Расхождения во взглядах. Контрольная работа по "экономической теории"

Guest

Коммунисты, я так понимаю – это КПСС, в начале они входили в состав РСДРП, но в дальнейшем произошел раскол, на РСДРП (б) и (м) – большевики и меньшевики. Суть заключалась в том, что Ленин хотел произвести сразу социалистическую революцию, в то время, когда меньшевики считали, что ее нельзя производить без этапа буржуазной революции.

Гость 6

Всего 1 .

Этапы Великой Французской революции: таблица, как составить?

1)номер и годы этапа

2)Главные органы власти во Франции

3)Ведущая политическая сила (ее лидер) и оппозиционные силы

4) какие противоречия разрешены

5) С кем и за что воюет Франция

История 7 класс

Zolotynka 3

1) Номер и годы этапа.

  1. Июнь 1789 г. – создание Национального собрания, главной целью которого было реформирование правительства и создание новой конституции.
  2. 1789 – штурм Бастилии и последующее принятие Декларации прав человека.
  3. 1792 попытка Пруссии и Австрии спасти монархию во Франции, которая закончилась казнью Людовика XVI в 1793 г.
  4. 1793-1796 г. Вандейский мятеж против нового правительства.
  5. 1793-1794 г. Робеспьер и начало Большого террора.
  6. 1795 г. создание нового правительства – Директории, конец Царству террора.
  7. 1799 г. приход к власти Наполеона и конец революции.

В более сжатом виде Этапы Великой Французской революции перечислены в таблице ниже:

2) Главные органы власти: Национальное собрание, Конвент, Директория.

3) Ведущая политическая сила: якобинцы (во главе с Робеспьером), кордельеры (Марат, Дантон), жирондисты.

4) феодальная система была уничтожена, французские граждане получили равные права. Была полностью разрушена старая структура общества.

5) Революция была призвана изменить политический ландшафт Франции: ее целью было искоренение многовековых институтов, таких как абсолютная монархия и феодальная система. Основные требования революционеров сформулированы в знаменитом лозунге:

Zolot­ynka 2

Всего 1 .

Политические силы во времена великой французской революции

Дракон Русский 1

Монархисты: роялисты (сторонники правящей династии и абсолютизма).
Революционный лагерь: фельяны (выражали интересы крупной буржуазии и либерального дворянства; сторонники конституционной монархии), жирондисты (выражали интересы средней буржуазии; республиканцы), якобинцы (выражали интересы мелкой буржуазии, крестьян и ремесленников; республиканцы). Кирилл Медведев 4

Всего 1 .

Александр, читал вашу статью про участие британских разведчиков в Великой Французской революции. Не было ли риска, что пламя революции перекинется и за Ла-Манш?

Михаил Кокушков 4

Нет, там была принципиально другая ситуация. Власть короля во Франции была многократно сильнее, чем в Великобритании. Французская революция была во много реакцией именно на королевскую политику и вызванный ей кризис в стране (кризис, уходивший корнями еще в правление Людовика XV). В Великобритании же в годы кризиса непопулярный кабинет просто уходил в отставку во главе с премьер-министром.

Так, собственно, и произошло с кабинетом Норта, который был вынужден уйти в отставку потому что не справился с беспорядками в столице и после критики “акта о папистах”. Именно эта сменяемость правительств во многом обеспечивала внутреннюю политическую стабильность в Британии. В конце XIX века правительства Гладстона и Дизраэли несколько раз сменяли друг друга, потом линию Дизраэли продолжил марких Солсбери. А король (говорим о Людовике XVI) в отставку же не уйдет, верно? С королем, к слову, тоже пытались договориться. Но не получилось.

Александр Свистунов 3

Всего 1 .

В чём были причины французской революции XVIII века?

Гость 1

К подобного рода радикальным «трансформациям» социально-политической системы всегда ведёт ряд факторов, которые предшествуют событию.

Великая Французская революция - не исключение. К 1789 году их накопилось достаточно: во-первых, монарх не решал финансовые проблемы народа (кризис продовольствия и голод) и общества, противоречивые политические реформы, Просвещенческие идеи - все это ставило под сомнение абсолютную монархию во Франции.

Так, в обществе по нарастающей назревало понимание того, что систему стоит «менять», ибо она устарела. Так произошёл переворот.

Ирина О. 7

В неудовольствии общества политическим строем, постоянной ложью со стороны правительства и его же незаконным обогащением, слишком большое разделение между общественными кастами порождало ненависть, что в итоге переросло в революцию. Иван В. 6

Всего 2 .

У законничества есть и еще один аспект. Существует ряд вопросов, по которым мнения верующих очень расходятся. "Заборы" известы со времен фарисеев, и вопрос о расхождении во взглядах возник давно - еще во времена Павла. Целая глава Послания к Римлянам посвящена этой разновидности законничества. Павел называет проблему "спором о мнениях" (Рим.14:1), т.е. "расхождением во взглядах".

Суть проблемы Павел излагает в стихе 5: "Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума". Мнения людей по некоторым вопросам сильно расходятся. Для когото определенные правила приемлемы, для кого-то - греховны.

Расхождения во взглядах часто происходят из-за того, что люди воспитывались в разных семьях, жили в разных местах, в различной культурной среде. Например, одно из правил, которое считалось возмутительным в той церкви, где я вырос, абсолютно спокойно воспринималось в другой церкви, в Калифорнии. Калифорнийцы же, в свою очередь, возмущались нововведениями техасских церквей. Но ни о первом, ни о втором, ни о третьем в Библии ничего не говорится.

Как возникают культурные различия? По-разному. Возможно, давным-давно кто-то выстроил какой-то "забор", но люди уже позабыли, что явилось его причиной. Другие "заборы" приходят от какого-то конкретного человека, который стал навязывать свои верования другим.

Чарльз Свиндолл рассказывает о семье миссионеров, которую другие миссионеры буквально выжили из страны из-за разногласий по поводу потребления арахисового масла. Там, где эта находилась эта семья, где арахисовое масло не продавалось, поэтому они попросили друзей присылать его время от времени из Америки. Проблема же заключалась в том, что остальные миссионеры считали сверхдуховным воздерживаться от потребления столь любимого всеми продукта. Вновь прибывшая семья сочла это просто расхождением во взглядах и продолжала получать из Штатов арахисовое масло. Давление со стороны остальных миссионеров усилилось, и семье пришлось уехать из страны.

Как могло такое случиться? На первый взгляд - просто глупость! Но если учесть, что для среднестатистического американца арахисовое масло - то же, что для русского соленые огурцы, квашеная капуста и селедка с черным хлебом, то можно представить, что ситуация развивалась подобным образом: семья миссионеров, очень любивших арахисовое масло, приезжает в какую-то страну и видит: в местных магазинах арахисового масла не продают. Им приходится решать: или вообще забыть об этом масле, или же попросить, чтобы его присылали из Штатов. Помолившись Господу, они решили, что отказаться от арахисового масла - это та небольшая жертва, которую вполне стоит принести за счастье трудиться на миссионерском поприще. Подобно апостолу Павлу (1Кор.9:1-12), они отказались от употребления масла и поступили так для Господа (Рим.14:6).

Если моя теория верна, то ход их мыслей вполне оправдан и даже достоин похвалы. Об этом и говорит Павел в Рим.14. Если ради Господа они отказались есть арахисовое масло, то кто я такой, чтобы запретить им? Павел сказал, что тот, чья вера позволяет ему есть арахисовое масло, не должен свысока смотреть на того, кто его не ест (Рим.14:3).

Что же случилось? Если сначала всего одна семья отказалась есть арахисовое масло, то как проблема приобрела столь широкий размах? Выдвину еще одну догадку. Могло случиться, что одна из семей возвела свое личное стремление в ранг духовного принципа и стала применять его ко всем: "Если Бог нам сказал не есть в этой стране арахисового масла, то это относится и к остальным миссионерам".

Совершенно не важно, правильно я реконструировал ход событий или нет. Даже если все произошло совсем не так, подобные вещи случались. Даже будучи христианами, мы никак не можем понять совершенно ясное учение из главы 14 Послания к Римлянам о том, что истинно верующим Бог позволяет расходиться во мнениях по определенным вопросам. Мы почему-то стремимся вывести из своих личных переживаний одно общее правило и навязать его всем.

Поступая так, мы как бы ограничиваем Бога. Мы уверены, что всех верующих Бог ведет одним и тем же путем. Мы отказываем Богу в праве поступать с каждым из нас строго индивидуально и, думая подобным образом, впадаем в законничество.

Не нужно усыплять совесть верующих, стараясь убедить их в своей правоте, в той правоте, которую вы вынесли из личного общения с Богом. Даже если вы считаете, что именно Бог привел вас к тем или иным убеждениям, не следует возводить их в ранг обязательного духовного принципа. Уважаемый пуританский богослов Джон Оуэн учил, что "обязательно лишь то, что заповедал Бог в Слове Своем. Во всем остальном мы сохраняем свободу". Если вы хотите наслаждаться свободой во Христе, не забывайте, что с окружающими у вас могут возникнуть "расхождения во взглядах". Не нужно давить на других верующих, но и не позволяйте им давить на вас. Стойте в свободе, дарованной вам Иисусом Христом.

Guest

Коммунисты, я так понимаю – это КПСС, в начале они входили в состав РСДРП, но в дальнейшем произошел раскол, на РСДРП (б) и (м) – большевики и меньшевики. Суть заключалась в том, что Ленин хотел произвести сразу социалистическую революцию, в то время, когда меньшевики считали, что ее нельзя производить без этапа буржуазной революции.

Гость 2

Всего 1 .

Почему Францию называют пятой республикой?

Гость 7

Потому что сегодняшняя Франция является пятой по счёту республикой. Также она единственная из всех предыдущих французских республик, которая не явилась результатом национальной революции или интервенции, а, наоборот, легитимированной на конституционной основе.

Артур В. 5

Пятая республика – период в истории Франции, который начался в 1958 г., с момента принятия новой конституции страны. ​ Периоды Французских республик: ​ Первая – с 1792 по 1804 гг. Началась во время Французской революции и просуществовала до образования Первой французской империи. Вторая – с 1848 по 1852 гг. Провозглошена после Французской революции 1848 г. и просуществовала до провозглашения Наполена III себя императором. Третья – с 1870 по 1940 гг. Началась после Сентябрьской ревлюции и просуществовала до нацистского вторжения в Париж. Четвёртая – с 1946 по 1958 гг. Создана после принятия новой конституции Франции и прекратила своё существование на волне алжирского кризиса. Елена Г. 2

Всего 2 .

Имеет ли право субъект РФ провести референдум о выходе из состава РФ?

Ivan Nizgoraev 2

Нет. В этом и есть ирония ситуации с Крымом. В рамках Украины наша власть считала возможным его отделение в рамках права самоопределения (не смотря на то, что Украинский закон предполагает возможность отделения территорий на основании ВСЕНАРОДНОГО референдума ВСЕЙ страны). А вот после принятия Республики Крым в состав РФ им теперь запрещено даже задумываться о отделении, как либо призывать или дискутировать об этом.

Дмитрий Вяхирев 26

Всего 6 .

зачем укр создало какието республики а эти республики воюют?

саша 5

Не понял, кто создал? Кадровое агентство?… Volandssk 4

Всего 2 .

В.И.Ленин действительно был создателем Украины как государства?

Ketus 2

До 1917 года никакой Украины (как государства) не было. Эти территории входили в состав Российской империи в виде губерний. Волынская, Подольская, Киевская губернии составляли Юго-Западный край. Также были Екатеринославская (ныне Днепропетровск), Полтавская, Таврическая, Харьковская, Херсонская, Черниговская губернии и Область Войска Донского. Города Севастополь, Керчь, Одесса, Николаев, Ялта (с 1914) управлялись градоначальниками. Более подробно см. тут.

После революции началась гражданская война, интервенция, шла борьба за Советскую власть. И на землях современной Украины стали возникать или декларироваться временные государственные образования, среди которых можно выделить следующие:

  • Украинская Народная Республика. Первый всеукраинский съезд Советов (Харьков, 1917) объявил Центральную Раду, находящуюся в Киеве и провозгласившую УНР, вне закона.
  • Донецко-Криворожская Советская Республика
  • Одесская Советская Республика.
  • В восточной Галиции самопровозглашалась Западноукраинская Народная Республика.
  • Бессарабская Советская Социалистическая Республика (1919), как автономная часть РСФСР со столицей в Одессе.

На 1-м всеукраинском съезде Советов в Харькове была провозглашена Украинская Народная Республика Советов (восточная Украина).

В 1918 году все советские республики объединились в Украинскую Советскую Республику со столицей в Харькове, которая вошла в состав Российской Федерации как автономия. Но под натиском немецких оккупационных войск она перестала существовать.

После поражения Германии в войне и установления Советской власти, была провозглашена Украинская Советская Социалистическая Республика. К концу 1920 года советская власть была установлена на бОльшей части территории Украины.

Поскольку В.И.Ленин тогда являлся главой Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и был вдохновителем Социалистической революции, то его роль в создании нового Советского государства была весьма значительной. Он умел находить слова для простых рабочих и крестьян, которые шли в Красную Армию и громили Белые войска и интервентов. Его лозунги были просты и доходчивы: уничтожение частной собственности на средства производства, уничтожение помещичьего землевладения.

В.И.Ленин уделял большое внимание национальному вопросу на Украине и предлагал рабочим и крестьянам самим решать, какими должны быть формы взаимодействия с Российской Федерацией (союз или вхождение в РФ). См. “Письмо к рабочим и крестьянам Украины”.

Позиции Ленина, Троцкого, Сталина и Ворошилова, которые также имели большое влияние в ЦК РКП(б), по поводу создания Украины и Союза Советских Социалистических Республик не совпадали. И Ленину приходилось “продавливать” свою точку зрения.

Сначала был подписан договор УССР с РСФСР об установлении военного и хозяйственного союза (1920). А в 1922 году УССР вошла в СССР на правах равноправной республики (с правом на самоопределение, но без суверенитета). Именно В.И.Ленин добивался закрепления “права наций на самоопределение” и “равноправия республик” в Союзе. Именно он определял тогда границы между Советскими республиками.

УССР 1922 года состояла из губерний Российской империи:

Харьковской, Полтавской, Киевской, Подольской, Херсонской и Екатеринославской. Также в неё частично вошли: Волынская, Черниговская и Таврическая. Старые губернии были переформированы в 12 новых.

Влади­мир-2­012 7

Всего 5 . В октябре Милюков назвал социал демократов "друзьями слева",потом "друзьями -противниками",в другом месяце "врагами" а потом "соседями

слева".Объясните почему так резко менялось мнение кадетов на социал демократов?

Помогите ответить на вопросы

1.Когда появился Термин <<Средние века>> ?В каком значении он употребляется в современной исторической науке?
2 .Как происходил переход от античности к Средневековью в Европе? Какие особенности он имел в различных регионах?
3.Почему средневековое общество называют аграрным? Охарактеризуйте отношения между сеньорами и крестьянами.
4. Какую роль в средневековой Европе играли города?
5.Что такое сословно-представительная монархия?
6 Что такое <<осень Средневековья>> ?

«История России (государство и народы)» 6 КЛАСС 1 вариант

I.Выберите правильный ответ:
1.В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?
А) в Киеве
Б) в Новгороде
В) в Любече
Г) в Ростове
2.Что такое Боярская дума?
А) судебный орган при князе
Б) правительственный орган в Новгороде
В) совещательный орган при князе
3. Андрей Боголюбский княжил:
А) в Галицко-Волынском княжестве
Б) в Киевском княжестве
В) в Черниговском княжестве
Г) во Владимиро-Суздальском княжестве
4.В начале 12 века боярская феодальная республика утвердилась в:
А) Киеве
Б) Смоленске
В) Суздале
Г) Новгороде
5. 1223 год-это год …
А) Невской битвы
Б) Куликовской битвы
В) Ледового побоища
Г) битвы на Калке
6. Какой русский город татаро-монголы прозвали «злым городом»:
А) Владимир
Б) Рязань
В) Козельск
Г) Киев
II.Соотнесите князей и годы правления:

А) князь Олег 1.980-1015 гг
Б) князь Святослав 2. 1019-1054 гг
В) князь Ярослав Мудрый 3. 945-964 гг
Г) князь Владимир 4. 882-912 гг
Д) княгиня Ольга 5. 964-972 гг
III. Объясните понятия:
А) древнерусское государство-
Б) полюдье -
В) баскак-
IV. Кто лишний и почему?
А) Дмитрий Иванович Б) Владимир Андреевич В) Дмитрий Боброк Г) Нестор

V.Определите, в чем значение Куликовской битвы.

VI. Прочитайте отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.

«… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…
Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»

Гипермаркет знаний >>История >>История 7 класс >> «Левые» и «Правые» в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг

§ 8. «Левые» и «Правые» в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг

Переход от условий военного времени к мирному развитию вызвал серьезные трудности в большинстве индустриальных стран. Демобилизация армий сопровождалась ростом безработицы, перевод промышленности на выпуск гражданской продукции (конверсия) осложнялся ограниченностью разоренных войной рынков сбыта. Кроме того, правительства сталкивались с ростом запросов масс, уставших от ограничений потребления военного времени.

Социал-демократическое движение: идеология и политика .

В странах Западной Европы большую роль в решении проблем перехода от войны к миру сыграла социал-демократия. Основой идеологии социал-демократии оставались взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на природу капитализма и присущей ему системы эксплуатации капиталом наемного труда. В То нее время теоретическая мысль социал-демократии стремилась учесть и отразить те новые реальности капитализма, которые проявились в конце XIX - начале XX века.

Пересмотр ряда теоретических позиций марксизма получил название ревизионизма. Теоретики ревизионизма Э. Бернштейн (1850-1932) и К. Каутский (1854-1938) в Германии, О. Бауэр (1882-1938) в Австрии и другие полагали, что концентрация и централизация капитала, образование трестов, артелей частично устраняют анархию свободной конкуренции на национальной арене. Это позволяет если не устранить кризисы, то смягчить их последствия, свидетельствует о наличии у капитализма перспектив дальнейшего развития. По мнению Э. Бернштейна, социализм как доктрина, провозглашающая возможность построения общества социальной справедливости и равенства, не может в полной мере считаться научной , поскольку она не проверена и не доказана на практике. Существующие умозрительные представления о таком обществе слишком туманны и утопичны. Что касается социал-демократического движения, то оно призвано отстаивать вполне конкретные, повседневные интересы трудящихся, не стремясь к скорейшему достижению абстрактного социального идеала.

Наибольшее значение ревизионизм придавал развитию демократии. Марксистская теория создавалась в условиях, когда политические институты демократии в большинстве стран Европы еще только формировались. Там, где существовали парламенты, из-за системы цензов (оседлости, имущественного, отсутствия избирательных прав у женщин и молодежи) 80-90% населения не имело права голоса. В подобной ситуации в высших законодательных органах, парламентах были представлены имущие слои населения, государство отстаивало прежде всего их интересы. Это оправдывало выдвижение лозунга революционной борьбы за создание государства нового типа, отражающего интересы большинства населения. Однако с введением всеобщего избирательного права у партий, представляющих интересы лиц наемного труда, появилась возможность завоевания большинства в парламентах, формирования собственных правительств.

В этих условиях социал-демократия стала исходить из того, что главной целью рабочего движения становится борьба за реформы в рамках существующего демократического государственного устройства. Насильственный захват власти революционной партией, не имеющей поддержки большинства избирателей, даже если это оказывалось возможным осуществить, социал-демократией исключался. Их лидеры считали, что это путь не к утверждению в обществе норм социальной справедливости, а к насилию меньшинства над большинством, что ведет к гражданской войне.

Советскую России (СССР) западноевропейская социал-демократия не считала воплощением социалистического идеала, полагая, что избранный российскими большевиками путь в лучшем случае ведет к созданию государственно-бюрократического капитализма, где права трудящихся еще менее гарантированы, чем в странах развитой демократии.

Социал-демократия в 1920-е гг. стала одной из самых влиятельных политических сил в Западной Европе. В 1919 г. ею были восстановлены межпартийные международные связи, воссоздан II Интернационал. Он распался в 1914 г., когда лидеры социал-демократических партий стран Антанты и Центральных держав сочли, что солидарность со «своими», воюющими друг с другом правительствами, важнее общих интересов трудящихся разных стран.

В 1923 г. ко II Интернационалу присоединились группы социалистов, ранее не вошедшие в его состав (так называемые партии II 1/2 Интернационала). Они создали новую организацию - Рабочий Социалистический Интернационал. Многие из вошедших в него партий в своих странах были правящими. Так, в Великобритании в 1924 г. впервые в ее истории у власти оказались лейбористы. В Германии до 1925 г. социал-демократ Эберт занимал пост президента, социал-демократия неоднократно входила в коалиционные правительства. Во Франции в 1924 г. на парламентских выборах победил так называемый левый блок, в который входили социалисты.

По инициативе социалистов и социал-демократов проводились социальные реформы, улучшающие положение трудящихся. Они были связаны с законодательным ограничением продолжительности рабочего дня, улучшением пенсионного обеспечения, мер помощи малоимущим, созданием новых рабочих мест, субсидировании строительства дешевого жилья для рабочих.

Коммунисты и социал-демократы.

Коммунистическое движение, которое объединяло партии, вошедшие в Коминтерн, считало себя единственной последовательно революционной силой, отражающей интересы рабочего движения.

Борьба за реформы не отвергалась коммунистическим движением, но она рассматривалась не как основная цель, а как средство завоевания доверия масс, мобилизации их на революционную борьбу. Возможность мирного пути к социализму, связанная с завоеванием большинства мест в парламенте и "постепенным реформированием общества, расценивалась как маловероятная. Образцом тактики для всех считался опыт российских большевиков , связанный с захватом власти вооруженным путем, созданием государства диктатуры пролетариата. При этом основным критерием продвижения к идеалу равенства и социальной справедливости считалась степень обобществления средств производства. Предполагалось, что назначенные государством чиновники смогут распоряжаться собственностью в интересах всего общества и более эффективно, чем предприниматели или управляющие крупных корпораций.

Своим основным идейным и политическим соперником коммунисты считали социал-демократию. Это объяснялось следующими причинами.

Во-первых, и коммунисты, и социал-демократы претендовали на то, что только они выражают интересы работников наемного труда. Подрыв влияния социал-демократии на рабочее движение коммунисты считали основной предпосылкой к укреплению собственных позиций.

Во-вторых, и коммунисты, и социал-демократы полагали, что только их идеология является подлинно марксистской. Они обвиняли друг друга в искажении смысла учения К. Маркса. Наиболее спорным был вопрос оценки идей В.И. Ленина о зрелости предпосылок социализма в индустриальных странах. В Коминтерне их считали единственно верным направлением творческого развития марксизма, что категорически отвергалось социал-демократией.

В-третьих, в большинстве стран Европы коммунистические партии возникли в результате раскола социал-демократического движения. Ему предшествовали острые дискуссии о тактике рабочего движения, отношении к войне 1914- 1918 гг., к Советской России. Личные отношения между лидерами коммунистов и социал-демократов, ранее состоявших в одних партиях, чаще всего были откровенно враждебными.

В 1921 - 1922 гг. Коминтерн признавал, что стабилизация положения в капиталистическом мире требует поставить на первый план борьбу за реформы на основе сотрудничества всех левых партий. Но уже в 1923 г. акцент делался на борьбе с влиянием социал-демократии на рабочее движение. Ей в вину ставили спад активности рабочего движения, поражение революций в Германии и Венгрии. Лидеров социал-демократии упрекали в том, что они вводят в заблуждение рабочий класс относительно возможности улучшения его положения при капитализме.

Единство действий в решении конкретных вопросов допускалось, но большинство коммунистических партий считало правильной лишь тактику «единства снизу», конечная цель которой состояла в отрыве рядовых членов социал-демократических партий от их руководства.

Фашистские движения в Италии и Германии .

В начале 1920-х гг. и у коммунистов, и у социал-демократов появился общий противник - фашистское движение, влияние которого не было ими своевременно оценено.

Термин «фашизм», означающий «пучок», «связка», под которым понималось единство нации, возник в Италии. Фашистская символика, особое место в которой занимала свастика, была заимствована из древних, дохристианских верований (у многих народов свастика - символ плодородия).

Фашистские лидеры привлекали к себе внимание масс резкой критикой существующих порядков, заимствуя многие лозунги у коммунистов. При этом решение всех проблем они связывали не с социалистической, а с национальной революцией. Достижение единства нации, в том числе и путем уничтожения ее врагов, к которым относились не только этнические меньшинства, но и все, кто не разделял фашистские идеи, провозглашалось высшей ценностью. Подвергались критике либерально-демократическое государство, имущие классы. Формулировались обещания решить проблему безработицы, повысить уровень жизни и уменьшить социальное неравенство, выдвигались популистские лозунги типа «земля тому, кто ее обрабатывает» (Б. Муссолини). Реализация национальной идеи связывалась с покорением и подчинением более слабых государств.

Политические движения, основой идеологии которых был воинствующий национализм, не случайно возникли в Германии и Италии.

Италия понесла большие потери в мировой войне, вышла из нее ослабленной, с разрушенной экономикой. Хотя она относилась к числу держав-победительниц, ее территориальные и колониальные претензии не были удовлетворены Парижской конференцией.

В Италии фашистская партия возникла в 1919 г. Ее возглавил Б. Муссолини (1883-1945), бывший левый социалист, в годы войны ставший сторонником создания Великой Италии, владычествующей над Средиземноморьем, обладающей обширной колониальной империей.

Первоначально фашистская партия состояла из нескольких десятков человек - бывших фронтовиков, интеллигентов-анархистов, уголовников. В условиях экономического кризиса, падения доверия избирателей к основным политическим партиям движение начало набирать силу. Большую роль в этом сыграли ораторское мастерство Муссолини, его склонность к театральным эффектам, способность без колебаний давать любые обещания.

Фашистское движение с самого начало имело милитаризированный характер. Провозгласив своей целью спасение Италии от коммунизма, Муссолини создал отряды штурмовиков-чернорубашечников, которые при попустительстве властей устраивали погромы отделений Коммунистической партии, расправлялись с пикетами бастующих рабочих. В 1921 г. Муссолини и группа его единомышленников были избраны в парламент. В 1922 г. после марша фашистов на Рим, для проведения которого были собраны чернорубашечники со всей Италии, около 50 тыс. человек, король, не решившийся применить силу, назначил Б. Муссолини главой правительства. Хотя фашистская партия имела всего 7% мест в парламенте, новый премьер-министр получил поддержку парламентского большинства.

Фашистские отряды были объединены с полицией, в органы власти всех уровней назначены фашистские комиссары. Террор, развязанный против коммунистов и социалистов, создал Муссолини образ спасителя страны от коммунизма. В 1924 г. коалиция фашистской партии и либеральных партий добилась внушительного успеха на парламентских выборах: 374 места против 157 мест у оппозиции, социалистов и коммунистов. Это были последние свободные выборы. Постепенно в стране начал утверждаться диктаторский режим.

В Германии в 1919 г. возникло несколько партий ультранационалистической ориентации. Лидером одной из них, Германской рабочей партии, вскоре переименованной в Национал-социалистическую рабочую партию Германии (НСДАП), стал А. Гитлер. В прошлом неудавшийся художник, ефрейтор в годы мировой войны, он проявил незаурядные ораторские способности. Смесь социалистических и националистических лозунгов, таких, как «национальный социализм» и «новый мировой порядок», откровенная поддержка высокопоставленных военных позволили привлечь к партии немало сторонников.

Условия Версальского мира представлялись многим немцам несправедливыми, воспринима-лись как национальное унижение. Требования о выплате огромной контрибуции при сложном экономическом положении усиливали раздражение против стран Антанты. Так, в 1921 г. после отказа Германии выплатить Франции 228 млрд. марок золотом она оккупировала Рурский угольный бассейн. В ходе переговоров сумма репараций была уменьшена до 132 млрд. марок. Поскольку Германия не смогла в срок внести платежи, французы в 1923 г. вновь оккупировали Рур, и это окончательно развалило германскую экономику. Инфляция в Германии достигла астрономических величин. В марте 1922 г. один доллар США стоил 670 марок, в августе - 4500 марок, в ноябре 1923 г. - 4,2 биллиона марок.

Экономическая катастрофа вызвала подъем рабочего движения. В крупнейшем портовом городе Гамбурге 23-25 октября 1923 г. Компартия призвала своих сторонников к оружию, надеясь, что восстание перерастет в общегерманскую революцию. В германских землях Саксонии и Тюрингии возникли рабочие правительства с участием коммунистов.

В этих условиях Гитлер, по примеру Муссолини, решил сыграть роль спасителя нации от коммунизма. Фашисты в 1923 г. предприняли попытку захвата власти в германской земле Баварии, предполагая затем устроить марш на Берлин. 8 ноября 1923 г. на митинге, начавшемся в пивной, А. Гитлер заявил о начале национальной революции, провозгласив себя главой правительства.

Власти Германии, однако, не нуждались в помощи еще малочисленного фашистского движения. По приказу президента Эберта армия, введенная в города, расправилась с революционным движением. Ее командующий, генерал фон Сект, объявил коммунистов вне закона. С фашистским путчем, получившим название пивного, легко справилась полиция Мюнхена. Гитлер вынужден был больше года провести в тюрьме, но условия содержания были установлены весьма льготные, позволившие ему работать над книгой, ставшей библией германского фашизма. Эта книга, названная «Майн кампф» («Моя борьба»), сочетала автобиографические заметки с пространными рассуждениями о будущем переустройстве Германии и мира.

При оценке природы фашистского движения, его перспектив левыми силами были допущены серьезные просчеты. Коммунисты считали, что фашизм служит исключительно интересам крупного капитала, который пытается террором запугать рабочее движение, призывами к единству нации отвлечь его от классовой борьбы. С этой точки зрения, они не видели принципиального отличия фашистов от социал-демократов, считая, например, Муссолини всего лишь поправевшим социалистом. Социал-демократы воспринимали фашистские партии как новых участников полити-ческой жизни, порой видели в них выгодный противовес коммунистам.

Ни коммунисты, ни социал-демократы не предполагали, что национальная идея в ее фашистском истолковании может получить массовую поддержку. Не ожидали они, что фашистские партии окажутся способны создать антидемократическое государство нового типа - инструмент подготовки и ведения войны за захват мирового господства.

Документы и материалы

Из Тезисов IV Конгресса Коминтерна, 5 ноября - 5 декабря 1922 г. «Единый рабочий фронт»:

«Выдвигая лозунг единого рабочего фронта и допуская соглашение отдельных секций Коммунистического Интернационала с партиями и союзами II и II 1/2 Интернационалов, Коммунистический Интернационал, само собой разумеется, не может отказаться от таких же соглашений и в международном масштабе». {Коммунистический Интернационал в документах. М.,1932. С. 309.)

«При все прогрессирующем распаде буржуазного общества все буржуазные партии и особенно социал-демократия принимают более или менее фашистский характер, прибегая к фашистским методам борьбы с пролетариатом и способствуя, таким образом, разрушению того общественного порядка, для сохранения которого они предназначены. Фашизм и социал-демократия составляют два острия одного и того же оружия диктатуры крупного капитала. Социал-демократия поэтому никогда не может быть надежной союзницей в борьбе пролетариата с фашизмом».(Коммунистический Интернационал в доку-ментах. М.,1932. С. 448).

Из тезисов VI Конгресса Коминтерна, 17 августа - 1 сентября 1928 г. «Международное положение и задачи Коммунистического Интернационала»:

«Социал-демократия перешла от стыдливой защиты капитализма к его открытой поддержке <...>
Левые социал-демократические вожди являются опаснейшими врагами коммунизма и диктатуры пролетариата <...> Учитывая процесс полевения рабочих и внутри социал-демократии, стремясь оказать на них возрастающее влияние, коммунисты должны самым решительным образом разоблачать «левых» социал-демократических вождей как наиболее опасных проводников буржуазной политики в рабочем классе, отвоевывая неизбежно отходящую от них рабочую массу». (Коммунистический Интернационал в документах. М.,1932. С 775-777.)

Из статьи Б. Муссолини «Доктрина фашизма», 1932 г.:

«Фашизм <...> видит не только индивида, но и нацию и страну; индивиды и поколения соединяются моральным законом с общими традициями, миссия которого - подавить инстинкт к жизни, замкнутой в узком кругу удовольствий, построить высшую жизнь, основанную на долге, свободную от ограничений времени и пространства, в котором индивид через самопожертвование, отказ от частных интересов и даже через смерть может достичь того идеального духовного существования, в котором состоит его ценность как человека <...>

Антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни подчеркивает значение Государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, которое олицетворяет совесть и универсальную волю человека как исторической сущности. Она противостоит классическому либерализму, возникшему как реакция на абсолютизм и исчерпавшему свою историческую функцию, когда Государство стало выразителем совести и воли народа. Либерализм отрицал Государство во имя индивида; фашизм подчеркивает права Государства как выразителя настоящей сущности индивида. И если свобода должна быть атрибутом живущего человека, а не абстрактной функцией, выдуманной индивидуалистическим либерализмом, то фашизм выступает за свободу, за единственную свободу, имеющую ценность, - свободу Государства и индивида в Государстве. Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен, и фашистское Государство - синтез и объединение, включающее в себя все ценности, объясняет, развивает и придает силу всей жизни народа. Вне Государства нет индивидов или групп (политических партий, культурных объединений, экономических союзов, социальных классов). Поэтому фашизм противоположен социализму, которому неизвестно единство внутри Государства, сливающего классы в единую экономическую и этническую реальность, и который не видит в истории ничего кроме классовой борьбы. Фашизм противоположен и тред-юнионизму, как классовому оружию. Но, будучи вовлеченным в орбиту Государства, фашизм видит реальные потребности, которые дали начало социализму и тред-юнионизму и которые заняли должное место в объединенной или корпоративной системе, где противоположные интересы координируются и гармонизируются в единстве Государства». (Антология мировой политической мысли М.,1997. Т. 2. С. 235-238)

Вопросы и задания

1. Почему происходил отход социал-демократии Европы от исходных взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса?