Ортодоксальные философские школы древней индии. Обзор философских школ древней индии Индийская школа философии

Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она сформировалась как результат обособления интеллектуальной стороны религиозно-мифологического ритуала и практически всегда сохраняла тесную связь с религиозно-мифологическими элементами культуры Древней Индии. В VI -- V вв. до нашей эры в Индии наряду с философскими школами, не отвергавшими авторитет Вед (сакрального мифологизированного знания, заключавшего в себе племенные верования и обычаи, а также ритуальную практику архаического общества) появился ряд школ, критически относившихся к Ведам. Ведические сюжеты пытались проявить границы мира, в котором действует человек.

Исходя из художественного произведения стала понятна картина мира, мироздания. 3 мира- трилока: Агню – заведующая семья, Сурья – Небо и Инда – воздух.

На базе этих ортодоксальных и неортодоксальных течений позднее оформились и развились основные философские системы Индии, к числу которых, в частности, относятся веданта, ньяя-вайшешика, санкхья, йога, буддизм и др.

Человек – творение Богов. Первочеловек – Пуруша (сын Бога Неба=Ману). Ману приписывали, что он создал первые законы для людей.

Человек, как дитя природы, представляет собой единство природного, духовного, божественного. Человеческое Я – это тело и душа. Человека возвышает ум, знания, ценимые как в богах, так и в людях.

Размышления по поводу содержания ведических гимнов приводит к появлению философии. Первоначально (IX-VI в.в. до н.э.) философия появилась в форме "Упаншиад" (буквально означает "сидеть около") – передача знаний от учителя к ученику. Все божества представляются теперь лишь проявлениями (эманациями) единого бога. Брахман-атман – это и божество и некая единая сущность всего мира. "Упаншиады" записывались на протяжении столетий. Было сформировано понятие о некоторой мировой закономерности (дхарма), а также концепция переселения душ (сансары) и воздаяния за прошлые деяния (карма). Здесь же говорится о том, как человек должен жить: овладение собой, своими чувствами, своим телом. Тот, кто достиг Атмана, свободен от страсти, жадности и прочих недостатков, а обладает достоинствами.

«Манабхарата» -поэма о войне и столкновении 2 мировозданий, где вождь пандалы (племя) знакомится с воздничем его колесницы(Вишней). Кришна – сын Бога, он мудрый, способствовал победе.

Принцип йога означает освобождение от страданий.

Школы Древней индийской философии:

Джайнизм;

Чарвака;

Санкхья;

Веданта.

В этих школах формулируется учение о человеке. В философии индии человек стоит в центре философии. Индийская философия – мера порядка – Космос. Он представляет собой духовное первоначало, которое можно назвать сознанием, духом, которые дискретные. Школы утверждали, что природа – первоначальное начало, она материальна.

Философия Древней Индии ставила вопрос: есть ли начало или нет.

Это приводит в VI в. до н.э. к появлению первого религиозно-философского учения – буддизма (происходит от Будды – сына царя индийского племени Гуатамы). Будде положено было жить во Дворце. После выхода за пределы его, он встретил старца, калеку, похоронную процессию. Все это его так поразило, что ему открылось Небо.

Он выделил заповеди:

Жизнь – страдания;

Причина страданий – жизнь с ее отраслями и желаниями;

Избавление от страданий -погружение в нирвану 9полное освобождение от собственного я.

Дальнейшее развитие философии буддизма приводит к логическому выводу – учении о карме.

Карма – каждое живое существо ее содержит; она его собственная причина, убежище; приводит к блаженству, удовлетворительному состоянию.

Желания человека определяют качества кармы, постоянно возобновляют и поддерживают процесс перевоплощения.

Карма – суть человека, то, что его догоняет. Будда говорит, что нужно прожить свою жизнь честно и чисто.

Особенности Индийской философии:

1. Индийская философия принципиально не персонифицирована (нет ни одного имени). Отказ от приоритета, от своего личного вклада - анонимность.

2. Философия проявлена, но она не отделена от религиозной практики. Она синкретична (связана с искусством, этикой).

3. Философия направлена внутрь человека. Это философия духовного перерождения.

Философия Др. Востока представляет собой интегральное знание о природе, обществе, познании. Основана на мифологических религиозных устоев древневосточных государств.

Картина мира представлена неоднозначно религиозно, а естественно научно. Важно, что в центре внимания мудрецов в философии стоял человек, как часть природы.

    Проблема первосубстанции в древнегреческой философии: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит.

Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII – VI вв. до н. э. Социальными предпосылками, обусловившими специфику философии Древней Греции, были: высокая степень социального динамизма по сравнению с традиционными обществами Востока; демократическая форма государственного правления и торгово-ремесленные отношения, которые способствовали переходу древнегреческого общества к товарно-денежным экономическим отношениям.

Философия – как наука – как система – как мудрость впервые предстала именно в Древней Греции. Именно здесь философией поставлен? о соотношении мышления к бытию, узнаваемости мира (основной? философии).

В тоже время в центре греческой философии стоял человек, как важнейшая ценность. Человек как микрокосм, где сосредоточено огромное количество начала. Человек менее всего познаваем.

Отличительными чертами философской мысли Древней Греции являлись прежде всего онтологизм и космологизм. Онтологизм состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства бытия как такового, а также (в противоположность мифологической традиции) в формировании системы категорий как логических средств познания бытия: «субстанция», «единое-многое», «бытие-небытие» и др. Космологизм (kosmos – организованный мир, loqos – учение), выражавший устойчивую тенденцию к демифологизации мира, состоял в создании ряда альтернативных моделей Космоса как структурно-организованного и упорядоченного целого. На ранних этапах развития античной философии преобладал интерес к происхождению Космоса, его генезису. Для классического периода характерна разработка моделей космического процесса, в которых акцентированы проблемы его сущности и устройства.

В 6 в. Д. н. э. возникает классическое общество на территории Малой Азии, возникают первые школы, философские школы, основанные по принципу дискуссионных клубов.

Онтология – учение о бытие. На? что есть бытие пытались первыми ответить физики. Фалес пытался ответить на этот?. В 6 в. Д. н. э. имел представление о том, почему бывают приливы и отливы, что есть созвездие, знак число П.

Что есть первоначало интересовал многих мыслителей. В центре человек – как субъект познания.

Милецкая школа Азии:

В 6 в. Д. н. э. Фалес обосновал в качестве первосубстанции воду – из нее все возникает и заканчивается в природе;

Анаксимандр – в основе эфир. Он знал причину землетрясений, мир возник из хаоса;

Анаксимен –имел ввиду в качестве начала воздух.

Эти представления носили наивный, естественно – научный характер.

Гераклит Эфесский, отец диалектики, говорит, что в основе всего лежит огонь – есть первосубстанция, вечный процесс. Всё сущее – есть движение. Писал, что космос был, что вечно будет то загорающей, то затухающей стихией. Под огнем не следует понимать пламя. Гераклит говорит о вечном движении. Философы более позднего времени считали, что Гераклит стоит в стороне, не видит движения.

Гераклит – все течет, панта рей. Движение диалектики – движение, связь, развитие.

Первосубстанция – не то, что видим, не ощутимо, не материально. Она выше.

    Мир идей Платона.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Платон – основоположник идеалистического направления философии. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

Окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

Чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

В теории познания Платон – агностик, он отрицает знание сущности вещей, чувственного мира. Познание – есть воспоминание души. Душа вспоминает мир идей, где она пребывала до возникновения в мире реального, чувственного. В этом смысле его учение перекликается с учениями, что душа человека бессмертна.

Платоновский мир идей. Идеи располагаются в виде пирамиды. Подножие – это идеи вещей (идея кошки, дерева и т.п.). Далее – идеи родов, классов вещей. Выше - классы классов. И т.д. Наверху – три идеи: истина, добро и красота (соразмерность). Для объединения их вводится понятие «блага». В качестве начала небытия Платон вводит понятие материи. Материя – это начало хаоса, неупорядоченности. Мир идей – это структурная упорядоченность. Из материи согласно миру идей строится, упорядочивается чувственный мир. Ипостаси мира идей: причина, образец, цель, понятие (знание). (Рассел: каждая кошка внутренне нацелена, чтобы выразить идею кошачести, но т.к. она сделана из тленной материи, то она обречена погибнуть.) Платон вводит неопределенное 3-е начало – мировая душа. Это - некоторый ваятель (бог). Ваяние основано на геометрических фигурах (на математике).

Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой, индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала в мире идей). Это дает возможность Платону объяснить познание.

Историческое значение философии Платона в том, что:

Впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

Положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);

Были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);

Была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

    Философия Демокрита.

Демокрит - (460 до н. э. - 370 до н. э.) - древнегреческий философ-материалист, один из основателей атомистики и материализма.

Согласно этому учению, все происходящее представляет собой движение атомов, которые различаются по форме и величине, месту и расположению, находятся в пустом пространстве в вечном движении и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели.

В основе мира, согласно Демокриту, лежат два начала - атомы и пустота. "Атомос" переводится с греческого как "неделимое". Атомы Демокрит считал мельчайшими, неделимыми частицами, которые носятся в пустоте и отличаются друг от друга лишь формой, величиной и положением. Атомы численно бесконечны. Атомы несотворимы и неуничтожимы. Они не воспринимаются чувствами, они умопостигаемы. В атомах нет ни грамма чувственности (ни цвета, ни запаха). Их различие носит количественный характер, в крайнем случае – геометрический. Атомы отличаются друг от друга формой, положением и порядком.

Сталкиваясь и сцепляясь между собой, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Окружающие нас вещи, считал Демокрит, мы воспринимаем с помощью чувств, тогда как атомы постигаются разумом.

Доказательство существования пустоты у Демокрита и атомистов вообще сводится к тому, что, во первых, без пустоты не было бы возможно перемещение, так как наполненное не может восприять в себя еще что-то; во-вторых, о её существовании говорит наличие таких процессов, как уплотнение и сгущение, возможные только в том случае, если между телами и их частями существуют пустые промежутки. Пустота абсолютно однородна и может существовать как вмещая тела, так и без них. При этом она существует как вне тел, вмещая их в себя, отделяя их друг от друга, так и внутри сложных тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы не содержат пустоты, чем объясняется их абсолютная плотность, - некуда вставить лезвие, чтобы разрезать атом, или расколоть его.

Что касается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным. А следовательно, бесконечной должна быть и пустота, ибо конечное пространство не может вместить бесконечного числа атомов и бесконечного числа состоящих из них миров. Трудно сказать, что оказывается здесь первым допущением - бесконечность числа атомов или бесконечность пустоты. И то, и другое основывается на том аргументе, что как число атомов, так и величина пустоты "не более такое, чем иное". Распространяется этот аргумент и на число форм атомов, которое, по Демокриту, также бесконечно.

Его учения освещали и социальный мир, историю. Он отвечал, что общество возникло из природы. Культура возникла как подражание природы. Для создания общества люди стали договариваться между собой, устанавливать определенную иерархию. Все люди от природы равны, кроме врагов, должны быть воспитаны, образованы.

Наивысшая мудрость – философия, как наука, которая дает людям 3 дара:

Хорошо говорить;

Хорошо думать;

Хорошо действовать.

Как осуществить сопряжение бытия и небытия (чувств. фиксир. мира)? Демокрит говорит, что небытие – это пустота, ничто. Атомы, бытие – это +, небытие – (-). Возникает полярность, которая дает возможность ввести движение: атомы движутся в пустоту. Своим движением атомы создают группировки, которые человек воспринимает чувствами как вещи. Т.о. бытие объясняет небытие, порождает это небытие и объясняет его. Сущность порождает явление. Бытие (мир атомов) – это необходимость; мир вещей – это мир случая.

Случайность – это то, сущность чего мы не можем познать. Человек познает на уровне своих чувств (начало концепции сенсуализма) – это темное познание. От вещей истекают маленькие предметики, которые воздействуют на органы чувств. Но темное познание – это познание только мира случая (т.е. мира небытия). Светлое познание – это познание умом. Ум преодолевает темное познание, отталкиваясь от него для познания мира атомов.

Субъект здесь созерцатель, обладающий темным и светлым познанием. Он познает космос, который находится вне него (сам человек не включен в этот космос). Если включен, то только путем редуцирования к этому миру. По существу, Демокрит дает каркас построения научной теории. Чувственный мир нужно объяснить на основе некоторых умопостигаемых принципов: в данном случае атомов и пустот. В этой теории недостает эксперимента.

Учение Демокрита было высоко оценено современниками и развито Платоном, Лукрецием, а позднее – Ломоносовым, Менделеевым.

    Философия Аристотеля, ее значение для европейской культуры.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

Не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

Существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

Данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т.д.;

Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

Сущность (субстанция);

Количество;

Качество;

Отношение;

Положение;

Состояние;

Действие;

Страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

Логос: сущность = явление; причина = следствие; форма = содержание; количество = качество. Это все составляет мышление, которое составляет логос. Все находится в хаотическом состоянии, порядок называется логика. Логос – мышление понятиями.

в этой связи он создает логику, считает ее первомудростью.

Познание по Аристотелю – продукт чувственного восприятия и рационального мышления, в познании субъект воспринимает реальные вещи.

К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

Он впервые сформулировал философию общества. Говорит о законах, спущенных свыше.

Цикл политики, где он сформулировал мысль различия властей. В Афинах законы и судебная власть были разделены.

Аристотель также образовал новую современную европейскую систему образования:

Сколе (схоластика0;

Гимнасий;

Академия.

Это достаточно большая система, куда отбирались способные учащиеся, которые проходили по всем ступеням.

Аристотель – основоположник логики; создал систему образования, которая в Европе просуществовала до 17 в.; основоположник политологии, сформулировал принципы власти, властвования, описал 156 государств; сформулировал основы этики.

    Философия Средневековья в системе христианской культуры.

Средневековье - период европейской истории, занимающий отрезок времени с V по XV вв. Средневековое мышление по своему существу было теоцентричным. Идея творения лежала в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляла фундамент учения о познании. История понималась средневековыми мыслителями как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Символизм средневекового мышления, базировавшийся в первую очередь на Священном писании и его толкованиях, был тщательно разработанным.

К 11 в н. э. в Римской империи в западной Европе утверждается христианская церковь, которая со временем становится единственной государственной религией, которая в свою очередь осуществляет монополию на единомыслие, распространившиеся на всю культуру, науку, философию. Наука полностью становится служанкой богословия. Всякое научное открытие, мысль должны согласовываться с идеалами христианства.

Средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия - с другой.

Если средневековое мировоззрение теоцентрично. Главенствующая идея его - идея Бога. Не природа и космос определяют все сущее в мире, а сверхъестественное начало - бог. От него целиком зависят и природа, и человек, и общество. Бог является личностью, которая существует над этим миром.

Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.

Представление о реальном существовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения. Христианская философия стремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки - совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души - это новая, проповедуемая христианством ценность.

Для средневекового мыслителя исходным пунктом теоретизирования становится текст Священного Писания. Этот текст является источником истины и конечной объяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей не анализ и критику текста, а только его истолкование. Текст, освященный традицией, в котором нельзя изменить ни слова, деспотически правит мыслью философа, устанавливает ей предел и меру.

Стиль философского мышления средневековья отличает стремление к безличности. Многие произведения этой эпохи дошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».

В целом философия средневековья обосновывала возможность личного спасения, воскресения из мертвых, конечного торжества истин христианства в космическом масштабе, была по духу оптимистична.

Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы.

Поскольку Слово лежало в основании творения и, соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы универсалий.

Проблема универсалий - это спор о соотношении отдельных вещей и общих понятий, спор о том, существует ли объективное содержание у общих понятий, или нет, и если существует, то в какой форме. Универсалии характеризуют роды или виды («человек», «животное», «плод»). В споре проявились две тенденции:

Реализм (от лат. realis - реальный);

Номинализм (от лат. nomen - имя, наименование).

Крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях, суть которого в том, что общее (идеи) существуют до единичных вещей и вне их.

Крайние номиналисты утверждали, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Действительным существованием обладают лишь единичные вещи, а универсалии - это имена вещей.

Согласно Платону, идея «стольности» существовала до конкретных столов и существует вне их.

Основной тезис номинализма был сформулирован еще киником Антисфеном, который, критикуя платоновские идеи, утверждал, что они не имеют реального существования и находятся только в уме.

Схоластика становится главным методологическим принципом образования, в основе которой лежит умозрительная логика Аристотеля.

Появление иной системы образования основывалось на христианстве. Ученые, будущие ученые, получали образование в теологических университетах Западной Европы, а также обучались в школах при монастырях и церквях.

    Специфика философии монотеизма. Ф. Аквинский.

Фома Аквинский (1225–1274) – один из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики, ученик знаменитого средневекового теолога Альберта Великого. Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.

Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в ветхом завете.

Он сформулировал новую христианскую философию, согласно которой весь мир имеет тварный характер (креационизм – принцип, который лежит в основе бытия, креацио – создание, творение).

Его цель - утвердить истинность христианской религии доводами, обращенными к читателю.

Индивидуальность человека - это личностное единство души и тела. Душа обладает животворящей силой человеческого организма. Она нематериальна и самосуща: она - субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Телесность имеет сущностную значимость: именно через нее душа может образовывать то, что есть человек. Фома придерживался идеи бессмертия души.

Единственный творцом является Бог Отец знаний – проявление божественного в человеке, но познание мира человеку не дано. Знание возможно только через веру. Вера есть знание.

Человек в системе томизма состоит из 2 частей: человека и зверя, где человек от Бога, а телесное – от животного. Смысл жизни заключается в аскезе.

Фома Аквинский пытается доказать, что Священное Писание является наукой. Он считает, что можно, исследуя телесный мир, логически доказать бытие Бога. Он пытался научно доказать бытие Бога.

Доказательство пятью путями:

1. Движение – приходит к первопричине, которая недвижима, но все движет. Если существует мир, то он имеет свое начало. Если есть начало, значит, существует творец. Это может быть сверх – сила, сверх – толчок. Образуясь единожды – все существует.

2. Первичная производящая причина – субстанция несотворенная, которой все соответствует. Если есть движение, то оно возникло когда-то. Растет и изменяется живой мир, образуются моря, все в природе изменяется. Только всемогущий может дать движение. Только Господу это возможно под силу.

3. Если есть некоторая красота, то она изменяется. Ее можно сравнивать только со Всевышним.

4. Степени совершенства: есть некоторое существо, которое является причиной

блага и всякого совершенства – Бог. Все то, что существует, создано Богом, и не обязано обладать физической статей. Речь идет о боге – отце. Христос – богочеловек, сын Господа, который пришел на Землю, чтобы показать силу творения.

5. Все предметы в природе подчиняются некоторой целесообразности, но она

подчиняется некой высшей цели – цели высшего существа. Эта точка зрения носит философский статус, так как там отражена картина мира на основе христианской моноатеистической религией, где существенную роль играет креацинизм.

Принцип гармонии веры и разума получил воплощение в разработанных Ф. Аквинским пяти рациональных доказательств существования Бога. Поскольку все движется и изменяется, то должен быть и «перводвигатель», первоисточник, т. е. Бог. Мир многообразен и совершенен, следовательно есть Бог как высшее совершенство. Согласно Ф. Аквинскому, поскольку в живом мире есть цель, то должен быть и источник целесообразности, т. е. Бог. Хотя в мире и есть случайное, но в целом его развитие носит закономерный характер, что исходит от Бога. Мир единственен и конечен в пространстве, но в нем всюду есть упорядоченность, т. е. Бог.

Эти доказательства долгое время воспринимались как убедительные, несмотря на их односторонность, т. к. они являются доказательствами только абстрактно-логического характера. Однако приведенные Ф. Аквинским доказательства и сейчас активно используются церковью.

Фома Аквинский пытается ранжировать все в мире. Бог – ангелы – человек –

живые организмы – неорганическая природа.

Другой проблемой, обсуждаемой в средневековой философии, была проблема соотношения общих, абстрактных понятий и понятий конкретных, отражающих единичные вещи. В ходе ее обсуждения сформировалось два направления – реализм и номинализм.

Номинализм (И. Росцеллин, У. Оккам) полагал, что общее существует только в уме человека (есть отдельная лошадь, но нет «лошадности»). Принижая значение общих понятий, номинализм ставил под сомнение универсальное, предельно абстрактное понятие «Бог», за что и преследовался церковью.

Реализм (Ф. Аквинский), напротив, утверждал реальность общих идей, а единичные вещи и соответствующие им понятия считал производными от общих.

Историческое значение созданной Ф. Аквинским концепции в том, что она обосновала идею о возможном компромиссе между наукой и религией, получившей дальнейшее развитие в ряде философских учений, особенно в философской системе Гегеля, русской религиозной философии XIX–XX в., а также в современной религиозной философии неотомизма.

    Философия Эпохи Возрождения, ее основные черты. Н. Кузанский, Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник.

Переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем (XIV --XVI вв.) носит название Возрождение (или Ренесанса).

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были:

Совершенствование орудий труда и производственных отношений;

Кризис феодализма;

Развитие ремесла и торговли;

Усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

Укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

Появление первых парламентов;

Отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

Повышение уровня образованности в Европе в целом;

Великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

Научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся:

Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);

Перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

Принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

Торжество индивидуализма;

Широкое распространение идеи социального равенства.

К числу отличительных особенностей философии Возрождения относятся антропоцентризм, гуманизм, антисхоластическая направленность, пантеизм. В центре внимания в эпоху Возрождения оказался человек. Для философов эпохи Возрождения он являлся прежде всего творцом, созидающим новый мир, созидающим красоту, наконец -- самого себя. Гуманизм этой исторической эпохи (признание человека личностью, утверждение его права на творчество, свободу и счастье) впервые предстал в качестве целостной системы взглядов. Он открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за новый стиль философствования, возрождающий свободный диалог, спор в движении к истине. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания являлся пантеизм, отождествлявший Бога и природу.

В качестве основных этапов в развитии философии Возрождения выделяют гуманистический, неоплатонический и натурфилософский. Гуманистическая традиция, начало которой относится к середине XIV в., противопоставила средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку. Неоплатоническая традиция, начиная с середины XV в. связана с постановкой и разработкой главным образом онтологической проблематики, со систематизацией и развитием учения Платона. Для натурфилософской традиции (2-я половина XVI века - начало XVII века) было характерно стремление сформировать научное мировоззрение, свободное от теологии, обосновать материалистический взгляд на мир, отыскать экспериментальные методы обоснования новой космологии.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ - философ, богослов и ученый раннего Возрождения; церковный деятель. Николай Кузанский был видным математиком своего времени. Он внес значительный вклад в развитие математики, в частности, в решение вопроса о квадратуре круга, в исчисление бесконечно малых. Николай Кузанский подчеркивал методологическое значение математики для познания природы и исходил из необходимости активного использования количественных характеристик (счета, измерения и взвешивания) в науке, выступая тем самым предтечей экспериментального естествознания Нового времени. При решении сложных теологических и философских вопросов он использовал математические аналогии.

Центральная проблема философии Н. Кузанского – проблема соотношения Бога и мира. Но в отличие от традиции средневекового католического богословия Бог трактовался им как бесконечное единое начало и вместе с тем скрытая сущность всего, мир представлен как мир конечных вещей. Поэтому проблема соотношения конечного мира, мира конечных вещей и их бесконечной сущности поставлена Н. Кузанским как философская проблема. Эта проблема решалась с пантеистических позиций: Бог, понимаемый как охватывающий собой все сущее, содержит в себе весь мир.

Глубокие идеи высказаны Н. Кузанским в теории познания. Главное в его гносеологии – это понимание познания как бесконечного процесса, что объясняется бесконечностью самого мира. Если схоластики цель человеческого познания видели в достижении неизменной «божественной истины», то Н. Кузанский понимал процесс достижения истины как бесконечное движение к ней. Познание никогда не может остановиться, истина неисчерпаема.

Утверждая разум и интуицию основой познания, Н. Кузанский противостоял не только схоластической богословской традиции, но и мистицизму средневековых ересей, отрицавших возможности человеческого разума в познании мира. Необходимым условием приближения к истине в философии Н. Кузанского является путь математизации знания. В этом нашла выражение глубокая мысль о необходимости математизации процесса познания, что имело большое значение для создания нового метода исследования мира, противоположного схоластическому знанию.

Философские воззрения Н. Кузанского, в том числе диалектическое содержание его философии, не сразу были оценены его современниками. Его идеи только в XVI в. стали оказывать существенное влияние на развитие философской мысли, прежде всего на философию Джорждано Бруно. Н. Кузанский предварил и подготовил коперниковскую революцию в астрономии, которая устранила геоцентризм картины мира Аристотеля-Птолемея.

Он плодотворно занимался астрономией, его идеи подготовили учение Джордано Бруно о бесконечности Вселенной, о существовании множества обитаемых миров. Николай Кузанский отказался от устоев средневекового мировоззрения, согласно которому мироздание конечно в пространстве и Земля является его центром. Он предложил реформу юлианского календаря, которая была осуществлена только через полтора века, и составил одну из первых географических карт Центральной и Восточной Европы.

Пантеистическая философия Бруно явилась высшим результатом развития философской мысли эпохи Возрождения, так как в ней наиболее глубоко определились основные тенденции и особенности Ренессанса: гуманизм, стихийная диалектика, признание величия природы. Пантеизм Бруно – самая радикальная и последовательная из всех натурфилософских систем итальянского Возрождения, ибо в постановке и решении важнейших проблем он пошел дальше своих предшественников.

Один из главных выводов, вытекающих из пантеизма Бруно, – утверждение о бесконечности природы. Если у Н. Кузанского учение о бесконечности мира было еще полутеологическим, то у Бруно оно формируется как учение только о природе. Он разработал, по существу, материалистическую концепцию Вселенной. Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. Бесчисленное множество миров находится за пределами нашей солнечной системы. То, что мы видим перед собой, лишь ничтожная частица Вселенной. Земля – малая пылинка в беспредельных просторах мироздания. Бруно, следовательно, в своей космологической теории пошел дальше Коперника, который считал мир конечным, а Солнце представлял как абсолютный центр Вселенной. Бруно же отрицает наличие такого центра.

Материалистическое мировоззрение Бруно, заключенное в пантеистическую оболочку, в качестве основы всего существующего предполагает единое материальное начало, обладающее творческой силой. В отличие от схоластов и теологов Бруно возвеличивал природу, материальный мир, который порождает бесчисленные формы жизни из себя самого.

Никола́й Копе́рник - польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как тот, кто развил гелиоцентрическую систему мира в средние века. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.

Галилео Галилей, знаменитый итальянский физик, механик, астроном, философ, филолог и поэт. Имя Галилея связано с героической защитой гелиоцентрической системы мира и трагической борьбой с иезуитами и инквизицией. Галилей - один из столпов научной революции Нового времени.

В системах мимансы и веданты тексты Вед - священные книги, подобные христианской Библии, абсолютный авторитет.

Школа мимансы

В процессе формирования системы мимансы различают два этапа: пурва-миманса (ранняя, первая форма) и уттара-миманса (поздняя, последняя форма). Однако эта дефиниция имеет в своей основе не столько хронологический смысл, сколько логический. Если для

первой центральной проблемой является ритуал (жертвоприношение), то для второй - познание истины вещей.

В системе мимансы выделяют и ряд школ. Первая школа мимансы связывается с именем Джаймини (IV в. до н.э.), вторая - с именем Кумарилы , третья - с именем Мурари.

Как философское представление о вселенной пурва-миманса несовершенна. Она не уделяет особого внимания проблеме первичной субстанции (реальности) и ее отношения к миру душ и материи. Ее этика носит явно эклектический характер, а ее религия была откровенно политеистична. Центральной проблемой для пурва- мимансы является исследование дхармы или дел долга, из которых главными считаются жертвоприношения, совершаемые для целого ряда божеств.

Система пурва-мимансы не выходит за пределы обозначенного ею ряда богов, ибо соблюдение ведийской драхмы не предполагает допущения высшей силы. Поэтому Джаймини не столько отрицает Бога, сколько просто обходит решение этого вопроса. Позднейшие мимансаки постепенно протаскивают в свою систему Бога. Так, Кумарила, признавая необходимость кармы (работы) и упасаны (поклонения) для действительного освобождения, устанавливает существование Бога, который представляет собой дхарму, или справедливость. Содержание дхармы выражено в Ведах, которые обнаруживают разум Бога.

Ведийский текст в системе пурва-мимансы является непререкаемым авторитетом в вопросе выполнения религиозного долга (дхармы). Исполнение долга ведет к постепенному искуплению от кармы и к действительному освобождению как прекращению перерождений и страданий. «Долг» имеет внешний источник, так как обязанности человека открываются ему посредством силы, находящейся вне его. Поэтому этика пурва-мимансы строится на основе откровения. Предписания Вед определяют элементы дхармы, которая в целом является системой правильной жизни. Предписанное Ведами деяние всегда будет добродетельным, а основанное на естественных инстинктах - недобродетельным.

Уттара-миманса как учение, утверждающее ведийский ритуал, большое внимание уделило теории познания и логики.

В основе познания лежит чувственное восприятие объекта. Восприятие (пратьякша) является непосредственным постижением (сакшат пратитих). Оно возникает на основе чувственного контакта субъекта и объекта. На основе связи субъекта и объекта познания строится процесс познания и выводится природа сознания, которая определяется взаимодействием «Я» и «не-Я». Каждый акт познания

предполагает определенное соотношение между субъектом («Я») и объектом («не-Я»). Поэтому познанное представляет собой не качество объекта, а только отношение, существующее между объектом и познанием.

Каждый акт познания обязательно предполагает четыре основных структурных элемента: познающего (джнята^ объект познания (джнея), средство познания (джняна-карана) и результат познания , или осознание объекта (джятата).

Знания, полученные в процессе познания, сами по себе достоверны, и их правильность может быть опровергнута только в случае признания их противоречивости. Правильное познание является таковым, когда оно свободно от противоречий и постигает объект, еще не постигнутый. Ошибочное познание - это неполное восприятие объекта.

Система мимансы исходит из того, что познание - это всегда отношение мышления к действительности. По мнению мимансаков, действительность, реальность внешнего мира является основой опыта и жизни. При этом они исходят из того, что внешний мир основан на девяти субстанциях: земле, воде, воздухе, огне, времени, пространстве, акаше, уме и на «Я». Позже Кумарила к этому субстанциальному ряду добавил темноту и звук. Такие субстанции, как земля, вода, воздух, огонь, являются воспринимаемыми объектами и могут быть познаны. Другие перечисленные субстанции не воспринимаются, а только выводятся. Нельзя воспринять сверхчувственные объекты.

Вопрос об истинности знания снимается мимансаками посредством введения в гносеологию теории самодостаточности знания. Данная теория обосновывает тезис о том, что достоверность является атрибутивным свойством всякого знания, т.е. оно истинно по своей природе.

Теория познания системы мимансы основана на чувственной форме познания, логическом выводе, положениях священных книг и постулатах некоторых невоспринимаемых истин.

В целом система мимансы (исследование ведийского текста о жертвоприношениях) касается объяснения ритуала Вед. Она по своей сути является философским обоснованием индуизма. В философском плане ей свойственен реалистический подход к решению основного вопроса миропонимания. Ее значение для индуистской религии трудно переоценить, ибо священные книги, определяющие этические нормы индийцев, находят свою интерпретацию в постулатах и положениях мимансы. Поэтому и в настоящее время современные индийские законы в значительной мере испытывают определенное влияние системы миманса.

Философия - это сила, которая существенно влияет на прогресс человечества. Она всегда есть участником формирования определенных общественных идеалов и представлений о целостности мира. Само понятие философии и первые философские системы возникли примерно за пятьсот лет до нашей эры. В разных местах формировались философские концепции, соединяющие как философию Индии , так и религию.

Философия древней Индии

Ей присущи три периода. Первый период от пятнадцатого до пятого века до нашей эры. Второй – от пятого века до нашей эры до десятого века нашей эры и третий период – с десятого века нашей эры. Первый период носит название «ведический» , второй – «классический», третий – «индустский». Беспрерывное развитие индийской философии началось с древнейших текстов под названием «Веды». Они написаны еще за пятнадцать веков до нашей эры. Само название происходит от слова «ведать» - знать. Веды состоят из четырех частей: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Самые древние Самхиты – это собрание четырех книг старых «гимнов». Из них: Ригведа – наидревнейшая и почитаемая веда для постижения тайн бытия, Самаведа – это ведические напевы, Яджурведа – это веда для жертвоприношений, Атхарваведа – это ведические заклинания. Остальные три текста – трактовка к Самхиты. Следуя ведическим верованиям, Бог все видит и знает и поместил в в Веды. Знания бывают двух видов: сакрального вида и профанические. Каждая книга Самхиты имеет соответствующие ей брахманы, Араньяки и Упанишады дополняют или Самхиты или Брахманы. Такая философия кажется сложной. И чтобы ее понять, надо вспомнить время, в которое она родилась. Формирование классового общества того времени, существование рабства, возрастание неравенства в обществе привело к формированию каст. Каста брахманов (жрецов) - высшего порядка, жила за счет остальных людей. Кшатрии были воинами и постоянно боролись с брахманами за власть. Вайшьи и шудры – тяжело работающие люди и платившие дань. И наконец, рабы, которые не входили ни в одну из каст. Все это разнопластовое общество должно было сосуществовать. И религия, как общественная философия, должна была создать правила сосуществования в едином государстве Индия.

Древнейшая из Вед – Ригведа помогала древним индейцами постичь тайны бытия. Основной способ постижения – созданный миф. Космические явления лежат в основе постижения мира. Планеты играют в мифах роль божества. Цикличность природы отображается в ритуальной цикличности. В Веде нет главного бога. Человек обращается к тому из богов, кто может помочь именно в этой ситуации. Упанишады были сочинены в разные года, и являются тайным учением, которое доступно далеко не всем. Понятие «брахман»и «атман» в Веде - это основа бытия, начало всего сущего. Еще один интересный аспект Веды - закон кармы. Он координирует процесс перевоплощения согласно добрым и злым делам человека. Веды утверждают, что будущее воплощение не результат желания Бога, а результат жизни самого человека (награда или наказание). Еще одно ключевое понятие Вед – мокша. Это высшая цель человека, заключающаяся в уходе от колеса перевоплощений.

Индия очень красочная страна, во многом благодаря богатой флоре, подробнее: .

Школы древней философии Индии

Задачей философских школ Индии является процесс познания, то есть вхождение в мир ритуальной магии. Для познания божественного начала использовалось «турии». Это мистические инициации проводимые в школах. Среди философских школ в Индии существовали такие, которые взяли за основу учение ведизма, и такие, которые отрицали ведизм. Познакомимся с некоторыми из них.

Санкхья

Переводится как «число». Основана за семь веков до нашей эры. В ее основе лежит ученик Вед. Рассматривает мир как на живое существо. Бытие представляет Пуруша, нескончаемое космическое «Я», которое не меняется и свидетельствует обо всем Пуруша – это не тело, ни душа, ни сознание. Объект множественного познания. Кроме непознанного, в учении есть материальное начало. Это Пракрити – первоматерия, она в вечности и постоянной активности. Это причина земных явлений, следствие образа жизни. Действия Пракрити тех гун: появление, активность и инертность. Это не физические действия, а их последствия. Практически гунны – это сила человека.

Главная школа Индии. В основе лежат упанишады. Была истоком религии индуизма. Создана в средних веках. Основная идея школы – понятие Брахмана как множественной духовной составляющей. Обратная сторона Брахмана - пространство в соединении со временем. Через них он приходит в мир. Брахман в начале Вселенной и в ее конце. Вселенная – всего лишь иллюзия через незнание Брахмана. Высшим духом считается Брахман, проявляется в человеке через атман. Когда человек трансформирует свою внутреннюю суть в состояние Брахмана-атмана, он получит чистое сознание – такова основная идея. Отказ от вещей, контроль над чувственностью и умом, при сильном желании освободиться приведет в состояние нирваны. Процесс обучения будет продолжаться до полного осознания себя Брахманом? что приведет к освобождению души.

Подробнее о верованиях индийцев читайте в статье: .

Учение основано принцом Сиддхартхи за полвека до нашей эры. Потом его стали называть Буддой, что значит просветление. Это одна из распространенных по всему миру религий, в ней нет понятия «Бог» и бессмертной души. Согласно учению Будды, мир это поток колеблющихся частиц из бытия. Их называют дхармы. Они являются энергетическим жизненным потоком любых проявлений чувств человека. Мир это всего лишь бесконечное количество дхарм. Наше бытие – это лишь мгновения. Но каждое мгновение порождает следуещее. На таком законе держится мир. Будда отбрасывал вопросы о процессах начала и конца и говорил только о дхарме. Учение указывает причину страданий в невидении момента под названием «сейчас». Учение не признает бессмертной души. Основа учения – четыре истины. Учением определено восемь ступенек на пути к нирване. Состояние нирваны объединяет абсолютную мудрость, добродетельность и невозмутимость.

Локаята

Основал учение – Бриханспати. Название переводится как «идти от мира». Основано за пятьсот лет до нашей эры. Не принимает ведизма и брахманизма. Ценностью считали жизнь на Земле. Не признавали сверхъестественность. Учение принимает только материальный мир. Вещи имеют свою природу и возникают на ее основе. В основе мира четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля, из которых все состоит. Считают мир случайным набором элементов. Не признают сознания и личности вне тела. Душу считают материальной. После смерти человека нет, поэтому и страдать нечему. В учении полное отрицание бессмертия. Человеком должны руководить два чувства – кама(наслаждаться) и артха(иметь пользу). Смысл жизни видят в получении наслаждений и избегании страданий.

Вайшешика-ньяя

Школа возникла за пять веков до нашей эры. Своим учение объединила понятия особенности и логики. Признает четыре земные стихии, пространственно-временную составную и эфир, как тонкую материю души и ума. Учение считает, что весь мир – это сочетание этих элементов. Впервые выделились маленькие внутренние элементы «анну»(атомы), как материальные носители всего. Поскольку частички анну не способны собой управлять, существует для этого высший дух Брахман. Учение признает закон кармы. С веками это учение переродилось в античную философию.

Философия Индии, видео:

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика) В современных индийских языках слова "астика" ("astika") и "настика" ("nastika") обозначают соответственно "теист" и "атеист". Однако в философской литературе, написанной на санскрите, словом "астика" обозначали тех, "кто верит в авторитет вед", или тех, "кто верит в жизнь после смерти". ("Настика" соответственно означает противоположное.) Эти слова употребляются здесь в первом смысле. Во втором смысле даже такие неортодоксальные школы, как буддийская и джайнская, будут относиться к астике, поскольку их представители верят в жизнь после смерти. Шесть ортодоксальных школ относятся к астике, а школа чарвака - к настике в обоих смыслах этого слова.

К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.

К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы - материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.

Чтобы это подразделение стало более понятным, следует уяснить, какое место занимают веды в истории развития индийской мысли. Веды представляют собой самые ранние произведения индийской литературы, и на всем последующем развитии индийской мысли, особенно философии, положительно или отрицательно сказалось их влияние. Одни философские системы признавали авторитет вед, тогда как другие отрицали его. Системы мимансы и веданты можно, например, рассматривать как прямое продолжение традиции вед.

Традиции вед имеют две стороны: ритуальную и спекулятивную-карма и джняна. Система мимансы, придавая особое значение ритуальной стороне, всячески возвышает философию вед, чтобы оправдать ведические обряды и ритуалы и способствовать их культивированию. Система веданты, придавая исключительное значение спекулятивной стороне вед, стремится развивать тщательно разработанную философию из теоретических положений вед. Поскольку эти школы являлись, по существу, непосредственными продолжателями ведийской культуры, обе они называются иногда общим словом "миманса", и только ради точности одна из них носит название пурва-мимансы (или карма-мимансы), а другая - уттра-мимансы (или джняна-мимансы). Однако более употребительными наименованиями этих школ соответственно являются "миманса" и "веданта", поэтому мы будем придерживаться здесь именно этого общеупотребительного наименования.

Хотя школы санкхьи, йоги, ньяйи и вайшешики строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, они в то же время не оспаривали авторитета вед и стремились показать, что текст вед находится в полном соответствии с их собственными, основывающимися на разуме теориями. Школы чар-вака, буддийская и джайнская, возникшие главным образом в противовес учению вед, естественно, отвергали их авторитет.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/

Индийская цивилизация является одной из самых древних на земном шаре. Она зародилась на полуострове Индостан почти 6 тысячелетий назад. В попытке осмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем, древние индийские философы стали предпринимать первые шаги в развитии мировоззренческих учений. Так зародилась философия Древней Индии, которая оказала значительное влияние на всю мировую культуру.

Общая характеристика

Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:

  • Ведический - период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).
  • Эпический - период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.).
  • Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.).

С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых XV в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Рис. 1. Веды.

К основным положениям философии Древней Индии относят:

  • совершенствование внутреннего мира человека;
  • желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;
  • искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;
  • восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;
  • неведение - источник всех человеческих страданий, в то время как знание - обязательное условие спасения каждого;
  • постижение знаний путем длительного сознательного погружения;
  • подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.

Философские школы Древней Индии

В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные - те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные.

К ортодоксальным школам относятся:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Ньия - самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем.
  • Вайшешика - проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара - колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала.

Рис. 2. Колесо Сансары.

  • Йога - философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача - полное подчинение тела мозгу.

Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму. В основе лежит лишь тело и его чувства, но никак не эфемерная душа.
К неортодоксальным школам Древней Индии относят:

  • Джайнизм - учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому - страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу.

Главной целю всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны - состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе.

  • Буддизм - согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности - не причинение вреда окружающим.

Рис. 3. Будда.

Что мы узнали?

При изучении темы «Философия Древней Индии» мы узнали кратко самое главное о философии Древней Индии: как она развивалась, какие общие черты имела, что было заложено в ее основу. Также мы познакомились с основными ортодоксальными и неортодоксальными философскими школами и их учениями.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 278.