Исследовательская работа " воздушный змей- забава для детей". Презентация - история возникновения воздушного змея История создания воздушного змея

О.БУЛАНОВА

Воздушные змеи были изобретены в Китае еще до того, как историки начали писать свои хроники. Первые воздушные змеи китайцы начали делать из бамбука и листьев растений. После изобретения шелка в 2600 г. до н.э. китайцы стали делать воздушные змеи из бамбука и шелка.

В китайских рукописях рассказывается, о воздушных змеях в форме птиц, рыб, бабочек, жуков, человеческих фигур, которые раскрашивали в самые яркие цвета.

Наиболее распространенным типом китайского змея был дракон – фантастический крылатый змей. Огромный дракон, поднимаемый в воздух, являлся символом сверхъестественных сил.

В китайском фольклоре много историй о том, что воздушных змеев запускали как для удовольствия, так и для дела. Наиболее часто их применяли в военных целях. Кроме этого, китайцы использовали воздушных змеев для того, чтобы измерить расстояние между своей армией и стенами замка противника.

Рассказывают, что полководец Хань Синь, пытаясь вызволить императора, запустил змея из своего лагеря и по длине веревки определил точное расстояние до стены осажденной столицы, благодаря чему сумел устроить подкоп.

Еще при помощи змеев в небо поднимали разведчиков – наблюдателей.

Существует легенда о том, что в 202 г. до н.э. генерал Хуан Тенг и его армия были окружены противниками и им грозило полное уничтожение. Говорится, что случайный порыв ветра сорвал с головы генерала шляпу, и тогда к нему пришла идея создания большого количества воздушных змеев, снаряженных звуковыми устройствами.

Согласно китайским хроникам, осажденный в своей столице китайский император Лю Бан запускал их над лагерем мятежников. Якобы невидимые ночью, снабженные свистульками змеи издавали страшные звуки, деморализуя солдат противника.

Глубокой ночью эти воздушные змеи летали прямо над головами армии противников, которые, услышав загадочные завывания в небе, запаниковали и убежали.

Однако в Юго-Восточной Азии и Новой Зеландии умеющее парить в воздухе устройство, видимо, придумали независимо от Китая. Его сооружали из пальмовых листьев и использовали в рыбной ловле, подвешивая к парящей над водой нити крючки. Кроме того, он применялся крестьянами в качестве огородного пугала.

Не стоит забывать и о религиозном значении воздушных змеев: в большинстве культур Дальнего Востока уходящая в небо нить служила символом связи с богами воздуха и душами предков. В Таиланде она призвана была отгонять муссонные дожди.

В VII в. воздушный змей долетел до Японии. Возможно, они были принесены в страну Буддийскими миссионерами в давние времена, около 618-907 гг.

В Японии воздушные змеи приобрели популярность, ему стали придавать форму журавля, рыбы, черепахи. Стали появляться воздушные змеи в виде красочно раскрашенных полотен.

На древних японских рисунках также можно встретить изображение воздушных змеев, по форме значительно отличавшихся от китайских.

Воздушные змеи в этой стране служили как бы связующим звеном между человеком и богами. Змеев запускали для того, чтобы отпугнуть злые силы, защититься от несчастий, обеспечить хороший урожай и здоровье.

Рассказы о том, как эти устройства поднимали в воздух “шутихи”, строительные материалы и даже людей, весьма многочисленны. Например, самурай Тамемото был вместе с сыном сослан на остров Хатидзе. Этот японский Дедал соорудил гигантский воздушный змей, на котором его сын сумел улететь с острова.

Сюжет, видимо, сказочный, однако исторически засвидетельствованы змеи “Ван-Ван” с размахом крыльев 24 м и длиной хвоста 146 м. Такая махина весом под 3 тонны легко могла поднять в воздух человека.

В Индии популярность приобрели сражения змеев, они и сейчас во время праздника Макар Санкранти собирают огромные толпы зрителей.

Широкое распространение воздушные змеи получили в Корее. Вначале их применение носило чисто религиозный характер, а затем запуск змеев стал увлекательным видом занятий и зрелищ.

В Малайзии воздушные змеи тоже были популярны. Типичный малайский воздушный змей имеет форму криволинейного симметричного треугольника. Каркас его состоит из трех пересекающихся прутьев, обтяжка – из грубой ткани.

В Европе, разумеется, тоже имели представление о подъемной силе ветра. Наверняка у греческих моряков не раз срывало парус и он трепыхался в воздухе, а у римских простофиль порывом сносило шляпу, и она взмывала на тесемках.

Какой-то особенной изобретательности для создания воздушного змея не требуется. И все-таки факт остается фактом: единственное, до чего додумался Запад, это “дракон” (греческое слово, обозначавшее змею).

Так примерно с 100 г. н.э. именовали римское кавалерийское знамя в форме современного сачка для бабочек, только подлиннее. “Дракон” надувался от ветра (указывая лучникам его направление), извивался и пугал неприятеля свистом. Ниспадающий цилиндрический хвост флюгера из ткани, извивающейся как туловище дракона, придавал всадникам уверенности в себе и создавал угрожающий вид, который придавал страх врагу.

Также флюгера указывали стрельцам направление и силу ветра. Но короткое древко – это не уходящая ввысь нить. По сравнению с восточными шедеврами идею “дракона” следует считать весьма приземленной.

Вообще же, согласно европейским традициям, изобретение воздушных змеев приписывается греческому математику Аркитасу Тарентскому, который около 400 г. до н.э. сконструировал деревянную птицу, основываясь на исследования полетов птиц. Считается, что его воодушевил увиденный китайский воздушный змей – птица.

Любопытны старинные записи о первых практических применениях воздушных змеев, в одной из них говорится, что в IX в. византийцы якобы поднимали на воздушном змее воина, который с высоты бросал в неприятельский стан зажигательные вещества.

В 906 г. киевский князь Олег воспользовался воздушными змеями при взятии Царьграда. Летопись говорит, что над неприятелем в воздухе появились “кони и люди бумажны, вооружены и позлащены”.

А в 1066 г. Вильгельм Завоеватель использовал воздушные змеи для военной сигнализации при покорении Англии. Но, к сожалению, о форме древних европейских змеев, об их конструктивных и летных свойствах не сохранилось никаких данных.

С парящим змеем земляков познакомил вернувшийся из Китая в 1295 г. неугомонный Марко Поло. Игрушка понравилась, но популярной не стала. Первый (незаконченный) европейский рисунок змея типа “тайская кобра” датируется 1326 г.

В 1405 г. появляется первое верное описание воздушного змея – в трактате по военной технологии. А на картинке 1618 г., изображающей жизнь голландского Миддельбурга, мы видим мальчишек, запускающих змеев знакомой нам и сегодня ромбовидной формы.

Но только к XVII в. воздушные змеи стали обычным явлением в Европе. В начале XVIII в. увлечение запуском воздушных змеев было уже чрезвычайно популярно. Воздушные змеи использовались в завораживающих зрелищах и различных шоу, а не только как безобидная игрушка для детей.

Таким образом, в Европе этот предмет не приобрел ни мистического, ни религиозного значения. Зато приобрел научное, правда, не сразу. В 1749 г. шотландский метеоролог Александр Вильсон поднял на высоту 3000 футов градусник.

Тремя годами позже Бенджамен Франклин в Филадельфии поставил знаменитый эксперимент с электричеством: во время грозы он запустил змея с прикрепленным к нему куском проволоки. От дождя все сразу же намокло. Результат: металлический ключ в руках Франклина заискрил. Открыв при помощи змея электрическую природу молнии, Франклин изобрел молниеотвод.

Воздушные змеи применялись для изучения атмосферного электричества великим русским ученым Михаилом Ломоносовым и английским физиком Исааком Ньютоном.

Ньютон, когда он был еще школьником, провел несколько фактически незафиксированных экспериментов касательно наиболее экономной формы воздушного змея.

В 1826 г. Джордж Покок запатентовал тележку, приводимую в движение воздушным змеем: она развивала скорость до 30 км/ч, и Покок пугал крестьян, разъезжая по окрестностям Бристоля на повозке без лошадей.

В 1847 г., когда протягивали переправу над Ниагарским водопадом, первую веревку с берега на берег (250 м) перебросили с помощью воздушного змея.

Возникало много и других идей: например, использовать змеев для спасения людей с тонущего корабля. Исследователи делали множество экспериментов связанных с подъемом всяческих грузов, а также людей. Начиная с 1894 г., воздушный змей систематически применяется для изучения верхних слоев атмосферы.

Значительное усовершенствование змея произвел австралийский ученый Лоренс Харграв в 90-х гг. XIX в. В 1893 г. Харгрейв создал змея в виде коробки без дна. Это было первое принципиальное усовершенствование конструкции с древнейших времен.

Летающие коробки Харграва явились не только большим толчком для развития “змейкового” дела, но и, несомненно, помогли при конструировании первых самолетов.

Но вскоре началась эра аэропланов и о змеях забыли. Хотя во время обеих мировых войн их использовали – на подводных лодках для улучшения обзора и в спасательных наборах летчиков для поднятия антенны радиоприемника.

Широкое применение воздушный змей нашел в метеорологических обсерваториях Германии, Франции и Японии. 3мей поднимался на очень большую высоту.

Например, в обсерватории Линдерберга (Германия) добились подъема воздушного змея более чем на 7000 м.

Первая радиосвязь через Атлантический океан была налажена с помощью коробчатого воздушного змея. Итальянский инженер Г. Маркони запустил в 1901 г. на острове Нью- Фаундлен большой воздушный змей, который летал на проволоке, служившей приемной антенной.

В начале XX в. работу над змеями продолжил капитан французской армии Сакконей. Он создал еще более совершенную конструкцию воздушного змея, являющуюся одной из лучших и по настоящее время.

Новая жизнь воздушного змея началась в 50-х гг., когда Фрэнсис Рогалло изобрел конструкцию без перекладин – распростертой в воздухе ее держал ветер. Это был параплан, стирающий грань между парашютом, дельтапланом и воздушным змеем.

Китай считается родиной воздушного змея - прообраза всех летательных аппаратов. Причем поначалу воздушный змей вовсе не был предметом забавы, а являлся, скорее, военным атрибутом.

В Вашингтоне, в Национальном музее авиации и космонавтики надпись на одном из стендов, встречающих посетителей, гласит: «Первыми летательными аппаратами, созданными человеком, были воздушный змей и ракета. Они были созданы в древнем Китае». Но создание ракеты стало возможным лишь после изобретения пороха (IX век). А воздушный змей появился еще до нашей эры.

Восточная диковинка

Самые первые упоминания о воздушных змеях относятся к временам династии Восточная Чжоу (770-256 годы до нашей эры). Изготавливали их из дерева и называли «му юань». Прототипом послужила «деревянная птица», описанная в трактате древнекитайского философа Моцзы, который жил в V веке до нашей эры. Хотя примерно в то же время воздушные змеи появились и на территории современной Малайзии. Но именно китайцы «застолбили» за собой звание изобретателей.

После изобретения бумаги (105 год) она быстро нашла применение в конструкции змеев. «Чжи юань» (бумажный змей) был легче и летал выше и дольше деревянного собрата. Хотя ребрами конструкции остались высушенные бамбуковые стебли.

Новым материалом для воздушного змея стал шелк. Он был прочнее бумаги, но и дороже. Хотя при правлении династии Тан (618-907 годы) шелковые змеи стали популярными.

Воздушных змеев активно использовали на войне. При осаде города Наньцзин (Нанкин) войсками Хоу Цзина нанкинцы отпустили в воздух несколько змеев с определенной символикой, чтобы жители соседних городов увидели, что они в беде. В другой войне, в III веке до нашей эры, армия династии Хань на огромном змее подняла в воздух наблюдателя, чтобы он за крепостной стеной мог увидеть, какой длины туннель нужно вырыть до дворца неприятеля. Также китайцы поднимали на змеях петарды, чтобы, взрывая их в небе, устрашить противника.

Только после X века воздушный змей стал восприниматься как забава. В период правления династии Мин (XIV-XVII века) и династии Цин (XVII - начало XX века) изготовление змеев стало одним из искусств. Появились школы, мастера, направления. Змеи стали украшаться изображениями цветов, птиц, драконов и, конечно же, иероглифов. Наряду с китайскими фонариками и зонтами из бумаги воздушные змеи стали формой национального самовыражения.

В Европу воздушных змеев привез знаменитый - путешественник Марко Поло, вернувшийся из Китая в 1295 году. Именно он привез и самого змея, и описание его конструкции и способа запуска.

Первое упоминание о применении змеев в Европе появилось в манускрипте о военных технологиях от 1405 года. Другой документ, уже от 1430 года, описывает производство змея из пергамента и способ крепления строп для достижения лучших летных параметров при различной погоде.

Два других источника, датируемые 1589 и 1634 годами, объясняют, как поднять на змее в воздух фейерверк. А на изображении голландского города Мидделбурга от 1618 года художник нарисовал детей, держащих в руках ромбовидных змеев.

На службе прогресса

В отличие от Азии, Европа видела в змеях лишь забаву. Только в 1749 году шотландец Вильсон применил воздушного змея для поднятия термометров на высоту 3 тысячи футов. Определение высоты ученый производил по длине леера - бечевки, удерживающей змея. Другими составляющими, помимо самой конструкции из легких деревянных ребер и натянутой на нее бумаги или материи, были уздечка для крепления к змею леера и «орган устойчивости» (хвост). Аэродинамика формы тоже играла роль. Также устойчивость змея определялась положением центра тяжести.

В 1752 году один из отцов-основателей США, а заодно блестящий физик, Бенджамин Франклин применил воздушного змея для демонстрации электрической природы молнии. Франклин и ранее утверждал, что молния - это электрический разряд, а не знамение Божие, но доказательств не хватало. Поэтому во время грозы он запустил змея, привязав к лееру металлический ключ. От дождя леер быстро намок, и когда произошел очередной разряд, то змей исполнил роль громоотвода. Веревка мгновенно сгорела, а с ключа посыпались искры. Именно после этого опыта Франклин и запатентовал громоотвод.

Надо отметить, что американцу очень повезло, что он догадался отпустить леер из рук. Потому как год спустя, в 1753 году, в России при запуске змея в грозу погиб академик Георг Рихман. А вот Ломоносов, тоже экспериментировавший с воздушными змеями и атмосферным электричеством, остался в живых.

В XIX веке воздушные змеи стали неотъемлемыми атрибутами метеорологических наблюдений, ибо подъем воздушного шара был очень дорог.

Изобретатель радио Александр Попов поднял антенну своего передатчика тоже с помощью змея и укрепился во мнении, что препятствия уменьшают проходимость радиоволн. А Александр Можайский использовал змея, разогнанного упряжкой лошадей, для подбора оптимальной формы своего первого самолета.

Удивительно, но только в конце XIX - начале XX века европейцы увидели в воздушных змеях военный потенциал. В Первую, а кое-где и во Вторую мировую войну на змеях стали поднимать корректировщиков артиллерийского огня. Кроме того, змеи использовались подводниками. Обзор перископа на поверхности воды составлял восемь километров, в то время как поднятый змеем на высоту 400 футов механизм наблюдения увеличивал обзор до 40 километров.

Во время Второй мировой войны змеи особой конструкции были в комплекте спасательных плотов ВВС Британии и Австралии. Их использовали как бортовой парус - они помогали оттащить плот в сторону основных магистралей и тем самым увеличить шансы на спасение. Кроме того, змей стабилизировал плот при волнении воды. Военные использовали змеев и для поднятия на высоту радиопередатчиков.

Надувная «лошадка»

В мире все воздушные змеи называются кайтами. В России же кайтом называют только специфичный вид змеев. А именно - вид, предназначенный для буксировки человека или транспорта. В свою очередь, они делятся на водные, зимние и пилотажные кайты. В основе некоторых кайтов лежит конструкция, называемая парафойл. Она не имеет жесткого каркаса, а состоит из воздухонепроницаемой ткани с замкнутыми внутренними пространствами и воздухозаборником, направленным на воздушный поток. Попадая в воздухозаборник, поток создает внутри замкнутого пространства кайта избыточное давление и надувает его, словно воздушный шар. После чего кайт принимает форму, создающую подъемную силу.

Приятной особенностью парафойла является то, что в нем нечему ломаться. Даже при разрыве оболочки воздух из нее уходит постепенно, что дает шансы на завершение маневра.

Клубы любителей кайтинга есть во многих странах. Самым авторитетным является KONE - Клуб воздушных змеев Новой Англии, входящий в состав Американской ассоциации кайтинга.

Помимо спортивной и развлекательной функций кайтинг имеет и другое применение. Так, в 2008 году компанией SkySails был применен змей-парафойл как дополнительный «двигатель» для судна длиной 55 метров. Экономия топлива при этом составила 30%.

Любители же классических воздушных змеев своей Меккой считают китайский город Вэйфан, где располагается штаб-квартира Международной ассоциации воздушного змея и музей. Здесь же с 20 по 25 апреля ежегодно проходит международный фестиваль воздушных змеев, в финале которого выбирают «короля воздушных змеев» - этот титул является заветной мечтой многих конструкторов и изготовителей змеев.

История воздушных змеев в Китае

В мире многие признают, что воздушные змеи имеют китайское происхождение. Поэтому можно сказать почти наверняка, что история развития воздушных змеев в Китае будет означать рассказ об истории появления воздушных змеев на Земле. Первые воздушные змеи были тем, что в наши дни мы могли бы назвать прототипами воздушных змеев. Они были сделаны из легкого дерева и имели форму птицы. Безусловно, было вполне логичным создать первых воздушных змеев такой формы, которая напоминала бы существ, созданных природой для полетов в небе. Такой же логикой пользовались европейцы, которые впервые пытались подняться в небо, прикрепив к рукам человека искусственные крылья. К сожалению, они не учитывали того факта, что силы человеческих рук будет недостаточно, для того чтобы размахивать крыльями такой величины, которая необходима для такого большого тела.

Одно из мест в Пекине, где люди могут запускать своих воздушных змеев или наблюдать за тем, как это делают другие, парк у Храма Неба. Клиенты, которые заказывают у нас туры в Пекин, имеют возможность попросить включить этот пункт в свою программу.

Позднее традиционные воздушные змеи стали приобретать различные свойства, необходимые для долгого удерживания в воздухе. Их стали делать из легкого, но прочного материала, который легко сгибался. Основой для воздушных змеев служил, как правило, шелк, который натягивали на ребра. Вероятно, такая конструкция была создана под впечатлением от зрелища падающих листьев. Многие вещи приходили в голову человеку, когда он наблюдал природные явления.

Для того чтобы люди имели время или потребность в таком фривольном времяпрепровождении как запускание воздушных змеев, нужны определенные условия - как минимум, общество должно быть достаточно развито для этого. Древний Китай был хорошо развитым обществом, и у людей находилось время не только для работы и создания известных всему миру изобретений и шедевров литературы, но и для того чтобы попытаться подняться в небо – если не самому, то хотя бы посредством маленького летательного аппарата.

Ранняя история воздушных змеев в Китае

Самые ранние воздушные змеи появились во времена правления восточной династии Чжоу (770 г. до н. э. - 256 г. до н. э.). Они делались из дерева и назывались му юань (mu Yuan, т. е. деревянный воздушный змей). Прототип воздушного змея – «деревянная птица» - упоминается в древнем тексте Моцзы (Mozi, 470 г. до н. э. -391 г. до н. э.). Моцзы был философом, который жил во времена на один век позднее Конфуция (551 г. до н. э. – 479 г. до н. э.). Он противопоставлял свои идеи положениям как конфуцианства, так и даосизма. -

В другом источнике говорится, что бумажный змей, или чжи юань, использовался в качестве средства предупреждения об опасности в период, который наступил спустя тысячу лет. Когда город Наньцзин (Нанкин) оказался в осаде, и войска Хоу Цзина грозили уничтожить город, воздушный змей был запущен в воздух и отпущен, чтобы в соседних городах могли понять, что жители Наньцзина находятся в беде.

Более легкие модели воздушных змеев, сделанные из первого шелка или бумаги, стали распространяться в Китае только в эпоху правления династии Тан (618 г. - 907 г.). В качестве основного материала для изготовления ребер использовали бамбук. Именно в то время воздушный змей стал использоваться не как практическое средство, а как игрушка, предмет, созданный для того, чтобы получить удовольствие. В то время люди в Китае уже начали создавать самые изысканные вещи в музыке, культуре и искусстве. В создании воздушных змеев китайцы уже начали соревноваться между собой. Воздушный змей уже не просто должен был летать, он должен был быть лучше других. В эпоху правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) и династии Цин (1644 г. - 1912 г.) создание и запускание воздушных змеев стало чем-то вроде формы искусства. Это был предмет, на создание которого уходило много усилий. В качестве элементов оформления люди использовали изображения птиц, цветов и, конечно, иероглифов. Китайские воздушные змеи, точно также как и китайские фонарики или китайские зонты из бумаги, стали формой художественного самовыражения.

Конструкция воздушного змея

Создание воздушного змея состоит из трех частей: Создания рамы, т. е. соединения в одно целое нескольких планок из бамбука, склеивания и создания дизайна. Что касается рамы, то иногда определенную ее часть делают подвижной, чтобы создавать эффект движения крыла или хвоста. Как мы уже говорили, для ребер чаще всего используют тонкие полоски бамбука, так как их отличает легкость, прочность и гибкость. Среди форм рамы пользуются большой популярностью формы птиц, бабочек и стрекоз. Прообразами для воздушных змеев также служат и другие насекомые или мифические животные, такие как дракон. В наши дни мастер по изготовлению воздушных змеев не ограничиваются стандартным набором идей и создают любые формы рам, какие только им приходят в голову. Однако неизменными остаются общие принципы. Одним из таких ключевых принципов является симметричность. В противном случае воздушный змей просто не будет летать.

В качестве материала основы используются шелк и бумага. Шелк является, безусловно, очень красивым материалом. Но он также и очень дорог, и менее прочен, чем бумага. Преимущества бумаги как материала состоят в том, что она стоит совсем недорого, с ней легко работать и на ней можно создавать любые, даже самые сложные рисунки. Сорт бумаги, который используется для создания воздушных змеев, особенный. Он отличается необычайной тонкостью и в то же время повышенной прочностью. Эту прочность обеспечивает бумаге ее повышенная волокнистость. Благодаря этому она еще и очень легкая. Часто бумагу обрабатывают специальным клейким маслом. На основу наносят лишь тонкий слой этого вещества. После того как основа, сделанная из шелка или бумаги, наклеена на бамбуковую основу, приступают к нанесению рисунка на нее. На бумаге или шелке рисуют различные образы, геометрические фигуры, изображения животных или птиц, а также иероглифы. В дополнение к бамбуковой раме и бумажной или шелковой основе иногда прикрепляют стебли камыша, для того чтобы придать воздушному змею особого характера в движении или чтобы воздушный змей производил какие-нибудь звуки.

В целом конструкция воздушных змеев может быть разделена на два типа: жесткий (более толстые и менее гибкие ребра) и мягкий. Если воздушный змей сделан согласно первому типу, можно рассчитывать, что он может взлететь настолько высоко, насколько будет хватать веревки или насколько хватит глаз. Если это мягкая конструкция, то воздушный змей, скорее всего не будет достигать больших высот, зато можно будет насладиться его мягким и плавным движением с особым характером.

Традиции запускания воздушного змея в городе Вэйфан (Weifang)

В городе Вэйфан (Weifang) , который находится на территории провинции Шаньдун (Shandong), существуют особые традиции, связанные с воздушным змеем. В частности в этом городе располагается штаб-квартира международной ассоциации воздушного змея, и здесь же проходит международный фестиваль воздушного змея в городе Вэйфан (Weifang). Этот праздник проходит каждый год с 20 по 25 апреля.Энтузиасты воздушного змея со всего света съезжаются тысячами в город Вэйфан (Weifang), чтобы поучаствовать в соревнованиях или просто полюбоваться волшебным и очень красочным зрелищем. В заключении соревновательной части проходит церемония награждения и объявляется «Король воздушных змеев». Неудивительно, что именно в этом городе устроен единственный в Китае музей, целиком посвященный истории создания и развития воздушного змея.

Фестиваль воздушного змея в городе Вэйфан (Weifang) проходит каждый год в период с 20 по 25 апреля. Каждый год это событие привлекает тысячи участников и зрителей. Во время этого события зрители имеют возможность увидеть сотни самых разных воздушных змеев. Туры от компании?Чайна хайлайтс?, которые разработаны специально для посещения праздников и фестивалей, предлагают клиентам уникальную возможность поучаствовать в этом великолепном празднике и пообщаться с местными жителями и людьми со всего света, которых объединяет любовь к воздушным змеям. Говорят, что именно в городе Вэйфан (Weifang) в 1282 г. знаменитый итальянский путешественник и исследователь Марко Поло (1254 г. – 1324 г.) впервые увидел запускаемого человеком воздушного змея. Как следует из путевых записок Марко Поло (1254 г. – 1324 г.), в городе Вэйфан (Weifang) в то время существовала традиция проверять ветер перед тем, как запускать воздушного змея, чтобы понять, насколько удачным будет его путешествие. - .

Вернувшись в Италию, Марко Поло (1254 г. – 1324 г.) привез туда китайского воздушного змея, и вскоре благодаря Великому шелковому пути эта игрушка стала популярной во всей Европе. В музее Аэронавтики и космоса в городе Вашингтон в павильоне, посвященном истории полетов, на одном из стендов есть надпись, которая гласит: ?Самыми первыми летательными аппаратами, созданными человеком были воздушный змей и ракета. Они были созданы в древнем Китае?.

Можно задать вопрос, что это? Летающая на нити по ветру простейшая конструкция? Треугольник из цветной бумаги, на котором приземлилась на голову своим ребятам Мерри Поппинс? Но обычная для нас игрушка – такая как воздушный змей, не совсем уж проста, как может показаться с первого взгляда.

История воздушных змеев берет свое начало еще во времена древнего Китая. Там он и назывался змеем, так как в праздник Дракона, который проходил 9 сентября, огромные туловища из бумаги, у которых на конце была змеиная голова, запускались в небо. Начиная со второго века, эта традиция не забывается и сегодня.

В древних летописях славян и византийцев находятся разные упоминания о подобиях воздушных змеев. Только это скорее была военная техника, чем игрушки. Для того чтобы запутать врага или просто его напугать, князь Олег применял «кони и люди бумажны, вооружены и позлащены». А при взятии Англии Вильгельм Завоеватель в 1066 году использовал змеев для военных спецсигналов.

На данном этапе времени история замолчала и змеи стали просто развлечением, которое было далеко от науки. Однако, не полетел еще такой самолет, что был построен без закона аэродинамики. А такой закон помогла открыть именно эта игрушка.

Раньше знали только несколько видов воздушных змеев - это одноплоскостные, то есть имеющие хвост, и составные, которые соединены в гибкую систему. Известный математик Л. Эйлер в 1756 году сказал, что змей - это детская игрушка, которую недооценивают ученые, но она заставляет серьезно над собой задуматься. Достижения Икара и Дедала попробовали повторить через 140 лет немецкий инженер Лилиенталь и австриец Харграв. Харграв впервые запустил в воздух человека при помощи этого устройства и не остановился на достигнутом. Результатом чего стал коробчатый воздушный змей, который не требовал хвоста для устойчивости во время полета. Такие летающие коробки, которые придумал Харграв, протолкнули понятие об аэродинамике и помогли при создании первых самолетов, и стали 3-ей возможной конструкцией – многоплоскостной.

Не прошел стороной воздушного змея и Михаил Васильевич – хранитель нашей науки. Он тоже баловался игрушкой. Природу молний и верхние слои атмосферы Ломоносов изучал с ее помощью. Михаил Васильевич использовал воздушного змея, как проводника, 26 июня в 1753 году, запустив его во время грозы на бечевке. Только этот эксперимент чуть ли не лишил его жизни, но стал успешным, так как ученый получил разряд статического электричества.

Коробчатых воздушных змеев военные и инженеры постоянно видоизменяли, включая период начала первой мировой войны. Во время технологического прогресса это изобретение служило не только мирным целям. Змеи применялись во время военных действий для защиты. Над особо важными военными объектами поднимали примерно на 3000 метров небольшие шары, а также воздушных змеев, чтобы их троса из проволоки могли сбить самолеты врагов.

У данного изобретения даже имеется собственный праздник, который называется «День воздушного змея».

Первые упоминания о воздушных змеях встречаются ещё во II веке до н.э., в Китае. Согласно документам полководец Хань Синь, ведя осаду города с помощью воздушного змея измерил высоту его стен. Но змеи служили и мирным целям, они поднимали в небо феерверки во время праздников, их использовали в рыбной ловле, подвешивая к парящей над водой нити крючки. Кроме того, он применялся крестьянами в качестве огородного пугала.

А вот в Европу воздушный змей попал значительно позже. Марко Поло, итальянский исследователь, вернувшийся из Китая в 1295 г., написал точный отчет о конструкции воздушных змеев и способе их запуска.

Долгое время змеи не находили практического применения. Со второй половины XVIII в. их начинают широко использовать при проведении научных исследований атмосферы. В 1749 г. А. Вильсон с помощью воздушного змея производил измерение температуры воздуха на высоте. В 1752 г. Б. Франклин провёл эксперимент, в котором с помощью змея выявил электрическую природу молнии и впоследствии благодаря полученным результатам изобрёл громоотвод. М.В. Ломоносов проводил аналогичные эксперименты и независимо от Франклина пришёл к тем же результатам.

Проводившиеся опыты по исследованию атмосферного электричества были чрезвычайно опасными. 26 июня 1753 года при запуске змея в грозу погиб коллега Ломоносова, академик Г.В. Рихман.

В XIX веке змеи также широко применялись для метеорологических наблюдений.

В начале XX столетия воздушные змеи внесли свою лепту в создание радио. А.С. Попов использовал змеи для подъёма антенн на значительную высоту.

Важно отметить использование воздушных змеев при разработке первых самолётов. В частности, А.Ф. Можайский, прежде чем начать строительство своего самолёта, провёл серию испытаний с воздушными змеями, которые тянула упряжка лошадей. На основании результатов этих испытаний были выбраны размеры самолёта, которые должны были обеспечить ему достаточную подъёмную силу.

Практические возможности воздушного змея привлекали внимание военных. В 1848 г. К.И. Константинов разработал систему спасения судов, терпящих бедствие вблизи берега, с помощью воздушных змеев. Во время первой мировой войны войска различных стран применяли змеи для подъёма на высоту наблюдателей-корректировщиков артиллерийского огня, разведки вражеских позиций.

Некий Отто Лилиенталь из Германии в 1891 году впервые поднялся в воздух на воздушном змее собственной конструкции, положив начало кайтингу - виду спорта, при котором спортсмен передвигается по местности с помощью воздушного змея.

В последние годы развитие получили так называемые пилотажные змеи - воздушные змеи специальной формы, управляемые с помощью двух лееров. Пилотажный змей, в отличие от любого другого, способен к свободному планированию в воздухе, что и обеспечивает его особые свойства. Они предназначены для выполнения комплекса пилотажных фигур различной сложности.

По всему миру создаются Клубы и сообщества, объединяющие любителей воздушных змеев - как конструкторов, так и просто запускающих (Кайтфлайерс). Одним из известных является KONE - Клуб Воздушных Змеев Новой Англии, входящий в состав Американской Ассоциации Кайтинга.

Немецкая компания SkySails применила змей в качестве дополнительного источника энергии для грузовых судов, впервые опробовав его в январе 2008 года на судне MS Beluga Skysails. Испытания на этом 55 метровом корабле показали, что при благоприятных условиях расход топлива снижается на 30 %.

Второе воскресенье октября - Всемирный день воздушных змеев (World Kite Day), в этот день любители воздушных змеев во всем мире запускают своих летающих «питомцев».