Заявить о себе. Курские писатели штурмуют литературные вершины

«Исторически Курск всегда был на задворках российской литературной жизни. Тем не менее, наша земля подарила много прекрасных в разные эпохи авторов: Ипполит Богданович, Афанасий Фет, Николай Асеев, Константин Воробьёв, Евгений Носов, Максим Амелин - вот неполный перечень курян, которые оставили свой след в российской литературе», - уверяет Андрей Болдырев, поэт, финалист Литературного конкурса имени Волошина.

В большой и подчас безжалостной русской литературе Андрей уже не первый год: за плечами и публикации в «толстяках», и участие в литературных телепередачах, и - что самое главное - десятки отличных стихотворений, получивших положительные отзывы от мэтров современной литературы. В 2016-м в престижном московском издательстве «Воймега» выйдет в свет дебютная книга Андрея под рабочим названием «Моря - нет».

Премиальное дело

Андрей Владимирович, стать финалистом Волошинского конкурса - это престижно? Что собой представляет сейчас эта литературная премия?

Волошинский конкурс существует уже 13 лет и постоянно проходит в Крыму - в доме-музее Максимилиана Волошина. За эти годы лауреатами конкурса стали многие известные сейчас прозаики и поэты, имена которых у читающей публики постоянно на слуху. Поэтому «Волошинский» - достаточно престижная площадка, на которой можно заявить о себе. С другой стороны, не всё так гладко, как может показаться на первый взгляд. Общий уровень участников весьма неоднороден. Однако сам факт того, что Волошинский конкурс собирает множество талантливых авторов и имеет международный статус не ставит под сомнение ни один литератор.

На ваш взгляд, стоит ли писателю концентрировать свои творческие усилия именно на участии в той или иной премии? Или приоритеты должны быть другими?

Я всегда утверждал и утверждаю, что во главу угла нужно ставить хорошие стихи, а участие в различных конкурсах, фестивалях, перфомансах - вещь вторичная. С другой стороны, всё время «вариться в собственном соку» нельзя, человеку пишущему жизненно необходимо получать оценку со стороны, причём желательно от признанных мастеров слова. В этом смысле начинающему писателю полезнее побывать на тех или иных литературных мастер-классах и семинарах, как, например, ежегодный Форум молодых писателей России в подмосковных Липках, чем подать наскоро состряпанную подборку в очередной «Дебют» и ждать у моря погоды. Денежная премия и свои пять минут славы - это, конечно, хорошо, но для людей, которые серьёзно относятся к себе и своему творчеству, это не более чем «понты».

Финалистами премии стали ещё трое курских авторов. Это что? Начало некой «курской школы» в литературном смысле? И можно ли в современных интернет-условиях говорить о «поэтических мастерских», о кузницах литературных кадров?

Я, пользуясь случаем, поздравляю всех наших с выходом в финал, но говорить о зарождении «курской школы» несправедливо. Я считаю, нынешний шорт-лист Волошинского конкурса - это косвенный показатель того, что в Курске к настоящему моменту сформировалось целое поколение молодых тридцатилетних авторов, которые могут о себе громко заявить в первую очередь на всероссийском уровне. Назвать это «цехом» или «кузницей кадров» тоже нельзя, потому что пока, увы, не видно «молодых, красивых, двадцатидвухлетних», то есть тех, кто, по идее, должны «прийти на смену». Пока литературный процесс в регионе носит полустихийный характер, так и будет продолжаться дальше.

Курская доля

Как в самом Курске относятся к вашему творчеству? Знают? Приглашают на разного рода окололитературные «тусовки»?

Смотря что называть «тусовкой». Есть ребята, которые собираются в кафешках, читают свои, подчас очень плохие, стихи, устраивают «поэтические батлы». У некоторых из них по нескольку тысяч подписчиков в соцсетях, они сами издают свои книги, сами их распространяют. То есть это целая субкультура, к поэзии имеющая весьма опосредованное отношение.

Вот мой друг поэт Роман Рубанов (он тоже вошел в шорт-лист Волошинского конкурса в 2015 году, стал финалистом российского Чемпионата по чтению «Открой рот» - Ред.) сотрудничает с клубом «Лица» курского Дворца пионеров, который приглашает известных писателей и поэтов со всей России, устраивает вечера московских издательств. Я тоже, по мере сил, принимаю участие в организации этих вечеров. Мы приглашаем на встречи абсолютно всех желающих. И люди приходят! Обычные люди, которые любят книги, которые просто хотят послушать известных авторов.

Недавно узнал, что в среде местных «официальных» писателей из СПР (Союз писателей России - Ред.) нас с Романом называют «пятой колонной». Это смешно, ей-богу. Просто вместо того, чтобы сидеть и рассуждать о том, как всё плохо, когда «денег нет», мы стараемся делать что-то на общественных началах, зачастую вкладывая свои собственные сбережения. Еще мне нравится то, что делает курский поэт Анатолий Афанасьев: он организовал «школу-студию стиха», на базе которой абсолютно любой желающий может научиться как минимум отличать хорей от ямба.

Власть над словом

Символично, что вы стали финалистом престижного конкурса именно в Год литературы. Как, с вашей точки зрения, прошёл этот тематический год? Усилия чиновников оправдались?

Если перед чиновниками стояла задача закрыть как можно больше библиотек и книжных магазинов по всей России, то да, их усилия оправдались. Причём я сужу не только по ситуации в Курске. Это происходит повсеместно. В частности, в Ярославле, куда меня приглашала библиотека имени Некрасова, весьма схожее положение дел. В интернет-пространстве давно ходит шутка о том, что Год здравоохранения россияне точно не переживут. Когда за дело берутся люди, весьма далекие от литературы, но с усердием, достойным лучшего применения, результат не может быть иным. Вот сделали тематический сайт, посвящённый Году литературы, организовали книжную ярмарку на Красной площади в Москве - других громких событий я и не припомню. А ведь у современной литературы много незавершённых дел, много ситуаций, подвешенных на волоске. Почему бы не помочь деньгами журналу «Звезда» - старейшему литературному журналу России, который сейчас находится на грани исчезновения, да и остальным журналам тоже? Почему бы не вложить деньги в восстановление отечественной переводческой школы? Почему бы не помочь негосударственным издательствам художественной литературы, таким как «Воймега» или «ОГИ», существующим зачастую себе в убыток? У меня нет ответов на эти вопросы. У властей, видимо, тоже.

Курск никогда, по сути, не был литературным центром. Есть ли у региона потенциал стать таковым? И что для этого нужно сделать?

Последние два года показали, например, что Курская земля по-прежнему еще «может собственных Платонов» рождать. Не знаю, насколько Курску вообще нужно становиться центром русской литературы, а вот молодым авторам помогать надо. Хотя бы даже билетами на поезд до Москвы, когда тебя приглашают на Форум молодых писателей России, а не делать удивлённые чиновничьи глаза и посылать куда подальше, пока директива свыше не придет.

А вот значимость Курска на литературной карте нашим чиновникам вполне по силам повысить: выделить средства на создание, продвижение и поддержание местного «толстого» литературного журнала, организацию международного литературного фестиваля. Но это всё из разряда утопии.

«Поэт и воин Курской земли».
Курский писатель Константин Дмитриевич Воробьев

Классный час

Цели урока:

Познакомить учащихся с творчеством писателя родного края;

Воспитывать у учащихся чувство гражданственности и ответственности за судьбу своей родины;

Прививать любовь к родному краю;

Расширение словаря литературоведческих терминов.

1) Познакомиться с фактами из жизни и творчества К.Д. Воробьева, сопоставив их.

2) Выявить связи между жизненными событиями и произведениями К.Д. Воробьева.

3) Формировать умение анализировать, сопоставлять, критически мыслить.

Материалы к классному часу:

Распечатанные отрывки из произведений К.Д. Воробьева, доска, мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг К.Д. Воробьева и иллюстраций к его произведениям, музыка военной тематики (диск), презентация к уроку.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

1. Вступительное слово учителя.

Богат талантами Курский край. С древнейших времён и до наших дней Курская земля - это источник вдохновения для творчества писателей, поэтов, художников, композиторов. Его прекрасную природу, богатую историю и замечательных людей воспели в своих произведениях писатели, поэты, художники и музыканты Афанасий Фет, Николай Асеев, Евгений Носов, Константин Воробьёв, Егор Полянский, художник Александр Дейнека, композитор Георгий Свиридов и многие другие. И в двадцать первом веке Курский край вдохновляет на творчество. Мы уже познакомились с некоторыми произведениями писателя Евгения Ивановича Носова. Сегодняшняя встреча посвящена нашему земляку Константину Дмитриевичу Воробьеву.

2. Биография писателя.

Родился К. Д. Воробьёв 24 сентября 1919года в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. В 1933 году голод выкосил многие семьи.

Константин решил пойти работать в сельмаге. Там получал плату хлебом. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. В справке исправил год рождения на 1917. Вернулся в село, закончил курсы киномеханика и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой. В 1935 году стал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни и работать в Медвенской районной газете. Украл петуха, продал и уехал в 1937 году в Москву.

Жил у сестры Татьяны. В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году получил направление в Кремлёвское Краснознаменное пехотное училище.

В октябре 1941 году в составе Кремлёвских курсантов был отправлен на фронт, в декабре попал в плен. Прошёл через ряд лагерей на территории Литвы. В сентябре 1943 года бежал из плена, организовал партизанскую группу. После разгрома его подпольной группы пришёл в город Шауляй и 30 дней, не отрываясь от стола, писал повесть о плене. С документальной точностью автор рассказывает о пережитых адских мучениях (допросы, пытки, расстрелы, каторжный труд, побеги). Эта повесть под названием “Это мы, Господи!” опубликована лишь в 1986году. После войны работал в снабженческих и торговых организациях. Первый сборник рассказов “Подснежник” вышел в 1956г. (“Гуси - лебеди”, “Штырь”, “Синель” и др.) С середины 50-х годов стал заниматься профессиональным литературным трудом. Важная веха в творчестве К. Воробьёва – рубеж 50- 60 – х годов, когда одна за другой написаны повести “Сказание о моём ровеснике”(1960), “Убиты под Москвой”(1961), “Крик”(1962). В основу этих повестей легли личные впечатления и переживания автора во время боёв под Москвой. Позже появляются “деревенские” повести: “Почем в Ракитном радости”(1964), “Мой друг Момич”(1965; в сокращенном виде под названием “Тётка Егориха” в 1967г.). В последних повестях писателя “Вот пришёл великан”(1971), “И всему роду твоему” (к началу 1974 г. была близка к завершению) – нет ни войны, ни коллективизации, но есть хаотичный поток повседневности, изнурительной серой обыденщины, мышиной войны самолюбий.

3. Чтение отрывков.

«Проза К. Воробьева обнажена, как открытая рана, - писал литературный критик Игорь Золотусский. - Она похожа на оголенный электрический провод и небезопасна на ощупь. Удары тока передаются от ее строк к читателю и вызывают в ответ сердечную дрожь... Проза его особая. Те же законы прозы, те же сюжет, композиция, характеры, но интонация какая-то не та, интонация другая…»

Послушайте чтение отрывков из повести К. Воробьева.

Отрывки из повести «Это мы, Господи!..»

На окраине города жили пленные. Лагерь представлял собой огромный лабиринт, разделенный на секции густой сетью колючей проволоки. Это уже было образцово-показательное место убийства пленных. В самой середине лагеря, как символ немецкого порядка, раскорячилась виселица. Вначале она походила на букву "П" гигантских размеров. Но потребность в убийствах росла, и изобретательный в этих случаях фашистский мозг из городского гестапо выручил попавших в затруднительное положение палачей из лагеря. К букве "П" решено было приделать букву "Г", отчего виселица преобразилась в перевернутую "Ш". Если на букве "П" можно было повесить в один прием четырех пленных, то новая буква вмещала уже восьмерых. Повешенные, согласно приказу, должны были провисеть одни сутки для всеобщего обозрения.

В эти дни немцы не били пленных. Только убивали!

Убивали за поднятый окурок на дороге.

Убивали, чтобы тут же стащить с мертвого шапку и валенки.

Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе

Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах.

Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятерками, а большими этапными группами, целыми сотнями - из пулеметов и пистолетов-автоматов! Трудно было заблудиться немецкому солдату, возвращающемуся из окрестной деревни на тракт с украденной курицей под мышкой. Путь отступления его однокашников обозначен страшными указателями. Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути в мягкой постели родной страны - в снегу, и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!..

На тринадцатые сутки умышленного мора голодом людей немцы загнали в лагерь раненую лошадь. И бросилась огромная толпа пленных к несчастному животному, на ходу открывая ножи, бритвы, торопливо шаря в карманах хоть что-нибудь острое, способное резать или рвать движущееся мясо. По образовавшейся гигантской куче людей две вышки открыли пулеметный огонь. Может быть, первый раз за все время войны так красиво и экономно расходовали патроны фашисты. Ни одна удивительно светящаяся пуля не вывела посвист, уходя поверх голов пленных! А когда народ разбежался к баракам, на месте, где пять минут тому назад еще ковыляла на трех ногах кляча, лежала груда кровавых, еще теплых костей и вокруг них около ста человек убитых, задавленных, раненых...

Каунасский лагерь "Г" был карантинным пересылочным пунктом. Не было поэтому в нем особых "благоустройств", свойственных стандартным лагерям. Но в нем были эсэсовцы, вооруженные... железными лопатами. Они уже стояли, выстроившись в ряд, устало опершись на свое "боевое оружие". Еще не успели закрыться ворота лагеря за изможденным майором Величко, как эсэсовцы с нечеловеческим гиканьем врезались в гущу пленных и начали убивать их. Брызгала кровь, шматками летела срубленная неправильным косым ударом лопаты кожа. Лагерь огласился рыком осатаневших убийц, стонами убиваемых, тяжелым топотом ног в страхе метавшихся людей. Умер на руках у Сергея капитан Николаев. Лопата глубоко вошла ему в голову, раздвоив череп.

4. Слово ведущего.

Война – самое страшное событие, которое только может случиться. Как в бесчеловечных условиях сохранить человеческие качества? Возможно ли это? К.Д. Воробьёв принадлежит к числу таких писателей, чьи произведения основаны на беспощадной и бескомпромиссной памяти, проверенной не только собственной жизнью, собственными страданиями, но и временем.

Следуя традициям великого Л.Н. Толстого, К.Д. Воробьёв считает, что война действительно является продолжением мира и на неё люди шли со взглядами, убеждениями и опытом мирного времени. Проза К.Д. Воробьева принадлежит к замечательным образцам русской литературы середины XX века.

Память о писателе живет в Курской области. Одна из улиц Курска носит его имя. Проводится творческий конкурс имени Константина Воробьева на лучшее журналистское произведение на военно-патриотическую тему.

Умер К.Д. Воробьев 2 марта 1975 г. в Литве, а в 1995 г. он был перезахоронен в Курске, на Офицерском кладбище. Рядом покоится прах его жены, которая после смерти писателя сделала все для того, чтобы он обрел вечный покой в родной земле. В 1994 г. К.Д. Воробьеву была посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского, а в 2001 г. – литературная премия А. Солженицына.

5. В Курской области открыли после реставрации дом-музей писателя Константина Воробьева.

16 июля 2014 года, в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области после реставрации открылся дом-музей писателя Константина Воробьева. Долгое время дом, в котором родился писатель, находился в запущенном состоянии. Но в 2004 году его восстановили и открыли для посетителей. Недавно стало ясно, что зданию требуется реставрация. И её начали проводить, завершив аккурат к 95-летию со дня рождения прозаика

В доме-музее представляет собой три небольшие комнаты. Здесь воссоздан быт крестьянской семьи начала 20 века. Есть русская печь, деревянные скамьи, есть даже стол, за которым юный писатель творил свои первые литературные произведения, есть и старинные иконы, принадлежавшие семье Воробьевых. И внешний вид дома, и его обстановка воссозданы по воспоминаниям односельчан.

Дом, в котором Константин Воробьев жил до 16-ти лет, стоит на пригорке. Оттуда открывается замечательный вид на курские просторы. Поэтому неудивительно, что писателя прозвали «сентиментальным натуралистом» за его рассказы о жизни в деревне.

Надо сказать, что в Курской области чтят память Константина Воробьева. В областном центре есть улица и школа его имени, в центре города установлен памятник писателю. В литературном музее хранятся его личные вещи. А в деревне Нижний Реутец проводятся экскурсии по дому-музею писателя-фронтовика.

При жизни Константин Воровьев не был обласкан вниманием властей. Признание пришло к нему позднее. В 2001 Воробьеву посмертно присвоили литературную премию А. Солженицына.

6. Выступление библиотекаря школы. Обзор выставки книг К.Д. Воробьева.

7. Итоги классного часа.


Константин Дмитриевич Воробьев

Обложка книги

Константин Воробьев с женой Верой Дзенис

Мемориальная плита на доме в Вильнюсе, в котором писатель жил в 1960-1975 годах


Литература

1. Воробьев, К.Д. Собрания сочинений: В 3 т. / К.Д. Воробьев. – М.: Современник, 1991-1993.

2. Дедков, И. Момент правды - определяющий / И. Дедков // Живое лицо времени. - М.: Советский писатель, 1986. – С. 194-195.

3. Зимин, В.Я. Тема детства в творчестве К.Д. Воробьева: дис. канд. филол. наук / В.Я. Зимин. Курск, 2004. - 181 с.

4. Кедровский, А.Е. Земляки: творчество К.Д.Воробьёва и Е.Носова. // Курск: Изд-во КГПУ, 1999. - С.2-74

5. Кризская, Т.В. Язык художественной прозы К.Д. Воробьева: автореф. дисс. ..канд. филол. наук / Т.В. Кризская. - Курск, 2009. - 19 с.

6. Носов, Е.И. Он любил эту землю // в кн. К.Д.Воробьёва "И всему роду твоему". – Вильнюс: Вага, 1978. - С.5-8.

7. Томашевский, Ю. Право на возвращение: Из наблюдений над жизнью лирического героя Константина Воробьева; Возвращение / Ю. Томашевский // Вчера и сегодня. – М., 1986.– С.81-116.

8. Федякин С. «Нельзя об этом писать» … «в любом случае не отчаиваться и не унывать, а надеяться и верить…»: К 75-летию К. Воробьева / С. Федякин // Лит. газ.– 1994.– 28 сент.– С. 4-12.

9. Чеботаев, М. Страдая за людей: Штрихи к портрету писателя К.Д. Воробьева / М. Чеботаев // Сибирские огни.– 1991.– № 7.– С. 280-297.

10. 46ТВ [Электронный ресурс]: Первое курское интернет-телевидение // В Курской области открыли после реставрации дом-музей писателя Константина Воробьева URL: http://www.46tv.ru/new/culture/003061/ (дата обращения: 03.02.2016).

11. Курская областная научная библиотека им. Н.Н. Асеева [Электронный ресурс]: Константин Дмитриевич Воробьев URL: http://kurskonb.ru/our-booke/site/persons/kv.html (дата обращения: 03.02.2016).

Классный час: Поэты и писатели земли Курской

Учитель: Полякова Н. Н. МБОУ «СОШ№4 г. Щигры Курской области»

Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов родного края.

    Воспитывать у учащихся чувство гражданственности и ответственности за судьбу своей родины.

    Прививать любовь к родному краю.

Ведущий 1: Гимн родной земле

Чудесны ландшафтами курские дали –

Поля, перелески, холмы и луга! –

Они красотою великой рождали

Великих, чью славу проносят века.

Молился за нас Феодосий Печерский,

И - «Радость моя!» - восклицал Серафим,

Встречая людей, кто с открытой по-детски

Душою вставал перед ликом святым.

Хранятся духовников наших заветы

В сердцах православных,

И разве сердца Людские

не полнятся лирикой Фета,

Как полнятся светом зари небеса?!

Искусны куряне в искусствах всех видов,

И ныне недаром во множестве стран

Заслуженно чтимы Георгий Свиридов.

И Носов, и Клыков... - таланты курян.

А сколько рождала героев ты славных

Для битв за Отчизну, родная земля! –

Доныне мне слышится плач Ярославны,

Когда выхожу я в родные поля...

Как больно!.. И все же готов облака я

Рассеять незыблемой верой своей:

Ты будешь в грядущем, земля дорогая,

Рождать красотою великих людей!

В веках тебе расти и процветать,

Сильней и краше будь!

И Коренная Божья Мать

Нам освещает путь!

Здесь Сейм и Тускарь, здесь родимый дом,

Мы не изменим курс:

Отвагой ратной и трудом

России дорог Курск!

Где так поют соловьи!

Святая отчая земля!

Ты в сердце, город нашей любви,

Где так поют соловьи!

Геройский край! Над нами ясный свет!

Салют в честь гордых лет, победных лет!

Наш древний Курск, тебе земной поклон,

Святая отчая земля! (слайд 2)

Богат талантами курский край. С древнейших времён и до наших дней Курская земля - это источник вдохновения для творчества писателей, поэтов, художников, композиторов. Его прекрасную природу, богатую историю и замечательных людей воспели в своих произведениях писатели, поэты, художники и музыканты Афанасий Фет, Николай Асеев, Евгений Носов, Константин Воробьёв, Егор Полянский, художник Александр Дейнека, композитор Георгий Свиридов и многие другие. И в двадцать первом веке Курск вдохновляет наших современников на творчество.Давайте же познакомимся с этими славными сынами нашей малой Родины.

Чтец : «Вновь погостил у Фета я…»

С хорошим настроением светлым.

У пруда мыслил, отдыхал.

На небе млела синева,

Рукой бородку поправлял

А парк чудесный был приветным.

Стихи душевно сочинял...

Старинный дом направил взгляд.

Минуло. Кануло в лета,

На поле, Тускарь и на пруд.

Тех давних дней его пора.

Усадьбу видеть эту рад.

Людская память всё жива

Ведь стариною веет тут.

И помнит прошлые года...

В июльский день луга в цветах.

Живёт в усадьбе тишина,

Стоят с улыбкой в буйстве травы.

А мы, потомки, помним Фета.

Давно в окружных здесь местах

Храним в душе слова стиха.

Паслись стада, овец отары.

Гордимся именем поэта.

Представил я: Как Фет гулял.

Владимир Михайлов (слайд 3)

Ведущий 2 : Шеншин (Афанасий Афанасьевич, он же Фет)- известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселках, сыном богатого помещика, ротмистра в отставке, Афанасия Неофитовича Шеншина. До 14 лет Фет жил и учился дома, а затем в городе Верро (Лифляндский губернии), в пансионе Кроммера. В 1837 г. его перевезли в Москву, где вскоре Афанасий Афанасьевич поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет. Почти все студенческое время Фет прожил в семье своего товарища по университету, будущего литературного критика Аполлона Григорьева, имевшего влияние на развитие поэтического дара Афанасия Фета.

Желание дослужиться до дворянства побудило Фета поступить на военную службу. В 1845 г. он был принял в кирасирский полк; в 1853 г. перешел в уланский гвардейский полк; в крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 г. вышел в отставку, подобно своему отцу, штаб-ротмистром. Дворянских прав, однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как Фет повышался по службе. (слайд 4)

Тем временем росла его поэтическая слава; успех вышедшей в 1850 г. в Москве книги "Стихотворения А. Фета" открыл ему в Петербурге доступ в кружок "Современника", где он познакомился c Тургеневым и В.П. Боткиным; с последним он подружился, а первый уже в 1856 г. писал Фету: "Что вы мне пишете о Гейне? - вы выше Гейне!" Позднее Фет познакомился у Тургенева с Л.Н. Толстым, вернувшимся из Севастополя. Литературные успехи побудили Фета оставить военную службу; к тому же он в 1857 г. женился в Париже на Марье Петровне Боткиной и, чувствуя в себе практическую жилку, решил посвятить себя, как Гораций, сельскому хозяйству. (слайд 5)

В 1860 г. он купил хутор Степановку с 200 десятин земли, в Мценском уезде, и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет (1867 - 1877) Афанасий Афанасьевич был мировым судьей и писал в это время в "Русском Вестнике" журнальные статьи о сельских порядках. Хозяином Фет оказался превосходным, в 1877 г. бросил Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде, Курской губернии, близ Коренной Пустыни; под конец жизни состояние Афанасия Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством. (слайд 6)

В 1881 г. Фет купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему. Он издал в Москве четыре сборника лирических стихотворений: "Вечерние огни" и переводы Горация, Овидия, Виргилия; перевод обеих частей "Фауста" Гете; написал мемуары "Ранние годы моей жизни, до 1848 г." (издание уже посмертное, 1893) и "Мои воспоминания, 1848 - 1889 г." (в двух томах, 1890); перевод сочинений А. Шопенгауэра.

Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет; похоронен в родовом имении Шеншиных селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.

(слайд 7)

Чтец: « Туманное утро»

Как первый золотистый луч, И как у розы молодой,

Меж белых гор и сизых туч Рождённой раннею зарёй,

Скользит уступами вершин Когда ещё палящих крыл

На темя башен и руин, Полудня ветер не раскрыл

Когда в долинах, полной мглой, И влажный вздох туман ночной

Туман недвижим голубой, Меж небом делит и землёй,

Пусть твой восторг во мглу сердец Росинка катится с листа, -

Такой кидает свет, певец! Пусть будет песнь твоя чиста.

(слайд 8)

Чтец: «Весенний дождь»
Еще светло перед окном, А уж от неба до земли,
В разрывы облака солнце блещет, Качаясь, движется завеса,
И воробей своим крылом, И будто в золотой пыли
В песке купается, трепещет. Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит . (слайд 9)

Чтец: «Цветы»

В кустах малиновки звенят, Плодов румяных семена.

И с побелевших яблонь сада Сестра цветов, подруга розы,

Струится сладкий аромат. Очами в очи мне взгляни,

Цветы глядят с тоской влюблённой, Навей живительные грёзы

Безгрешно чисты, как весна, И в сердце песню зарони.

Ведущий 3: Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) - прозаик

Родился 9 января (22 января н.с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но, когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дому, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Лучшими своими сочинениями он считал повести "Р.В.С." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. "Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда".

Когда началась Отечественная война, писатель стал вновь в ряды армии, отправляясь на фронт военным корреспондентом газеты "Комсомольская правда". Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляпляво, Гайдар погиб в схватке с фашистами. (слайды 11-14)

Ведущий 4: Воробьёв, Константин Дмитриевич - советский писатель - фронтовик, представитель Великой плеяды лейтенантской прозы. Родился 24 сентября 1919 года в Курской области.Семья была многодетной - у Воробьёва было 5 сестер и брат. Начал работать в сельском магазине, где платили хлебом, в 14 лет, чтобы спасти семью от голодной смерти. Окончил сельскую школу, учился в сельскохозяйственном техникуме в Мичуринске. Окончил курсы киномехаников и вернулся в родное село.В 1935 году работал в районной газете литературным сотрудником. Написал антисталинское стихотворение «На смерть Куйбышева» и, опасаясь доносов, уехал к сестре в Москву. В октябре 1938 года был призван в Красную Армию. Служил в Белорусском военном округе. Работал в армейской газете «Призыв». По окончании службы в декабре 1940 года работал литературным сотрудником газеты Академии Красной Армии им. Фрунзе, откуда был направлен на учёбу в Московское Краснознамённое пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР. Под Клином в декабре 1941 года контуженным лейтенант Воробьёв попал в плен и находился в Клинском, Ржевском, Смоленском, Каунасском, Саласпилсском, Шяуляйском лагерях военнопленных (1941-1943). Дважды бежал из плена. В 1943-1944 годах был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда. Был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Во время нахождения в подполье в 1943 году написал автобиографическую повесть «Это мы, Господи!» о пережитом в плену. В 1946 году рукопись повести была предложена журналу «Новый мир», но публикация её не состоялась. В личном архиве писателя повесть целиком не сохранилась. Лишь в 1986 году она была обнаружена аспиранткой Ленинградского Государственного педагогического института Ириной Владимировной Соколовой в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ), куда она была сдана в своё время вместе с архивом «Нового мира». Впервые повесть была опубликована в журнале «Наш современник» в 1986 году.С 1947 года жил в Вильнюсе. Сменил много профессий. Был грузчиком, шофёром, киномехаником, конторщиком, заведовал магазином промышленных товаров. В 1952-1956 годах работал в редакции ежедневной газеты «Советская Литва». Был заведующим отделом литературы и искусства. В Вильнюсе вышел его первый сборник рассказов «Подснежник» (1956) и последующие сборники повестей и рассказов «Седой тополь» (1958), «Гуси-лебеди» (1960) и другие.После тяжёлой болезни (раковая опухоль мозга) умер в 1975 году. На доме, в котором жил писатель, была установлена мемориальная доска (улица Вяркю, 1). В 1994 году посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского. В 1995 году прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском (Никитском) кладбище.В 2001 году Константину Воробьеву посмертно присуждена Премия Александра Солженицына.

(слайды 15-)

Ведущий 5: Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курской области в семье потомственного мастерового, кузнец.Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1980-х гг. был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Николай Николаевич Асеев (1889-1963г.г.) «Город Курск стоит на горе, опоясавшись речкой Тускорь. Хорошо к ней слететь в январе на салазках с крутого спуска. Хорошо, обгоняя всех, свежей кожею щек зазяблых ощущать разомлевший снег, словно сок мороженых яблок». В 1943 г. Н.Н. Асеев дополнил это стихотворение словами: «Он теперь опален огнем, а тогда был так безопасен... Как давно не бывал я в нем! Как я многим ему обязан!» Н. Асеев. Цикл стихов «Курские края».

3 слайд

Описание слайда:

Жизнь поэта была нелегкой, но он всегда помнил родную землю, обращался к этой теме в течение всего творческого пути. «Стойте крепче. Вы мое оплечье, вы мои деды и кумовья, вы мое обличье человечье, Курские края». В июле 2014 года в Курске состоялось торжественное открытие бюста поэта Николая Асеева. Установили его перед зданием областной библиотеки, которая давно носит его имя. Н. Асеев. Цикл стихов «Курские края».

4 слайд

Описание слайда:

Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941г.г.) Удивительно смелым человеком был писатель А.П. Гайдар! И книги его - чистые, светлые, добрые - помогают в воспитании по-гайдаровски: активно любить свой край, свою Родину. Писатель знал и любил детей, в своих книгах он не поучал их, а беседовал с ними. «А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки. И поставили над могилой большой красный флаг. Плывут пароходы - привет Мальчишу! Пролетают летчики - привет Мальчишу! Пробегут паровозы - привет Мальчишу! А пройдут пионеры - салют Мальчишу!» А.Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово».

5 слайд

Описание слайда:

Льговский литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара Музей создавался десятками людей, объединенных общей идеей: пониманием важности творчества А. П. Гайдара, желанием увековечить память о писателе, родившемся в нашем городе, и сохранить дом, в котором прошли первые детские годы писателя. Память о А. П. Гайдаре увековечена в названиях улиц городов Курска, Льгова, Щигров. Его творчеству посвящены экспозиции в Курском литературном музее, в мемориальном Доме-музее во Льгове, в средней школе № 2 в Щиграх, на территории которых установлены бюсты писателя.

6 слайд

Описание слайда:

Валентин Владимирович Овечкин (1904-1968г.г.) Для того, чтобы глубже понять основу творчества В. Овечкина, необходимо обратить внимание на заметки из его дневников: «Самое страшное в человеке - двурушничество. С того дня, как его заставили первый раз, затаив в душе одно, сказать совсем другое, с этого дня начинается падение этого человека. С двурушничества начинается все: подлость, склонность к вероломству, предательству. Это - гибель человеческой души. Это страшная ошибка, когда начальнику больше нравится покорный двурушник, нежели строптивый вольнодумец». Данное высказывание писателя говорит о его большом духовном потенциале и глубоко критическом отношении к себе и к реальной действительности.

7 слайд

Описание слайда:

В городе Курске увековечили память о Валентине Овечкине в названии улицы города (с 22 августа 1974 г.). На доме, где жил В.В. Овечкин, установлена мемориальная доска. Ежегодно проводится журналистский конкурс им. В. Овечкина, в Курске и Льгове проходят литературные чтения. «При внешней суровости и неразговорчивости он был добрый и доверчивый человек. Как в книгах своих, так и беседах говорил о самом сокровенном открыто и прямо, потому что никогда в делах и стремлениях его не было корысти, он всегда заботился о правде, об общем благе». Владимир Карпов

8 слайд

Описание слайда:

Константин Дмитриевич Воробьев (1919 – 1975г.г.) «Две сотни белых хат двумя посадами рассыпались над речкой, кишащей пескарями и пиявками. Берега речки заросли ивовой дремучестью, хаты тонут в садах, а вокруг - безбрежный океан хлеба, дрожащая синь знойного марева - и никогда не потухающее солнце», - так пишет сам автор о своей малой родине, живущий долгое время вдали от нее. Писателя всегда тянуло к "отчему дому", память о родной земле не покидала его ни на минуту: «я нагнулся к земле - в наших краях она особенная: черная как сажа и такая мягкая, пахучая, родимая». И еще: «…наполнилось сладковатым запахом чабреца, мяты и солнца - запахом моей родины». К.Д.Воробьев

9 слайд

Описание слайда:

Память о нашем знаменитом земляке увековечена в названии улицы в г. Курске, в доме, где родился К. Воробьев, находится музей, а в областном краеведческом музее действует постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству К.Д. Воробьева. Средняя школа № 35 г. Курска носит имя К. Воробьева, там же имеется и музей писателя. «Если писатель лжет перед своей совестью и не желает видеть горе и беды народа, трагедию его называет исторической неизбежностью - он ничто, какими бы наградами не ублажало его правительство. Придет время, и для всех это станет очевидным и понятным. Тогда, кроме позора, такого писателя ничего не ждет. Я не знаю, будут ли меня читать потом, но я знаю, что на мою могилу никто не плюнет». К.Воробьев

10 слайд

Описание слайда:

Евгений Иванович Носов (1925-2002г.г.) «Но вот закрываю глаза, и - трепетно обмирает сердце: вот она, родимая! Взгорья и ложбины, и опять холмы. Вверх – вниз, вниз – вверх… Будто дышит, словно это ее глубокие, натруженные вздохи…». «По-моему, малая родина - это окоем нашего детства. Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око. И что жаждет вместить в себя чистая, распахнутая душа. Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга. И где впервые огорчилась, разгневалась или пережила свое первое потрясение». «Малая родина - это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения». Е.И.Носов. «Малая родина»

11 слайд

Описание слайда:

В октябре 2005 г. в Курске, на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев, был открыт памятник известному русскому писателю, Герою Социалистического Труда, почетному гражданину г. Курска, члену Академии российской словесности, лауреату различных литературных премий, кавалеру многих орденов и медалей – Е.И. Носову. Евгений Иванович рано ушел из жизни, но его душа осталась с нами в его произведениях, в его заветах: «...все, что касаемо творческого взлета, осталось по-старому, как и при Дионисии: если хочешь чего достичь – иди и поклонись родной земле...». Е.И. Носов


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ольговская средняя общеобразовательная школа»

Курской области Кореневского района

Областной конкурс, посвященный образованию РФ «Под флагом единым».

«Герои нашего времени».

Выполнил: учитель

Русского языка и литературы

Шарина Л.В.

8-919-218-13-11

Ольговка-2016г

Тема : Поэты и писатели Курского края.

Задачи: познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов Курского края, развивать устную речь, образное и логическое мышление, прививать любовь к родному краю, воспитывать у учащихся чувство ответственности за судьбу своей родины.

Оборудование: портреты писателей и поэтов Курского края, выставка книг, рисунки, фотографии Курской земли.

Ход мероприятия.

Ученик:

У каждого из нас есть Родина,

Где жили наши предки,

Где родились мы,

Наша Родина-это

Наш Курский край.

Учитель: «Курский край издавна славится героической историей, живописной природой, здоровым климатом, природными богатствами, а главное- замечательными людьми. Ответственность поэтому лежит на нас особая за судьбу страны, государства, языка, культуры, традиций.

Для каждого человека родина начиналась по-своему.

Что для вас значит «малая родина»?

(звучит песня «С чего начинается Родина»)

Учитель : Богат талантами Курский край. С древнейших времен и до наших дней Курская земля – это источник вдохновения для писателей и поэтов.

Полонский здесь не без привета

Был встречен Фетом, и пока

Старик гостил у старика,

И, поправляя каждый стих,

Здесь молодые музы их

Уютно провели всё лето.

Какая картина предстала в вашем воображении?

О ком этот отрывок?

Учитель: Среди заповедных уголков России, с которыми неразрывными узами связана русская поэзия,-курское имение А.А.Фета- Воробьёвка. С селом Воробьевка связаны последние 15 лет жизни А.А.Фета. Именно здесь поэт «зажег» немеркнующие «Вечерние огни»- эту задушевную лебединую песню, создал стихотворения, вошедшие в золотой фонд литературы.

Ученик : А.Фет – известный русский поэт. Родился он 23 ноября 1820 года в Орловской губернии. До 14 лет А.Фет учился дома. В 1837 году он поступил в Московский университет. Поэтическая слава его росла. Вышедший в 1850г в Москве книги «Стихотворения А.Фета» открыли ему доступ в кружок «Современника». В 1877 году Фет купил имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии, близ Коренной Пустыни. Фет издал в Москве четыре сборника стихотворений: «Вечерние огни», написал мемуары «Ранние годы моей жизни, до 1848г», «Мои воспоминания». Умер Фет 21 ноября 1892 г в Моске. Похоронен в родовом имении.

Чтец: Уж верба вся пушистая

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

Чтец:

«Теснее и ближе сюда!...»

Теснее и ближе сюда!
Раскрой ненаглядное око!
Ты - в сердце с румянцем стыда,
Я - луч твой, летящий далеко.

На горы во мраке ночном,
На серую тучку заката,
Как кистью, я этим лучом
Наброшу румянца и злата.

Напрасно холодная мгла,
Чернея, все виснет над нами, -
Пускай и безбрежность сама
От нас загорится огнями...

Учитель: Современный писатель Евгений Иванович Носов считал, что «Малая родина»- это окоём нашего детства. Его книги стали известны на весь мир. Носов писал превосходные повести и рассказы, очерки и статьи, любил фотографировать. Настоящими друзьями Евгения Ивановича были реки, поля, холмы, овраги, которые помогали ему жить, дарить радость.

Ученик: Е.И.Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево. Курской области. Закончил 8 класс и ушел на фронт в артиллерийские войска. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1980-х гг. был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.
Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы - военная и деревенская.
В 1957 году - первая публикация: рассказ «Радуга» опубликован в курском альманахе.
В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».
В 1961 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем. В 1962 году начал учиться на Высших литературных курсах в Москве.
Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести, занимая достойное место в русской литературе.
Большой успех имела повесть «Усвятские шлемоносцы» (1980); в 1986 году под этим названием вышел сборник его повестей и рассказов; в том же году - книга очерков «На дальней станции сойду»; в 1989 году - книга рассказов для младших школьников «Где просыпается солнце»; в 1990 году - повести и рассказы «В чистом поле»; в 1992 году - книга рассказов для старших школьников «Красное вино победы».

Чтец:

«Вокзал – ветеран»


И на стареньком Курском вокзале
Голоса давних лет не молчат:
В сорок первом – на фронт провожали,
В сорок пятом – встречали солдат.
В сорок первом – печальные слёзы,
В сорок пятом – победный восторг!...
Унесли те года паровозы,
Но вокзал позабыть их не смог.
Потому что остались те раны,
на старинных его кирпичах..
Видно, так же войну ветераны
Вспоминают с печалью в глазах...

Учитель : Велика скорбь Курской земли по ее славному сыну –писателю Е.И.Носову, который ушел из жизни 12 июня 2002 года. Носов был не только сыном Курской земли, но и России. В день прощания с писателем буйствовала природа. Она словно не соглашалась с уходом своего выразителя. Не согласимся и мы, от нас он не ушел, он будет с нами всегда. И пусть останутся вещие творения Мастера.

Следующий земляк, с кем мы познакомимся –Аркадий Петрович Гайдар.

Что вы о нем знаете?

Какие рассказы его читали?

Чему они вас учат?

Ученик: Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) - прозаик
Родился 9 января в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но, когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дому, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.
Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.
В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Лучшими своими сочинениями он считал повести "Р.В.С." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. "Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда".
Когда началась Отечественная война, писатель стал вновь в ряды армии, отправляясь на фронт военным корреспондентом газеты "Комсомольская правда". Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами.

Учитель: Известна ли вам Фамилия Н.Н.Асеева?

В каком городе он жил?

Кто из вас был в музее?

Ученик : Николай Николаевич Асеев родился 9 июля 1889 года в Льгове в семье страхового служащего. Окончив Курское реальное училище, в 1909 году он поступает в Московский коммерческий институт. В это же время молодой поэт посещает лекции на филологическом факультете Московского университета.

В 1911 году его произведения впервые появляются в печати в журнале «Весна». Постепенно Николай Асеев знакомится со многими известными литераторами – В. Брюсовым, Ф. Сологубом, Б. Пастернаком, В. Маяковским. Асеев поочерёдно был членом нескольких поэтических групп. В 1913 г. он вступает в группу «Лирика», организованную С. Бобровым, затем становится членом новой футуристической группы «Центрифуга».

В первом сборнике Асеева «Ночная флейта» (1914) заметно сильное влияние символизма. После знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, молодой поэт увлекается древнеславянским фольклором, что незамедлительно отразилось на его творчестве. В последующие годы выходят в свет его поэтические сборники «Зор» (1914), «Леторей» (1915, совместно с Г. Петниковым), «Четвертая книга стихов» (1916) и «Оксана» (1916).

В середине 1917 г. Асеев вместе с женой уехал на Дальний Восток. Там он работал в газете «Дальневосточное обозрение». Явился одним из инициаторов создания литературно-художественного общества «Балаганчик», из которого в дальнейшем родилась группа «Творчество». Асеев часто выступал с лекциями о футуризме, пропагандировал творчество Маяковского. В 1921 году во Владивостоке издаётся сборник стихов Асеева «Бомба».

В 1922 году поэт вернулся в Москву и стал в дальнейшем одним из самых пламенных и ортодоксальных большевистских поэтов. За поэму «Маяковский» в 1941 ему была присуждена Сталинская премия. В 1961 г. за поэтический сборник «Лад» Николай Асеев стал лауреатом Ленинской премии. За свою жизнь он опубликовал более 70-ти стихотворных сборников.

Чтец :

Соловей

Вот опять

соловей

со своей

стародавнею песнею...

Ей пора бы давно уж

на пенсию!

Да и сам соловей

инвалид...

Отчего же -

лишь осыплет руладами -

волоса

холодок шевелит

и становятся души

крылатыми?!

Песне тысячи лет,

а нова:

будто только что

полночью сложена;

от нее

и луна,

и трава,

и деревья

стоят завороженно.

Песне тысячи лет,

а жива:

с нею вольно

и радостно дышится;

в ней

почти человечьи слова,

отпечатавшись в воздухе,

слышатся.

Те слова

о бессмертье страстей,

о блаженстве,

предельном страданию;

будто нет на земле новостей,

кроме тех,

что как мир стародавние.

Вот каков

этот старый певец,

заклинающий

звездною клятвою...

Песнь утихнет -

и страсти конец,

и сердца

разбиваются надвое!


Чтец:


Дом

Я дом построил из стихов!..

В нем окна чистого стекла,-

там ходят тени облаков,

что буря в небе размела.

Я сам строку свою строгал,

углы созвучьями крепил,

венец к венцу строфу слагал

до самых вздыбленных стропил.

И вот под кровлею простой

ко мне сошлись мои друзья,

кого - не полюбить нельзя:

Творцы родных, любимых книг,

что мне окно открыли в мир;

друзья, чья верность - не на миг,

сошлись на новоселья пир.

Летите в окна, облака,

входите, сосны, в полный рост,

разлейся, времени река,-

мой дом открыт сиянью звезд!

Учитель : А сейчас проведем викторину по творчеству писателей и поэтов Курского края.

  1. В каком городе родился Н.Н.Асеев?

Курск

Льгов

Щигры.

  1. Какое произведение не принадлежит Е.И.Носову?

Хитрюга

За долами, за лесами

Дорогами курских козаков.

  1. Какому детскому писателю установлен памятник в Курской области?

А.П.Гайдар

Е.И.Носов

Н.Н.Асеев

  1. Имя какого писателя носит музей в городе Льгове?

Е.И.Носову

А.П.Гайдару

Н.Н.Асееву

5. С именем какого выдающегося деятеля литературы связано имение Воробьёвка?

Н.Н.Асеев

А.А.Фет

К.Д.Воробьев

6. Какие произведения писал А.П.Гайдар?

Повести

Стихотворения

Басни

7. Назовите фамилию земляка из вашей «малой родины»?

В.В.Овечкин

К.Д.Воробьев

Н.И.Леверов

А.П.Гайдар

А.А.Фет

Е.И.Носов

9. Именем какого писателя назван лагерь в курской области?

А.П.Гайдара

Н.Н.Асеева

В.В.Овечкина.

10.Что изображено на гербе города Курска?

Три летящие куропатки

Дикий гусь

Дрохва.

Учитель: Во все времена на Курской земле жили талантливые люди, чувствующие природу и людей Курского края. Широко известны писатели и поэты: А.П.Гайдар, Е.И.Носов, А.А.Фет, Н.Н.Асеев. Нам есть чем гордиться!

И урок мне хочется завершить следующими словами:

О, Курский край, ты житница России,

Прекрасны реки и луга твои.

Кого бы мы не спросили,

Все знают, как поют здесь соловьи.

Лишь поднимается заря над нивой

И золотится на земле роса,

Заводят трели соловьи красиво,

И люди открывают после сна глаза.

Откроют очи, и на миг застынут,

Заслушавшись напутствием певца.

Вмиг чувства теплые нахлынут

Пусть песнь звенит без края и конца!

Наполнят душу добрым, вечным счастьем

«Коленца» музыканта- соловья.

И летом, и в осеннее ненастье

Живи, родная Курская земля!