Примеры парцелляции. Для чего нужна парцелляция, что это такое: конкретные примеры

894 0

Средства выразительности языка делают нашу речь ярче, богаче, усиливают ее эмоциональное воздействие. Среди многообразия стилистических фигур и троп, которыми пользуются авторы для создания образности и выразительности, особое место занимает парцелляция. Этот прием нередко можно встретить как в произведениях классиков, так и у современных авторов.

Определение

Термин «парцелляция» образован от французского «parcelle», что означает «частица».

Парцелляция — это фигура речи, которая представляет собой процесс разделения высказывания на две и более самостоятельные фразы (на письме разделение осуществляется при помощи знаков препинания, а в устной речи — интонационно, используются паузы).

Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел?
Скажи сурьезно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!
А.С.Грибоедов

Структура парцелляции

Парцелляция является одним из интереснейших явлений современного синтаксиса. В любой парцеллированной конструкции есть базовая часть и парцеллят.

Фраза, в которой реализуется главенствующая часть предложения, называется (базовой); а та часть синтаксической конструкции, где выделяется структурно зависимая часть предложения, называется парцеллятом. (Парцеллятов в высказывании может быть несколько)

Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, неглицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя (Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997).

В приведенной синтаксической конструкции базовой частью будет фраза: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих».

Все остальные предложения — парцелляты: «Играя по своей собственной первоочередной системе», «Плача настоящими слезами, не глицериновыми», «Истекая неклюквенным соком», «Никому не подражая», «Ничего не имитируя».

Цель парцелляции - придать речи интонационную экспрессию путем ее прерывистого произнесения.

Функции

Основные функции парцелляции:

  • характерологическая: заключается в том, чтобы сымитировать воспроизведение монолога персонажа, его внутреннее состояние;
  • изобразительная: используется для того, чтобы выделить главное, акцентировать внимание на определенных деталях;

    «Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» – сказал он, пожимая плечами

  • эмоционально-выделительная: реализуется тогда, когда при помощи парцелляции автор пытается добиться усиления эмоций;

    «Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку»

  • экспрессивно-грамматическая: основана на изменении связей между членами предложения.

Оформление парцелляции

Парцелляция придает речи разговорный характер и усиливает концентрацию внимания аудитории на предлагаемой информации, поэтому на письме разделение парцеллируемых слов и фраз друг от друга производится через:

  • точку, многоточие;
  • восклицательный, вопросительный знаки;
  • точку с запятой;
  • тире;
  • скобки.

Примеры в русском языке

Парцеллированные конструкции часто можно встретить в стихотворной речи:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.
Павел Антокольский. Гулливер

Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины.
До оснований, до корней, до сердцевины.

Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.

Утром, ярким, как лубок, Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном.
(Р. Рождественский)

Парцелляция в русском языке – это разбиение одного целого на дробные составляющие посредством знаков пунктуации. Делается это для того, чтобы усилить смысл высказываемого, акцентировать внимание читателя на чём-либо, придать большую выразительность, эмоциональную окраску слову/нескольким словам.

Парцелляция является одним из средств художественной выразительности, таких как:

  • Анафора;
  • Градация;
  • Гипербола;
  • Инверсия;
  • Ирония;
  • Литота;
  • Оксюморон;
  • Риторический вопрос;
  • Сравнение;
  • Синекдоха;
  • Эпифора;
  • Эллипсис .

Список этих тропов можно продолжить, но, чтобы вам стало понятней, мы привели несколько наименований. Главное уяснить, что парцелляция пришла к нам из художественной литературы. В тексте, приведённом ниже, рассмотрим этот феномен подробнее и приведём несколько примеров, чтобы иметь наглядное представление об этом средстве выразительности.

Парцелляция - синтаксический прием речи

Название синтаксического приёма — «парцелляция»- имеет французские корни . Образовалось оно от слова «parcella», что в переводе означает «частица».

По сути, выходит, что сей приём делит предложение на частички . Оно нагло и дерзко прерывает плавное течение текста, расчленяя его и предложения, из которых (как мы знаем с начальной школы) он состоит, на короткие и резкие фразы.

Благодаря ему читатель понимает важность момента, видит акценты, расставленные писателем, желающим заставить нас обратить внимание на определённые аспекты. Делается это при помощи пунктуационных знаков. Зачастую в роли «резчика» выступает всем известная точка, например:

«Он встал. Огляделся. Нашёл взглядом книгу. Подошёл. Посмотрел. Отвернулся. Вышел из комнаты.»

Но отрезки, на которые парцелляция делит полную фразу, прекрасно делятся другими знаками пунктуации:

  • Многоточием;
  • Знаком вопроса;
  • Знаком восклицания;
  • Знаками тире;
  • Скобками;
  • Точкой с запятой.

Например:

«Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку.»

Строение парцелляции

Парцелляция, как синтаксическое средство, имеет свои особенности. Так как она разделяет одно предложение на части, то вполне логично, что каждая из этих частей также имеет своё название. Так, можно выделить главную часть – базу.

Это часть, в которой содержится основная мысль. Пунктуационно отделённая часть носит название парцеллятом. Их на практике может быть неограниченное количество. Эта зависимая от базы фраза графически определяется как самостоятельное односоставное предложение:

«Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака» – «Комсомольская правда», 4–9 янв. 1998 г.

В приведённом выше предложении «кошка может стать бешеной» — является базой. Всё остальное можно отнести к парцеллятам, которых в разных предложениях может быть неограниченное количество. Зная эти особенности тропа, вы сможете легко находить и узнавать его в текстах художественных произведений знаменитых писателей.

Писатель применяет парцелляцию намеренно, чтобы привлечь читателя к какой-либо детали, сделать на неё эмоционально яркий акцент , вложить новый смысл в звучание предложения.

Цель применения парцелляции в литературе

Как мы уже выяснили, парцелляция – средство выразительности, применяемое автором в художественных произведениях. Но какую цель преследует писатель, решив грубо разорвать текучее предложение на куски? А вот такие причины заставляют его это делать:

  • Фокусирование читателя на основном, главном;
  • Изображение промежутков времени, создание иллюзии его длительности;
  • Подчёркивание деталей общей картины;
  • Воздействие на читателя интонацией, передающей эмоциональное состояние героя/атмосферы;
  • Эффект внезапности действия;
  • Создание контрастов, переходов, перепадов;
  • Изображение внутреннего состояния персонажа.

Примеры парцелляции в художественной литературе

«Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая беда.» (В.Г. Распутин.)

«А вы знаете, что у,

А вы знаете, что па,

А вы знаете, что пы,

Что у папы моего

Было сорок сыновей…»

(Д. Хармс)

«Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…» (А. Фет.)

«Били копыта. Пели будто:

— Груб…»

«Что ж, выходите.

Покреплюсь.

Видите — спокоен как!

Как пульс покойника…»

«Музыканты смеются:

«Влип как!

Пришёл к деревянной невесте!

А мне — наплевать!

Я — хороший…»

«Приду в четыре,» — сказала Мария.

Десять…»

(В. Маяковский.)

«Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» – сказал он, пожимая плечами.»

«Он жил. И жил. И опять жил. И опять не так…» (П. Антокольский)

«А есть ли смыл? Значение? Суть? Зачем дана жизнь? Чувства? Эмоции? Ответь!»

Объединение разделенного или разделение объединенного - две стороны единого целого. В человеческом восприятии слово «объединение» чаще всего ассоциируется со знаком «плюс», а «разделение» - со знаком «минус». Почему так происходит - неизвестно. Ясно одно, что приобретенные в течение жизни или же, наоборот, заложенные с детства стереотипы мешают нам увидеть в плюсе минус, а в минусе - плюс. Это ограничивает. Это мешает видеть истину. Это лишает возможности прикоснуться к красоте. Сегодня поговорим о таком языковом явлении, как парцелляция в русском языке, и убедимся «воочию», что разделение, разбивка, разъединение - это тоже красиво, интересно, талантливо и дивно.

Что такое парцелляция?

Термин «парцеллярция» дословно переводится с латыни (parcellatio) как «разделение» и с французского (parcelle) как «частица». В языкознании это представляющий собой намеренное, нарочитое разделение предложения на несколько отдельных частей: «Ребенок подрастает. Отпускает руку матери. Делает шаг. Свой первый шаг. Осторожно. Неуверенно. Первая победа.»; «Слышу чьи-то сдавленные рыдания. Кто-то плачет. Еле слышно. Плачет и зовет…» Приведенные примеры - парцеллированная конструкция, которая состоит из базовой части и парцеллятов. Они связаны между собой по смыслу. Предложение «Ребенок подрастает», а также «Слышу чьи-то сдавленные рыдания» - базовые или основные элементы конструкции, которые являются её семантическими центрами.

«Отпускает руку матери. Делает шаг. Свой первый шаг. Осторожно. Неуверенно. Первая победа»; «Кто-то плачет. Еле слышно. Плачет и зовет……» - парцелляты - фрагменты, отрезки, которые появились в результате расчленения. Они отделяются от базовой части с помощью интонации, в письменной речи - точкой, вопросительным или реже - точкой с запятой или запятой.

Не следует путать парцелляцию с присоединительными конструкциями, которые являются членами Они содержат дополнительную информацию или пояснение, замечание, что объединяет их с парцеллятами, однако они, как правило, находятся в середине или конце предложения, выделяются запятыми и сопровождаются такими словами, как, например, даже, таким образом, главным образом и так далее: «Я любила наши разговоры, долгие, глубокие, искренние, особенно по вечерам».

Основные функции парцелляции в тексте

С вопросом о том, что такое парцелляция, или, если быть точнее, что такое парцелляция в русском языке, мы разобрались. Однако существенным и немаловажным вопросом является функционирование парцелляции в речи и тексте. В она употребляется бессознательно. В парцеллированные конструкции -это авторский прием, который несет в себе следующие функции:

  • создание и выделение новой ремы;
  • изобразительная функция - подчеркивание отдельных деталей, описание, фиксация внимания читателя на каждом этапе действия, растягивание действия («Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку» .);
  • характерологическая функция - имитация внутреннего монолога человека, его эмоционального состояния («Он бежал, спотыкаясь и падая. Только бы успеть. Не опоздать. Быстрее. Еще быстрее» .);
  • эмоционально-выделительная функция («Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» - сказал он, пожимая плечами);
  • экспрессивно-грамматическая функция - изменение связей между членами предложения.

В заключение хочется отметить, что можно много говорить о том, что такое парцелляция, перечислять ее основные функции, спорить и выяснять природу её возникновения… Это, бесспорно, интересно и познавательно, но это лишь теория. Сухая. Пресная. Безвкусная (Сама начала употреблять парцелляты). А хочется чего-то яркого и «аппетитного». Поэтому тему «Что такое парцелляция» хочется закончить самым ярким примером и часто цитируемым стихотворением Алекандра Блока: « Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века, Всё будет так. Исхода нет».

Во множестве терминов, используемых в языкознании, путаются не только школьники, которые готовятся к сдаче ЕГЭ, но и студенты филологических факультетов. Частый недочет – это нахождение парцелляции в отрывке, предложенном для анализа. Парцелляция – слово красивое, и явление обозначает, на первый взгляд, вроде бы простое, но, увы и ах, ошибок в определении обычно бывает немало.

Парцелляция – это, как правило, два предложения. Одно из них считается базовым, из него и рождается второе предложение. Если первое всегда двусоставное, то есть оно имеет и подлежащее, и сказуемое, то второе представляет собой только односоставное. В качестве примера разберем такое предложение:

Я очень люблю этого человека и не могу без него жить. Очень люблю. Именно этого человека. Жить не могу. Совсем не могу. Без него не могу.

В первом предложении, как и было указано выше, есть подлежащее «Я» и сказуемое «люблю и не могу жить». Смысл парцеллята - следующих четырех предложений - понятен и без главных членов.

Для чего понадобилась парцелляция в этой синтаксической конструкции? Во-первых, говорящий выделил то, что посчитал самым важным. Во-вторых, читатель или слушатель без труда определил его манеру говорить. Что еще можно выразить парцеллированной синтаксической конструкцией? Изобразительная функция поможет показать речь так, как опытный оператор, снимая кино, показывает в замедленной съемке полет пули. Это поможет усилить эффект длительности быстрого действия. Эмоционально-выделительная функция сделает деталь более выпуклой, чтобы показать именно ее в общей картине. А можно показать и контраст, усилив его парцеллятом.

Вот оказывается, какая важная персона этот прием - оружие экспрессивного синтаксиса. Отличное средство, чтобы показать, как нарастают эмоции и внутреннее состояние говорящего. Нужно усилить эмоциональность высказывания? Применяем парцеллят. Не нужна эмоция? Важнее скрытая оценка? И снова парцеллят придет на помощь. Красоты и полноты владения речью говорящий здесь, конечно, не продемонстрирует, но мысль и чувства передаст, несмотря на явную склонность парцеллятов к телеграфному стилю.

Собственно, само слово «парцелляция» так и переводится с французского «parceller» на русский язык, как «делить на части» или можно сказать «дробить». Ставим точки между отдельными словами или словосочетаниями в предложении, а для большей выразительности можно и восклицательные знаки использовать и получаем парцеллированную конструкцию. Поэты и прозаики охотно используют этот прием в своих произведениях, добавляя бессоюзие или многосоюзие.

Прием, называемый «асиндетон» (бессоюзие) нужен для того, чтобы показать, как быстро, а лучше сказать, стремительно меняются изображаемые события. В таких предложениях нет лишних слов, показаны одни только действующие лица или действия, которые эти лица производят. Помните «Полтаву» А. С. Пушкина? Рассмотрим знаменитые строчки с точки зрения нахождения в них приема парцелляции с бессоюзием.

Швед, русский - колет, рубит, режет

Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Картина получилась выпуклая, и для придания ей выразительности не нужны прилагательные и наречия. Читателю все предельно ясно, и картина представляется очень образной: страшный и безжалостный бой, несущий смерть!

Намеренное использование лишних союзов в предложении, то есть многосоюзие называется полисиндетон. Этот прием позволяет выделить, как-то обособить каждое слово, а вместе с ним и образ.

Я и кричала, и плакала, и на колени вставала – ничего не помогло. И ушел. И не позвонил. И не позвонит. И надеяться не на что.

Что сюда можно добавить? Пожалуй, нечего, потому картина отчаяния покинутой женщины, составленная из отдельных фрагментов, стоит перед глазами.

Знаете, с чем обычно сравнивают парцелляцию? Ни за что не догадаетесь! С картинами Пикассо! Та же расчлененность общего на части, и та же экспрессия в каждом фрагменте. Настоящий кубизм! Красиво, не правда ли? И абсолютно точно, с точки зрения определения термина «парцелляция».

Русский язык – это стройная система. Она проходит определенные этапы развития и подчиняется своим внутренним законам. Особенно ярко развитие системы языка заметно в грамматике.Это связано с тем, что современный язык призван решать коммуникативные задачи, так как коммуникативная функция стоит во главе угла. Чтобы выполнить это предназначение в полной мере, в синтаксисе русского языка начинают превалировать короткие конструкции. Одной из таких конструкций является парцелляция.

Это действительно важно, потому что в современном мире живое общение уступает виртуальному. Люди разучились логично и грамотно излагать свои мысли не только устно, но и письменно.

Что такое парцелляция в русском языке? Прием является составляющей синтаксической системы русского языка. Он входит в область русской стилистики. Нужен для того, чтобы усилить эмоциональность речи.

Парцелляция заключается в том, что предложение делится на короткие смысловые отрезки. На письме они обозначены как полноценные, но короткие предложения. Особенность приема заключается в том, что предложения могут состоять из одного, реже двух-трех слов. Знаками конца предложения при парцелляции могут быть не только точка, но и многоточие, подчеркивающее эффект недосказанности, вопросительный или восклицательный знаки.

Примеры парцелляции в литературе:

В русском языке синтаксический прием прочно вошел в раздел стилистики. В курсе школьной программы на парцелляцию обращается достаточное внимание в старших классах. Этот прием вынесен в задания единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе.

Для чего парцелляция нужна

Однозначного ответа на поставленный вопрос нет.

Важно! Синтаксический прием в устной и письменной речи – это совершенно разные вещи в плане функционала.

В устной речи парцелляция употребляется спонтанно на бессознательном уровне. Действительно, когда мы говорим, то не задумываемся, произнося фразы. Причем произносим мы их в контексте той или иной речевой ситуации.

В письменной же речи парцелляция – это прерогатива автора. И в тексте прием неразрывно связан с понятием темы и ремы в предложении, то есть известной и новой информации.

Ниже перечислим основные случаи, когда без парцелляции не обойтись:

  1. Автор текста намеренно старается обратить внимание читателя на детали. В этом случае создается впечатление, что действие застыло. Подсознательно, прочитывая предложения, человек акцентирует внимание на деталях. Причем начиная от деталей одежды или интерьера, заканчивая деталями происходящего в указанном эпизоде.
  2. Писатель намерен акцентировать внимание на характере персонажа, а именно его душевном состоянии. Особенно хорошо это проявляется в драматическом произведении, когда герой произносит внутренние монологи. Или же в объемных прозаических текстах.
  3. Автор желает выделить определенный эмоциональный фон персонажа. Этим достигается эффект достоверности. Читателю кажется, что литературный герой не вымышлен, а реальный человек.
  4. Писатель старается не нарушать целостности текста. Другими словами он следует правилам заданной в тексте речевой ситуации.

Полезное видео: парцелляция

Виды

Классический учебник по стилистике русского языка под редакцией известного русского лингвиста Д.Э.Розенталя описывает основные разновидности синтаксического приема.

Всего их шесть:

  1. Парцеллированное подлежащее. Оно выражается чаще всего именем существительным или же местоимением в начальной форме.
  2. Парцеллят сказуемое. В этом случае оно может быть как составным именным, так и составным глагольным.
  3. Парцеллированное дополнение. Причем во внимание берется как прямое дополнение, так и косвенное.
  4. Парцеллированное определение. Входить в состав конструкции могут согласованные и несогласованные определения.
  5. Парцеллят обстоятельство.

По классификации парцелляций по другому признаку можно выделить три типа:

  1. Однотипная. В этом случае парцелляция представлена словами, которые являются одинаковыми членами предложения и относятся к одной лексико-семантической группе.
  2. Разнотипная. Она подразумевает, что парцелляты несут разную смысловую нагрузку и являются различными членами предложения и разными частями речи.
  3. Последовательная. В этом случае один из парцеллятов – составляющая основного высказывания, а другой относится к первому парцелляту. Чем-то этот тип схож с темой и ремой в предложении или нескольких предложениях. В этом случае необходимо обращать внимание на стилевую принадлежность текста.

Виды парцеллятов

Определение и роль в тексте

Дефиниция парцелляции восходит к латинскому слову Particula, что в переводе означает «частица».

Классическое определение парцелляции трактует это понятие, как прием стилистики современного русского языка, который подразумевает интонационное деление предложения на отрезки. Они на письме оформляются с помощью знаков конца предложения.

Трудно переоценить роль приема в тексте. Во-первых, он актуализирует информацию в предложении или его части. Тем самым этот прием повышает информативность всего текста. Во-вторых, парцелляция конкретизирует информацию в части высказывания. Чаще проявляется эта роль парцелляции в художественных текстах. В-третьих, стилистический прием усиливает эмоциональность как отдельного предложения, так и всего текста в целом.

Полезное видео: просто о сложном — парцелляция

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что парцеллированные конструкции прочно закрепились в современном русском языке и их количество неустанно растет. Это говорит о том, что в речи растет тенденция к расчлененным предложениям в потоке речи. Таким образом, в разы возрастает действенность и информативность текста.

Так как прием пришел в литературный язык из разговорной речи, то он вносит в текст эффект непринужденности.

Обратите внимание! Это молодое явление в языке очень популярно. Оно изучается с разных позиций.

Хотя на практике писатели и поэты используют прием давно, например, у А.Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, Все будет так. Исхода нет».