Кто окружал тюркский этнос. Тюркская группа языков: народы

Общность тюркоязычных народов

Тюрки - этноязыковая общность, сформировавшаяся в степях Северного Китая в I тыс. до н. э.

Тюркоязычными являются многие народы, населяющие мировое пространство. Условно их можно классифицировать на несколько групп. Условность объясняется языковой конвергенцией в процессе сосуществования племен на соседних землях. К древним т. относятся: тюркюты, печенеги, половцы, гунны, булгары, хазары, тюрки-огузы, карлуки.

В настоящее время ученые делят т. на две большие группы:

1) западные т. представлены:

Булгарской подгруппой;

Кыпчакской (северо-западной) подгруппой, в которую входят: кыпчакско-булгарские, кыпчакско-половецкие, кыпчакско-ногайские народы;

Карлукской (юго-восточной) подгруппой;

Огузской (юго-западной) подгруппой, в которую входят: огузо-булгарские, огузо-сельджукские, огузо-туркменские народы.

2) восточные т. представлены:

Киргизо-кыпчакской подгруппой;

Уйгурской подгруппой.

Кто такие т. и откуда они пошли?

Впервые этноним тюрк встречается у тюрков VI в. Китайские летописи сообщали о тюрках с 542 г.; европейские - с 568 г.

Существует множество версий происхождения названия т. В. Томсен переводит термин «торук», «турук» как «стоящий прямо», «крепкий». В.В. Бартольд отвергает мнение В. Томсена и говорит о происхождении названия от слова «туру» (установленность), что применительно к народу, которым управлял тюркский каган, означает «управляемым мною народом». А.Н. Кононов - слово «тюрк» означает «сильный, крепкий».

Этногенез и общность языка

Первоначальными территориями расселения были земли Азии и Южной Сибири. К западу от р. Волги в III − II тыс. до н. э. сложилась группа т., находившихся в миграции. Эти т. стали доминирующими в Поволжье, Казахстане, Алтае и долине Верхнего Енисея. Другая группа т. появилась в степях восточнее р. Енисей немного позднее, ее корни - внутриазиатские. Племена между собой взаимодействовали, и во II тыс. н. э. из их числа выделились современные т. России и ближайших территорий.

Общественный и государственный строй

Форма государства в древности - кочевая. Начиная с середины I тыс. до н. э. и вплоть до XVII в. в Евразии существовали сначала скифские, затем - тюркские государства.

В Среднеазиатском междуречье в раннем средневековье оформились оседлые и полукочевые т., тесно контактировавшие с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. В VI в. н. э. в среднем течении р. Сырдарьи и р. Чу возник Туркестан.

Первое государственное объединение - орда Хунну. Это образование гуннов V в. К 552 - 745 гг. относится существование в Центральной Азии Тюркского каганата. В V - VIII вв. булгары создали на территории Европы новые государства - Дунайская Болгария, Волжская Булгария. В 650 - 969 гг. существовал Хазарский каганат, разгромленный Святославом. Со второй половины IX в. хазар вытеснили печенеги, которые заняли северное Причерноморье. Они потерпели поражение в 1019 г. от русского Ярослава Мудрого. В XI в. на смену печенегам пришли половцы, покоренные в начале XIII в. монголо-татарами. Образовавшаяся Золотая Орда имела в основном тюркское население. В XV - XVI вв. она распалась на самостоятельные ханства.

Хозяйство, культура и традиции

Традиционные занятия т. - кочевое скотоводство, добыча и обработка железа.

Этнокультурные традиции складывались в эпоху древности и средневековья. Во второй половине I тыс. н. э. оформился хозяйственно-культурный тип, духовная культура, традиции и др. Был создана собственная письменность.

В историческом процессе формирования и развития древнетюркской государственности и культуры участвовали многие тюркоязычные племена. Важную роль в этом процессе играли печенеги, объединенные в мощный союз племен.

Печенеги

Печенеги кочевали в VIII-IX веке между Аральским морем, реками Ликом и Волгой и контролировали территорию, где проживали ираноязычные сарматские, угро-финские и другие племена.

Столкнувшись с давлением хазар, огузов и половцев (кипчаков), печенеги двинулись на запад. Одной из причин, побудивших двинуться на восток Европы сначала печенегов, а затем огузов и половцев, явилась почти вековая засуха, которая резко сократила площади, пригодные для кочевья в Приаралье и Закаспии.

В IX веке печенеги переправились через Волгу и расселились в Северном Причерноморье, контролируя обширную степную полосу от Дона до Дуная и воюя практически со всеми ближними соседями: хазарами, мадьярами, с Русью и Византией.

Византия нередко прибегала к военной помощи печенегов для ослабления Древней Руси. Так, в 972 году печенеги встретили у днепровских порогов дружину Святослава Игоревича, которая возвращалась из Византии, и разбили ее.

Ожесточенная война продолжалась и при князе Владимире Святославовиче, который для защиты южных рубежей Руси создал несколько укрепленных линий, заключил против печенегов союз с огузами и сблизился с Византией.

В 1036 г. Ярослав Мудрый разгромил печенегов вблизи Киева, после чего печенежское военное объединение распалось.

Довершили дело огузы-торки, а позднее , которые вытеснили печенегов в середине XI века к Карпатам и Дунаю. Группы печенегов постепенно растворились среди окрестного населения, а основная их часть слилась с половцами (куманами).

Есть основания отдаленными потомками болгар считать печенегов, огузов и половцев, поселившихся и живших на Дунае, тюркоязычный народ гагаузов. Гагаузы в XIII веке приняли христианство и во времена поздней (конец XVIII - XIX века) переселились в Бессарабию. Ныне они образовали Гагаузскую республику в составе Молдовы.

Огузы

Племена огузов упоминались в орхоно-енисейских надписях VIII в. под названием токуз-огуз (дословно - девять родов). Впоследствии они вошли в состав Тюркского и Уйгурского каганатов, где в процессе складывания уйгурского этноса название токуз-огуз сменяется этнонимом «уйгур».

В IX - XI веке под названием огуз образовывается тюркский союз племен Приаралья и Прикаспия с центром в городе Янгикенте в низовьях Сырдарьи. В X веке западные огузы (гузы, узы, торки) появились на востоке Европы, другая их часть двинулась в Среднюю Азию. Западные огузы-торки воевали с Хазарским каганатом, печенегами, совершили неудачный поход на Византию и в начале XI века кочевали в степях Причерноморья.

Огузы-торки часто выступали союзниками киевских князей. Летопись впервые упоминает торков в 985 году, когда они участвовали в походе князя Владимира против волжских болгар. Позднее они участвовали в междоусобных войнах русских князей, воевали с половцами. Часть торков, поселенная сыновьями Ярослава по рекам Рось и Торч (город Торческ), со временем ославянилась, а оставшиеся в степях были ассимилированы половцами.

Упоминаемое с конца XI - XII века. племенное объединение «черных клобуков» также состояло из остатков тюркских племен - печенегов, торков, берендеев. Оно защищало южные рубежи Киевской Руси и использовалось конкурирующими в борьбе за власть русскими князьями в качестве военной поддержки. Постепенно торки переходили к оседлому образу жизни. В XII в. киевский князь формально был «верховным сюзереном черных клобуков». Интересно отметить, что этноним «черные клобуки» перекликается с самоназванием каракалпаков - современного тюркского этноса, живущего в Каракалпакстане в составе Республики Узбекистан.

Огузы Средней Азии, возглавляемые сельджуками, подчинили Хорезм, Иран, Азербайджан, двинулись в Переднюю Азию и на Ближний Восток, создав к концу XI века огромное Государство сельджукидо в. В XI-XIII веке этноним «огуз» вытесняется в Средней Азии этнонимом «туркмен», а на Ближнем Востоке - этнонимом «тюрк». Огузы сыграли заметную роль в этногенезе современных туркмен, азербайджанцев и турок.

Кипчаки (половцы, куманы)

В XI веке народы Восточной Европы и Средней Азии становятся свидетелями следующей после великого гуннского переселения волны миграции кочевых народов, вызванной движением нового сильного союза тюркских кочевых племен, именуемых кипчаками, половцами или куманами. Термином «кипчаки» пользовались на востоке, половцами называли эти племена славяне, а куманами чаще всего их именовали в Европе.

Кипчаки в VIII веке входили в состав так называемого Кимакского каганата, существовавшего в Западной Сибири, и были западной группой этого племенного союза. После обособления кипчаки заняли территорию Северо-Западного Казахстана и в X веке граничили на востоке с кимаками, на западе - с хазарами, на юге - с огузами. Уже в середине X века кипчаки, вслед за огузами-торками, переправились через Волгу и широкой волной распространились по степям Восточной Европы, подчинив себе основную часть остававшихся там печенегов и торков-огузов.

Огромная территория, контролировавшаяся кипчаками в XI-XIII веке, получила на востоке название Дешт-и-Кипчак (от персидского «степь кипчакская»), ее границы простирались от Иртыша до Дуная.

Предполагается, что северная граница Дешт-и-Кипчака проходила по Москва-реке, где тюрки граничили с угро-финнами, и выводит топонимический ряд подмосковных названий: Коломенское - от «коллома» (охранение), Капотня - от «высокого поселения» («высокой травы»), Кунцево - от «пристанища» («заезжего двора»), Дешт-и-Кипчак условно делилось на западную и восточную часть, границами которых служили Урал и река Яик.

Западная часть кипчакских степей получила в русских летописях название Половецкая земля. Основой хозяйства кипчаков оставалось кочевое скотоводство, но под влиянием народов захваченных земель часть кыпчаков переходила к оседлому образу жизни, земледелию, ремеслу и торговле. Значительную роль играла военная аристократия, стремившаяся к расширению власти и пополнению богатств.

Большая часть половцев оставалась язычниками. Господствующей религией, очевидно, был сохранявшийся у кипчаков с давних времен шаманизм. Половецкими археологическими памятниками причерноморских степей принято считать курганные погребения, на которых обычно устанавливались «каменные бабы» - изваяния человеческих фигур высотой от полутора до трех с половиной метров, имеющие ранние аналоги у скифо-сарматских и тюркских народов. Сохранившиеся в южнорусских степях изваяния позволяют представить детали костюма и вооружения половцев. Общественный строй половцев находился на стадии формирования раннефеодальных отношений.

Несмотря на обширность контролируемых кыпчаками территорий, государства, как оформленного политического института, у них не было. Отдельные племенные союзы, возглавляемые ханами-князьями, составляли не более чем конгломерат. Но, расположившись на стратегически важных геополитических и торговых перекрестках, соединявших страны, культуры и цивилизации Востока и Европы, они сыграли важную роль в судьбе многих народов Евразии, особенно русского и татарского. Кипчакский фермент придал многоцветью тюркской цивилизации яркость и силу.

Таким образом, Великая степь к началу средневековья была не только заряжена энергетикой многоэтнического потока евразийских народов, но и превращалась в арену уникального исторического творчества и культурно-цивилизационного конкурентного соперничества.

Официальная история говорит о том, что тюркский язык возник в первом тысячелетии когда появились первые племена, относящиеся к этой группе. Но, как показывают современные исследования, сам язык возник намного раньше. Существует даже мнение, что тюркский язык пошел от некого праязыка, на котором говорили все жители Евразии, как в легенде о Вавилонской башне. Главный феномен тюркской лексики - она практически не изменилась за пять тысячелетий своего существования. Древние письмена шумеров будут до сих пор так же понятны казахам, как и современные книги.

Распространение

Тюркская языковая группа очень многочисленна. Если посмотреть территориально, то народы, общающиеся на схожих языках, проживают так: на западе граница начинается с Турции, на востоке - автономным округом Китая Синьцзян, на севере - Восточно-Сибирским морем и на юге - Хорасаном.

В настоящее время приблизительное число людей, владеющих тюркским, - 164 млн, это число практически равно всему населению России. На данный момент существуют различные мнения о том, как классифицируется группа тюркских языков. Какие именно языки выделяются в этой группе, рассмотрим далее. Основные: турецкий, азербайджанский, казахский, киргизский, туркменский, узбекский, каракалпакский, уйгурский, татарский, башкирский, чувашский, балкарский, карачаевский, кумыкский, ногайский, тувинский, хакасский, якутский и др.

Древние тюркоязычные народы

Мы знаем, что очень широко распространилась по Евразии тюркская группа языков. Народы, говорящие так, в древности назывались просто - тюрки. Их основной деятельностью было скотоводство и земледелие. Но не стоит воспринимать все современные народы тюркской языковой группы как потомков древнего этноса. По прошествии тысячелетий их кровь смешалась с кровью других этнических групп Евразии, и сейчас коренных тюрков просто нет.

К древним народам этой группы относят:

  • тюркютов - племена, поселившиеся в горном Алтае в 5 веке нашей эры;
  • печенегов - возникли в конце IX века и населяли область между Киевской Русью, Венгерией, Аланией и Мордовией;
  • половцев - своим появлением вытеснили печенегов, были очень свободолюбивыми и агрессивными;
  • гуннов - возникли во II-IV веках и сумели создать огромное государство от Волги до Рейна, от них пошли авары и венгры;
  • булгаров - от этих древних племен произошли такие народы, как чуваши, татары, болгары, карачаевцы, балкарцы.
  • хазаров - огромные племена, сумевшие создать собственное государство и вытеснить гуннов;
  • тюрков-огузов - предков туркмен, азербайджанцев, проживали в Сельджукии;
  • карлуков - проживали в в VIII-XV веках.

Классификация

Тюркская группа языков имеет очень сложную классификацию. Вернее, каждый историк предлагает свой вариант, который будет отличаться от другого незначительными изменениями. Предлагаем вам наиболее распространенный вариант:

  1. Булгарская группа. Единственный ныне существующий представитель - чувашский язык.
  2. Якутская группа - это самый восточный из народов тюркской языковой группы. Жители говорят на якутском и долганском диалектах.
  3. Южносибирская - в этой группе представлены языки народов, проживающих преимущественно в границах Российской Федерации на юге Сибири.
  4. Юго-восточная, или карлукская. Примеры - узбекский и уйгурский языки.
  5. Северо-западная, или кыпчакская группа - представлена большим количеством народностей, многие из которых проживают на собственной независимой территории, например татары, казахи, киргизы.
  6. Юго-западная, или огузская. Языки, входящие в группу - туркменский, саларский, турецкий.

Якуты

На своей территории местное население зовет себя просто - саха. Отсюда и название региона - Республика Саха. Некоторые представители также расселились в других соседних областях. Якуты - это самый восточный из народов тюркской языковой группы. Культура и традиции были в древности позаимствованы у племен, проживающих в центральной степной части Азии.

Хакасы

Для этого народа определена область - Республика Хакасия. Здесь находится самый большой контингент хакасов - около 52 тысяч человек. Еще несколько тысяч переехало жить в Тулу и в Красноярский край.

Шорцы

Наибольшей численности эта народность достигала в XVII-XVIII веках. Сейчас это небольшой этнос, который можно встретить лишь на юге Кемеровской области. На сегодняшний день численность очень мала, около 10 тысяч человек.

Тувинцы

Тувинцев принято разделять на три группы, отличающиеся между собой некоторыми особенностями диалекта. Населяют Республику Это немногочисленный восточный из народов тюркской языковой группы, живущий на границе с Китаем.

Тофалары

Эта народность уже практически исчезла. По данным переписи 2010 года, в нескольких селах Иркутской области удалось найти 762 человека.

Сибирские татары

Восточный диалект татарского, - это язык, который принято считать национальным для сибирских татар. Это тоже тюркская группа языков. Народы этой группы густо расселены по России. Их можно встретить в сельской местности областей Тюменской, Омской, Новосибирской и других.

Долганы

Малочисленная группа, проживающая в северных районах Ненецкого автономного округа. У них есть даже свой муниципальный район - Таймырский Долгано-Ненецкий. На сегодняшний день представителей долганов осталось лишь 7,5 тысяч человек.

Алтайцы

Тюркская группа языков включает в себя лексикон Алтай. Сейчас в этой местности можно свободно познакомиться с культурой и традициями древнего народа.

Независимые тюркоязычные государства

На сегодняшний день существует шесть отдельных самостоятельных государств, народность которых составляет коренное тюркское население. В первую очередь это Казахстан и Киргизия. Конечно же, Турция и Туркмения. И не стоит забывать об Узбекистане и Азербайджане, которые к тюркской языковой группе относятся точно так же.

Свой автономный округ имеют уйгуры. Он находится в Китае и именуется Синьцзян. На этой территории проживают также и другие национальности, относящиеся к тюркам.

Киргизы

Тюркская группа языков в первую очередь включает в себя киргизский. И действительно, киргизы или кыргызы - это наиболее древние представители тюрок, проживавших на территории Евразии. Первые упоминания о киргизах встречаются в 1 тыс. до н. э. Практически за всю свою историю нация не имела собственной суверенной территории, но вместе с тем сумела сохранить свою самобытность и культуру. У киргизов даже есть такое понятие «ашар», означающее совместную работу, тесное сотрудничество и сплочение.

Киргизы издавна проживали на степных малонаселенных территориях. Это не могло не сказаться на некоторых особенностях характера. Этот народ чрезвычайно гостеприимен. Когда раньше в поселение прибывал новый человек, он рассказывал новости, которые никто не мог услышать до того. За это гостя награждали лучшими угощениями. Свято почитать гостей принято и до сих пор.

Казахи

Тюркская языковая группа не могла бы существовать без самый многочисленный тюркский народ, проживающий не только в одноименном государстве, но и по всему миру.

Народные нравы казахов очень суровы. Детей с детства воспитывают в строгих правилах, учат быть ответственными и трудолюбивыми. Для этой нации понятие "джигит" - это гордость народа, человек, во чтобы то ни стало защищающий честь своего соплеменника или свою собственную.

В облике казахов до сих пор прослеживается четкое разделение на "белых" и "черных". В современном мире это давно утратило значение, но пережитки старых понятий все еще сохранены. Особенностью облика любого казаха является то, что он одновременно может быть похож и на европейца, и на китайца.

Турки

Тюркская группа языков включает в себя турецкий. Так исторически сложилось, что Турция всегда тесно сотрудничала с Россией. И не всегда эти отношения были мирными. Византия, а позже Османская империя, начала свое существование одновременно с Киевской Русью. Уже тогда были первые конфликты за право властвовать на Черном море. Со временем эта вражда усилилась, что во многом повлияло на взаимоотношения между русскими и турками.

Турки очень своеобразны. Прежде всего это видно по некоторым их чертам. Они выносливы, терпеливы и совершенно неприхотливы в быту. Поведение у представителей нации очень осторожное. Даже если рассержены, они никогда не выскажут своего недовольства. Но вот потом могут затаить злобу и отомстить. В серьезных делах турки очень коварны. Они могут в лицо улыбаться, а за спиной строить козни ради своей выгоды.

Турки очень серьезно относились к своей религии. Суровые мусульманские законы предписывали каждый шаг в жизни турка. К примеру, им можно было убить неверующего и за это не понести наказания. С этой особенностью связана еще одна черта - враждебное отношение к немусульманам.

Заключение

Тюркоязычные народы - это самый большой этнос на Земле. Потомки древних тюрок расселились по всем континентам, но больше всего их живет на коренной территории - в горном Алтае и на юге Сибири. Многим народам удалось сохранить свою самобытность в границах независимых государств.


До середины 80-х годов 20-го века народа под названием «тюрки» не существовало. Не существовало также и антропологического термина «тюрки». Лишь в лингвистической среде этим термином именовались так называемые «тюркские языки». Известный тюрколог А.Н. Кононов в статье «Тюркология» это понятие определяет так: «Тюркология, комплекс гуманитарных наук, изучающих языки, историю, литературу, фольклор, культуру народов, говорящих на тюркских языках. Первоначально тюркология развивалась преимущественно как филологическая дисциплина» [БСЭ]. Но в настоящее время сразу несколько народов – представителей разных рас – пытаются идентифицировать тюрок в этническом плане. И в этом контексте идёт незримая борьба.

Напомним, тюркские языки распространены в Турции, среди части населения России, Ирана, Афганистана, Монголии, Китая, Болгарии, Румынии, Югославии, Албании, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркмении Узбекистана, Башкирии, Каракалпакии, Татарстана, Тувы, Чувашии, Якутии, Горно-Алтайской автономной области, Хакасской автономной области, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Ставропольского края, Молдавии, Литвы и Украины (караимы), Грузии (урумы), Крым (крымчаки) и др. Кроме негроидов и австралоидов здесь встречаются народы всех рас. Пока в этом противостоянии европеоиды, кавказцы и семиты уступают монголоидам.

Проследим эволюцию так называемых «тюркских языков», воспользовавшись схемой «Языки мира» [Тюняев, 2007]. Если жёстко следовать определению, то тюркским языком до начала 20-го века назывался язык, предшествующий современным хакасскому и шорскому языкам и начавший своё формирование в 5-м веке из древнеуйгурского языка. Последний, кроме названных, дал начало ещё нескольким языкам: 1) в слиянии с согдийским – уйгурскому (8 в.) и далее монгольскому (с 19-го в.), калмыцкому (с 19-го в.), бурятскому (с 14-го в.), китайскому (с 14 в.) языкам; 2) ойротскому, алтайскому (с 19-го в.), узбекскому (с 19-го в.) языкам; 3) в слиянии с огузским – турецкому (с 7 в.) языку. Согдийский язык является потомком авестийского (гатского) языка – языка индоевропейской семьи – в начале 2-го тыс. до н.э. смешавшегося с эламским языком (эламодравидская семья палеоантропов Индии). Огузский язык принадлежит к уральской семье.

В общем-то, если быть точными в своих исследованиях, то нужно констатировать, что глубже даты «начало 2 в. н.э.» никаких тюркских языков больше нет. За границей этого времени существуют языки других семей. Если всё-таки попытаться отыскать некий «корень» тюркского языка, то это лучше сделать по линии древнеуйгурского языка, потому что, повторим, «согдийская» линия приводит нас к двум совершенно неродственным языковым семьям:
эламодравидской и индоевропейской. Их смешение, произошедшее в начале 2-го тыс. до н.э., в точности совпадает с данными археологии и антропологии.

Пришедшие в 3-м тыс. до н.э. в регион авестийских языков европеоидные переселенцы, ведомые мифологическим героем Богумиром (авест. Йима), принесли с собой общеиндоевропейский язык. А местное население относится к ведоидной расе (подраса негроидной расы).

Древнеуйгурская линия «тюркских языков» развивалась совершенно иначе как в языковом, так и в антропологическом отношении. Основой генезиса здесь является пара монголоидных рас. Но и без европеоидов здесь не обошлось. Древнеуйгурский язык сложился ко 2-му в. н.э. путём слияния двух языков – алтайского и самодийского. Алтайский язык развился из угорского, который сформировался к середине 3-го тыс. до н.э. путём смешения прафинноугорского (монголоиды) и общеиндоевропейского.

А самодийский язык развился из прасамодийского, который, в свою очередь, сложился из уральского языка к 5-му тыс. до н.э. Сам уральский язык является результатом смешения индоевропейского языка (европеоиды) и сино-кавказского (палеомонголоидные палеоантропы Кавказа и Алтая) языка, состоявшегося в 10-м тыс. до н.э. И это финальная точка уральской семьи языков. Однако нет никаких оснований тюркские языки относить к этой семье. Точнее, только к этой семье. Настоящими уральскими языками являются корякский, чукотский, нивхский, алеутский, юкагирский и др., которые никто не связывает с тюркскими языками.

И, если попытаться дать чёткое определение процессу формирования «тюркской» семьи языков, то это определение следует сформулировать так. Тюркская семья языков есть результат неравновесного смешения языков четырёх неродственных семей – уральской, индоевропейской, эламодравидской и сино-кавказской. Смешение шло в Приалтайском регионе вослед за процессами межрасовой метисации несколькими этапами. На первом этапе, к 10-му тыс. до н.э., из слияния сино-кавказской (монголоидной) и индоевропейской (европеоидной) компонент сформировалась уральская линия, отдельно из негроидных носителей оформилась эламодравидская линия. На втором этапе, в 3 – 2-ем тыс. до н.э., обе линии испытали новый мощный приток индоевропейских языков. На третьем, заключительном этапе, около 2 – 5-го в. н.э., эти две линии соединились, дав начало известным «тюркским» языкам.

Тюркские народы являются «продуктом» функционирования в Приалтайском регионе древних торговых путей, по которым с северо-запада в регион пришли древние русы, с юго-востока – сино-кавказская часть китайцев, с юга – ведоидные афганцы и индийцы, и в самом Приалтайском регионе сформировались первые уральцы. Даты те же, что указаны в предыдущем абзаце.

Для понимания этнокультурных процессов, связанных с носителями тюркских языков, воспользуемся данными, представленными в таблице 1. В ней представлена численность носителей языков разных семей. Носители тюркские языки являются совершенно незначительной частью человеческого общества. Для сравнения, их численность более чем в два раза ниже численности, например, африканских языков, культурное влияние которых даже в соседних регионах почти не прослеживается.

Что касается образования этнонима «Тюрк», то здесь, как и в случае с греко-итальянским регионом, следует обратиться к мифологии. Здесь мы остановимся подробнее, поскольку тюркологами этот вопрос совершенно не изучен, а он, как известно, составляет основу национальной идентификации.

Прежде всего, отметим, что первое пришествие в тюркский регион (Северная Индия, Афганистан и земли к северу от них) европеоидов состоялось в 10-м тыс. до н.э. (возможно, несколько позже). На раннем этапе в виду малочисленности присутствие европеоидов сложно идентифицировать с какой-либо археологической культурой. Автохтонные палеоантропы этого времени оставили после себя мустьерские орудия, использовавшиеся ими до 8-го тыс. до н.э. В 7 – 5-м тыс. до н.э. влияние европеоидов в этом регионе стало доминирующим – это культуры крашеной керамики (памятники типа Хараппы). Метисации с местными палеоантропами практически не было.

Мифологическая линия героев сохранена в письменных источниках и преданиях. Начало династии положил индоевропейский змей Юша (Шеша, Ас, Аз, от него Азия). Его род вышел в 8-м тыс. до н.э. с земель Русской равнины, в 7-м тыс. до н.э. прошёл через Армению и проследовал на восток, где его потомок известен под именем Ажи-Дахака. Далее в Кабуле правил Мардас. Это был уже предок арабов. Далее – Заххак (араб, Кабул; первый иудей). Далее – Мехраб (араб, Кабул), Рудаба (арабка) и муж Заля, далее – Рустам и жена Тахмина (афрасиабка), далее Сухраб и Шагад. Это эламо-дравидская линия. По сей день кабульские знатные рода возводят свои генеалогии к указанным персонажам.

Следующая составляющая тюркского народа представлена потомками Всевышнего. Его род выделился из общеиндоевропейского единства чуть позже Юши – примерно, в 8-м тыс. до н.э., но надолго задержался в Армении. Где его именем названа первая и самая древняя столица – Вишап. Далее этот род под предводительством Крышня и его сына Камы к 3 – 2-му тыс. до н.э. дошёл до Северной Индии, где и сформировал высшие касты. Генетически – это носители «русской» гаплогруппы R1a1. Лигвистически – санскрита и авестийских языков. Потомки этого рода стали второй составляющей пратюркского единства.

Третья составляющая тюрок идёт по линии Скифа. Он – сын легендарного Богумира (Йима), сына Дажьбога, внука Перуна и правнука Сварога. Богумир в 3-м тыс. до н.э. пришёл в Центральную Азию из центральных областей Русской равнины. Мы знаем этот народ под именем «тохары», и тюркологи прекрасно знают его историю. После его сын Скиф покорил обширную территорию, а его потомки с 8 – 7-го веков до н.э. стали именоваться скифами. Генетически – это носители всё той же, русской гаплогруппы R1a1. Лингвистически – носители древнерусского языка. Известны их цари: Арианта (550 лет до н.э., Атей (400 – 339 годы до н.э., Скилур (300 – 200 годы до н.э.), Фарзой и Инисмей (75 год), Дир (950 год) и другие.

Отметим ещё две составляющих тюркского народа, имена мифологических героев которых нам, к сожалению, не известны, – это алтайские монголоиды (с так называемой «обратной моноголоидностью») и синитические, или австрические монголоиды (с нормальной моноголоидностью; выходцы из Южного Китая). Первые вложились в формирование уральской семьи языков, вторые – в формирование сино-кавказской.

С 4-го тыс. до н.э. Центральная Азия являлась центром пересечения многих торговых путей. Основным из которых являлся Северный торговый путь, связывающий эти места с Древнейшей Русью. По этому пути на Русь и далее на запад шли нефрит (3-е тыс. до н.э.), лазурит (2-е тыс. до н.э.) и другие объекты торговли, а с Руси и с запада – мёд, меха, лес, дёготь, другие продукты химии, янтарь и др. Позже, в 1-м тыс. до н.э. на Русь и на запад стал отправляться шёлк и зеркала. А на рубеже новой эры был открыт и Южный торговый путь.

Таким образом, Центральная, Средняя, Северо-Западные районы Восточной Азии стали зоной активной международной торговли и плавильным котлом для многих рас и народов. В этом плавильном котле и выработался тот тип человека, который мы называем «тюрка». Археологические культуры этого региона широко известны, поэтому мы не будем на них останавливаться. А больше внимания уделим опять же мифологическим данным.

В самый разгар этой торговой цивилизации сформировался местный образ Дажьбога – легендарный Фаридун. У него было три сына. Старший Салм, ему отец дал в управление Рум и весь Запад. Младший Эрадж, ему отец дал в управление Иран и Арабистан (предок иранцев). А среднего сына именовали Тур. Ему и достался от отца Туран и Китайский Туркестан. Именно этот Тур и является мифологическим прародителем тюркского народа. Это мифологическое событие состоялось примерно во 2-м тыс. до н.э. И в нём были задействованы все народы, названные выше. Вот почему в основе одних ветвей тюркского языка лежит индоевропейский язык, а других – алтайский, эламский или другой.

После Тура тюркскими странами правил его сын Пашанг, потом его внук Афрасиаб. В это время начались усобные войны между разными кланами. И вот уже Афрасиаб мстит за Тура и выступает против Кейанидов. Позже правил Шида, Джахн (правитель Турана) и пошли династии Караханидов (династия каганов, правившая с начала 10-го в. по 1211 г. в Семиречье и в Восточном Туркестане; Казахстан и Кыргызстан) и Сельджукидов (11 – 14 вв., тюрки огузы).

Итак, отсчёт следует такой. Согласно мифологии, Фаридун правил более 1000 лет, то есть время сущестования его сыновей – Салма, Тура и Эраджа – это 1-е тыс. до н.э. По линии Заххака в это время правил его сын – Мехраб. От него пошли арабские языки: к 4-му в. н.э. сложилось арабское койне – на основе древнеарабского; последний сложился к 5-му в. до н.э. на основе урмийского (арамейского) языка – предка древнеармянского языка; урмийский сформировался к 8-му в. до н.э. из халдского. А вот уже халдский язык несёт в себе составляющую эламского языка, с которым он слился в 9-м в. до н.э. (то есть то же 1-е тыс. до н.э.). В Семиречье – это время скифов.

Анализируя языковую, антропологическую и генеалогическую ситуации в данном регионе в указанное время, приходим к выводу, что, скорее всего, все царские линии здесь были носителями R1a1. Это подтверждается и ископаемыми таримскими ДНК – R1a1. Тюркоизация населения шла по женской половине, подмешивая к мужскому «русскому» генофонду генофонды жён: монголок, алтаек, уралок, индусок, афганок, китаек и т.п. В этом случае у населения этого региона осталась русская R1a1, а антропологические черты стали тюрскими – смешанными из указанных антропологических линий.

Таким образом, можем сделать следующие выводы. Начало формирования тюрок следует отнести к 1-му тыс. до н.э. Эпоним тюрок образован от имени Тура – мифологического героя, правившего в 1-м тыс. до н.э. Тураном. Антропологически тюрки образованы в результате смешения представителей нескольких рас: европеоидной, монголоидной алтайской, монголоидной синитической, веддоидной и кавказской. Основной генетический маркер – R1a1. Корень тюркской семьи языков исходит из индоевропейской семьи. Отдельные ветви дерева тюркских языков сформировались в результате метисационных процессов с носителями тех или иных языков, связанных с названными расами. Отсюда разнообразие тюркских языков.

Тюрки (также тюркские народы , тюркоязымчные народы , народы тюркской языковой группы ) - этноязыковая общность. Говорят на языках тюркской группы. Глобализация и усиление интеграции с другими народами привели к широкому распространению тюрок за пределы их исторического ареала. Современные тюрки проживают на разных континентах - в Евразии, Северной Америке, Австралии и на территориях самых разных государств - от Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Средиземноморья, Южной и Восточной Европы и далее на восток - вплоть до Дальнего Востока России. Тюркские меньшинства имеются также в Китае, государствах Америки, Ближнего Востока и Западной Европы. Крупнейшая территория расселения в России, а численность населения в Турции.

Тюркоязычные народы известны с III в. до н.э., но первые упоминания этнонима тюрк появились в начале VI в. на Монгольском Алтае и относились к небольшому народу, впоследствии ставшему доминирующим в Срединной Азии. Слово тюрк означает сильный, крепкий. Одним из традиционных занятий тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа.

Этническая история прототюркского субстрата отмечена синтезом двух групп населения:

  • · сформировавшейся к западу от Волги, в III-II тыс. до н.э., в ходе многовековых миграций в восточном и южном направлениях, стала преобладающим населением Поволжья и Казахстана, Алтая и долины Верхнего Енисея.
  • · появившаяся в степях восточнее Енисея позднее, имела внутриазиатское происхождение.

История взаимодействия и слияния обеих групп древнего населения на протяжении двух - двух с половиной тысяч лет и есть процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались тюркоязычные этнические общности. Именно из среды этих близкородственных племён во II тыс. н.э. выделились современные тюркские народы России и сопредельных территорий

О «скифском» и «хуннском» пластах в формировании древнетюркского культурного комплекса пишет Д.Г. Савинов, по которому они «постепенно модернизируясь и взаимно проникая друг в друга, становились общим достоянием культуры многочисленных групп населения, вошедших в состав Древнетюркского каганата. Идеи преемственности древней и раннесредневековой культуры кочевников также нашли своё отражение в произведениях искусства и ритуальных сооружениях» .

С VI века нашей эры область в среднем течении Сырдарьи и реки Чу стала именоваться Туркестаном. В основе топонима лежит этноним «тур», являвшийся общим племенным названием древних кочевых и полукочевых народов Центральной Азии . Кочевой тип государства в течение многих столетий был преобладающей формой организации власти в азиатских степях. Кочевые государства, сменяя друг друга, существовали в Евразии с середины I тыс. до н.э. до XVII века.

В 552-745 в Центральной Азии существовал Тюркский каганат, который в 603 году распался на две части: Восточный и Западный каганаты. В состав Западного каганата (603-658) вошла территория Средней Азии, степи современного Казахстана и Восточный Туркестан. Восточный каганат включил в свой состав современные территории Монголии, северного Китая и южную Сибирь. В 658 году Западный каганат пал под ударами объединенных сил китайцев и восточных тюрок. В 698 году вождь племенного союза тюргешей - Учэлик основал новое тюркское государство - Тюргешский каганат (698-766).

В V-VIII веках пришедшие в Европу тюркские кочевые племена булгары основали ряд государств, из которых наиболее долговечными оказались Дунайская Болгария на Балканах и Волжская Булгария в бассейне Волги и Камы. В 650-969 гг. на территории Северного Кавказа, Поволжья и северо-восточного Причерноморья существовал Хазарский каганат. В 960-е гг. он был разгромлен киевским князем Святославом. Вытесненные во второй половине IX века хазарами печенеги обосновались в северном Причерноморье и представляли угрозу для Византии и Древнерусского государства. В 1019 году печенеги потерпели поражение от великого князя Ярослава. В XI веке печенегов в южнорусских степях сменяют половцы, которые в XIII веке были разгромлены и покорены монголо-татарами. Западная часть Монгольской империи - Золотая Орда - стала преимущественно тюркским по населению государством. В XV-XVI вв. она распалась на несколько самостоятельных ханств, на основе которых сформировался ряд современных тюркоязычных народов. Тамерлан в конце XIV века создаёт в Средней Азии свою империю, которая, однако, с его смертью (1405 г.) быстро распадается.

В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния привели к тюрко-согдийскому симбиозу.

Ещё в начале I тысячелетия н.э. отдельные тюркские группы начали проникать в Закавказье. Проникновение тюрков на территорию Передней Азии (Закавказье, Азербайджан, Анатолия) началось в середине XI н.э. (сельджуки). Нашествие сельджуков сопровождалось опустошениями и разрушением многих закавказских городов. В XI-XIV веках население восточного Закавказья подверглось тюркизации в связи с нашествиями тюрок-огузов и монголо-татар . В результате завоеваний тюрками-османами в XIII-XVI вв. территорий в Европе, Азии и Африке образовалась огромная Османская империя, однако с XVII века она начала клониться к упадку. Ассимилировав большинство местного населения, османы стали этническим большинством в Малой Азии. В XVI-XVIII веках сначала Московское государство, а потом, после реформ Петра І, Российская империя, включает в свой состав большинство земель бывшей Золотой Орды, на которых существовали тюркские государства (Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Крымское ханство, Ногайскую Орду. В начале XIX века Россия присоединяет ряд азербайджанских ханств Восточного Закавказья. В то же время Китай аннексирует Центральную Азию (Джунгарское ханство). После присоединения к России территорий Средней Азии и Казахского ханства и Кокандского ханства, Османская империя наряду с Хивинским ханством и Бухарским эмиратом оставались единственными чисто тюркскими государствами.

Впервые этноним (название «тюрк») упоминается в китайских письменных источниках в 542 г. Как утверждают некоторые исследователи, в переводе с монгольского «тюрк» означает шлем, по форме напоминающий тукоетау. Первоначально термин «тюрк» означал также представителя знати или военной аристократии, т.е. имел чисто социальное значение. Впоследствии он стал символом господствующего «царского» племени и подвластных ему племен, которых соседи также стали называть тюрками. Во второй половине VI в. этот термин получает широкое распространение среди византийцев, арабов, сирийцев, попадает в санскрит, различные иранские языки, в тибетский. До создания каганата слово «тюрк» означало лишь союз десяти (позднее двенадцати) племен, сложившийся вскоре после 460 г. на Алтае. Это значение сохранилось термином и в эпоху каганатов. Оно отражено древнейшими тюркскими текстами в выражении «тюрк бодун» (бодун союз племен). Еще в середине VIII в. источники упоминают «двенадцатиплеменный тюркский народ». Этим же словом было обозначено и государство, созданное собственно тюркскими племенами-союзов-Тюркэль (тюркская страна, государство). Оба этих значения отражены в древнетюркских эпиграфических памятниках и китайских источниках. В более широком смысле термин стал обозначать принадлежность различных кочевых племен к державе, созданной тюрками. Так его употребляли византийцы и иранцы, а иногда и сами тюрки. Последнее значение термина получило дальнейшее развитие у арабских историков и географов в IX-XI вв., где слово «тюрк» появляется как название группы народов и языков, а не как название какого-либо одного народа и государства. Именно в арабской научной литературе возникло общее понятие о генетическом родстве языков, на которых говорили тюркские племена, и генеологическом родстве самих этих племен. Вне сферы мусульманской образованности столь широкая трактовка не проявилась. Например, Абулгазы Бахадур хан в своей «Тюркской летописи» отмечает, что в тюркском государстве есть пять родов самых знаменитых. Это: уйгуры, канглы, кипчаки, калашы, карлики. А в русских же летописях 985 г. упоминается племя торков - т.е. тюрков, но это лишь одно из многих кочевых объединений Великой степи, называемое вместе с берендеями, печенегами, черными клоабуками, половцами. Так, примерно, обстоит дело со значением термина «тюрк». После прояснения основных понятий, связанных с названием «тюрк», можно будет перейти к процессу формирования степной империи .

Начало этногенеза тюрков-ашина связано с турами. Согласно генеалогической легенде, первопредком тюрков был десятилетний мальчик, единственный уцелевший при истреблении народа. Его выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Потомки десяти сыновей волчицы, получив имя Ашина, впоследствии объединили все местные племена и дали им имя тюрк.

Бумын каган, правивший в стране тюрков-ашина в середине VI века, был потомком Надулуше (по легенде - человек, принесший людям огонь). В IV-V вв, когда возрождается на исторической арене Центральной Азии тюркский этнос, их окружали с востока китайцы, с севера-тунгусо-маньчжуры, с запада-иранское, с юга - тохарское население. До середины VI в тюрки были зависимы от жуань-жуаней (жужаны, авары). Начало гегемонии связано с подчинением племен теле, обитавших в Джунгарии (возможно, огузы). В период самоутверждения тюрки направили посольство к аварскому кагану, потребовав принцессу. На что жужанский правитель ответил следующим возмущенным вызовом: «Ты мой плавильщик - вассал. Как посмел такое?»

В результате начавшейся войны (551-555 гг.) жужани были полностью разгромлены и в большей части физически истреблены. На землях в Северной Монголии возникла новая центрально-азиатская империя - Тюркский каганат (551-744 гг.). Основателем тюркского государства считается БуМын (Тумынь), который в 551 году принял титул кагана. Его наследника Кара-каган (552-553 гг.) и Мукан-каган (553-572 гг.) довершили разгром жужан.

В связи с активностью на западе новый этап этногенеза тюрок перемещается на территорию Великой степи и охватывает оазисы Туркестана. Этот этап обусловил новый уровень этнических контактов, и экономического симбиоза с восточно-иранским миром. В рамках единой державы появляются литературный язык и письменность, а затем и общеимперские стандарты в культуре, особенно выражающиеся в материальной культуре (жилища, одежда, седло со стременем, сбруя, украшения). Эти процессы отражали начало нового этнического порядка. Все это завершилось формированием общетюркского этнического самосознания и пантюркской идеологии. В составе тюркского каганата были такие народы как киргизы, кипчаки, огузы, племена аваров, каи, кидани и др .

В древнетюркских каганатах решение многих хозяйственных проблем зависело от торговли. Ни набеги, ни войны, ни добыча от них, а постоянная меновая торговля служила источником благосостояния кочевников. В период империи тюрки стали хозяевами большей части Великого шелкового пути. Доверенными лицами тюркских ханов в этом деле стали согдийские купцы, сосредоточившие в своих руках огромное количество шелковых тканей собственного и китайского производства. Через согдийских купцов кочевники сбывали свою скотоводческую продукцию, а также военную добычу. Купцы через Иран доставляли их до Византии. От взаимоотношений трех великих государств зависела судьба Шелкового пути. Это партнерство стало причиной заключения военного союза между тюрками и Византийской империей против Ирана (в 567 г.). Отказ Ирана наладить отношения заставил тюрков искать новые территории для вывоза шелка. Таким образом, была проложена дорога через Поволжье. Через степи Казахстана проходили и другие пути, связывавшие Сибирь и Поволжье со Средней Азией. Одним из самых древних путей сообщения был меридианальный путь между Туркестаном и Сибирью, через степи Казахстана. Возможно, этот путь гораздо древнее других (например - Великого Шелкового пути), поскольку юг и север Великой степи находились в одной хозяйственно-культурной системе. Еще в древнейшие времена часть кочевников шла на зимние стоянки на юг, к тому же основные городские центры находились там же. В эпоху бронзы по Великому меридианальному пути транспортировалась медь и другие металлы.

Городская культура Западно-тюркского каганата была создана с участием согдийцев, В V-V1II вв при поддержке тюрков согдийцы создали большое количество торговых поселений в Семиречье, Джунгарии, в Восточном Туркестане, Южной Сибири. Значительная часть населения занималась землепашеством, торговлей и ремеслами.

В целом можно говорить об общетюркском комплексе, включавшем широко распространенные по всей территории во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры материальную культуру, идеологические представления и духовные помыслы. Культура кочевых племен и оседлых регионов выступает в органической целостности, составляет единую культурную систему. Среди тюрков были распространены различные культы священных гор, рек, пещер, змеи и волка-прародителя. У кимако - кылчакских племен был в большом почитании культ реки. Они говорили об Иртыше - «река - бог человека» (Гардизи). Знамена древних тюрков украшались волчьей головой. Наряду с собственными верованиями, кочевые тюрки увлекались и другими религиозными системами: буддизмом, манихейством, христианством, иудаизмом. Самое примечательное в культуре древнетюркского периода - появление рунической письменности и богатой письменной литературы. Рунические тексты в честь Бильге-кагана, Кюльтегина и других выдающихся деятелей тюркского эля одновременно являются как выдающимися литературными произведениями, так и историческими свидетельствами эпохи.

В древнетюркскую эпоху население Великой степи постепенно переходит от рунического на арабский алфавит. Крупнейшими памятниками на этой графике являются «Диван-лугат-ат-тюрк» (Словарь тюркского языка) М. Каш гари, «Кутадгу-би лик» (Благодатные знания) Ю. Баласагуни и др. На арабской графике была составлена также книга о кимаказ Жданах-Кимаки. Интересно, что автор этой книги был наследником кимакского правителя. Этой книгой впоследствии пользовались арабо-персидские путешественники, купцы и ученыё, отправляющиеся в Великую степь. Древнетюркское время - время появления, как говорят китайцы, «разумной книги», т.е. философской литературы, различных трактатов, посвященных гносеологическим проблемам, теории музыки, искусства и т.д. Наиболее яркой фигурой в научном мире был аль-Фараби .