Митрополит иоанн. «не надо бояться называть вещи своими именами…

Петербургские депутаты собираются дополнить городские праздники «днем Иоанна Кронштадтского». Известно, что инициатива исходила изначально от Виталия Милонова, что не удивительно, но проблема заключается в том, что подобное в действительности они, возможно, и реализуют.

Личность Иоанна Кронштадтского «священна». Это некий непререкаемый авторитет православия, в котором и сомневаться не стоит. Однако – это символ. Он есть на иконах и в городских легендах, но реальная история Кронштадтского мало кому знакома, в т.ч. депутатам, которые желают ввести праздник в честь этого человека.

Ведь если это реализуют на практике, то это будет очередным шагом к тому, что Санкт-Петербург медленно, но верно превратится из «Культурной столицы» в столицу каких-то нелепых черносотенных и мракобесных законов. К слову, у Милонова, помимо всего прочего, есть и другие законопроекты подобного толка.

Милонов блеснул своими познаниями в истории:

"Нет, наверное, человека, который бы не знал о деятельности священника, известного общественного деятеля, одного из отцов петербуржской благотворительности Иоанна Кронштадтского. Это человек, который оставил свой добрый след в истории Петербурга. Он создал Общество трезвости, которое получило всероссийскую известность"

Милонов был бы прав, если бы сказал, что нет человека, который бы не слышал о том, что некто Иоанн Кронштадтский когда-то жил. Однако с биографией оной персоны навряд ли многие знакомы.

Милонову поддакивает депутат Марченко:

"Имя Иоанна Кронштадтского наряду с такими именами, как Александр Невский, привлечет в Петербург миллионы паломников"

Да уж, главный мракобес и отрицатель эволюции, а также ненавистник прогресса прямо-таки «лакомый кусочек», особенно для туристов. Это все равно, что какой-нибудь «дракон Ку-клукс-клана» из южного штата может быть символом этих самых штатов, и праздник в честь него привлечет туристов. Впрочем, мракобесы из других городов России, конечно, это и может собрать, но навряд ли это можно считать за «достижение».

На удивление, были и возражения, что случается достаточно редко, когда речь заходит об обскурантизме. Депутат Александр Кобринский осторожно раскритиковал данную инициативу:

"Иоанн Кронштадтский был одним из представителей черносотенцев, участвовал в травле Льва Толстого в связи с его убеждениями"

Однако никто его слушать не стал, и большинством голосов поддержали Милонова (34 «за», а 5 «против»). Так что проект закона принят за основу, и в скором времени в действительности может быть городской праздник - «День Иоанна Кронштадтского».

Хотелось бы в связи с этим напомнить, кто такой Иоанн Кронштадтский. Поскольку, конечно, меткое замечание депутата Кобринского не отображает всей сути.

В действительности господин Кронштадтский – это известный манипулятор, который активно спекулировал на православном культе при полной поддержке со стороны государства, поскольку само государство было кровно заинтересовано в невежестве. В этом смысле Кронштадтского можно справедливо считать государственным идеологом и пропагандистом своего времени.

Однако конец XIX и начало XX века вряд ли подходят в плане идеологии для масс уже в XXI веке. Впрочем, депутаты считают иначе.

Важно отметить сразу, что Кронштадтским сей персонаж зовется не просто так. Дело в том, что он был направлен «служить» в Кронштадт. Причем в ту пору это было местом административной высылки «асоциальных личностей», т.е. нищих, убогих, люмпенов, алкоголиков и проч.

В общем, самый цвет нации. Эти люди обыкновенно ошивались близ церквей и составляли значительную массовку на крестовых ходах.

Тем более что было это все во времена, когда уголовно карали за любые выпады в адрес православия . Более того, наказать человека могли и за переход в другую веру или за отказ отправлять православный культ. Так что ошибкой было бы назвать Кронштадтского «особым проповедником». Людей заставляли верить в безумные догмы православия, заставляли силой закона, а вовсе не проповедями священника.

Вскоре на Кронштадтского возложили особые полномочия. Он занялся т.н. «благотворительностью». Однако это вопрос отдельный. Известно, что ему платило зарплату государство, и что он, очевидно, «влезал» с другими попами в общую кассу пожертвований. Фактически ему слали со всей России каждый месяц десятки тысяч рублей, а он достаточно редко на эти средства отстраивал храмы и монастыри (т.е. торговые точки). Понятно, что никакой отчетности там не велось, а сам Кронштадтский, по заверению того же Чаплина:

«…мы знаем, что и иерархи христианской древности, и практически все архипастыри Церкви Русской имели и резиденции, не уступавшие или немного уступавшие царским и княжеским, и соответствующие колесницы. Мы знаем, что святой праведный Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы и передвигался на личном пароходе. <…>

Пароход как достойная замена дорогой иномарке.

Однако это далеко не полная характеристика Кронштадтского, а лишь набросок. Более подробно его характеризует опись, сделанная после смерти. Но об этом чуть позже.

Затем государство привлекло этого попа заниматься «общественными настроениями», поскольку уже в начале XX века начинались революционные выступления. Причем даже до революции 1905 года.

Известно письмо Кронштадтского по поводу еврейских погромов в Кишиневе, когда было убито около 50 человек и пострадало более 500. Т.н. «Православные националисты» громили всех подряд: убивали женщин, стариков и детей. Изначально повестка заключалась в том, чтобы, пускай и вяло, но осудить погромщиков, поскольку еврейская (и международная) общественность негодовала. Ведь как так можно? Пришла толпа, начала убивать людей, а где же защитники правопорядка? Так что задним числом некоторые попы (в т.ч. Кронштадтский), вяло покритиковали погромщиков.

Однако «люд православный» не оценил этого. Так что Кронштадтскому пришлось резко реабилитировать себя в их глазах. Он пишет второе письмо, где указывает:

«в погроме виноваты преимущественно сами евреи»

Т.е. люди, которые жили отдельно от остальных, сами виноваты в том, что безумная царская власть разжигает лютую ненависть, открыто распространяя различные листовки и книги антисемитского содержания. К примеру, «Протоколы сионистских мудрецов» распространялись при помощи государства и церкви, а там было написано, что евреи буквально захватят власть и будут «издеваться» над «гоями». Была дана установка: обвинить во всех бедах евреев и революционеров, что все идеально, а они, мол, мешают. Но погромы стали порой выходить из под контроля. Впрочем, вскоре с этим смирились, ведь евреи сами виноваты. Они же еще и Иисуса убили.

Роль православных в целом достаточно высока, если речь идет о еврейских погромах (часто среди погромщиков были и священники). И если вначале можно было видеть некую «критику», то потом это все исчезало, а с развитием первое революции – тем более. В 1905 году Кронштадтский уже писал так:

«по всему виновники - евреи, подкупившие наших хулиганов убивать, грабить, изводить пожарами русских людей»

Это было воззвание к погромщикам и убийцам, т.н. «истинным Русским людям». Понятно, что оно побудило многих к «активным действиям». Такие люди взрывоопасны. Тогда христианские фанатики-погромщики мало чем отличались от фанатичных исламских радикалов, которые демонстрируют активность сегодня.

Очевидно, что государство Николая IIискреннее считало этих самых погромщиков – своей опорой, поскольку казалось, что отвернулись уже почти все. А сумасшедшие погромщики, которые маршировали с хоругвями, конечно, оставались еще значительной силой. Вскоре эти люди начали организовываться, создавать собственные террористические организации, которые, в сущности, занимались не только погромами, но и физическим устранением оппозиционеров и революционеров. И опять же одним из идейных вдохновителей этих людей был Иоанн Кронштадтский.

Отдельно можно отметить ненависть в отношении Льва Толстого, о которой уже упоминалось ранее. Этот тип написал множество статей против графа, даже молился о его смерти:

«6 сентября 1908 г. Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли - этот труп зловонный, гордостию своею посмрадивший всю землю. Аминь»

Он даже «предсказал», что смерть Толстого будет «Люта»:

«Смерть грешника люта. И смерть его - Толстого - будет страхом для всего мира»

Однако по факту все было иначе. Толстой умирал достаточно естественной смертью, а вот Кронштадтский достаточно «люто», он три года страдал: «мучительной болезнью мочевого пузыря» .

С другой стороны, конечно, не стоит забывать о конъюнктуре, поскольку роль Кронштадтского – это в первую очередь политическая роль.

Интересно охарактеризовал его Лейб-хирург Н. А. Вельяминов:

«Ливадия дала мне тоже достаточно материала для наблюдений над этим бесспорно недюжинным священником. Думаю, что это был человек по-своему верующий, но прежде всего большой в жизни актёр, удивительно умевший приводить толпу и отдельных более слабых характером лиц в религиозный экстаз и пользоваться для этого обстановкой и сложившимися условиями. Интересно, что отец Иоанн больше всего влиял на женщин и на малокультурную толпу; через женщин он обычно и действовал; влиять на людей он стремился в первый момент встречи с ними, главным образом, своим пронизывающим всего человека взглядом - кого этот взгляд смущал, тот вполне подпадал под его влияние, тех, кто выдерживал этот взгляд спокойно и сухо, отец Иоанн не любил и ими больше не интересовался. На толпу и на больных он действовал истеричностью тона в своих молитвах. Я видел отца Иоанна в Ливадии среди придворных и у смертного одра государя - это был человек, не производивший лично на меня почти никакого впечатления, но бесспорно сильно влиявший на слабые натуры и на тяжело больных. Потом, через несколько лет, я видел его на консультации больным в Кронштадте, и это был самый обычный, дряхлый старик, сильно желавший ещё жить, избавиться от своей болезни, и нисколько не стремившийся произвести какое-либо впечатление на окружавших. Вот почему я позволил себе сказать, что он прежде всего был большой актёр…»

Такой вот актер, один из вдохновителей и спонсоров погромщиков. Сомнительный «герой». К слову, эти способности прямо-таки были источником того, что еще при его жизни была создана отдельная секта «Иоаниток». Эти дамы считали Кронштадтского буквально «воплощением бога». Часто там были достаточно богатые дамы, которые, что не исключается, жертвовали значительные суммы их «богу». Сам он формально, конечно, от них открещивался, но сложно сказать, как все дела обстояли в действительности.

Но самое интересное – это записки судебного пристава по охранительной описи имущества Иоанна Кронштадтского. Жил этот скромник в огромном доме. А завещание изначально было очень «мутное». Так, во-первых, в день смерти пропало 50 тысяч рублей, а во-вторых, завещание Кронштадтский «написал» буквально за несколько часов до смерти.

В описи значится:

Наличные деньги - 13 000 рублей
Процентные бумаги - на 69 рублей
Золотые монеты - 125 штук
Золотые и серебряные пуговицы - 70 штук на 125 рублей
Ордена и медали - 30 штук на 590 рублей
Золотые цепочки - 8 штук на 202 рубля
Наперсные золотые кресты с украшениями и драгоценными камнями - 28 штук на 434 рубля
Часы золотые - пять штук на 262 рубля
Иконы в серебряных и золотых окладах - 89 штук на 4 447 рублей
Церковная утварь - 146 штук на 1211 рублей
Евангелия в золотых и серебряных окладах 19 штук на 547 рублей
Подстаканники серебряные - 96 штук
Ложки серебряные - 34 штуки
Альбомы в серебряных окладах - 38 штук
Полотняные рубашки - 342 штуки
Кальсоны - 124 пары
Шелковые носки - 281 пара
брюки - 31 пара (четыре пары на пуху)
Сапоги - 53 пары
Туфли - 18 пар
Шляпы - 30 штук
Галстуки - 34 штуки
Подрясники - 41
Рясы муаровые - 31
Посохи и зонты - 11 штук
Меховые шубы - 4 штуки

Причем здесь видна явная спекулятивность, поскольку цены явно неадекватные и заниженные. Например, указано, что евангелия в золотых и серебряных окладах 19 штук на 547 рублей, однако в ту пору лишь одно такое Евангелие стоило порядка 300 рублей. Впрочем, даже если игнорировать некие противоречия в ценах, все же стоит сказать, что это не особенно вписывается в ту картину, где господин Кронштадтский - «неистовый благотворитель». Ясно, что отчасти за средства благотворительности были приобретены многие эти побрякушки.

Собственно, возникает вопрос, а чем этот господин заслужил «особое звание»? На самом деле весьма типичный поп для своей эпохи. Потакать националистам-погромщикам, служить царскому режиму, осуждать Льва Толстого – это норма и повседневность, вряд ли заслуживающая похвалы.

Тем более что сочинения Кронштадтского тоже полны мракобесия и вздора, которые ничего нового не говорят ни о жизни, ни даже о христианском культе. И если «День Льва Толстого» как великого Русского писателя, который известен, в том числе и за границей, мог бы прилечь туристов, то имя какого-то типичного попа, который не принес ничего культуре, но был ненавистником светской литературы и науки, вряд ли может считаться значимой фигурой для туристов. В нем не больше привлекательности, чем в Римском папе из семейства Борджиа.

А вот слова батюшки, относящиеся к 1907 году: «Не в мирное, а в беспокойное и крамольное время мы живем, время безначалия и безбожия, время дерзкого попрания законов божеских и человеческих, во время бессмысленного шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе через меру, ибо знание кичит, по слову Божию, а любовь назидает. Для всех очевидно, что Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде Царство Русское ныне так расслабилось, уничижилось, всколебалось? От того, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы, истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который Один есть непоколебимая, во веки вечная держава, Коим твердо держатся в дивной гармонии небо и земля – столько веков. Некоторые царства сошли совсем с позорища мира за неверие и беззаконие. И чем дальше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, т.ч. к концу мира он совсем сделается трупом или дымящею головнею».

И еще: «Обратим внимание на современное положение наше религиозное и политическое. Ныне – страшное время безверия и отступления от Бога, время потрясающих душу беззаконий всякого рода; многие люди обратились нравственно в диких зверей или злых гениев или духов. Нет для них ничего святого, нет души бессмертной, нет Бога, нет воскресения и нет воздаяния по делам, нет суда нелицеприятного, точного, строгого за всякое слово и дело, а потому, говорят они: громи, убивай, жги, похищай, насилуй всячески ближнего, лги, лицемерь, не подчиняйся никакому начальству, будь сам для себя начальник – отвечать ни за что не будешь. Известный русский безбожник-писатель (Толстой) особенно повинен в растлении и безбожии русского народа, преимущественно – интеллигенции, да и вообще злонамеренные публицисты виновны в том; их безбожные писания, рассеянные в России в миллионах печатных листков, наводнили всю Россию и столкнули юношество с основ веры религиозной и гражданской. Да будет проклята нечестивая, злая, возгордившаяся перед Творцом утроба диавола, в которой зародилась впервые дерзкая мечта сравняться с Богом и объявить Ему войну, Его вечной правде, святыне, бесконечной премудрости, красоте и непобедимой силе. Эта всемирная злая сила возмутила всю Россию, произвела и производит к ней доселе все волнения, мятежи, неверие, богохульства, неповиновение, невежество. Обратись же к Богу, Россия, согрешившая перед Ним больше, тягчае всех народов земных, – обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели. Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоценимое жизненное сокровище – веру Православную с Церковью спасающей, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дочерей, мнящих себя образованными, но истинное образование, т.е. по образу Божию, без Церкви быть не может».

В своей книге «Живой колос» св. Иоанн выражал мнение, что злейшими врагами Православия являются Лев Толстой и католики. Касательно папизма он писал: «Католики выдумали новую главу Церкви, унизив единую истинную Главу Церкви – Христа. Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии есть главенство человека в Церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он возомнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая папская церковь – в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в мертвящих, злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и православным христианам! И во всем том виноват непогрешимый, якобы, папа, и доктрина его иезуитов, их дух лжи и двоедушия. Сам Господь всегда присущ Своей Церкви, – для чего же наместник – папа? И может ли грешный человек быть наместником Господа? Не может. Бывает наместник царя, наместник патриарха, а наместником, заместителем Господа, безначального Царя и Главы Церкви, никто не может быть. Папа сковал духовную свободу и совесть христиан-католиков. Католики о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа, и их ревность по вере переходит всегда в фанатизм страстный, человеконенавистный, остервенелый, фанатизм крови и меча, костров, непримиримости, двоедушия, лжи и хитрости».

О протестантах и вообще о еретиках святой пастырь говорил: «Без Главы-Христа Церковь – не Церковь, а сборище самочинное. Таковы – лютеране, русские раскольники, толстовцы. Немощь человеческая, слепота, страсти человеческие сейчас сказались в церквах отпадших. Лютеране не молятся об умерших, англикане тоже. У протестантов совсем извращено понятие о Церкви, ибо нет у них благодати законного священства, нет таинств, кроме крещения, и нет самого главного: причащения Тела и Крови Христовых; нет колена небесного – Церкви Небесной: не признают святых; нет и колена преисподнего – душ умерших не признают и не молятся за них, считая это ненужным. Англикане и лютеране хотят, чтобы не было образов, чтобы их не почитали! Да это нелепость, абсурд. Ведь святые – други Божии, храмы, члены Его, в коих Он почивает. Как же не чтить их изображений? Лютеране отпали от Церкви и без ее Главы остались, англиканцы тоже: Церкви нет у них, союз с Главою ее порван, помощи всесильной нет, а диавол воюет всей силой, коварством, и всех держит в своей прелести и погибели. Погибающих множество в безбожии и разврате».

Касаясь отношений св. Иоанна с евреями, следует подчеркнуть, что он считал политику русских царей в отношении некрещенных иудеев с изоляцией их от общей массы русского народа в зонах оседлости очень мудрым решением, ибо полагал, что только это избавит русский народ от неизбежной зависимости, что и случилось впоследствии в России. Поэтому батюшка и не благословил в 1890 г. проект В. Соловьева о расширении прав евреев в России, отклоненный позднее и самим Государем.

Между тем непосредственная конфронтация св. Иоанна с евреями возникла лишь во время революции 1905 года. Хулители св. Иоанна утверждали, будто его деятельность была направлена на добывание денег, что все его молебны и благословения будто бы оплачивались. Грубая клевета! Он никогда ничего не просил. Что предлагали, брал, но для передачи нищим. Дома ему почти не приходилось бывать и обстановка его квартиры была очень скромная, хотя через его руки проходило более миллиона рублей в год. Только фарисеи и лицемеры ухитряются не иметь врагов и быть всеми уважаемыми. Христос и апостолы имели много врагов и погибли от их лютой злобы. Не мог не иметь врагов и праведник Кронштадтский.

Самым грязным и низким врагом великого пастыря была еврейская пресса. В течение трех лет (1905-1908 гг.) она ежедневно глумилась над благочестивым старцем, издевалась над его чудесами, над его милостыней, над благоговением его поклонников. Сочинялись клеветнические легенды, сквернились женская к нему преданность, оплевывался народный порыв. Св. Иоанн мужественно выступал против революции и в церковных проповедях напоминал власти ее долг подавлять смуту. От него русское начальство с изумлением узнало, что употреблять меч обязывает сам апостол Павел. Евреи не простили этого св. Иоанну. Взяв под свое покровительство Льва Толстого, отрицающего Церковь и государство, евреи обрушились целым извержением грязи на св. Иоанна, ставшего на защиту Православной Церкви и российского государства.

Однажды во время выноса Св. Даров из царских врат некий еврейский студент приблизился к святому и со всей силы ударил его в ухо, отчего тот оглох на это ухо и пролил Св. Причастие. Далее в Кронштадте произошел вооруженный бунт военных матросов, среди которых действовало много революционных евреев. Эти последние решили, пользуясь случаем, расправиться со св. Иоанном. Однако святой разгадал эту хитрость и не поддался на уговоры ехать уговаривать бунтовщиков сложить оружие, а вместо этого отплыл в Петербург. После этой неудачи революционеры решили заманить св. Иоанна на расправу, пользуясь его непрестанной заботой о болящих, и передали его сотруднице, что у них имеется нуждающийся в его молитвах больной. На этот раз у святого было предчувствие, что где-то по дороге его могут встретить враги, о чем он несколько раз предупреждал сопровождающих, однако те продолжали его просить за мнимого больного. Святого ввели в очень богатый дом и предложили навестить больного в соседней комнате. Когда св. Иоанн туда зашел, комнату изнутри закрыли и оттуда послышался шум борьбы.

Предсказания Святого Праведного Иоанна Кронштадского о возрождении России

«Если соберем волю каждого
в одну волю - выстоим!
Если соберем совесть каждого,
в одну совесть - выстоим!
Если соберем любовь к России каждого;
в одну любовь - выстоим!»

"Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу - и будет по завету князя Владимира, - как единая Церковь".
Св. Иоанн Кронштадтский

“Богоматерь спасала Россию много раз. Если Россия стояла до сих пор, то только благодаря Царице Небесной. А теперь какое тяжелое время мы переживаем! Теперь университеты наполнены евреями, поляками, а русским места нет! Как может помогать таким людям Царица Небесная? До чего мы дожили! Интеллигенция наша – просто глупа. Несмысленные, поглупевшие люди! Россия, в лице интеллигенции и части народа, сделалась неверною Господу , забыла все Его благодеяния, отпала от него, сделалась хуже всякой иноплеменной, даже языческой народности. Вы забыли Бога и оставили Его, и Он оставил вас Своим отеческим промыслом и отдал вас в руки необузданного, дикого произвола. Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым все равно, какая вера: с евреями они евреи, с поляками они поляки, – те не христиане, и погибнут, если не раскаются…”

“Правители-пастыри, что вы сделали из своего стада? Взыщет Господь овец Своих от рук Ваших!.. Он преимущественно назирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырскою… Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина ”.

“Сколько теперь врагов у нашего Отечества! Наши враги, вы знаете, кто: евреи... Да прекратит наши бедствия Господь, по великой милости Своей! А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас!”

“Но Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказует и ведет к возрождению. Судьбы Божие праведные совершаются над Россией. Ее куют беды и напасти. Не напрасно Тот, кто правит всеми народами, искусно, метко кладет на Свою наковальню подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами перед твоим небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала!.. Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены , горнило искушений и бедствий для всех необходимо и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле. Но не бойтесь и не страшитесь, братия, пусть крамольники-сатанисты на минуту утешатся своими адскими успехами: суд им от Бога не коснит и погибель из не дремлет (2Петр. 2.3). Десница Господня найдет всех ненавидящих нас и отомстит за нас праведно. Не будем поэтому предаватья унынию, видя все ныне происходящее в мире…”

“Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский”.

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. 1906–1908 гг.

"Кто посаждает на престол царей земных? - пишет о. Иоанн Кронштадский - Тот, Кто един от вечности сидит на престоле огнезрачнем, и один царствует над всем созданием - небом и землею... Царям земным от Него единого дается царская держава... посему царь, как получивший от Господа царскую державу... должен быть самодержавен. Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентаристы! Отойди от меня, сатана! Только царю подается от Господа власть, сила, мужество и мудрость управлять своими подданными".

Выписка из пророческой проповеди, произнесенной о. Иоанном Кронштадским в день св. Архангела Михаила в 1902-г.:

"...Мы не боимся нынешних лаятелей на …Церковь, ибо Подвигоположник наш и всемогущий Глава Христос всегда с нами есть, и пребудет до окончания века, и нынешнее смутное время послужит только к большей славе Церкви Божией". Послушалась Церковь Российская своего пророка Божия, и исполнилось пророчество о. Иоанна Россия просияла сонмом мучеников, прославилась в них.
В период затишья, в 1907 году, о. Иоанн грозно прорекает: "Царство Русское колеблется, близко к падению. …Если в России....безбожники и анархисты не будут подвергнуты праведной каре закона, то… Россия... опустеет... за свое безбожие и за свои беззакония.

…И чем бы мы стали Россияне, без царя? Враги наши постараются уничтожить и самое имя России, так как Носитель, и Хранитель России, после Бога есть Государь России, Царь Самодержавный, без него Россия - не Россия... На Всеблагое Проведение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказует и ведет к возрождению".

О. Иоанн Кронштадский обращает свой призыв к нам: "Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви - матери своей - и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время".

Дай Бог, чтобы эти дни настали скорее! Молитвенно будем просить Владычицу нашу - ПРесвятую Богородицу, избранника Ее Преподобного Серафима Саровского, Новомученников Российскийх и всех Русских Святых молитвенно представительствовать пред Божиим Престолом за Родину нашу и за всех нас, чтобы исправить нам греховное житие наш, ... быть верными Истине и сподобиться узреть будущую славу Отечества нашего.

О. Иоанн Кронштадский говорит: "Да, через посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо Церкви Своей… - и величайший злодей мира, который явится в последнее время, - антихрист, не может появиться среди нас, по причине самодержавной власти.." "Россию куют беды и напасти. Крепись, Россия! Кайся и молись... Господь, как искусный врач, подвергает нас разный искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото, в горниле. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни". "Но я предвижу и восстановление мощной России, еще более сильной и могучей.
На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, - по старому образцу; (и) крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу; и будет по завету св. князя Владимира - как единая Церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский".

Иоанн Кронштадский: "Русский человек должен понять, что Россия – это подножие Престола Господнего,и благодарить Бога за то, что он русский!"

Иоанн Кронштадский: "Доколе Россия будет православна, и будет усердно чтить Бога и Богоматерь, дотоле она будет могущественная и непоколебима, ибо от начала и доселе она выходила из всех бед, укреплялась и расширялась заступлением и помощью Богоматери во всех войнах и ратных, бедственных обстоятельствах - и Российские князья, цари, императоры, и христолюбивое воинство всегда усердно чтили Приснодеву и Матерь".

"...покушающийся на жизнь Царя.., касающийся Его,- касается зеницы ока Божия".

Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский.
Святой праведный отец
Иоанн Кронштадтский.

Иоанн Кронштадский - предтеча фашизма, русский Гитлер?

Иоанн Кронштадтский (1829-1908) канонизирован Русской Православной церковью в 1990 году и причислен к лику святых.

Несколько цитат Иоанна Кронштадтского из произведения Минина «ПРОРОЧЕСТВА СВЯТЫХ ОТЦОВ О БУДУЩЕМ РОССИИ» :

Университеты России наполнены евреями , поляками, а русским места нет! "Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым всё равно, какая вера: с евреями они евреи , с поляками они поляки, - те не христиане, они только званные, и погибнут, если не раскаются". (Гитлер в Майн Кампфе писал тоже самое)
"Интеллигенция наша - просто глупа. Несмысленные, поглупевшие люди! Они и учиться-то не могут, как следует, только бастуют... Ну, да что о них говорить!". (Гитлер в Майн Кампфе писал тоже самое)
Наши враги, вы знаете, кто: евреи... помните, что Самодержавие - единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия - не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас!" .
(Св. праведный Иоанн Кронштадтский. 1907- 1908 гг.) (Гитлер в Майн Кампфе писал тоже самое)

Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе (1903)

Прочел я в одной из газет прискорбное известие о насилии христиан кишиневских над евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок, и не мог надивиться этому из ряда вон выходящему событию. Помню, что было подобное событие в 1881
году, на юге России, но в гораздо меньшей силе и остроте, и было следствием
пагубных увлечений и заблуждений. А теперь, что породило это, потрясающее до глубины души, буйство христианского русского народа, который, вообще, отличается простотой и добротой? Сильно чувствуется воздействие извне злонамеренных людей, подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому. Сердце царя, пекущегося об общем благе и спокойствии народа и о правильном течении жизни государства,
особенно скорбит об этом ужасном кровавом происшествии. И когда же оно
свершилось? На Пасхальной неделе, когда вся тварь разумная небесная и земная, ангелы и верные христиане ликуют о воскресении Христа из мертвых, как начатке общего воскресения всего рода человеческого. Какое недомыслие или непонимание величайшего праздника христианского, какое тупоумие русских людей! Какое неверие! Какое заблуждение! Вместо праздника христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане,- землю превратили как бы в ад. Тому ли научились христиане от Христа, своего небесного Учителя, кроткого и смиренного сердцем, Который "трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит"
(Мф.12,20), то есть сердца сокрушенного и смиренного не уничижит и курящуюся верой и покаянием душу не угасит, не допустит умереть,- пока она не довершит покаяния своего? Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами,- громилами и разбойниками людей живущих в одном с вами отечестве, под сенью и властью одного русского царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы: "научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф.11,29). Послушайте, ка Он поучал учеников Своих кротости и незлобию. Однажды Он, восхотев идти в Иерусалим,
послал вестников в селение Самарянское, чтобы приготовить для Его сердца людей. Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Вот каково должно быть поведение христианина, вот каков должен быть дух его. Каков же и чей дух проявили кишиневцы над евреями? Дух диавола,- но кто не имеет Духа Христова,
кротости, смирения, терпения, повиновения власти, тот и не Его (Рим.8,9), тот и
не Христов, а раб диавола и наследует подобную ему участь. Ученики Иаков и Иоанн из ревности к Господу и любви к Нему хотели истребить Самарян огнем небесным, но Господь строго запретил им это. О, как бы Он грозно запретил кишиневским громилам убивать горожан-евреев и громить и истреблять их жилища! Познайте-ка, братья русские, какого вы духа? Не обижайте никого и ни из-за чего. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф.5,44). Вот мое краткое Евангельское слово, братья русские, по поводу кровавой расправы с евреями и с детьми их, ни в чем не повинными. Аминь.

Иоанн Кронштадский (Иван Ильич Сергиев, 1829 - 1908) - чудотворец, протоиерей, церковный писатель рубежа XIX-XX веков. Кандидат богословия, автор книги "Моя жизнь во Христе". Канонизирован Русской Православной церковью в 1990 году и причислен к лику святых. Обращение "Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе" написано в 1903 году под впечатлением известия о еврейском погроме в Кишиневе.Печатается по изданию: Материалы для истории антиеврейских погромов в России. -Т.1. -Пг.,1919. -С.352-353.
Именно Иоанн Кронштадский освятил знамя “Союза русского народа” и благословил эту национал-экстремистскую организацию. Основа его религиозно-идеологической концепции - идея Русской Православной Монархии. Считал Православное христианство “естественной и провиденциальной религией России... Мы живем в стране, обращенной к свету Истины”, - писал он, противопоставляя Россию и русский народ всему остальному миру как носителей единственной истинной религии – Православия [см.: Б.Сильвестеров. Святой Иоанн Кронштадский и судьбы России. // Память. 1997.№2 (17) ].
Православный национализм Иоанна Кронштадтского обосновывался извечной враждой “Царства Божия”, которое представляет Россия, и грядущего царства антихриста, за которым стоит мировое еврейство. “Иудейство после отторжения истинного Мессии, всегда бывшее впереди всех во всем дурном, даст сигнал для страшного антихристианского кризиса. Посреди анархии возникнет антихрист, который будет пытаться водворить культ собственного обоготворения, основанного на отторжении всех вероучений и мировоззрений, кроме еврейского”[цит.по «Последние события в царстве мира сего» (Избранное из книги святого Иоанна Кронштадского «Начало и конец нашего земного мира»). // Память. 1997. №2 (17)].

«Селение Божие, жилище Святой Троицы - Бога Отца, Сына и Святого Духа, Которые в нём почивают; в батюшке Кронштадтском явился во плоти Бог, он оправдал себя в Духе, показал себя ангелом и в народах проповедан»
Такими именами называли Иоанна Кронштадтского его самые ярые поклонники.
Иоанн Ильич Сергеев более известный как Иоанн Кронштадтский память которого вчера праздновали действительно был человек в высшей степени талантлив. Молодой священник 26 лет начал с первых дней своего служения с огромным энтузиазмом активно заниматься пастырским служением. Свидетельствуют о его делах милосердия тех лет, все раздавал нищим, мог снять с себя одежду и отдать нуждающемуся. Все может так и было, но все таки явных свидетельств нет.
Однажды к нему обратилась старушка с просьбой помолиться о болящем сыне, после его молитвы сын выздоровел, пошел слух о нем среди народа. Но когда произошли исцеления последовательно княгини Зинаиды Юсуповой и вслед ей фрейлины императрицы Анны Вырубовой то слава о Кронштадтском чудотворце распространилась по всей стране.
Интересно, что обе дамы имели отношение и к другой российской знаменитости Григории Распутине, Анна Вырубова была одной из самых преданных к старцу людей, а Зинаида Юсупова мать придурковатого Феликса Юсупова одного из убийц Распутина.

Каждому начинающему жить церковной жизнью Иоанн Кронштадтский представляется наравне с Отцами Церкви, без возможности подвергнуть анализу его жизнь. Я не был исключением и бездумно почитал протоиерея, любую черту характера или жизненную историю всегда без исключения ставил в актив Иоанну Ильичу. Я вот много читал его трудов во времена моей учебы в семинарии, но ничего в душе не осталось, пустота, ни одной фразы не осталось на сердце.
Вот его брак, уверен, что его жена поповна Елизавета мечтала о детках, но по изволению своего мужа лишилась этого. Как мы знаем Иоанн до священства мечтал о монашестве, но почему не постригся, а женился и заставил жить и свою жену в девственном положении. Представилась возможность получить место в огромном соборе на окраине Петербурга?

Напрашивается параллель с патриархом Алексием Ридигером. Когда замаячила возможность загреметь в армию, тот женился на девице и получил священный сан, а как опасность миновала, то развелся и пошел по карьерной лестнице. Это только догадки конечно, но Елизавета выглядит на фотографиях несчастной, по моему с ней не считались.
Когда садишься и внимательно читаешь свидетельства тех дней, то меняется оттенок тех фактов его жизни, которые должны замылить глаза своей торжественностью. Например подается информация, как будто отец Иоанн был главным духовным лицом перед смертью императора Александра III, но оказывается умирающий царь долго отказывался от предложений встретиться с ним и только по настоянию супруги он согласился. Иоанн Сергеевич прибыл в Левадию к умирающему, но только на третий день его допустили до царя, в это время его причащали, исповедовали совсем иные лица. Известно доподлинно об одной встрече где он в свойственной ему манере молился за царя. Но в эти дни Иоанн много общался с наследником Николаем Александровичем и как мы видим смог склонить последнего на благоволение к своей персоне. Николай II повелел присутствовать протопопу на венчании на царство.

По протекции Николая II кронштадтский пастырь получил митру, а впоследствии был назначен в Святейший Синод. Белый клирик, не будучи ни протопресвитером, ни из числа придворного и военного духовенства это нонсенс, да к тому же к тому времени он был настолько слаб, что по причине здоровья уже не мог посетить ни одного заседания синода, а не по причине смирения как можно слышать сегодня комментарий.
Но императорская семья не прибегала к Иоанну за духовной помощью, например до приближения Распутина к царской семьи его место занимал французский маг и предсказатель Низье Антельм Филипп, к которому венценосцы обращались за помощью в получении наследника, а не к Иоанну.
Иоанн Кронштадтский после приближения с престолом максимально занялся благотворительностью, но уже совершенно в иных размерах, на благотворительность шли огромные деньги из казны от личных жертвователей и из сект.

Да, да секта иоаннитов созданная людьми которых старец часто посещал для совершения молебнов. Так вот секта на имени Иоанна собирала огромные деньги, порой жертвователи велись на манипуляции и отписывали целые дома. Те, же делились с Иоанном деньгами, которые он брал, хоть и журил собирателей. Но ведь деньги не пахнут, даже у мошенников.

Про секту наверное отдельный разговор, скажу только пару фраз о размерах секты. В короткие сроки она разрослась на всю страну. Современники рассказывают, что не было ни одного дома в котором бы не было фотокарточки священника.Культ Матроны все таки уступает культу который был при жизни Иоанна Кронштадтского. Секте был посвящён роман «Иоанниты», изданный в газете «Петербургский листок». В ней Иоанн Кронштадтский был изображён как псевдоцелитель, а его сторонники - как фанатики-сектанты. Роман послужил основой для создания одного из самых известных сочинений Виктора Протопопова - пьесы «Чёрные вороны». Пьеса была поставлена в 1907 году и имела грандиозный успех, ее ставили во многих театрах империи и всегда показ был с аншлагом. Но позже против пьесы выступили черносотенцы-монархисты и царь передал через Столыпина приказ о запрете пьесы.
Опять же очень схожи "страдания" патриарха Кирилла от роскошной жизни, примерно такие же "страдания" мы видим в жизни отца Иоанна Кронштадтского: личный пароход, перемещение в личном вагоне, штат сопровождения, многочисленные шубы, атласные рясы, кресты, митры.
Вот например воспоминание самого отца Иоанна когда пономарь подал ему кадило прежде не сдув с него пепел и весь этот пепел полетел на престол, на котором стояла новая драгоценная митра и он в гневе закричал на мальчишку. а потом скорбел, что не престол ему в тот момент было жалко. а новую митру.

Не возможно пройти мимо еврейского вопроса, Иоанн Ильич Сергеев был антисемитом вот пара типичных фраз принадлежащих ему:
" Если Россия стояла до сих пор, то только благодаря Царице Небесной. А теперь какое тяжёлое время мы переживаем! Теперь университеты наполнены евреями, поляками, а русским места нет; а ещё правительство бранят! Как может помогать таким людям Царица Небесная? До чего мы дожили! "Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым всё равно, какая вера: с евреями они евреи, с поляками они поляки, - те не христиане, они только званные, и погибнут, если не раскаются".
"...Сколько теперь врагов у нашего Отечества! Наши враги, вы знаете, кто: евреи... Да прекратит наши бедствия Господь, по великой милости Своей! А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите Его, любите святую Церковь и Отечество, и помните, что Самодержавие - единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия - не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас!".
Еврейские погромы в Кишиневе в 1903 году, когда обезумевшая толпа шла и била всех подряд: женщин, стариков, детей.
Тогда было убито 50 человек, покалечено свыше 500 евреев. Тогда он не отстал от прогрессивной общественности и слегка покритиковал погромщиков, а когда эту критику народ мягко говоря не понял. То кронштадтский чудотворец моментом написал другое письмо весь смысл которого можно описать одной фразой которая имеет место в этом письме:
«в погроме виноваты преимущественно сами евреи».

Через год Кронштадтский ужесточил риторику: «по всему виновники - евреи, подкупившие наших хулиганов убивать, грабить, изводить пожарами русских людей»
Через два года пошел еще дальше и подал заявление на вступление в черносотенную организацию:
"Желая вступить в члены Союза Русского Народа, стремящегося к содействию (всеми законными методами) правильному развитию начал Русской Церковности, Русской Государственности и Русского Народного Хозяйства на основе Православия, неограниченного Самодержавия и Русской Народности, прошу как единомышленника зачислить и меня.
Иоанн Ильич Сергиев". Протоиерей Кронштадтского Андреевского Собора,
ноября 19 дня 1907 года. (о. Иоанн Кронштадтский). До конца жизни этого человека оставалось 2 года.

Отношения между людьми многое характеризуют в человеке, известно, что между Иоанном Сергеевым и Григорием Распутиным были сложные отношения, главным образом со стороны отца Иоанна, но не смотря на то, что тогда Иоанн был в более тяжелой весовой категории, чем Распутин публично нападать он не смел из за страха перед царем.
Против же Льва Толстого он не в чем себе не отказывал известны многочисленные его высказывания в печати тех лет против Льва Николаевича, вершина же его ненависти эта "молитва":

"Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли - этот труп зловонный, гордостью своею посрамивший всю землю. Аминь"
Как вам молитва самого "доброго" пастыря всех времен и народов?
Кроме желания смерти как таковой протоиерей Иоанн Кронштадтский предрекал, чтобы Лев Толстой обязательно умер в мучениях, но писатель как раз умер спокойно, а сам Иоанн испытывал ужасные страдания в течении трех лет от мочекаменной болезни. Впрочем сама болезнь ни говорит ни о чем, разве только, чтоб не желать другому того, чего не хотел бы себе.

«Ливадия дала мне тоже достаточно материала для наблюдений над этим бесспорно недюжинным священником. Думаю, что это был человек по-своему верующий, но прежде всего большой в жизни актёр, удивительно умевший приводить толпу и отдельных более слабых характером лиц в религиозный экстаз и пользоваться для этого обстановкой и сложившимися условиями. Интересно, что отец Иоанн больше всего влиял на женщин и на малокультурную толпу; через женщин он обычно и действовал; влиять на людей он стремился в первый момент встречи с ними, главным образом, своим пронизывающим всего человека взглядом - кого этот взгляд смущал, тот вполне подпадал под его влияние, тех, кто выдерживал этот взгляд спокойно и сухо, отец Иоанн не любил и ими больше не интересовался. На толпу и на больных он действовал истеричностью тона в своих молитвах. Я видел отца Иоанна в Ливадии среди придворных и у смертного одра государя - это был человек, не производивший лично на меня почти никакого впечатления, но бесспорно сильно влиявший на слабые натуры и на тяжело больных. Потом, через несколько лет, я видел его на консультации больным в Кронштадте, и это был самый обычный, дряхлый старик, сильно желавший ещё жить, избавиться от своей болезни, и нисколько не стремившийся произвести какое-либо впечатление на окружавших. Вот почему я позволил себе сказать, что он прежде всего был большой актёр...»
Иоанн Ильич Кронштадтский интересная личность, которую нужно глубоко изучать, но вот пример с него брать как со святого я бы не стал. Его личность легко можно представить в наших реалиях. Он бы органически в нее вписался.

Частично я вижу его в отце Дмитрии Смирнове, частично в епископе Тихоне Шевкунове, в общем частичку Иоанна Кронштадтского можно найти в той или иной мере практически в любом клирике, да нет в любом православном мужеского рода без критического мышления. Поэтому он так и ценен в имперской церкви.

Posted on Jan. 4th, 2018 at 09:30 pm | | |