Как правильно написать изложение на огэ. Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку. Общие рекомендации
Нужно сделать из старого текста новый, в котором будет только самое важное и основное из старого. Как правило, новый текст получается весьма сухим и кратким.
Нужно суметь отличить важное и основное от остального. Бывает, что ученик принимает второстепенную информацию за главную и пишет её, а главную забывает. Это большой минус.
Нужно суметь разделить текст на 3 абзаца, то есть на 3 микротемы, на 3 основные мысли. Желательно, чтобы Ваше деление не отличалось от деления автора текста.
Нужно сокращать так, чтобы не появилась та информация, которой в начальном тексте не было.
Нужно использовать приемы сжатия текста на протяжение всего изложения.
Приёмы сжатия текста.
Их всего три:
- исключение;
- обобщение;
- замена.
Исключение. Название говорит само за себя. Метод исключения предполагает отбрасывание всего, что можно отбросить:
- вводных слов
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Чаще всего отбрасывание происходит сразу по нескольким из этих пунктов, например:
По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины в двух смыслах: правда и красота - вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов (29 слов).
Мы убрали вводную конструкцию, повторы, лишние рассуждения, синонимы. Получилось:
Добро и красота едины для всех народов и между собой (10 слов).
Обобщение. Обобщать можно:
- несколько предложений в одно;
- части одного предложения;
- конкретные факты на основе общего между ними.
Например:
Почти во всех повестях В. Распутина центральным образом стоит женщина - Мария в «Деньгах для Марии», Дарья в «Прощании с Матёрой», Анна в «Последнем сроке», Настена в повести «Живи и помни». Да и в рассказах писателя женщина на первом месте. И это вовсе не случайно (43 слова).
Объединяем эти 3 предложения вместе (и одновременно исключаем лишнее) и получаем:
Почти во всех повестях и рассказах В. Распутина центральным образом стоит женщина, что вовсе не случайно (15 слов).
Замена. Заменять можно:
Однородные члены обобщающим словом;
- сложное предложение простым;
- часть предложения или ряд предложений общим понятием или выражением;
- прямую речь косвенной (и это делать нужно, потому что очень сложно запомнить цитату дословно);
- часть текста одним предложением;
- часть предложения местоимением и пр.
Например:
На полке стояли помады, тени, кремы, лежали пудры, туши, карандаши для глаз (12 слов).
Находим обобщающее слово для всех однородных членов и заменяем их этим словом.
На полке были предметы косметики (5 слов).
Не обязательно использовать все приемы. Можно пользоваться только одним. Но у Вас это едва ли получится, так как все эти приемы почти всегда используются вместе. Главное – делать это на протяжение всего текста! Об этом сказано в критериях оценивания сжатого изложения.
Этап 1.
Внимательно читаем задание 1 ОГЭ
, выделяем основные требования к изложению.
Прослушайте текст и напишите сжатое
изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание
как каждой микротемы
, так и всего текста
в целом.
Объём изложения - не менее 70 слов
.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком
.
Этап 2.
Изучаем критерии оценивания
сжатого изложения.
Этап 3. Знакомимся с основными способами сжатия текста.
Этап 4. Учимся применять приёмы сжатия на практике.
Этап 5. Учимся сжимать печатный текст .
1. записывать не все слова, а только ключевые (чаще это существительные и глаголы)
2.
сокращать
слова
- Помните, что, сокращая существительные и глаголы, необходимо прописывать начало слова и конец: путеш-е (путешествие), хар-ет (характеризует) и т.д.
- При сокращении прилагательных достаточно записать начало слова, т.к. прилагательное всегда согласуется с сущ.: псих. здоровье (психическое здоровье)
3. вместо некоторых слов использовать различные знаки (математические, физические), символы, рисунки:
- + - положительный
- ≈ - приблизительно
- < > - меньше, больше
- → - приводит к
- ∈ - принадлежит
- ∪ - объединяет
- t - время
- F - сила
- ♡ - любовь, сердце и т.д.
4. во время 1-го прослушивания записывать нечётные предложения (1-ое, 3-е, 5-ое и т.д.), во время 2-го прослушивания - чётные (2-ое, 4-ое, 6-ое и т.д.); при этом во время 1-го прослушивания не забудьте оставить место для пропущенных предложений; если предложения длинные, делите их на части
- "Плюс" этого способа в том, что у вас появляется больше времени для записи первого предложения за счёт пропуска второго.
- "Минус" в том, что есть вероятность запутаться, если не следить за границами предложений.
В связи с последними внесенными в экзамен формата ОГЭ изменениями задание C1 теперь называется задание 1 и входит в первую часть экзаменационной работы. Но на этом все изменения заканчиваются, по сути, как и прежде, вам требуется написать сжатое изложение, сохранив авторские микротемы. При этом важно передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Важно не забыть использовать способы сжатия текста. Но обо всем по порядку.
Что такое микротема?
Микротема - это маленькая часть общей темы, иначе - тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца. Таким образом, все предложения абзаца должны быть связаны одной микротемой. А все микротемы должны подчиняться общей теме текста. Например, темой всего текста является осень. Но в первом абзаце автор может рассказывать о бабьем лете в сентябре, во втором автор будет говорить о золотой осени, которая наступает в октябре, а в третьем - описывать холодную ноябрьскую осень. Тему и микротемы текста такого типа можно представить в виде следующего плана:
Осень
1. Прекрасная пора - бабье лето!
2. Пушкинская пора - золотая осень.
3. Осень - время подготовки к зиме.
Имея такой план, легко представить содержание всего текста в целом, однако Вашей задачей на экзамене будет услышать все микротемы, а их, как и здесь, будет ровно три в любом читаемом тексте. Это гораздо сложнее. Стараясь не упустить важного, девятиклассник пытается записать каждое слово, а этого делать не нужно, так как уже при первом прослушивании, владея приемами сжатия текста, можно отличить главное от второстепенного.
Способы сжатия текста
Известны три основных способа сжатия текста:
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
- выделить главное (существенное) и детали (подробности);
- убрать детали;
- пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
- пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
- объединить существенное;
- составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ
:
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
ПРИМЕР:
до сжатия
радостная, светлая, приветливая
улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
ПРИМЕР:
до сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский
, и никто не мог распознать в нём русского.
после сжатия
Он знал разные языки,
и никто не мог распознать в нём русского.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
- вычленить единичные факты;
- подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
- составить новый текст.
ПРИМЕР:
до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
- заменить сложное предложение простым;
- заменить предложение или его часть указательным местоимением;
- объединить два или три предложения в одно;
- разбить сложное предложение на сокращённые простые;
- перевести прямую речь в косвенную.
ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая
фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина
, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия
Читая дневник Никитина
, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки,
принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
- замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
- замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.
до сжатия
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц
, устраивающих утренний концерт
Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц
, отдыхаешь по-настоящему.
после сжатия
Слушая
утренний концерт
птиц
, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц,
отдыхаешь по-настоящему.
Источник информации - Левченко О.С., Тишина Т.Н. "Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс" Омск 2009
ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей: изложения, основной части (из тринадцати вопросов по тексту) и сочинения. Как ни странно, наибольшие трудности школьники, как правило, испытывают с первой частью, то есть с изложением. Однако научиться писать изложение на «отлично» не так уж и тяжело – и сейчас мы расскажем как.
Один из тридцати
Прежде всего хочется отметить, что сейчас есть лишь 30 текстов, один из которого может попасться вам на ОГЭ. Все эти 30 текстов представлены в открытом банке заданий ФИПИ в виде аудиозаписей, и по ним можно – и нужно! – готовиться. То есть можно сказать с уверенностью: если вы самостоятельно напишете изложение по каждому из этих текстов, у вас не будет никаких проблем на экзамене. Но как же всё-таки писать изложение?
Структура сжатого изложения
Каждый из тридцати текстов написан на морально-нравственную тему (о дружбе, любви, заботе и т д) и состоит из трёх абзацев – и, соответственно, из трёх микротем. Ваша задача – обнаружить и написать главные мысли каждого абзаца
. Сделав это, вы получите 2 балла из 7 возможных.
Не забывайте, что изложение не диктант, поэтому не стоит повторять прослушанный текст слово в слово: наоборот, необходимо переписывать всё своими словами
и убирать второстепенную информацию. Лишние детали, описания, примеры, вводные слова и предложения, сложные конструкции – всего этого не должно быть в вашем изложении. И если вы сможете соблюсти это, вам добавят ещё 3 балла.
Наконец, последний критерий – отсутствие логических ошибок
и стройность изложения. В работе не должно быть противоречий, вызванных невнимательным прослушиванием текста, а также чётко должны прослеживаться три смысловые части, то есть изложение следует написать в трёх абзацах, разграничивающих микротемы. Выполнение этого критерия добавит оставшиеся 2 балла.
Но не забывайте о грамотности! Она оценивается – пусть и отдельно.
Как же писать изложение?
На экзамене вам включат записать дважды. Важно: при первом прослушивании ничего не пишите
! Постарайтесь внимательно прослушать текст и запомнить микротемы. По завершении этого – перепишите микротемы в черновик, оставив место для некоторых ключевых фраз и важных деталей. Так вы сможете точно определить главную тему текста и все его микротемы и не попадётесь на те ловушки, которыми полон каждый отрывок, даваемый на ОГЭ.
При втором прослушивании, напротив, старайтесь написать как можно больше. Вы уже будете знать, что из себя представляет каждая микротема, и вам не составит труда обогатить её важной информацией. Напоминаем ещё раз: пишите по возможности своими словами! Перефразируйте оригинальный текст – и достигнете более высокого результата.
Написав всё, не забудьте внимательно и вдумчиво перечитать вашу работу, чтобы проверить, нет ли в ней противоречий и грамотно ли всё написано. Если есть слова, в написании которых вы сомневаетесь, заменяйте их синонимами. Сложные предложения делите, избавляясь от лишних запятых.
И главное: тренируйтесь! Чем больше изложений вы напишите, тем легче вам будет на экзамене.
Сегодня мы попытаемся помочь девятиклассникам понять, как написать краткое изложение и как получить за это задание максимальный балл.
Требования к написанию сжатого изложения
Для начала нужно узнать, по каким критериям оценивают задание 1 эксперты. Вот основные требования, предъявляемые к сжатому изложению:
- 1. Содержание изложения.
Экзаменуемые должны передать основное содержание текста и отразить важные для его понимания микротемы. За этот блок можно получить от 0 до 2 баллов.
- 2. Сжатие первоначального текста
Экзаменуемые должны использовать приемы сжатия на протяжении всего изложения. (от 0 до 3 баллов)
- 3. Смысловая цельность, последовательность изложения
Экзаменуемые должны соблюдать последовательность изложения, избегать логических ошибок. (от 0 до 2 баллов)
Максимальный балл за задание 1 – 7 баллов.
— На экзамене будет звучать аудиозапись с текстом для изложения. Аудиозапись длится 2-3 минуты и повторяется два раза . После первого прослушивания экзаменуемым дается время на осмысление и обработку текста .
— Требуемый объём сжатого изложения – 70 слов, работа объемом меньше 70 слов НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ, и баллы за неё не начисляются. Но не стоит писать и слишком длинные изложения, самый оптимальный объём – 80-90 слов .
— Изложение необходимо разделить на части, текст разбивайте на 3 абзаца .
— Пишите изложение по возможности чётким, разборчивым почерком и при делении текста на абзацы соблюдайте достаточное расстояние для отступа строки , чтобы экзаменаторы точно видели, как вы делите текст.
— Старайтесь не употреблять в работе слова и выражения, в смысле и написании которых вы не уверены. На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарем , но делать это лучше после того, как вы полностью напишите «черновой» варианта изложения.
Основные этапы работы над изложением
- 1. Восприятие и осмысление текста
На экзамене у вас обязательно должен быть черновик и хорошо пишущая ручка (а лучше две).
Приготовьтесь внимательно слушать текст и записывать хотя-бы по два-три опорных слова из каждого предложения. Не стремитесь записать весь текст подряд! Сокращайте слова, оставляйте между ними большие расстояния, чтобы дописать предложения во время перерыва и второго прослушивания текста.
Во время перерыва прочитайте свои записи, где возможно, допишите сокращенные слова. Попытайтесь понять, о чём текст, и что хотел сказать автор.
Во время повторного воспроизведения аудиозаписи вписывайте в пропуски то, что не написали при первом прослушивании текста. Еще раз осмыслите тему текста .
Ваша цель:
— Понять тему (о чем говорится?)
— Уловить основную мысль (к чему призывает автор, как он хочет повлиять на читателя)
- 1. Написание собственного текста
На основе своих записей восстановите текст, соедините всё в одной работе. Текст должен читаться легко , быть логичным , связным , тема и цель полученного изложения должны соответствовать теме и цели исходного текста. Чтобы проверить это, задайте себе вопрос: «Говорится ли в моём тексте о том же, о чем говорил автор? Побуждает ли он к тому, к чему побуждает исходный текст?»
В своей работе выделите 3 абзаца . Каждый абзац – это микротема. Получилось ли у вас три микротемы ? Если да, идём дальше.
Сокращаем каждый абзац до двух-трёх предложений, оставляя только САМОЕ ГЛАВНОЕ.
Чтобы получить за работу высокий балл, в каждом абзаце обязательно используйте приёмы сжатия. Существует несколько способов сокращения текста:
1. Способ обобщения
Она достала из пакета морковь, картофель, рыбу, молоко и только потом ответила на мой вопрос. → Она достала из пакета продукты и только потом ответила на мой вопрос.
2. Способ исключения
Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля. → Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию.
3. Способ замены
Дать согласие – согласиться; для того чтобы поступить – для поступления; привести доказательство – доказать.
При сжатии текста избавляйтесь от оборотов, вводных слов и вводных конструкций, уточняющих членов предложения.
От риторических вопросов тоже лучше избавляться, или же переводить их в повествовательное предложение . Пример: Возможно ли забыть об этом великом подвиге? → Невозможно забыть об этом великом подвиге.
4. Проверка текста
Сократив свое изложение, перечитайте его ещё раз.
Задайте себе несколько вопросов:
— Получилось ли передать основную тему текста?
— Не противоречит ли полученный текст оригиналу?
— Удалось ли отразить в работе все три микротемы?
— Логичен ли текст, связаны ли все три абзаца по смыслу?
— Нет ли в изложении несжатых мест (вводных слов, деепричастных и причастных оборотов и т.д.)?
Убедившись, что ваш текст соответствует требованиям, проверьте его на наличие ошибок . Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение и проверьте их в орфографическом словаре . Будьте внимательны при расстановке знаков препинания .
Перепишите изложение в чистовик.
Дополнительные советы
Старайтесь грамотно распределять время. Заданию 1 рекомендуется уделить не более 40-60 минут.
И главное: секрет успешной сдачи любого экзамена состоит в подготовке. Регулярно тренируйтесь на типовых заданиях, и вы сможете выработать необходимые навыки и умения.
Желаем удачи на ОГЭ!