактных группах именно тот что нам и надо - жесткий и тонкий. Подогнули - и есть нужный нам инструмент)

Откручиваем баланс. Размер (калибр) отвертки должен соответствовать размеру винта.

Винт открутили и как этот весь узел его поднять? - а у него обычно есть специальные пазы, в которые можно воткнуть отвертку и разнять платину баланса от основы.

Баланс берем вот так.

Все постепенно раскладываем по чашкам Петри.

Раскручиваем винты блока заводной пружины. В часах есть одна хитрость - если винт с многими проточками - значит он с левой резьбой.

Под циферблатом - узел колес стрелок (I) и узел завода и переброса головки из положения завода в положение перевода стрелок (II) (называется по научному - ремонтуар). Разбираем.

Снимаем минутный триб. Это единственный узел в часах где требуется приложение усилия. Дергаем достаточно сильно. Если соскочили - повторим. Он всегда снимается с усилием. Главное - не бояться.

При разборке узла преревода стрелок (ремонтуара) - особое внмимание на пружину.

У нее есть противное свойство - щелкать и улетать в неопределенном направлении. Против этого простой прием - прикрываем (прижимаем) всю ее слегка просто пальцем и осторожно иглой из-под пальца «выщелкиваем»

Все складываем в чашку Петри

Теперь самое длительное и аккуратное. Помывка.

Берем неглубокую плошку. Льем туда бензин. И моем. Кисточкой и зубочистками. До блеска. Чтобы не оставалось никакой грязи.

Для мелких механизмов - беличья кисть. Пожестче. Для крупных механизмов - будильники, карманные часы - можно попробовать мягкие художественные кисти для маслянных красок.

Сушим: сначала положим после бензина на бумажную салфетку. Обычно я беру тажелую картонку и на нее ложу кусок бумажного полотенца. Чтобы не прыгало и не скакало. Салфетки и полотенца подбирать по критерию - чем меньше ворсинок - тем лучше.

Пусть бензин впитается. Просто положим. Потом берем детали пинцетом и обдуваем воздухом из резиновой груши (клизмы) чтобы из отверстий выдуть бензин. И так последовательно все элементы часов, которые лежат в чашке Петри или на импровизированной «сушилке». Узел за узлом. Имеется в виду вот что: если открутили платину а с ней - 3 винта - ложим их вместе. Считаем - «это наш узел». Дабы не перепутать винты и детали. Ложим их на те же места в чашку Петри. Или лучше в чистую чашку. Старую - потом помоем и протрем. Это если не предполагаем собирать быстро. Или собираем «с листа» - с салфетки. Но это при определенном опыте, навыке и скорости работы. Баланс. Пока опыта большого нет - не разбираем. Так блок платинка-спираль-баланс пихаем в ванночку с бензином и долго просто полощем в бензине. Ясно, что это неправильно. Надо все разбирать и т.д. - У НАС ПОКА НЕТ ОПЫТА. Выпотрошим 5-10 часов, а тогда будем смотреть на баланс. На то как он разбирается. Читать книги. И делать по мудрым книгам (если там это подробно описано).

Некое замечание о заводной пружине. Ничего не делаем. Просто снаружи обтираем салфеткой. Кистью чистим зубья. Пока больше ничего не делаем. С разборкой, смазкой, сборкой и заменой пружины будем развлекаться слудующий раз. Опыта пока нет. Сложно это.

А теперь более интеллектуальная работа - собрать полученный пазл

Все выполняется в следующем порядке:

Заводная пружина

Колесная система. Тоже немного поразвлекаемся. Шестерни в нижние камни мы расставили. Платиной накрыли, а потом нам надо пинцетом шевелить верхнюю платину во все стороны до момента, когда верхние оси шестерен не попадут в камни. Немного муторно, но выполнимо. Иногда можно попробовать помочь процессу тонкой иголкой шевелить шестерни до которых можно достать. Основное правило - НИКАКОГО НАСИЛИЯ. Все должно выполняться без каких бы то ни было усилий. Все само по себе со временем «вщелкивается» на свои места и платинка заметно «падает» вниз. Часовой механизм - вещь достаточно тонкая, усилия очень малые, потери усилий при работе тоже очень малые, соответственно - он не может собираться на тугих посадках - ИХ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ. Если верхняя платина не садится на место - щестерня не села в камни. Или пока мы все это шевелили - выскочила из нижнего камня. Еще раз повторим - УСИЛИЙ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ! Критерием правильности сборки может быть следующее: слегка провернем барабан заводной пружины. ТОЛЬКР СЛЕГКА - все шестерни должны начать поворачиваться. Это все - практически почти без усилий на заводном барабане.

Ставим на место анкерную вилку

Ставим на место баланс.

Смазываем камни сверху - со стороны задней крышки. Для этого используем самодельную маслодозировку.

Переворачиваем механизм, смазываем все камни со стороны циферблата. Собираем механизм заводной головки.

Пружинка. Еще одно приключение. Прижимаем ее всю широкой отверткой. Иглой заправляем на место. Пружины - наверное самое паскудное что есть во всей этой работе. Скачут. И будем мы страдать с ними а) пока не натренируем руки и б) пока не наберем тушек часов с которых без зазрения совести будем тащить запчасти.

Поставили на место. Не дышим. А вдруг выскочит.

Собираем колеса стрелок. Минутный триб сильно насаживаем на ось шестерни. Чем? Да что под руку попадет примерно подходящее. Как снимали так и ставим. Упираемся. Прийдется сильно прижать триб до щелчка.

Смазываем. Что там смазывать - если вы этот пазл собрали - сообразили - то по поводу смазки тоже прийдется подумать и смазать самостоятельно. Основное правило - смазывать только маслодозировкой и по минимуму. Смазываются все трущиеся части. Платины должны быть сухие. На то она и выемка в камнях - чтобы масло за ее пределы не растекалось. Камни анкерной вилки не смазываем. Рано пока. Микроскоп нужен.

Ставим циферблат.

Ставим механизм в корпус.

Нажимая фиксатор заводной головки ставвим ее на место. Заводим. Наслаждаемся. СДЕЛАЛИ!!! САМИ!!!

Богдан Ясинецкий

Вот что в доме ни кому не мешает так это часы, а всё потому, что они на стене. И ещё от них всегда есть польза, исправные показывают время, неисправные придают интерьеру уют. Висят себе и висят. До тех самых пор пока хозяева не надумают сменить место жительства. И тогда те из них, которые имеют привычку иной раз останавливаться, выбрасывают. На новоселье дарят новые, но качество у них, такое же как и у старых. Потому свои решил не выбрасывать.

Это подарок ещё с прошлого новоселья, им лет 30 лет. Время показывают точно, но есть у них один пунктик - работают только со свежей батарейкой (нужно менять каждые четыре - пять месяцев, с двумя, даже б/у, включёнными в параллель идут гораздо больше года.

Сборка качественная, например ротор двигателя (ведущая шестерня) имеет на плате индивидуальное крепление

Разбираю, всё чищу, протираю спиртом, пропаиваю контакты и даже припаиваю к плате винты, крепящие установочные компоненты с другой стороны. Всё в надежде на то, что заработают и с одной, притом не самой сильной батарейкой.

Собрал, попробовал - чуда не случилось. Поставил две - идут. Оставлю так, улучшить не получилось.

А это уже механизм современных часиков. Китай. Идут при условии, что каждые несколько часов их нужно встряхивать.

Разбираю, чищу, мою. Но здесь этого недостаточно. Надо понять причину нестабильной работы механизма. Скоро сказка сказывается, а в реальном времени несколько дней пучил глаза на устройство данной механики и шарил по инету.

В виртуальном пространстве нашёл подсказку на причину неисправности, но способ устранения там был предложен без малого бредовый. Пришлось придумывать свой. И так на фото металлическая чертилка указывает на углубление в пластике, в которое должна вставляться верхняя ось ротора двигателя (ведущая шестерня). Оно сделано несколько глубже, чем необходимо и соответственно ротор там болтается, что приводит в определённый момент к остановке часов.

Совершенно точно определился с диаметром этого углубления, подобрал необходимое сверло (можно даже чуть-чуть меньшего диаметра) и просверлил его насквозь. Затем взял отрезок рыболовной лески чуть большего диаметра и при помощи мелкой шкурки сточил диаметр лески ровно настолько, чтобы она входила в отверстие с некоторым усилием.

Изнутри вставил отрезок в отверстие так, чтобы имелось совсем небольшое углубление под установку оси ротора. Собрал механизм часов, установил батарейку. Часы не шли, так как леска упиралась в ось ротора. Затем маленькими пассатижами, поворачивая из стороны в сторону этот импровизированный стопор (леску), потянул его наружу. Ровно настолько чтобы ось ротора освободилась и часы пошли. Кончик стопора укоротил кусачками практически заподлицо

МК - Как установить кварцевый часовой механизм - сборка часов

Я делаю часы, у меня их часто покупают. Обычно я отдаю часы лично покупателю, либо отправляю по почте. И вот в этом случае всегда возникает одна проблема - как упаковать часы так, чтобы не погнулись и не поломались стрелки у часов. Они довольно хрупкие, погнуться запросто, если на них нажать чуть посильнее, а как у нас кидают посылки на почте, вы и сами прекрасно знаете. В итоге, посылка получается огромного формата, и все из-за того, что я всякими хитрыми способами стараюсь упаковать именно стрелки, зафиксировать их так, чтобы они не болтались и были защищены (пенопласт, пупырчатый целлофан и т.п.).

Я предлагаю выслать часы без стрелок - т.е. снять их и положить отдельно в пакетике. Тогда и посылка получится меньше по размеру и вероятность поломки стрелок сводится вообще к нулю. Но, как оказалось, практически у 90% есть опасение: "Ой, не снимайте, а то я не соберу их обратно - там сложно, я не умею и боюсь поломать!". Вот, примерно, у всех похожие на эти слова... Честно говоря, я и сама, когда собирала часовой механизм в первый раз, тоже провозилась с ним с пол часа, пока не разобрала другие часы, и не посмотрела как там все собрано). Вот смешно, когда умеешь и знаешь, а когда нет - начинаются мучения.

В итоге, я решила сделать небольшой ФОТО МК и рассказать в нем, а точнее, показать, как же надо собирать часовой механизм, и в чем тут некоторые хитрости. Теперь я буду высылать часы без стрелок, а покупателя отправлять на эту статью))), и он сам сможет все собрать. И почему эта мысль не пришла в голову раньше...

Приступаем к работе:

1. У вас есть часы - это деревянный (или любой другой) диск, и есть набор для сборки кварцевого часового механизма.
Этот набор вы видите на фото. Обычно стрелки не входят в такой набор, а продаются отдельно. Предположим, что у нас есть все полностью и рассмотрим полный набор.
В состав набора входит:
- часовой механизм (черная квадратная коробочка на фото) со штоком и резьбой на нем,
- металлическая скоба-петля - для подвеса на стенку (петлю иногда сразу устанавливают на корпусе),
- резиновая шайба,
- золотистая шайба,
- золотистая гайка,
- 3 стрелки - часовая, минутная, секундная.

2. На квадратном основании есть небольшой выступ , я показываю его стрелкой.

3. Надеваем металлическую петлю на шток таким образом, чтобы она встала именно в этот выступ. Сама петелька (дырочка) должна, при этом, оказаться внизу, как на фото, не перепутайте, иначе у вас не получится повесить часы на стену.

4. Теперь берем резиновую шайбу - прокладку.

5. Надеваем резиновую шайбу на шток - любой стороной.

6. Теперь нанизываем диск часов на эту собранную конструкцию . Шток должен пройти сквозь отверстие на диске и выйти наружу вместе с резьбой ! Это важный момент, имейте его в виду, когда будете покупать часовой механизм. Его шток и резьба должны быть такого размера, чтобы они (а именно резьба) выходили наружу минимум на 5-6 мм. или даже больше, при установке механизма на диск, иначе вы не сможете накрутить на резьбу фиксирующую гайку.

Приведу мой конкретный пример:
Я использую фанеру для диска толщиной 8 мм. и 10 мм. , часовой механизм я покупаю со штоком 22 мм. (резьба у него - 18 мм.). Механизм со штоком 18 мм. (12 мм. резьба) не подходит для толщины фанеры 8 мм. (для 10 мм. тем более), несмотря на то, что в инструкции пишут, что должен подходить (они почему-то не учитывают толщину резиновой шайбы и толщину золотистой шайбы, а они обе дают к толщине самого диска еще несколько мм.). Резьба чуть высовывается над поверхностью, но на нее вообще нет возможности накрутить гайку.
Запомните:
Шток 22 (18) 8-10 мм .
Шток 18 (12) подходит для фанеры толщиной 6 мм . или меньше.

7. Сзади все выглядит вот так.

8. Приготовим золотистые шайбу и гайку.

9. Сначала берем шайбу.

10. И нанизываем шайбу на шток.

11. Затем берем гайку и накручиваем ее на резьбу штока. Надо туго зафиксировать гайкой всю конструкцию. Делайте все руками, не надо прибегать к помощи плоскогубцев!

12. На этом фото (сделала покрупнее) хорошо видно, что резьба чуть выступает над гайкой. Это нормально. Вот если бы она вообще была бы не видна, тогда гайка бы просто не смогла накрутиться на нее и вся конструкция развалилась бы.

13. Теперь можно надевать стрелки.

14. Сначала надевает часовую стрелку .

Внимание! Она надевается ТУГО! Имейте это в виду. Надо держать ее двумя пальцами и надавить ими на обе стороны основания стрелки одновременно, иначе она не налезет - у нее есть свое место на штоке, свой диаметр, она встанет именно не него до упора .

Если вдруг стрелка никак не захочет налезать (такое часто бывает, и именно это и пугает всех - думают, что делают что-то не правильно), сделайте так - переверните ее изнанкой вверх и нанижите на шток именно в таком положении. Вот так она точно налезет. Просверленное в стрелке отверстие имеет "юбочку" и она немного растянется, если вы наденете стрелку изнанкой вверх. Потом снимите ее и наденьте уже правильно.

15. Затем надевает минутную стрелку . С ней - та же история, она тоже надевается довольно туго. Действуем по аналогии с первой стрелкой. И не погните бока у основания стрелки, когда будете давить на нее!

16. Осталось надеть только секундную стрелку . Она не нанизывается на шток, а просто вставляется сверху в дырочку штока - поставьте ее туда и надавите сверху большим пальцем.

17. Вот и все. Механизм установлен.

18. Теперь надо проверить, параллельно ли стоят все три стрелки относительно друг друга - иначе, при вращении, они будут зацепляться друг за друга и... никакого вращение не будет. Стрелки просто застрянут.

19. Смотрим это, собрав все три стрелки в одном месте, и повернув часы на бок. Если они касаются друг друга, подгибаем их пальцами у основания до нужного положения.

20. Вставляем батарейку , следя за + и -. На механизме это написано.

21. И... часы готовы! Стрелки начали двигаться - время пошло!

Вот и весь секрет сборки кварцевого часового механизма. И, как видите, все же есть некоторые нюансы, и их надо знать, чтобы все получилось легко и просто. Надеюсь мои фотографии и пояснения помогут вам, если вы когда-нибудь будете делать часы или решите заменить в старых часах часовой механизм на новый.