Музыкальный колледж и Балакирев Нижегородский музыкальный колледж им. м.а

Первый ряд, сидят: Жаркова А.А., Сакова В.И., Олейник М.Н., Сикорская Е.И. Второй ряд: Кулакова Л.Е., Перевезенцева О.Л., Рыженкова Н.М., Майоров А.Н., Лазарева Л.В., Малинина И.Н.

Студенты всех специальностей (кроме пианистов) проходят обучение игре на фортепиано у педагогов цикловой комиссии специализированного и общего фортепиано. В течение 22 лет отделение возглавляла И.Н. Молева. С 2011 г. руководит комиссией специализированного и общего фортепиано И.Н. Малинина. На отделении вдохновенно трудятся Е.И. Сикорская, Л.Е. Кулакова, Л.В. Лазарева, О.Л. Перевезенцева, Н.М. Рыженкова, М.Н. Олейник, В.И. Сакова, А.Т. Кирюхова, А.А. Киркина, А.А. Жаркова.

Председатель цикловой комиссии “Общий курс фортепиано” Малинина Ирина Николаевна.

Педагоги общего фортепиано и их воспитанники ведут большую творческую, концертно-просветительскую работу. Традиционными для колледжа стали музыкально-литературные композиции, посвященные творчеству выдающихся композиторов, шедеврам мировой музыкальной классики, поэзии, литературы.

Отделение активно участвует в шефских концертах колледжа, ежегодно 23 февраля проводит смотр-конкурс по фортепиано для учащихся разных специальностей детских музыкальных школ и школ искусств г. Нижнего Новгорода. Хорошее начинание отделения – творческие встречи-концерты студентов Нижегородского и Арзамасского музыкальных колледжей.

Крепкая подготовка по общему фортепиано находит своё подтверждение в успешных выступлениях наших студентов на конкурсах различного уровня. Студенты Нижегородского музыкального колледжа стали победителями Всероссийского конкурса по курсу фортепиано для студентов и учащихся разных специальностей высших и средних музыкальных учебных заведений в Казанской консерватории в 2007 – 2011 гг. Лауреаты 2007 г. – Е. Мамедова (класс преп. Л.В. Лазаревой), Е. Хуртин (класс преп. Л.Е. Кулаковой), А. Рысина (класс преп. Т.Е. Неровной); 2009 г. – М. Матюшова (класс преп. Е.И. Сикорской) и Е. Ильянова (класс преп Т.Е. Неровной); 2011 г. – Н. Кустов (класс преп. И.Н. Малининой), З. Хершберг (класс преп. И.Н. Молевой). В 2012 г. лауреатами Всероссийского конкурса по курсу фортепиано в Саратовской консерватории стали В. Суркова (класс преп. И.Н. Малининой), А. Малов (класс преп. Л.В. Лазаревой). Лауреаты областного конкурса по курсу фортепиано «Поющий рояль»: 2008 г. – Т. Гольберг и Е. Хуртин (класс преп. Л.Е. Кулаковой); 2011 г. – М. Матюшова (класс преп. Е.И.Сикорской), О. Сысуева и Ю. Лобова (класс преп. О.Л. Перевезенцевой). На Международном конкурсе фортепианной подготовки им. Цветикова в Екатеринбургской консерватории в 2012 г. звание дипломанта получила С. Востокова (класс преп. Л.Е. Кулаковой), в 2013 г. А. Малов (класс преп. Л.В. Лазаревой) стал лауреатом Международного конкурса «Волга в сердце впадает моё».

Медицинское обеспечение обучающихся и студентов в Колледже осуществляется штатным и закрепленным медицинским персоналом, который наряду с администрацией Учреждения несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся и воспитанников.

Творчество

Преподаватели и студенты колледжа ведут большую концертно-просветительскую работу. География их выступлений очень обширна. Это США, Япония, страны Европы, Москва, другие города России, концертные площадки Нижнего Новгорода и области. Активно концертируют по городам России учащиеся Детского музыкального отделения колледжа.

Широкая концертная деятельность ведётся и в Нижнем Новгороде. Студенты с огромным успехом выступают в концертах Международного фестиваля искусств имени А.Д. Сахарова «Русское искусство и мир», в концертах Международной благотворительной программы «Новые имена» как с сольными программами, так и с Академическим симфоническим оркестром Нижегородской государственной академической филармонии имени М.Л. Ростроповича.

Концертно-просветительская работа находится в ведении особого структурного подразделения - концертного отдела колледжа. Руководит отделом Е.Ю. Соколова. В родном регионе педагоги и студенты колледжа дают концерты на самых различных площадках: учреждениях соцзащиты населения, реабилитационных центрах, школах, техникумах, вузах, ведомственных учреждениях, заводах, учреждениях культуры. Так, только за 2012-2013 учебный год силами колледжа было организовано 111 концертных выступлений в Нижнем Новгороде и Нижегородской области, значительная часть из них прошла в стенах колледжа, в Большом и Малом концертных залах.

Дружный студенческий коллектив, обычно в среднем насчитывающий свыше 400 учащихся - гордость Нижегородского музыкального колледжа. К нам поступают ребята со всей страны и из-за рубежа. Например, в 2012 г. в приёмную комиссию были поданы заявления от абитуриентов из Архангельской, Владимирской, Московской, Мурманской, Кировской, Волгоградской областей, республик Татарстан (г.г. Казань, Нижнекамск, Азнакаево), Марий-Эл (г. Йошкар-Ола), Ненецкого автономного округа (г. Нарьян-Мар), Якутии, городов Архангельска, Ижевска, Иркутска, Вологды, Ульяновска, Тольятти, Кирова, из государств Армении и Казахстана. И, конечно же, много поступило абитуриентов из Нижегородской области, из районов Кстовского, Володарского, Перевозского, Вачского, Кулебакского, Варнавинского, Княгининского, Большемурашкинского, Богородского; из городов Городца, Бора, Выксы, Дзержинска, Павлово, Балахны, Арзамаса, Семенова, Лысково, Заволжья, Дивеева и др. В 2013 г. в НМК имени М.А. Балакирева подали заявления абитуриенты из городов Брянска, Владимира, Мурома, Ижевска, Петропавловска-Камчатского, Кирова, Оренбурга, из различных регионов РФ: республики Коми, Ставропольского края, Владимирской и Свердловской областей, и, разумеется, из Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Широкая география приёма абитуриентов свидетельствует о высоком авторитете Нижегородского музыкального колледжа как одного из ведущих средних профессиональных музыкальных учебных заведений России.

Среди студентов колледжа и учащихся Детского музыкального отделения - лауреаты региональных, Всероссийских и международных конкурсов, всероссийских олимпиад. Количество победителей конкурсов постоянно возрастает. К примеру, в 2012-2013 учебном году звания лауреатов получили 138 человек, что явилось самым высоким показателем за последние 5 лет. Ребята принимают участие не только в музыкальных соревнованиях, но и в спортивных, занимая призовые места. Так, по итогам 2012-2013 учебного года команда колледжа получила III место в Спартакиаде ССУЗов Советского района Нижнего Новгорода. Множество интересных творческих конкурсов проводится внутри колледжа (конкурс исторических эссе к 400-летию народного ополчения К. Минина и Дм. Пожарского, конкурс творческих работ, конкурс геральдики, конкурс чтецов и др.).

По окончании колледжа большинство его выпускников продолжает обучение по специальности, с успехом поступая в профильные вузы РФ. Выпускники НМК имени М.А. Балакирева учатся в ведущих консерваториях России: Московской и Санкт-Петербургской, в РАМ имени Гнесиных, в Нижегородской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки, других музыкальных вузах страны. Многие талантливые ребята продолжают обучение за рубежом, в Европе и США.

Подготовка абитуриентов в ГБОУ СПО «НМК имени М.А. Балакирева» проводится по всем специальностям в рамках Подготовительных курсов . Прием на курсы ведется в течение всего учебного года, но не позднее 30 апреля.

Для поступления на обучение по любой из вышеуказанных программ необходимо пройти в колледже прослушивание по специальности и сольфеджио, для определения уровня подготовки (для поступающих на специальность «Инструментальное исполнительство» специализация «Фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты», «Инструменты народного оркестра»). На прослушивании по специальности необходимо исполнить часть программы. Прослушивание по сольфеджио проводится в форме устного опроса. Поступающие на специальность «Музыкальное искусство эстрады»,«Вокальное искусство», «Сольное и хоровое народное пение» проходят прослушивание по вокалу и проверку музыкальных данных. Поступающие на специальность «Теория музыки» и «Хоровое дирижирование» проходят прослушивание по сольфеджио в устной форме.

Помимо решения о зачислении, на прослушивании даются рекомендации по формированию индивидуального учебного плана учащегося (количество часов в месяц; форма занятий — индивидуальные или групповые).

Типовой учебный план Подготовительных курсов рассчитан на 10 месяцев (с сентября по июнь) и включает в себя все дисциплины вступительных испытаний и дисциплины, готовящие абитуриента к дальнейшему обучению по выбранной специальности. Возможен выбор дисциплин и объема часов (но не менее 4 часов индивидуальных занятий в месяц). При необходимости продолжить занятия, возможно заключение договора на второй учебный год.

Обучение на Подготовительных курсах — платное . Стоимость определяется объемом часов в учебном плане. Оплата ежемесячная. Если слушатель зачислен в середине учебного года, то оплата рассчитывается со дня начала занятий.

История Нижегородского музыкального училища берёт исток во второй половине XIX века. Это легендарное время отмечено большими свершениями для всей русской культуры, высоким престижем академической музыки, авторитетом и общественным звучанием фигуры Музыканта. В ту пору Россия активно вовлекается в европейский культурный процесс. В стране создаётся структура, имеющая целью не только музыкальное просветительство, но и – впервые в отечественной истории – создание и утверждение профессионального музыкального образования, выращивание, развитие и поддержку национальных талантов и, как итог, собственную школу академической музыки. Эти функции взяло на себя Русское музыкальное общество (РМО, с 1869 г. – Императорское русское музыкальное общество, ИРМО).

После открытия отделений РМО в столицах Санкт-Петербурге и Москве (1859-1860 гг.) и консерваторий при этих отделениях (1862 г., Санкт-Петербург и 1866 г., Москва) назрела необходимость охватить очагами музыкальной культуры и обширную периферию страны.

В рамках этого движения по инициативе Н.Г. Рубинштейна весной 1873 г. одним из первых в России появилось отделение ИРМО в Нижнем Новгороде.

Крупный, богатый торгово-промышленный центр и транспортный узел, Нижний – «Москве сосед ближний» – в XIX веке отнюдь не выглядел глухой провинцией. Регулярно из столиц сюда приезжали на гастроли актёры, певцы и исполнители-инструменталисты. В городе сложились и свои культурные традиции. Вокруг аристократических салонов группировалась художественная элита. Так, музыкальные «вторники» и «четверги» проводил в своём доме выдающийся музыкальный критик А.Д. Улыбышев. На его вечерах выступал как дирижёр и концертмейстер юный М.А. Балакирев. Немалую долю в досуге горожан занимало любительское домашнее музицирование. Музыкальное воспитание также по преимуществу было домашним. На систематическую основу было поставлено преподавание лишь в нескольких учебных заведениях для избранных, таких, например, как Мариинский институт благородных девиц. Частным преподаванием занимался одно время Балакирев.

Важным компонентом музыкальной культуры города, являвшегося и крупным христианским центром, было православное церковное пение, а через лютеранскую церковь в неё вошла немецкая органная музыка. В городе уже существовали и были весьма востребованы театры. Необычайное оживление вносили летние ярмарочные сезоны, красочно оформленные как не только торговый, но и культурный праздник.

В.Ю.Виллуан (1850-1922). Фотография А.О.Карелина.

Таким образом, вся атмосфера Нижнего Новгорода располагала руководство ИРМО к организационному импульсу, который бы вывел музыкальную жизнь города на качественно иной уровень. 12 ноября 1873 года в Нижнем Новгороде было открыто новое учебное заведение, названное Музыкальными классами при Нижегородском отделении ИРМО. Основал и возглавил классы молодой выпускник Московской консерватории, разносторонне одарённый музыкант и педагог Василий Юльевич Виллуан (1850-1922), направленный сюда для этой цели Н.Г. Рубинштейном. Ради высокой идеи Виллуан сменил блестящую столичную карьерную перспективу на подвижническую, многотрудную, порой неблагодарную работу в провинции. Молодой директор с энтузиазмом взвалил на себя поистине колоссальный груз проблем. Он преподавал скрипку, фортепиано, камерный ансамбль, теоретические дисциплины, организовывал концерты местного отделения РМО и участвовал в них (и сам, и с учениками), дирижировал. Кроме того, он занимался вопросами финансирования, помещением, разрабатывал и совершенствовал методики, писал учебники, сочинял музыку, отлаживал механизм творческих связей со столицами и зарубежьем, формировал педагогический коллектив вверенного ему учебного заведения, совершал благотворительные акции.

С.М.Ляпунов (1859-1924)

Исключительная творческая энергия и трудолюбие, целеустремлённость, деловые качества, наконец, личное обаяние Василия Юльевича давали понемногу свои плоды. Уже 25-летний юбилей Музыкальных классов при Нижегородском отделении ИРМО стал торжеством государственного масштаба и признанием ключевой роли заведения в музыкальной жизни края. К концу XIX века выпускники Музыкальных классов преподавали в крупнейших учебных заведениях губернии, лучшие из них, а также их педагоги, с успехом солировали в городских концертах. Ряды первых воспитанников классов украсили славные в дальнейшем имена В. Исакович-Скрябиной, И. Добровейна, Г. Гинзбурга, С. Ляпунова, братьев Д. и А. Крейнов, А. Ерофеева.

В 1907 году Музыкальные классы были реорганизованы в Музыкальное училище. К 1913 году (40-летний юбилей) в училище существовали 6 спецклассов: сольное пение, фортепиано, скрипка, виолончель, контрабас и деревянные духовые инструменты и 6 классов обязательных предметов: сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония, энциклопедия, ансамбль и история музыки, контингент учащихся составлял 155 человек. Окончание училища давало выпускнику право на поступление в музыкальный вуз.

После 1918 года учебное заведение в духе времени не раз меняло названия – Народная консерватория, Государственная консерватория, Музыкальный университет, Музыкальный техникум, затем – Музтеатехникум, а с 1938 года – вновь Музыкальное училище.

А.А.Коган, директор и Н.Н.Полуэктова, заведующая учебной частью Горьковского музыкально-театрального техникума.

Виллуановский период в истории училища длился около полувека. После Василия Юльевича заведение возглавляли известный столичный дирижёр А.А. Литвинов, нижегородский композитор А.А. Касьянов, дирижёр, основатель Филармонического оркестра С.Л. Лазерсон. С 1929 года пост директора впервые занял выпускник училища А.А. Коган.

Музыкальная культура России 1920х годов ознаменована небывало активным просветительством, расширением сферы музыкального образования. В Нижегородском музыкальном училище в те годы происходят значительные перемены. В 1924 году открылся класс педпрактики, были созданы методические комиссии, а столичные консерватории приняли первых слушателей ФПК из числа преподавателей училища. Музыкальное образование становится общедоступным и бесплатным, а желающих обучаться музыке так много, что число учащихся взлетело до 900.

Педагогический коллектив училища в те годы составляли приглашённые Виллуаном блистательные специалисты, выпускники столичных консерваторий пианисты Н.Н. Полуэктова (её многогранный дар проявился в исполнительской, педагогической, методической, административно-организаторской и музыкально-краеведческой деятельности – воистину ренессансный человек!), С.Г. Тигранова, Н.К. Бородулина-Сканави, скрипач А.Г. Руббах. Позднее начали преподавать М.В. Тропинская, А.Л. Лазерсон, скрипачи П.И. Миленин, С.А. Афанасьев, вокалисты Е.В. Девос-Соболева, В.В. Домелли, Н.Н. Соколова-Мшанская, С.А. Бархударьян, П.А. Кеменев, виолончелист Н.А. Глассон, пианист и дирижёр А.А. Касьянов, кларнетист С.В. Розанов, тромбонист А.В. Гусев, флейтист Д.С. Панов, дирижёр и скрипач С.Л. Лазерсон.

Широко развёртывается концертная деятельность преподавателей и учащихся. В 1922 году трансляцией концерта Музтехникума из радиолаборатории М. Бонч-Бруевича была открыта история всероссийского художественного радиовещания. Концерты в те годы проходили как на сцене учебного заведения, так и на различных концертных площадках города. Музыканты выступали как исполнители и порой как лекторы-музыковеды. На базе оперного, хорового и оркестрового классов училища были поставлены и с успехом шли на сцене Театра драмы многие оперы классического наследия. Это вдохновило преподавателя вокала Н.Н. Соколову-Мшанскую на создание в училище концертной организации «Оперконанс» (оперно-концертный ансамбль). Вся эта деятельность учебного заведения подготовила почву для открытия в Горьком в 1935 г. Театра оперы и балета, а в 1937 г. – Филармонии. Театр принял в свою первую труппу многих выпускников Музтехникума. Воспитанники училища вливались также в филармонический оркестр и в коллективы вновь открывшихся в городе музыкальных школ, стали их преподавателями, а некоторые директорами (В. Лукинская, Ф. Шапиро, А. Панков, М. Антипьева).

Работа музыкальных школ постоянно курировалась педагогами Музтехникума Н.Н. Полуэктовой, А.Л. Лазерсон, М.В. Тропинской, П.И. Милениным. Богатый методический опыт давали им занятия с детьми в музыкальной школе, существовавшей при Музтехникуме (ныне ДШИ № 8).

В конце 1920х – 1930е годы в деятельности Музтехникума усилилась просветительская сторона. Систематически высылались концертные бригады в сельские районы. Большое внимание уделялось организационно-педагогической подготовке учащихся, позволявшей им в дальнейшем заниматься клубной работой, преподавать в общеобразовательных школах, а также в музыкальных кружках и студиях, во множестве появившихся в городе. С этой целью в училище возникают дирижёрско-хоровое и народное отделения. В 1938 году выпускница Ленинградской консерватории Т.И. Агринская создаёт отделение теории музыки.

В числе выпускников тех лет – известные композиторы А. Цфасман, Б. Мокроусов, Н. Макарова, дирижёр Л. Гинзбург, пианист А. Вицинский, пианист и композитор В. Махлин.

С 1931 года в радиоэфире стали регулярно звучать шедевры музыкальной классики в исполнении преподавателей училища: скрипачей П.И. Миленина и С.А. Афанасьева, пианистов Ф.И. Фондаминской и Г.М. Шприца, виолончелиста Н.А. Глассона, певцов П.А. Кеменева, Н. Урвилова, симфонического оркестра Филармонии под управлением С.Л. Лазерсона.

Программа концерта в годы Великой Отечественной Войны.

В годы Великой Отечественной войны коллектив Горьковского музыкального училища направил свои силы на работу в составе выездных концертных бригад, на оказание помощи фронту, пострадавшим и сиротам. Средства от платных классных концертов теперь направлялись на нужды обороны – на танковую колонну, на самолёт «Горьковский артист». Без здания (оно было отдано под воинскую часть), без библиотеки, без многих педагогов-мужчин, ушедших на фронт (29 музыкантов-фронтовиков не вернулись с полей сражений), в холоде и военной неустроенности, тем не менее, училище не прекращало занятий, правда, теперь на квартирах преподавателей. Большой победой педагогического коллектива стало беспрецедентное доселе поступление в 1943 году в Московскую консерваторию сразу четырёх выпускниц: О. Виноградовой, В. Блиновой, О. Лебедевой и В. Чижовой. Учащиеся-исполнители блистательно выступили на Всероссийских смотрах ССУЗов в 1944 г. (пианистки С. Хентова и Н. Зевеке) и 1946 г. (пианисты В. Владимиров, З. Петропавловская, скрипачи Д. Лапидус и В. Гамаюнов, певица Н. Гусельникова). Все они стали впоследствии известными в городе и стране музыкантами.

Достижения наших учащихся сказали не последнее слово в решении правительства об открытии в Горьком музыкального вуза. 1946 год – дата рождения Горьковской консерватории. Это стало событием величайшей важности, естественно воспринятым как результат творческого труда и таланта всей музыкально-педагогической элиты города. Лучшие педагоги ГМУ составили ядро педагогического коллектива молодой консерватории: это А.А. Касьянов, Н.Н. Полуэктова, А.Л. Лазерсон, М.В. Тропинская, С.В. Полякова. Первым директором вуза стал А.А. Коган, безупречно организовавший работу училища в военные годы. Так в городе формируется трёхступенчатая структура музыкального образования: школа – училище – вуз.

Послевоенный период в жизни Горьковского музыкального училища отмечен, в первую очередь, расширением преподавательского состава за счёт возвратившихся фронтовиков.

Среди них Б.И. Векслер, А.Г. Челнокова, В.А. Богатенков, И.Л. Дейч, А.Н. Кузьмин, Г.Ф. Ольшанский, А.С. Панков, Ю.А. Рывкин, В.Н. Порман, В.М. Филимонов, Г.М. Шприц, Г.М. Эппель. Возрождается работа оркестра народных инструментов под руководством А.С. Панкова. На духовом отделении вводится новый предмет – дирижирование духовым оркестром, позволявший воспитанникам получить ещё одну востребованную квалификацию. Преподавать его стали бывшие военные дирижёры А.И. Кузьмин, И.Л. Дейч, А.А. Штокман.

С.А.Афанасьев

Оркестр Филармонии в те годы принял в свой состав плеяду талантливых выпускников ГМУ (скрипачи Г. Афанасьев – бессменный концертмейстер струнной группы, С. Блофарб, В. Гамаюнов, Л. Блинова, Ю. Лакеев, Д. Лапидус, Р. Ципоркин, альтистка В. Белугина, виолончелисты Н. Щербаков, Ю. Рывкин, Н. Ромашов, контрабасист А. Замков, валторнист В. Лисогурский).

В числе выпускников училища послевоенных лет вокалистки К. Леонова и Н. Гусельникова, дирижёры хора Л. Сивухин (его имя носит Нижегородский хоровой колледж), А. , Г. Муратов (в дальнейшем главный хормейстер Горьковского оперного театра, профессор консерватории), А. Лебединский, В. Изюменко, В. Куржавский (стали педагогами консерватории), тромбонист К. Ладилов, пианистки Т. Бродская, Е. Ромашова, Е. Сиянова, О. Святославская, скрипачка Н.Лебедева.

Настоящим праздником в музыкальной жизни Горького явилось открытие в 1946 году Хоровой капеллы мальчиков. У руля нового заведения встал выпускник ГМУ 1920х годов В.П. Малышев. В дальнейшем долгое время капеллу возглавлял видный хоровой дирижёр и композитор Л.К. Сивухин. Его бурная творческая деятельность принесла капелле мировую славу, а хоровую культуру города вывела на небывало высокий уровень. Воспитанники капеллы – а в 1960е годы к ней добавилась хоровая школа-студия «Жаворонок» под руководством А.А. Ежова, тогда преподавателя ГМУ, – стали дополнительной базой для дирижёрско-хорового отделения училища. В свою очередь, училище готовит педагогические кадры для них. С 1950х годов выпускники Горьковского музыкального училища и молодых училищ Дзержинска и Арзамаса активно пополняли педагогические коллективы и администрацию областных ДМШ. В ГМУ регулярно проводились семинары и конференции для коллег из области.

На качественно иную ступень встало в эти годы музыкально-теоретическое отделение училища, что связано с появлением в коллективе московского выпускника, профессора консерватории И.В. Способина, автора учебных трудов по теории музыки. Мастер высочайшего класса и яркая талантливая личность, он вёл в училище анализ и гармонию, консультируя одновременно работу отделения. С приходом А.А. Нестерова в ГМУ открывается также класс композиции.

Педагогический коллектив учебного заведения 1950х-1960х годов укомплектовывается многими новыми специалистами, молодыми и уже опытными. Среди них пианистки Т.С. Бродская (в течение многих лет она заведовала фортепианным отделением), Е.А. Ромашова, Е.М. Сиянова, О.А. Святославская, Е.К. Дитрих, скрипачка Н. Лебедева, музыковеды М. Симанский, В.А. Морёнов, Э.К. Никулина, А.С. Сосенкова, В.М. Цендровский (впоследствии профессор Горьковской консерватории, в течение 40 лет возглавлявший кафедру теории музыки), Е.В.Ширяева, К.И. Степанцевич (впоследствии профессор Минской консерватории), С.В. Казак, известный музыковед и краевед И.В. Елисеев (в 1953 году он стал директором ГМУ), дирижёр хора А.И. Сытов, валторнист М.И. Кукле, трубач С.Н. Казачек, флейтист Ю.Б. Ром, кларнетист Е.А. Титов, тромбонист и тубист В.П. Смирнов, певцы К.М. Белявская, Н.Н. Шатров, И.Г. Малинина, М.К. Коломенский, специалист по сценической подготовке В.А. Лебский и другие.

В эти годы ГМУ чётко позиционирует себя как преимущественно педагогическое учебное заведение. Вводятся предметы методико-педагогического профиля, учащиеся проходят обязательную педагогическую и концертную практику. Теперь и подготовка абитуриентов для Горьковской консерватории и других музыкальных вузов страны поставлена на стабильную профессиональную основу. Поступившие в вузы горьковские студенты отличаются основательностью и глубиной знаний, творческим настроем, широтой кругозора. Растёт также контингент учащихся ГМУ – приём доходит до 100 человек.

В декаду «оттепели» обогащаются концертные и учебные программы училища. В них активно входит современная музыка, в первую очередь – сочинения Прокофьева и Шостаковича. В слушательской среде города постепенно формируются вкус к новизне, живительная атмосфера заинтересованности новаторскими музыкальными веяниями, что в 1960е годы сконденсировалось в прославленные горьковские фестивали «Современная музыка». В концертных программах фестивалей были задействованы и местные исполнители. Горьковские музыковеды освещали и обсуждали фестивали в прессе.

В 1960е годы призёрами на всероссийских конкурсах становятся воспитанники фортепианного отделения В. Кантов, В. Старынин, М. Козлов, Г. Файн, Н. Стрелкова.

В 1965 г. училище получило здание на улице Бекетова, в котором располагается доныне. Возглавил коллектив разносторонне одарённый музыкант В.Н. Порман (руководитель училищного симфонического оркестра), взявший на себя труды по благоустройству и оснащению нового помещения. Появились кабинет звукозаписи, фонотека, расширился библиотечный фонд. Началось обновление и совершенствование внутренней структуры училища, форм учебной и методической работы. По инициативе Е.К. Дитрих создаётся концертмейстерский класс. Концертмейстерство – этот тогда новый, а теперь уже привычный предмет – долгие годы на высочайшем уровне преподавала К.Н. Солодова. Появляются секции специализированного фортепиано (руководитель Е.И. Стеклова) и общего фортепиано (руководитель Г.Б. Тимошенко).

В 1972 году по инициативе Е.А. Ромашовой классы педпрактики при училище были реорганизованы в студию, которая стала базой для детской музыкальной школы при училище.

К своему 100-летию в 1973 г. Горьковское музыкальное училище было награждено орденом «Знак Почёта», а несколько позже получило имя великого нижегородца М.А. Балакирева. Бразды правления ГМУ принял бывший его выпускник О.В. Бартенев, возглавлявший учебное заведение более 20 лет.

Актуальным в работе училища оставалось музыкальное просветительство. Живая потребность поддержания традиций легендарных основоположников музыкальной культуры города, связи времён, поколений и пластов общества сподвигла преподавателей-музыковедов на активную лекторскую деятельность, выступления в прессе, на радио и телевидении (Н.М. Благовидова, С.В. Казак, Л.Д. Андрианова, О.М. Попова, Н.Б. Лашкова), на проведение ряда торжественных мероприятий in honoriam (в честь) и in memoriam (в память). Концерты и конференции тех лет были посвящены Н.Н. Полуэктовой, композитору Б.Б. Благовидову, педагогам-ветеранам Великой Отечественной войны, композитору Н. Макаровой (в последнем принял участие муж Н. Макаровой А.И. Хачатурян). Все мероприятия получили широкий резонанс в городе и за его пределами.

В это же время по инициативе С.В. Казак открывается музей училища, в котором собраны редкие, а порой уникальные документы, фотографии, книги и материалы по истории музыкального образования в городе.

Время внесло и другие коррективы в жизнь училища. С.И. Блофарб организует в училище ансамбль скрипачей, с успехом выступавший на городских концертах. Объединённое отделение специализированного и общего фортепиано возглавила И.Н. Молева, вскоре поставившая отчётные мероприятия на творческую основу (тематические концерты, конкурсы). На музыкально-теоретическом отделении в 1970е годы складывается творческий кружок учащихся, который функционирует и по сей день, будучи преобразованным в Научное студенческое общество. Кроме того, учащиеся-теоретики участвуют в различных олимпиадах и конференциях, показывая отличные результаты.

И в целом 1970е – 1980е годы для ГМУ проходят под знаменем конкурсной борьбы. В стране была организована череда музыкально-исполнительских конкурсов всероссийского и регионального масштаба, а в 1990е гг. конкурсная география расширяется до международного уровня. Молодые дарования из числа учащихся ГМУ получили благодатную возможность творческого общения с коллегами, проверки собственных сил и мастерства, самооценки перспектив роста, сравнения особенностей творческих школ. В числе действительно многочисленных лауреатов и дипломантов конкурсов – учащиеся-пианисты классов Т.С. Бродской, Н.Н. Фиш, Г.А. Фадеевой; струнники классов Д.Н. Лапидуса, Ю.П. Лакеева, Ф.Я. Форштока, П.Д. Вишневского; народники классов В.М. Филимонова, Н.С. Козлова, И.И. Кошкина, В.К. Саламатова; духовики и ударники классов В.П. Смирнова, Е.А.Титова, С.П. Варедимиди, вокалисты класса В.Н. Широкова.

С первых шагов вписалось в общую конкурсную атмосферу и эстрадное отделение, открывшееся в 1981 году под руководством Н. Шапильской, В.П. Смирнова и И.Л. Шевца. С 1989 года отделением заведует разносторонне талантливый музыкант С.Р. Брейнер, пианист, импровизатор, композитор и теоретик. Учащиеся ведут интенсивную концертную жизнь (в частности, на концертных площадках города во время праздников), в рамках отделения создан биг-бенд, вокальные и инструментальные ансамбли.

Профессиональный рост преподавателей училища в немалой степени обусловлен и тем, что ими постоянно ведётся большая методическая работа. Многие из трудов – исполнительские заметки, программные разработки, транскрипции, аранжировки, учебные пособия, этюды, упражнения – опубликованы и представляют значительную ценность.

К рубежу ХХI века училище – теперь уже вновь Нижегородское – пришло, имея за плечами богатые традиции преподавания, годы испытания на прочность и выдержку, замечательную исполнительскую и музыковедческую школу, высокую требовательность и творческий дух, слаженную работу своих отделений, крепкие связи между всеми ступенями музыкального образования и громадную сеть поколений выпускников, работающих в российской столице, крупных городах и провинции, а также за рубежом.

Нижегородский музыкальный колледж им. Балакирева основан в 1873 году. В настоящее время учебное заведение готовит юных дарований по нескольким музыкальным классам. Ученики колледжа много времени проводят в гастролях по России и странам ближнего зарубежья, выступая на разлиных конкурсах, неизменно завоевывая призовые места.

В свое время музыкальными классами при Нижегородском отделении ИРМО ведал педагог Василий Юльевич Виллуан, а затем классы были преобразованы в Музыкальное училище, где готовили по специальностям сольное пение, фортепиано, скрипка, виолончель, контрабас, деревянные духовые инструменты.

В настоящее время в музыкальном колледже им. М.А. Балакирева проходят концерты учеников и преподавателей, гостей, приезжих музыкантов и коллективов со всего мира.

В 1973 году, когда училищу исполнилось 100 лет, оно было награждено орденом "Знак Почёта", а затем ему было присвоено имя нижегородца Милия Балакирева.

В колледже работает музей истории, в котором можно увидеть уникальные документы, фотографии и книги о музыкальной жизни Нижнего Новгорода.

Сегодня коллективы колледжа много времени проводят в гастролях по России и Европе, чтобы не терять форму и достойно показать себя перед публикой.

В колледже им. Балакирева открыто обучение по классам "Оркестровые струнные инструменты", "Оркестровые духовые и ударные инструменты", "Фортепиано", "Инструменты народного оркестра", "Хоровое дирижирование", "Музыкальное искусство экстрады", Теория музыки", "Вокальное искусство", "Сольное и хоровое народное пение".