Страшный диагноз: как принять болезнь. Как пережить медленное умирание близкого

Тяжелая болезнь становится испытанием и для больного, и для его семьи. Как смириться и принять ситуацию, как найти силы, чтобы бороться за выздоровление, как не потерять веру и как ее обрести. Обо всем этом мы беседуем с психологом православного кризисного центра Инной Мирзоевой.

Когда наш близкий переживает тяжелые страдания, гораздо более сильные, чем мы сами когда-либо испытывали, бывает трудно подобрать нужные слова и темы для разговора с ним. Возникает вопрос, как правильно выразить свое сочувствие.

Ответ прост. Самое главное – искренность, любовь и внимание. Часто достаточно быть рядом, держать за руку, и слова-то при этом никакие не нужны. Иногда мы боимся расстроить больного – стараемся перевести разговор на посторонние темы. Митрополит Антоний Сурожский писал, что эти разговоры опустошительны, потому что являются ширмой для того, чтобы нам самим защититься от тревоги. Но, в то же время, мы защищаемся и от истинности, и от правдивости. А для больного человека это очень опасно, так как суесловие уводит его от реальности и лишает сил бороться с болезнью.

Посещая больных в первом московском хосписе, который был создан по благословению владыки Антония, я прочитала созданную им инструкцию по общению с больными. В ней есть такие слова:

«Человеку, который ухаживает за тяжело больным важно научиться быть похожим на музыкальную струну, которая сама по себе не издает звука, но после прикосновения пальца начинает звучать». На этом основаны все человеческие отношения. Речь о том, что нужные слова всегда находятся в процессе общения. Самое главное, чтобы человек, который рядом, просто чувствовал наше искреннее сочувствие. Если оно у нас есть, то мы все скажем правильно. Надо уходить от пустых слов.

Бывает, что своими действиями мы поощряем жалость больного к себе. Как избежать этого?

Прежде всего, необходимо проявлять предельное внимание к состоянию больного. Приведу пример. Ко мне обратилась пожилая женщина, проходящая химиотерапию. У нее уже четвертая стадия рака. Состояние тяжелое, но она привыкла за собой ухаживать. Для нее покой, лежание в постели равносильно . И она плачет, потому что сестра ограждает ее от всех забот. Сестра заставляет больную лежать и не дает ничего делать. Это ужасная ситуация. Жалость и гиперопека не продуктивны. Нужна любовь и партнерские отношения. У каждого есть свои внутренние ресурсы. Благодаря этим ресурсам человек борется. А если вы возьмете на себя все обязанности и всю ответственность – вы лишите его возможности действовать самостоятельно, лишите сил бороться. Если посмотреть правде в глаза, то родственники, которые слишком опекают больного, больше думают о себе – как бы сделать все быстрее, чтобы поменьше было хлопот. А нужно думать о человеке больном – как ему лучше.

Есть и другая крайность. Бывает, что тяжело больной человек проходит через стадию отрицания болезни. Он старается не замечать, что его физическое состояние изменилось, живет прежней жизнью, взваливая на себя прежние заботы. А помощь-то нужна! И у меня на глазах разворачивалось много трагедий связанных с этим. Человек пережил тяжелейшее лечение, ослабел, но он через силу встает, проходит несколько шагов и падает в обморок. А родных нет рядом… потому что сам больной вовремя не попросил о помощи. В такой ситуации родственникам нужно самим быть очень внимательными, нужно анализировать, делать свои выводы и вовремя помочь.

А если человек стесняется принимать помощь даже от самых близких людей?

Действительно есть много людей, которые с трудом принимают помощь. Они привыкли сами быть покровителями. В психологии существует такое понятие – конгруэнтность. Это когда наши чувства и поведение совпадают. Если мы будем конгруэнтны, искренни, то человек все-таки примет нашу помощь. Любая фальшь чувствуется. Если вы действительно искренне хотите помочь, вряд ли ваша помощь будет отвергнута.

Страдающим физически людям свойственны перемены настроения, которые близким сложно понять.

Нужно знать, что тяжело больной переживает несколько стадий в своем психологическом состоянии. Эти этапы – шок, агрессия, депрессия и принятие болезни – очень хорошо описаны у Андрея Владимировича Гнездилова, психотерапевта, основателя хосписа в Петербурге. Последовательность стадий может быть разной. Кто-то из больных может избежать агрессии, а кто-то так и не принять свою болезнь. Но в целом смена этих психологических состояний очень характерна.

Самая опасная – стадия шока. В этом состоянии возможны суициды. И больному необходимы особое внимание и поддержка. На стадии агрессии человек изливает свои чувства. И, если мы находимся рядом, надо дать возможность вылить эти чувства. Потому что больному нельзя держать их в себе. Иначе агрессия может вылиться в аутоагрессию, разрушительное состояние. Я понимаю, что родственникам тяжело. Но нужно осознавать, что больному пережить это необходимо, и проявить сочувствие и понимание.

Часто, родственники начинают бить тревогу, когда больного одолевает депрессия. Но нужно помнить, что не всегда депрессию следует забивать лекарствами. Боль надо пережить, потому что через страдание искупается вина, через страдания человек может прийти к Богу. Когда начавшуюся депрессию «забивают» с помощью антидепрессантов, возможны патологические изменения личности. Если человек не переживет депрессию, он может не прийти к осознанию своего истинного состояния, у него не будет сил, чтобы бороться.

Лучше найти квалифицированного психиатра или клинического психолога, который поможет правильно пережить все стадии болезни.

Очень часто больные жалуются: сначала родственник с головой окунается в мои проблемы, буквально все заботы взваливает на себя. А потом перенапрягается, силы иссякают. В результате больной остается совсем без внимания. Нужно помнить, что, конечно же, если близкий заболел, от нас потребуется, много терпения и труда, но забота должна быть разумной. Нужно, чтобы человек видел, что мы заботимся о нем с любовью и радостью.

И пережить болезнь близкого мы можем только с Божьей помощью. Нужно больше обращаться к Богу.

Часто православные близкие нецерковного больного человека очень хотят, чтобы он принял таинства исповеди, причастия, соборования, а сам человек не готов к этому. Какую линию поведения лучше избрать в этом случае?

Нам нужно молиться за этого человека. Об этом прекрасно сказал Антоний Сурожский: «Навязывание Бога в смертный час человеку, когда тот от Бога отрекается, это просто жестоко. Если говорит, что не верит в Бога, то можно сказать: «Ты не веришь, а я верю. Я буду с моим Богом говорить, а ты послушай, как мы друг с другом разговариваем».

Если человек готов к диалогу о вере, то можно бережно рассказывать ему о своем опыте. Потом мы предлагали нашим пациентам книги, диски. И на моем опыте через книги, в том числе современных авторов, люди приходили к вере.

Несколько лет назад к нам обратился мужчина, долгое время занимавшийся йогой. Заболев, он пережил тяжелую депрессию. Это был высоко образованный и умный человек, который в своем духовном поиске зашел в тупик. Болезнь привела к вере. Это произошло буквально на моих глазах. Он попросил познакомить его со священником, общался, читал. В какой-то момент понял, что вел за собой людей по ложному пути. Собрал своих учеников и объявил им об этом. А перед смертью принял монашество.

В сложной ситуации человеку свойственно уповать на чудо. Среди ваших пациентов были люди, которым вера помогла исцелиться?

Хочу сказать, что чудеса действительно происходят и людям нужно об этом говорить. Но надо помнить, что на все Божий промысел. Я сталкивалась со случаями, которые иначе как чудесными не назовешь. Однажды к нам пришла молодая женщина в тяжелой депрессии – ее с маленьким ребенком оставил муж. Она привела на прием свою тетю, самого близкого человека. У тети раковая опухоль – меланома. Врачи подтвердили диагноз, операция была назначена на понедельник. В субботу мы пошли в храм. Она там исповедалась, причастилась. Долго стояла у иконы, молилась. Вечером мне звонит мой коллега и сообщает: «Они говорят, что опухоль уменьшается». Мы не поверили. Но оказалось, что это действительно так. Врачи никак не смогли объяснить происшедшее. Женщина эта, Слава Богу, сейчас жива. Она нам постоянно звонит, благодарит, но мы говорим, что благодарить нужно не нас. Она сказала, что в тот день молилась в отчаянии. Говорила, что даже не для себя просила: «Дай мне Господь немного пожить, чтобы поддержать племянницу». Болезнь не возвращалась.

Еще один случай. Мужчину с раком почки привезли на операцию, а опухоли нет. Профессор ругался, подозревал, что перепутали больных. А в разговоре с женой выяснилось, что прямо перед операцией приходил священник и его окрестил.

Исцеления происходят. Каждый из нас, работающих с тяжело больными людьми, может их вспомнить. Православный человек, если он заболел, должен получать благословение, лечиться, общаться с духовником, молиться, причащаться. Верить – это самое главное. Без этого очень трудно.

Мы склонны доверять западной медицине. Чуть что заболело, съел таблетку — и порядок. Но часто доктора оказываются бессильны: анализы в порядке, причин для недомогания нет. А вот восточные мудрецы еще много тысячелетий назад поняли, что самочувствие человека нельзя оценивать только по его физическому состоянию. И что телесная боль может быть прямым следствием душевной. Конечно, мы не призываем отречься от последних достижений науки, поехать на деревню к бабушке и начать лечение травами. Но можно обратиться к психосоматике — науке на стыке психологии и медицины, которая поможет соединить восточный и западный подходы к здоровью. Именно она часто помогает обнаружить« психологические причины недомоганий и даже хронических заболеваний.

Истина где-то рядом

В основе любых психосоматических заболеваний лежит внутренний конфликт. Психолог Мария Макарова полагает, что примером такого конфликта может быть противоречие между „хочу“, „могу“ и „надо“. Например, мы выполняем работу, которая не очень нравится, но позволяет хорошо заработать. Это конфликт между „хочу“ и „надо“. А если при этом считаем, что работа ниже нашей квалификации, добавляется еще и конфликт между „могу“ и „надо“. Проблема не разрешается, источник внутреннего напряжения остается. Если психика не может справиться с таким стрессом, обосновать или обесценить, забыть, то включается другой защитный механизм — соматизация. Напряжение выводится в тело через вегетативную нервную систему, которая управляет работой внутренних органов.

Есть и еще одно объяснение появлению „болезней от нервов“. Психотерапевт Марк Сандомирский считает, что психосоматические расстройства связаны с тем, как мы выражаем эмоции. „Когда возникает противоречие между сознательным запретом и подсознательным желанием проявить эмоции, энергия направляется внутрь“. Например, мышцы и суставы участвуют в эмоционально выразительных движениях. И если мы не позволяем себе повысить голос, жестикулировать, постоянно сдерживаемся, эти органы словно замораживаются, — объясняет психотерапевт. — Отсюда и проблемы с суставами». Внутренние органы, будучи связанными с нервной системой, тоже участвуют в выражении эмоций. И если последние игнорируются, то нарушаются функции сердца, печени и желудочно-кишечного тракта. Соматический психолог Николай Павлов приводит еще одну психологическую причину физических недомоганий — системную. Как правило, она проистекает из семейных отношений. «К примеру, есть миф: в нашей семье у всех слабое сердце. Выходит, если человек хочет чувствовать себя „своим“, он вынужден как-то заполучить эту болезнь».

Популярное

Очевидно, что понять, какие психологические сложности вызвали недомогание, довольно сложно. Гораздо проще все объяснить с медицинской точки зрения: те органы, которые ослаблены из-за стресса или уязвимы из-за не очень хорошей наследственности, страдают чаще всего.

От 30 до 66% пациентов, которые обращаются за медицинской помощью, имеют необъяснимые симптомы.

У кого что болит

Нельзя однозначно сказать: сердце болит из-за неразделенной любви, а суставы — от ревности. Мария Макарова объясняет: знание симптомов — еще не повод делать конкретные выводы о каких-то психологических сложностях. «Чтобы понять саму себя, рекомендую поразмышлять над следующими вопросами: зачем мне эта болезнь? что я получаю, когда она есть? чего не получаю? в чем ее позитивный смысл? если бы она могла говорить, что бы сказала?» — предлагает психолог.
Попробуем исследовать источники физического недомогания и понять, что пытается сказать нам наше тело. Марк Сандомирский объясняет, какими внутренними конфликтами обусловлены болезни разных органов, а Мария Макарова подсказывает, как исследовать эти противоречия самостоятельно.

Желудок, кишечник

Болезни желудка указывают на нашу неудовлетворенность собой, сниженную самооценку, самоедство. Кишечник страдает от депрессии или глубокого внутреннего конфликта, противоречия между« брать» и «отдавать».

Стоит спросить себя:
Как воспринимаю ситуацию, в которой нахожусь? Что сложно« переварить» в ней? Какую информацию особенно трудно принимать? Как я отношусь к себе? Как себя оцениваю, и для чего мне такая оценка? Что происходит при переменах? Что делаю со своими негативными чувствами — даю выход или предпочитаю оставлять внутри?

Грудь(молочные железы)

Проблемы с этим деликатным органом говорят о неудовлетворенности женской ролью, а также о ее неприятии. Часто причинами заболеваний груди становятся конфликты с мужчинами или отказ от сексуальности.

Стоит спросить себя:
Как моя женская часть реализуется? Разрешаю ли я ей быть? Как отношусь к материнству? Умею ли отдавать, заботиться, дарить нежность и ласку другим людям? Позволяю ли себе это? Как именно выражаю эти чувства и намерения? Что происходит в отношениях с близкими? Что даю людям, которых люблю?

Сердце

Боль в области сердца еще не означает, что действительно есть какие-то серьезные проблемы с этим органом. Но несомненно подсказывает, что необходимо обратить внимание на отношения с мужем, родителями, детьми. Мешает его нормальной работе реакция на противоречивые ситуации и трудности, связанные с выбором. Подавленная злость удерживает нас в постоянном напряжении, и сердце все время находится в состоянии возбуждения.

Стоит спросить себя:
как отношусь к другим: доброжелательно, раздражительно или открыто враждебно? Как другие относятся ко мне: родители, братья или сестры, муж, друзья, коллеги, случайные люди в очередях, пробках и других социальных ситуациях? Как они на меня реагируют, ведь эта реакция — отражение моих особенностей. Что делаю, чтобы мои отношения с окружающими были теплыми? Чего не делаю для этого?

Суставы

Воспаления, отложение солей и растяжения — признаки заблокированной агрессии, запрета на ее проявление, особенно в близких отношениях. А еще эти симптомы могут быть следствием того, что ты все время сомневаешься и неспособна сделать решительный шаг.

Стоит спросить себя:
насколько суждения о жизни и других гибкие или категоричные? Чем мне это помогает, чем мешает? Можно также оценить свою способность адаптироваться к жизненным ситуациям по шкале от 1 до 10. И охарактеризовать себя с точки зрения гибкости и умения приспосабливаться.

Голова

Головные боли от напряжения — чистая психосоматика. Причина — постоянный стресс, перегруженность работой, сдерживание негативных эмоций либо неуверенность.

Стоит спросить себя:
Oт каких размышлений защищаюсь? О чем не хочется думать? Каким мыслям запрещаю появляться в голове? Что происходит с самоконтролем? Что не поддается контролю, и как я к этому отношусь? Считаю ли рациональность главным качеством? И что делаю с эмоциями: как их ощущаю и хорошо ли понимаю.

ТЕКСТ: Юлия Арбатская

Как выздоравливать. Советы доктора

Сначала о том, как не надо себя вести в болезни. Основные факторы мешающие выздоровлению больного, это — страхи и тревога; лень; раздражительность и нетерпимость; неверие в свои силы и уныние, и наконец — глупость и самомнение.

1 шаг. Осознание своей болезни и принятие её в себе

Основная ошибка пациентов заключается в том, что болезнь воспринимается как что-то отдельное от них. От такого утверждение рождается стиль поведения — лечить болезнь, вырезать или убрать болезнь и т.д. При таком подходе успех бывает редко. Нужно восстанавливать здоровье, тогда болезни пройдут сами. Это очень просто для понимания. Если есть болезни — значит, нет или мало здоровья. Если есть здоровье — значит нет болезней. Зачем гоняться за 20 000 болезнями (по МКБ — 10 международная классификация болезней), важнее и проще познать законы здоровья применить их и болезней не будет. Но в этом и сложность, потому что придётся пациенту понять, что причина болезни в том, как он мыслит, как живёт. Значит нужно менять себя — и каково это принять гордецу, который думает, что есть только два мнения: одно моё, а другое неправильное. Итак — Болезнь способ проживания своей жизни.

2 шаг. Понять — для чего пришла данная болезнь именно ко мне

  1. Болезнь, как способ манипуляции близкими людьми, становится для пациента желанной, и никто её не вылечит, пока пациент не поймёт, что причина болезни он сам. Болезнью можно привлечь любовь и заботу, через болезнь можно уйти от неприятных обязанностей в семье. Например, женщина, не хочет водить ребёнка в садик — "у меня так голова болит, что не могу по утрам ребёнка в садик водить, сразу тошнит и голова кружится ".
  2. Болезнь, как способ ухода от ответственности. Пример. На учительницу школы пришла жалоба. На следующий день предстояла разборка у директора. Утром у пациентки появилась такая слабость в ногах, что идти она не смогла. Уже два года лежит в постели, и никто её вылечить не может. К сожалению, муж окружил больную такой заботой, что ей точно никогда не подняться. Зачем? — стимула нет, всё в доме вертится вокруг и для пациентки. Разговаривает она с мужем приказным и менторским тоном.
  3. Болезнь, как способ наказания обидчика." Я заболела и пускай им будет стыдно, довели меня до такого состояния, что чуть не умерла. "— говорила женщина мужу после скандала в магазине. Тот в "праведном" гневе идёт с разборками в магазин. Заодно и проигрывается вариант №1 — манипуляция близкими.
  4. Болезнь, как способ наказать самого себя, через чувство вины. У девушки умерла мама в деревне, после похорон у неё не стала подниматься левая рука. Постоянное самообвинение — " Если бы я была рядом, то мама могла бы жить ". Лечилась у многих докторов по поводу плечелопаточного периартроза, не помогло. Выздоровление произошло только после снятия чувства вины.
  5. Болезнь, как цель жизни. При отсутствии или потери смысла жизни, болезнь становится смыслом существования: хождение по врачам и аптека, обсуждение их назначений с подругами по телефону или на лавочке у подъезда и так далее, заполняют время, мысли пациентом. Вылечить их невозможно, так как выздоровление обозначает для человека потерю смысла жизни. Таких пациентов может вылечить только забота. Это как бензопила, которая лежит сломанная в чулане и никто её не хочет ремонтировать, а привезли лес для дров, то отремонтировали за 1 час и распилили её лес. Так и человек, приобретя смысл жизни быстро выздоравливает.
  6. Болезнь ребёнка, как смысл жизни матери. Если мать при вынашивании беременности ходит с духовной установкой постоянной заботы о будущем ребёнка; или если мать боится отпустить от себя взрослеющее дитя, то возникает парадоксальная вещь — ребёнок рождается больным или заболевает. Заботится, и защищать можно только слабого и больного. Здоровый в защите не нуждается, то есть теряется смысл жизни матери. Такие, с позволения сказать, "мамашки" бегают от врача к врачу со своим ребёнком и, как чёрт от ладана бегут от того врача, который действительно может помочь ребёнку и матери. "Не дай бог вылечит ". Заодно и проигрывается первый вариант — манипуляция близкими. Постоянно внушается и показывается ребёнку — "Вот видишь, как я о тебе забочусь". у ребёнка формируется чувство вины перед матерью, страха и тревоги за свою здоровье. Вырастает такой ребёнок в безвольного человека и полностью подчинённого воле матери. Этот вариант сложного внутреннего духовного изъяна женщины. К сожалению это встречается очень часто. И жалко этих детей, загубленных эгоизмом матери.
  7. Болезнь, как знак духовного изъяна человека. Например: аллергии есть вариант нетерпимости и категоричности, как знак гордыни и самомнения. Паховая грыжа есть вариант установки "За всё в этой жизни надо бороться ". Гипертоническая болезнь — тревожность, знак отсутствия веры. Венерические болезни — блуд и чувство вины за это. Миома матки — обида и претензии к половому партнёру. Болезнь Паркинсона — есть знак уныния и так далее.
  8. Болезнь, как способ остановить грехопадение человека. Эти болезни промысел божий. Например, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, рак, лейкозы, а также ДТП и несчастные случаи. Здесь поможет только осознание греха, полное покаяние и отказ от прежнего образа мыслей и жизни. Практически болезни взывают человека к духовному подвигу. Редкий человек становится на этот путь, но кто встал полностью обновляются, приобретая вторую жизнь.
  9. Болезни, как результат вмешательства врачей, или ятрогенные болезни. Помните, что в вашем теле ничего лишнего нет, и прежде чем ложится на операцию, 1000 раз подумайте о последствиях. Удалённый орган уже не вылечить. Его работу начнут компенсировать другие органы, происходит их функциональная перегрузка, что нарушает их работу. Любая операция заканчивается рубцом и спаечным процессом, это приводит к разным цепочкам адаптации с непредсказуемыми последствиями. Например: удаление аппендицита может привести через время к развитию опущения правой почки; желчекаменной болезни; ожирению; внематочной беременности; трудно излечиваемому дисбактериозу. Не все сразу и у всех по-разному, всё зависит от особенностей строения органов и типа реагирования тканей в организме. Короче — убрав орган вы думаете, что избавились от проблемы? На самом деле вы их приобрели в 4-5 раз больше. Конечно, если стоит вопрос жизни и смерти то надо оперироваться. Ещё больше проблем от неграмотного родовспоможения как для ребёнка, так и для матери.
  10. Болезни для прохождения в жизни урока смирения. Это все наследственные заболевания, а также смотри вариант 7.
  11. Болезнь, как способ ухода из активной жизни. Устал жить человек. Это инсульты с параличом, онкологические заболевания, инфаркт миокарда.
  12. Болезни, как наказание агрессивности и злобы в человеке. Это эпидемии инфекционных заболеваний. В средние века это чума и оспа. В наше время грипп (от "испанки" в первую мировую войну умерло больше, чем на полях сражения — более 20 миллионов человек) и другие.
  13. Болезни детей, как знак отсутствия любви матери (родителей) к детям. Это энурез ночной, бронхиальная астма и другие детские болезни, которые могут закрепиться и перейти в вариант 1, указывая на инфантилизм человека.

Одна Болезнь может иметь множество причин. Например: гипертоническая болезнь может быть причиной тревожности (знак маловерия), так и агрессивности и злобы (духовная позиция — "за всё надо бороться в этом мире "). А может стать следствием операции по удалению желчного пузыря или аппендикса. Духовная причина может стать причиной многих заболеваний. Например, тревожность приводит человека к гипертонии, сахарному диабету 2 типа, гипотиреозу или гипертиреозу и др. Есть над чем задуматься. Если вы разобрались в причинах своей болезни, то дальше принимаете решение — нужна ли Вам болезнь. Здоровье — это прежде всего духовная зрелость, умение брать судьбу в свои руки, ответственность перед собой и другими. Если вы не готовы, то значит, вы не прошли урок болезни, то оставайтесь с ней. Если вы готовы, но вам не хватает духовных сил, то вам нужен поводырь на первое время (как маленькому ребёнку нужна опора, чтобы научиться ходить) — а вот здесь вам может помешать ваша гордыня. Если вы готовы, то вы уже на 50% выздоровели. Осознание и принятие причины своей болезни — самый большой шаг на пути к выздоровлению. Если болезнь неизлечима, то несите её со смирением и помогайте другим. Многие святые имели неизлечимые болезни тела (Серафим Саровский, Матрона московская идр.) в знак физического уничижения для подавления гордыни.

3 шаг. Встать на путь выздоровления или самому или с помощью доктора

Выздоравливать самому- это тяжкий труд, когда постоянно нужно бороться самим с собой, со своими привычками и слабостями. По сути, выздоровление — это путь перерождения, путь делания себя нового. Это, как восхождение на гору. Не путайте с перерождением, напоминающим спусканием с горы, когда человек утрачивает свои навыки вплоть до скотского образа жизни. Например: наркоманы и алкоголики.

Препятствия на пути выздоровления

Неверие, маловерие и сомнения. Такая позиция не привносит энергию в процесс и обрекает его на провал вначале или в конце пути. Попробуйте начать любое дело, не веря в его успех — ничего не получится, зря потратите время.

Итак, состояние вашей веры это самое главное, для вашего выздоровления. Нет веры, есть сомнения — даже не начинайте. Очень важно: пациенты часто подменяют понятия "я знаю" и "я верю". Так вот "я знаю"— это продукт ума (мышление), а "я верю" — это состояние вашей души, её стержень. Фраза пациента " если я буду знать, то тогда поверю"— говорит о полном непонимании сути процесса.

Типичные примеры поведения неверящего пациента:

  • После приёма больной даны рекомендации. Пациентка, придя домой обзванивает других знакомых врачей, чтобы выслушать их мнение по рекомендациям. Придя на повторный приём, пациентка говорит, что не выполняла рекомендации, потому что есть мнение, что это не поможет. Как вы понимаете, лечение данной пациентки было прекращено. Не веришь доктору — не ходи к нему! Каждый врач даёт рекомендации исходя из своего опыта и знаний. Поэтому бессмысленно обзванивать других врачей, особенно если методика лечения у лечащего врача оригинальная или авторская, надо довериться.
  • Пациентка пришла на приём и сказала, что решения по поводу начала лечения у доктора принимать не будет, она сначала обойдёт 5-6 врачей, затем решит, у кого она будет лечиться. Такие пациенты даже не верят своему выбору врача, будут переспрашивать, сверять со своим и чужим пониманием решения проблемы. Они легко проходят мимо врача, который им действительно может помочь, так как их представления противоречат логике врача.

Этих пациентов я видел достаточно много. Этот же вариант с другой стороны — "Доктор, я обошла уже 5 врачей, вы шестой и никто мне не может помочь, все плохие, а вот вы, говорят, волшебник, одна надежда на вас ". Обычно я отвечаю — "Я ещё хуже "; и таких пациентов не лечу. Такие пациенты типичный образец смеси неверия, неблагодарности и лицемерия.

Индикатор принятия — легкость и радость.

Принимайте, благодарите, творите радость и любовь.
Принимать события своей жизни, свои чувства и эмоции, как существующий факт очень несложно. Это несложно, если осознавать, что ваш выбор привел к определенным событиям.
Это несложно, если осознавать, что это ваши чувства и эмоции и они уже у вас есть. Их просто надо принять. В свои же объятия.

Принять свою болезнь

Принять свою болезнь это тоже очень просто. Принять, как существующий факт. Если вам кажется, что вы и так принимаете и не сопротивляетесь своей болезни, то это ошибка. Если болезнь есть, то нет ее принятия. Принятие исцеляет.
Принять все свои мысли, слова, действия и поступки, которые привели к болезни\проблеме. Принять все свои чувства и эмоции, все события жизни, которые привели к болезни\проблеме. Принять саму болезнь\проблему и себя вместе с болезнью\проблемой.
Это очень просто. Принимать по факту существования. Мы тут не переламываем себя, не уговариваем, не заставляем во что-то поверить. Есть болезнь\проблема. Это факт. Это уже существует и это мы и принимаем.

«Я принимаю все свои мысли, слова, действия и поступки, которые привели …

Я принимаю все свои чувства и эмоции, которые привели ….

Я принимаю все события моей жизни, которые привели ….

Я принимаю свою болезнь\проблему.

Я принимаю себя, такой, какая я сейчас.

Благодарю, благодарю, благодарю».

Внутренне необходимо быть максимально расслабленной.
Вообще, принятие уникально по широте охвата. Оно всеобъемлюще. Принять можно даже свое НЕпринятие.
когда накрыла тоска и уныние надо было продолжать плыть. Продолжать принимать. Принимать тоску и уныние. «Я принимаю свою тоску, принимаю свое уныние. Мне тоскливо. Это факт. Да, я в унынии. Я принимаю это.» Принимаешь и наблюдаешь за тем, что происходит. Появилось что-то новенькое, например, страх, начинай принимать его.
Можно выделять на принятие определенное время, а лучше принимать по ходу событий. Разозлилась, прими свою злость. Обиделась, прими свою обиду. Стань тотально принимающей. Болезнь начнет терять силу, а твоя сила будет расти. Принимай. Принятие это дверь, за которой — любовь к себе.

Нелегко смириться с мыслью, что близкий человек смертельно болен и дни его сочтены. Тяжелая болезнь – испытание, которое нужно пройти не только самому больному, но и его окружению. Как выстроить отношения с человеком со страшным диагнозом так, чтобы не растерять душевные силы, принять болезнь как данность и обрести веру в благополучный исход?

1. Избегайте неискренности в общении с больным

Часто мы избегаем общения с человеком со смертельным заболеванием, потому что не знаем, какие слова подобрать в разговоре. Правда и истинное положение вещей нас пугают, поэтому мы переводим разговор на посторонние темы. Остановитесь: вы принесете больше пользы больному, если он будет ощущать ваше живое сочувствие. Если оно имеется, то и слова будут подобраны правильные. Кроме того, беседа – не единственный способ общения, есть еще поцелуи, объятия, прикосновения и просто молчание.

Кроме того, дайте человеку выговориться. Иногда стоит даже попытаться разговорить его. Дело в том, что, ежечасно и ежедневно думая над одной и той же проблемой, больной начинает запугивать себя. Не зря в старину говорили: «Что высказано – то улетело». Нередко, высказывая проблему, мы не только освобождаемся от , но и начинаем сами лучше понимать, что чрезмерно сгущаем краски. Если человек узнал о тяжелом диагнозе, то нельзя допустить, чтобы он был зациклен только на нем. Но в то же время и нельзя допускать, чтобы он жил как ни в чем не бывало, отказываясь принимать проблему и начинать лечение. Здесь тонкая грань.

2. Сделайте ставку на партнерские отношения

Сердобольность и чрезмерная забота неэффективны. Прежде всего нужны любовь и партнерские отношения. Если вы взвалите на свои плечи и обязанности, и ответственность за умирающего, вы лишите его сил действовать самому, бороться. Не секрет, что близкими, которые слишком заботятся о больном, чаще всего движут эгоистические интересы: как побыстрее со всем управиться, чтобы избежать лишних хлопот. Подумайте сначала о другом человеке, как будет лучше ему.

3. Дайте понять больному, что он по-прежнему ценен

И близким, и самому больному тяжело осознавать неизбежность исхода, подкрепляя это страхами: сколько еще отпущено времени, как произойдет уход из жизни, что будет с родными и т.д.? Не хороните мысленно человека в тяжелом состоянии, живите здесь и сейчас, ведь пока есть возможность встретиться, искренне поговорить, обсудить волнующие вещи, насладиться общением и обществом друг друга. Своим отношением покажите близкому, что его мнение и теперь важно для вас, включайте его в решение важных вопросов, советуйтесь, пытайтесь развлечь и отвлечь от гнетущих мыслей.

4. Будьте готовы к частым переменам настроения больного

Имейте в виду, что человек со страшным диагнозом переживает несколько этапов состояния психики: шок, агрессия, принятие своего состояния. Например, на стадии шока больному жизненно необходимы поддержка, участие и внимание. В состоянии агрессии больному необходимо дать возможность высказаться о своих чувствах. Стадию депрессии опасно лечить лекарствами: искусственно выводя больного из депрессивного состояния, вы лишаете его возможности осознания реального положения вещей, что лишит его сил бороться и надеяться на хороший исход.

5. Забота должна быть разумной

Окунувшись с головой в проблемы смертельно больного близкого человека, взвалив на себя все заботы о присмотре за ним, вы рискуете перенапрячься и обессилеть - причем как физически, так и морально. Поэтому есть опасность оставить нуждающегося в вас человека совсем без внимания. Безусловно, много труда и терпения нужно вложить в уход за больным, но забота прежде всего должна быть разумной, а также даваться с радостью и любовью.

Также психологи советуют: ни в коем случае не поощряйте жалость человека к самому себе. Дайте больному понять, как он для вас важен, но если он только и будет заниматься «жалением» себя (короткое время это возможно в силу человеческой психологии, но не постоянно), то о принятии своего состояния не будет и речи.

6. Надейтесь на лучший исход

Даже если тяжелобольной отказывается от лечения, считая, что дни его сочтены, не теряйте надежду на лучший исход. Очень часто человек, уверенный в бессмысленности процедур, просто хочет услышать от вас обратное: его спасут, надежда жива. Так станьте для несчастного проводником веры и стремления . Чудесные исцеления бывают, главное – помнить об этом.

Самое главное в общении с тяжелобольным – помнить, что именно от вашего настроя, эмоций и чувств напрямую зависит душевное состояние близкого человека. Поэтому если чувствуете, что не справляетесь с моральной нагрузкой, обратитесь за помощью к нужным специалистам и другим родственникам.