Гвоздев г. Гвоздев

(1934-03-11 )

Биография

Рождение, ранние годы

Евгений Гвоздёв родился в г. Пинске в 1934 году . В 1937 году арестовали его отца, и тот не вернулся из сталинских лагерей. Мать погибла во время фашистской бомбежки. Воспитывала будущего путешественника дальняя родственница.

Евгений Гвоздёв окончил мореходное училище в Астрахани и 35 лет плавал судовым механиком на крупных рыболовецких судах Каспия . С 1949 года Е. Гвоздёв жил в г. Махачкале (Дагестан).

Становление как моряка и яхтсмена

В настоящее время яхта «Лена» находится в собрании Музея морского флота в Москве .

2-е кругосветное плавание

Своё второе кругосветное плавание Евгений Гвоздёв начал 17 мая 1999 года из Махачкалы. На балконе своей квартиры выстроил из стекловолокна 3,7-метровую яхту «Саид» , названную в честь Главы администрации г. Махачкалы Саида Амирова , финансировавшего это плавание .

Сфотографировал его и отправил в Канаду. Через некоторое время получаю письмо: «Дорогой, Евгений! У меня есть яхта, „Баккарди“. Новая - 7,5 метров длина, GPS, радиостанция, мотор» и т. п.

7,5 метров - моя мечта! Две недели голова шла кругом! Но потом стали одолевать мысли: ну, хорошо, я соберу деньги, друзья помогут, прилечу в Канаду, стартую из Ванкувера под канадским флагом. И буду канадцем русского происхождения? Пришлось отказаться. Принцип должен быть таков: яхта должна быть спроектирована нашими мозгами, построена у нас, стартовать из нашего порта, под нашим флагом. И, желательно, чтобы и спонсоры были наши. И чтоб вернуться в наш порт.

По прибытии в Астраханский порт яхту «Саид» аккуратно поместили на грузовик и доставили в Новороссийск , откуда 2 июля того же года Е. Гвоздёв двинулся бороздить Мировой океан. С начала плавания путешественник пересёк Черное , Мраморное , Эгейское и Средиземное моря, останавливаясь в портах Стамбула , Афин и Калаверде (на острове Сардиния).

С большими сложностями как естественного (сильный встречный ветер), так и антропогенного характера (недоброжелательное отношение греческих пограничников, принявших Гвоздёва за турка из-за специфического названия яхты), он преодолел Эгейское море и достиг пролива Дарданеллы , соединяющего это море с Мраморным. Здесь-то и замкнулось его второе кольцо вокруг планеты. Это произошло 10 июля 2003 года . Примерно через неделю он пришвартовался в черноморском порту Сочи . А 9 августа 2003 года Евгения Александровича на его яхте «Саид» торжественно встречали в Махачкалинском порту .

После второй «кругосветки» Гвоздёва городской администрацией Махачкалы было принято решение о сооружении на приморском Родопском бульваре первого в России памятника в честь легендарной яхты и её капитана. В настоящее время яхта «Саид» временно находится в краеведческом музее махачкалинской школы-лицея № 39.

3-е кругосветное плавание

В третье кругосветное путешествие 74-летний Евгений Гвоздёв отправился из Новороссийска 19 сентября 2008 года «Getan II» . Дата старта была выбрана не случайно: в сентябре 1979 года Евгений Александрович, тогда ещё начинающий молодой капитан, впервые вышел на самостоятельно построенной яхте «Гетан» в одиночное плавание по Каспию.

Длина новой яхты «Getan II» составляла 5,5 м, ширина - почти 2,5 м. И на этот раз он был оснащён намного лучше своих прежних походов .

Обстоятельства смерти

По предварительной версии, Евгений Гвоздёв погиб 2 декабря во время сильного шторма под Неаполем .

Достижения и оценки

Евгению Гвоздёву всегда везло. Он возвращался целым и невредимым, несмотря на приключения и далекие от идеала плавсредства. Первое путешествие совершил на прогулочном швертботе, а затем обошел вокруг света на самодельной лодке. Во время одного из плаваний попал к сомалийским пиратам , стоял под дулами их автоматов и все-таки сумел уцелеть .

Для российских яхтсменов Гвоздёв - великий и ярчайший за последние 20 лет путешественник. Он является символом того, что простой небогатый человек, выйдя на пенсию, может осуществить мечту своей жизни - совершить кругосветку даже при минимуме денег и без большого яхтенного опыта, но при огромном желании. Гвоздёва можно назвать легендой российского парусного спорта. После выхода на пенсию он в одиночных и коллективных походах более пятидесяти раз пересёк Каспийское море.

В своё последнее путешествие он отправился из Новороссийска 19 сентября 2008 года на яхте специальной постройки «Getan II» . Море было его страстью, смыслом и образом жизни. Он мало думал об удобствах и радостях «сухопутного» существования. И, как отмечают его друзья, кажется, он как будто боялся уйти из жизни на берегу, а хотел покинуть эту землю как настоящий моряк .

Память

Примечания

  1. МАХАЧКАЛИНСКИЙ ПОКОРИТЕЛЬ ОКЕАНОВ (недоступная ссылка)
  2. КРУГОСВЕТКА ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ В ЧЕТЫРЕ ГОДА И СТОИМОСТЬЮ СТО ДОЛЛАРОВ
  3. Кругосветка протяженностью в четыре года и стоимостью в 100 долларов Архивная копия от 10 декабря 2014 на Wayback Machine
  4. Первое кругосветное плавание Архивная копия от 25 марта 2010 на Wayback Machine
  5. Канчурина К. Работники музея морского флота выставят яхту с выдающейся историей на ежегодной выставке // Замоскворечье. 2019. 27 февраля.
  6. 85-летие со дня рождения российского яхтсмена и путешественника Е. А. Гвоздёва. Официальный сайт Музея морского флота. 2019. 7 марта
  7. Гасайниев, Гази Этот «сумасшедший» Гвоздев (неопр.) (недоступная ссылка) . Северный Кавказ (5 июня 2008). Дата обращения 4 марта 2014.
  • История России в XIX столетии
  • Интеллектуальная история
  • История науки
  • Военная история
Образование и карьера

2001-2006 – обучался на историческом факультете Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

2006-2009 – обучался в аспирантуре при кафедре «История Отечества и культуры» Саратовского государственного технического университета.

2006-2009 – работал ассистентом кафедры «История Отечества и культуры» Саратовского государственного технического университета.

2009 – защитил диссертацию «Иосиф Владимирович Гурко. Военный и государственный деятель» на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 – Отечественная история. Присвоена ученая степень кандидата исторических наук.

С 2009 года по настоящее время работает в должности доцента кафедры «История Отечества и культуры» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

2012-2017 – заместитель декана Социально-гуманитарного факультета СГТУ по профориентационной работе.

2012-2016 – ответственный секретарь отборочной комиссии Социально-гуманитарного факультета СГТУ.

С 2017 г. по настоящее время Председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Объединение преподавателей истории вузов России».

С 2017 г. по настоящее время аттестованный эксперт по независимой оценке квалификаций в СПК офисных специалистов и вспомогательных административных работников.

2018 – решением ВАК присвоено ученое звание доцента по специальности 07.00.02 – Отечественная история.

С сентября 2018 г. – заместитель заведующего кафедрой «История Отечества и культуры».

С октября 2018 г. – заместитель руководителя Регионального методического центра национальной системы квалификаций в Саратовской области.

Гранты и конкурсы

  • 2011 – участник целевого конкурса РГНФ по поддержке молодых ученых, проект «Государственная деятельность генерал-фельдмаршала И.В. Гурко»
  • 2009 – победитель открытого конкурса молодых ученых в области гуманитарных наук, проводимого МГОФ «Знание» в номинации «Исторический портрет», тема проекта: «И.В. Гурко – забытый фельдмаршал Российской империи».

Конференции

Участник научных конференций разного уровня, в числе которых:

2010 - Международная научная конференция «Слухи как специфический историко-психологический источник», Санкт-Петербург.

2010 - Межвузовская научно-практическая конференция – школа молодых ученых «Инновационные проблемы социально-гуманитарных наук», Саратов.

2012 - Межвузовский круглый стол «Столыпинские реформы и современность», Саратов.

Повышение квалификации

2011 ‑ «Современные технологии в образовании» МИРЭА, Москва, 72 ч.

2013 ‑ «Современные образовательные технологии при электронном и дистанционном образовании в национальном исследовательском университете» НИЯУ МИФИ, Москва, 72 ч.

2015 – профессиональная переподготовка СГТУ «Документоведение и документационное обеспечение управления» по профилю направления 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», 256 ч.

2016 – профессиональная переподготовка СГТУ «Педагог высшего образования» по профилю направления 37.03.01 «Психология», 256 ч.

2017 – «Методика организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному и комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации» МГУ им. М.В. Ломоносова, 36 ч.

2018 – «Методика организации и проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ», СГТУ имени Гагарина Ю.А., 20 ч.


Основные публикации

    Гвоздев М.Г. Забытый фельдмаршал Российской империи // Власть. 2009. №. 3. С. 124-127.

    Гвоздев М.Г. «Красный террор» против санкт-петербургского генерал-губернатора И.В. Гурко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 1. С. 124-126.

    Гвоздев М.Г., Суряпин С.Ю. Из генералов в губернаторы: некоторые особенности формирования имперской административной элиты // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. № 1. С. 162-167.

    Гвоздев М.Г. Политика временного генерал-губернатора Санкт-Петербурга И.В. Гурко в сфере образования (1879 - 1880 гг.) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1. С. 104-107.

    Гвоздев М.Г. Хелсизм в контексте социальной критики медицины // Общество: философия, история, культура. 2016. № 9. С. 79-81.

    Гвоздев М.Г. К вопросу об антиалкогольной кампании в период перестройки: медики и общественные организации // Общество: философия, история, культура. 2016. № 10. С. 99-101.

    Гвоздев М.Г., Суряпин С.Ю. Имперская административная элита в системе властных отношений: личностные качества и управленческие практики // Общество: философия, история, культура. 2017. № 4. С. 87-90.

Сведения из научно-технической библиотеки СГТУ имени Гагарина Ю.А.
  • Гвоздев М. Г., Суряпин С. Ю.Год российской истории на кафедре "История Отечества и культуры "Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.. // Год российской истории в технических вузах страны: материалы всерос. науч.-практ. конф., г. Москва, 13-15 нояб. 2012 г. / Моск. авиац. ин-т. 2013. С. 37-40.
  • Гвоздев М. Г.Политика временного генерал-губернатора Санкт-Петербурга И. В. Гурко в сфере образования (1879-1880 гг.). // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. Вып. № 1 (55). №№ 1 (55).
  • Гвоздев М. Г., Суряпин С. Ю.Из генералов в губернаторы: некоторые особенности формирования имперской административной элиты. // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. С. 162-167.
  • Гвоздев М. Г.Политика русификации в Приславянском крае в конце XIX века. // Историческая память России: прошлое и настоящее: материалы Междунар. науч. конф., г. Саратов, 11-13 апр. 2014 г.. 2014. С. 84-90.
  • Гвоздев М. Г., Ковалева Д. Н.Отечественная история XVIII - начало XX вв.). Саратов: СГТУ, 2015.
  • Гвоздев М. Г., Ковалева Д. Н.История археографии в России. Саратов: СГТУ, 2015.
  • Гвоздев М. Г.История. Саратов: СГТУ, 2016.
  • Гвоздев М. Г., Быстрова Ю. М.Отечественная история. Саратов: СГТУ, 2017.
  • Гвоздев М. Г.Хелсизм в контексте социальной критики медицины. // Общество: философия, история, культура. 2016. Вып. № 9. №№ 9.
  • Гвоздев М. Г.К вопросу об антиалкогольной кампании в период перестройки: медики и общественные организации. // Общество: философия, история, культура. 2016. Вып. № 10. №№ 10. С. 99-101.
  • Гвоздев М. Г., Суряпин С. Ю.Имперская административная элита в системе властных отношений: личностные качества и управленческие практики. // Общество: философия, история, культура. 2017. Вып. № 4. №№ 4. С. 87-90.

Представитель фамилии Гвоздев может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории нашего государства.

Фамильное имя Гвоздев входит в число старинных русских фамилий, первые упоминания о которых относятся к XVI веку.

Фамилия эта образована от слова с корнем "гвоздь". Существует несколько возможных вариантов происхождения данной фамилии.

По одной из версий, фамильное имя Гвоздев могло образоваться от личного прозвища далекого предка или мирского имени Гвоздь. Таким именем могли назвать человека высокого или обладателя твердого характера.

По другой версии, "гвоздарем" называли кузнеца, изготовляющего гвозди. В данном случае, фамилия Гвоздев имеет прозвищную основу.

Также в старину "гвоздарем" звали и заведовавшего напитками в царском дворце (от гвоздя в бочке, по Далю).

Уже в XV-XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов/-ев, -ин, изначально указывающие на прозвание отца.

Основная масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий. Начало их закреплению положило духовенство, в частности киевский митрополит Петро Могила, который в 1632 году поручил священникам вести метрики рожденных, венчавшихся, умерших.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Таким образом, потомки человека, именовавшегося Гвоздь/Гвоздарь, получили фамилию Гвоздевы.

Гвоздевы - дворянский род, восходящий к XVI веку. Родоначальником этого фамильного имени считается Арефий Гвоздев, который жил во 2-й половине XVI века и владел поместьями и вотчинами в Рязанском и Ряжском уездах. Потомство его сыновей, жалованных в 1632 г. вотчинами за московское осадное сиденье, Ермолая и Ивана Арефьевичей Гвоздевых, записано в VI часть родословных книг Рязанской, Московской, Курской и Владимирской губерний.

В Ономастиконе Веселовского можно найти и других представителей этой старинной фамилии: Дмитрий Семенович Гвоздев Заборовский, первая половина XVI века; Князь Федор Дмитриевич Гвоздев Приимков-Ростовский, начало XVI века.

Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, о точном месте и времени возникновения фамилии Гвоздев в настоящее время говорить сложно. Однако с уверенностью можно сказать, что она принадлежит к числу древнейших русских семейных именований и может немало рассказать о жизни и быте наших далеких предков.


Источники: Тупиков Н.М., Словарь древнерусских личных собственных имен Толковый словарь В. Даля, в 4-х т. Петровский Н.А., Словарь русских личных имен. Унбегаун Б.О., Русские фамилии.

Его жизненным кредо был постулат, что человек должен сотворить то, о чем можно будет восхищенно рассказывать детям и внукам, совершить дело, полезное для общества и личности. И Евгений Александрович не отступал от этого девиза: он совершил в своей жизни два кругосветных , которые вошли в историю мореходства как самые опасные и трудные, ведь совершались на крошечных прогулочных швертботах.

Жизнь на борту корабля

Евгений Гвоздев родился 11 марта 1934 года в небольшом белорусском городе Пинске. Детство будущего путешественника проходило в непростых условиях: едва мальчику исполнилось три года, как его отец был арестован советскими властями. Больше Евгений его не видел, вернутся с лагерей отцу было не суждено - он стал одной из бесчисленных жертв сталинской машины репрессий. А вскоре, когда началась война, то мальчика поджидала еще большая потеря: мать умерла вследствие фашистского артобстрела, и круглого сироту Евгения Гвоздева приняли к себе в семью дальние родственники.

С 15 лет Гвоздев живет в г. Махачкала. В это время юноша начинает увлекаться морем и кораблями, поэтому когда встал вопрос о дальнейшей его судьбе, Евгений избрал профессию судового механика, которую и получил в Астраханском мореходном училище. Последующие 35 лет Гвоздев работает на крупных рыболовецких суднах, бороздящих просторы Каспийского моря.

«Гетан»

В 70-х годах начинает распространяться как вид спорта, и Евгений Гвоздев начинает всерьез увлекаться парусниками и путешествиями. А так как был он человеком небогатым, то денег на собственную яхту не имел. Чудом затейнику удается достать старый списанный вельбот, из которого за два года Евгений Александрович соорудил небольшую яхту. Свое сооружение махачкалинский механик назвал «Гетан», спрятав в аббревиатуре названия судна имена близких ему людей.

В 1979 году Гвоздев на «Гетане» совершает беспрецедентное по Каспийскому морю по маршруту Махачкала-Баку. После этого маленький парусник со своим капитаном совершили более 50 путешествий по Каспию как в летнее, так и в зимнее время, несмотря на всеобщий скептицизм и заявления о том, что прогулочная "шлюпка" «Гетан» вряд ли куда-то приплывет. Евгений Гвоздев приплыл и задумал еще более грандиозное путешествие.

Первое кругосветное путешествие

Шел 1991 год и Евгений Александрович, в возрасте 57 лет, решает отправиться в кругосветное путешествие. Подходящего судна у простого русского человека не было, и Гвоздев оббивает пороги судостроительной компании «СОВМАРКЕТ». Он предлагает в качестве испытателя яхты совершить поход в . И все бы ничего, но казахстанские производители микро-яхт из стеклопластика не могли ума приложить, как на парусниках для семейного прибрежного отдыха можно совершить какое-либо путешествие, не то чтобы плыть в открытый океан, как задумал это Евгений Гвоздев.

В течение полугода напористый путешественник не оставлял «СОВМАРКЕТ» в покое, пока руководство не выделило ему небольшую прогулочную яхту «Лена». Кроме этого, был заключен трехлетний контракт, в соответствии с которым Гвоздева принимали в штат компании в качестве испытателя. Не стоит и говорить о том, что судно, врученное настырному мореплавателю, никак не подходило для кругосветки, ведь оборудовано оно было в соответствии с типовыми проектами и имело лишь дополнительный слой стеклоткани, уложенный на дно лодки.

7 июля 1992 года Евгений Гвоздев отправляется в долгожданное кругосветное путешествие на суденышке «Лена», длиною 5,5 метра. Непростое плаванье завершилось в 1996 году, после 4 лет и двух недель. Эта кругосветка стала первым в истории человечества кругосветным одиночным путешествием на яхте класса "микро", которое удалось завершить благополучно.

В море на яхте «Саид»

Пребывание Евгения Гвоздева на суше продлилось недолго - 17 мая 1999 года он отправился во второе кругосветное путешествие. В этот раз судно было еще меньше, чем при первой кругосветке - его длина составляла только 3,7 метра. Так как финансировал невероятную затею Гвоздева мер г. Махачкала Саид Амиров, то яхта в честь спонсора получила имя «Саид», насчет чего путешественник не раз пожалеет, когда возникнут проблемы с греческими пограничниками, принявшими его за мусульманского мореплавателя.

После успешного завершения кругосветки 9 августа 2003 года Евгений Гвоздев признается, что было и более пригодное для длительных путешествий судно, которые ему предлагали канадские спонсоры, но он как русский человек не смог принять дар и отдать свои свершения другой стране.

Так или иначе, путешествие было завершенным и за плечами морехода остались долгие годы мытарств, бушующих волн, то и дело норовящих перекинуть судно и даже встреча с сомалийскими пиратами, из которой Евгению Александровичу удалось выйти живым и здоровым.

Роковое путешествие «Гетан ІІ»

В октябре 2008 года 74-летний Гвоздев отправляется в третье кругосветное путешествие на яхте «Гетан ІІ». Пройдя Черное море, Босфор и достигнув берегов , путешественник вышел на связь 1 декабря и больше сообщений от него не получали.

10 декабря на побережье Неаполя было найдено его тело, с зияющей раной на голове, а неподалеку была обнаружена и его яхта со сломанной мачтой. Предположительно, мореплаватель попал в сильный шторм, вследствие чего яхта перевернулась, и ее капитан получил смертельное повреждение.

Евгений Гвоздев - яркая личность в русском яхтинге, он значительная фигура в этом спорте и самый выдающийся яхтсмен последних десятилетий. Даже в преклонном возрасте, без средств и поддержки он путешествовал, до самозабвения любил море и посвятил ему не только жизнь - он нашел в нем свою смерть, как настоящий моряк.

Гвоздев Владимир Матвеевич – бригадир комплексно-механизированной бригады горнорабочих очистного забоя шахты «Распадская» производственного объединения «Южкузбассуголь» Министерства угольной промышленности СССР, Кемеровская область.

Окончил горное профтехучилище. Трудовую деятельность начал горнорабочим очистного забоя на шахте имени В.И. Ленина в городе Междуреченск Кемеровской области, а затем перешел на шахту «Распадская». Работал в бригаде В.Г. Девятко , потом совершенствовал мастерство в бригаде горнорабочих очистного забоя признанного аса горного дела В.Н. Колокольникова. Убедился, что ключевым звеном в современном угольном деле является безупречная работа техники, грамотная ее эксплуатация.

При его участии в 1978 году бригада добывает первый миллион тонн угля за год. Весной 1980 года, когда Колокольников уходил на пенсию, выбор на замену ему пал на знающего дело и пользующегося уважением горняков Владимира Матвеевича.

В декабре 1982 года руководимая им бригада преодолевает рубеж в полмиллиона тонн угля, а на следующий год он покорен уже в мае. Это был первый «гвоздевский» рекорд. 28 ноября 1985 года бригада Гвоздева становится третьей по счету бригадой-миллионером на шахте, а к концу года ей в общей сложности было добыто 1 миллион 127 тысяч 200 тонн угля. Четыре года подряд бригада завершала год с миллионными показателями, устанавливая рекорды на отечественном комплексе 4КМ-130. В 1985 году без отрыва от производства окончил Междуреченский горно-строительный техникум.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1987 года за выдающиеся успехи в выполнении планов и социалистических обязательств, эффективное использование техники, достижение наивысшей в отрасли производительности труда и проявленную трудовую доблесть Гвоздеву Владимиру Матвеевичу присвоено Звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1988 году «Распадская» вышла на проектную мощность – 7,7 миллионов тонн угля в год. Этот успех не снимал экономических проблем, которые лихорадили шахту да и всю страну. В 1991 году заочно успешно окончил Московский горный институт.

Был, пожалуй, единственным из именитых шахтерских бригадиров, кто попытался вписаться в новые экономические отношения. В 1992 году заключил договор с иностранной фирмой на поставку горного комплекса по проходке и выемке угля и организовал совместное предприятие «Распадская – Джой», где стал генеральным директором. В прежней бригаде работало 72 человека, в новом подразделении, учредителем которого стала «Распадская», - 30 горняков и пять управленцев.

С 1998 года - на заслуженном отдыхе. Живет в Москве.

Лауреат премии Кузбасса (30.05.1985).

Почетный шахтер (25.06.1981, 09.11.1982). Мастер-механизатор угольной промышленности» (1977). Заслуженный работник Минтопэнерго России (30.05.1996). Почетный гражданин города Междуреченска.