Эллипсис - стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо. Тропы и стилистические фигуры

Многоликой и сложной является лексическая система языка. Поэтому до сих пор не разработана типология различных лексических средств, поскольку она должна была бы суметь воссоздать многообразную гамму чувств человека. Однако имеются три основные группы. Выразительные средства принято классифицировать, деля на фонетические, синтаксические и лексические.

Троп

Лексические средства усиливают выразительность языка. Их называют тропами в лингвистике. Обычно тропы используют авторы различных художественных произведений, когда требуется описать облик героев или природу.

Троп, таким образом, - это изобразительный прием, заключающийся в использовании выражения или слова в переносном значении. Цель этого приема состоит не только в создании нового значения, но и в обогащении, украшении речи, придании ей большей выразительности. Следует различать тропы и фигуры речи. Примеры тропов: сравнение, гипербола, метафора, эпитет, олицетворение и перифраз.

Фигура речи

Фигуры речи представляют собой особые синтаксические построения, которые служат для того, чтобы усилить выразительность. К ним относятся антитеза, оксюморон, градация, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, эллипсис, синтаксический параллелизм, лексический повтор, эпифора, анафора, умолчание, инверсия, многосоюзие, бессоюзие.

Выразительность речи - особенности ее структуры, позволяющие поддерживать интерес и внимание читателя (слушателя).

Антитеза

Антитеза - это оборот, состоящий в резком противопоставлении характеров, понятий, образов, с помощью которого возникает эффект резкого контраста. Антитеза помогает лучше противопоставить явления, изобразить противоречия. Она является способом выражения взгляда автора на описываемые образы, явления и т. д. Пример можно привести следующий: "Мягко стелет, да жестко спать".

Синтаксический параллелизм

Таковы основные фигуры выразительности речи.

Стилистические (или риторические) фигуры - особые синтаксические построения, используемые для усиления образно-выразительной функции речи.

Анафора (единоначатие) - повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Лексическая анафора:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…(Лермонтов)

Могут повторяться однотипные синтаксические конструкции (синтаксическая анафора):

Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работой твоей(Светлов).

Эпифора (концовка) - повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений): Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Лебедев-Кумач).

Антитеза - оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия: Где стол был явств, там гроб стоит (Державин).

Часто антитеза строится на антонимах: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Оксюморон (греч.«остроумно-глупое») - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.

Градация - стилистическая фигура, заключ. в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления: Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (Чехов) (восходящая градация).

Нисходящая градация: «Не сломлюсь, не дрогну, не устану»

Инверсия - стилистическая фигура, заключ. в расположении членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок для усиления выразительности речи: Вывели лошадей. Не понравились они мне (Тургенев). Руку мне подал на прощанье (Чехов). Ведь он друг был мне (Л.Толстой).

Эллипсис - пропуск какого-либо подазумеваемого члена предложения: Мужики - за топоры (А.Толстой). Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.

Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном: Что подумали? Что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства…На них можно только указать - и пройти мимо (Тургенев).

Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин). О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу! (Некрасов).

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Риторический вопрос - стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а с целью привлечь внимание читателя к тому или иному явлению: Знаете ли вы украинскую ночь? (Гоголь) Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (Пушкин).

Многосоюзие (полисиндетон) - стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Гоголь).

Бессоюзие (асиндетон) - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины: Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…(Пушкин). Бессоюзное перечисление предметных названий используется для создания впечатления быстрой смены картин: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри […] (пушкин).

  • Мгновенным центром скоростей называется точка плоской фигуры, скорость которой в данный момент времени равна нулю.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ И ЦЕНТРА ДАВЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ НА ПЛОСКИЕ ФИГУРЫ
  • Определение ускорений точек плоской фигуры с помощью МЦУ.
  • Перемещение всегда равно площади фигуры ограниченной графиком скорости и осью времени.
  • Плоскости и оси фигуры человека. Анатомическая терминология.
  • Анафора (единоначатие) - повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков (стихов, строф, из которых состоит высказывание. Например:

    Жди меня, и я вернусь,

    Только очень жди...

    Жди, когда наводят грусть

    Жёлтые дожди,

    Жди, когда снега метут,

    Жди, когда жара,

    Жди, когда других не ждут,

    Позабыв вчера,

    Жди, когда из дальних мест..

    (К. Симонов).

    сем не придёт...

    Параллелизм - одинаковые синтаксические построения соседних предложений или отрезков речи. Например: Молодые дубки выросли вдоль дороги, вековечные ивы расположились у реки.

    Антитеза - оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляется понятия, явления, предметы. Например: «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет» (пословица).

    Парафраз (греч. paraphrases - описательный оборот, описание) - описательная передача смысла какого-либо выражения, замена названия лица, предмета или явления путём описания их существенных признаков: пишущий эти строки (вм. я), царь зверей (вм. лев).

    Антитеза (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: "Где стол был яств, там гроб стоит" (Г.Р. Державин).

    Бессоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями, передающая стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины или использующаяся для создания впечатления быстрой смены событий:

    "Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон..." (М.Ю. Лермонтов).

    Градация (лат. gradatio - постепенное усиление)- расположение слов во фразе в порядке возрастающею (реже убывающего) значения. Пример возрастающей градации: Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С. Есенин). «П ришел, увидел, победил».

    Инверсия (греч. inversio - перестановка) - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок с целью усилить выразительность речи: "Сначала очень была огорчена" (А.С. Пушкин). «Душа к высокому тянется» (В. Панов).



    Каламбур (фр. calembour - игра слов) - фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов: "Шёл дождь и два студента".

    Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения или частей сложносочинённого предложения для усиления выразительности речи: "Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр" (Н.В. Гоголь). «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность...» (Короленко).

    Оксюморон (греч. oxymoron - остроумное-глупое) - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий; противоречащих друг другу: горькая радость, звонкая тишина.

    Параллелизм (греч. parallelos - одинаковое синтаксическое построение (расположение) соседних предложений или отрезков речи: "Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы" (В. Брюсов).

    Когда волнуется желтеющая нива

    И свежий след шумит при звуке ветерка...

    Когда росой обрызганный душистой...



    Когда студёный ключ играет по оврагу...

    (М.Ю. Лермонтов)

    Риторический вопрос - стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению: "Знаете ли вы украинскую ночь?" (Н.В. Гоголь). ... Россия,

    Родная наша мать!

    Каким высоким словом Мне подвиг твой назвать? Какой высокой славой Венчать твои дела? Какой измерить мерой Что ты перенесла?..

    (М. Исаковский)

    Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому- или чему-либо для усиления выразительности речи: "Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер!" (В.В. Маяковский).

    Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (слушателю) самому догадываться о невысказанном: "Нет, я хотел... быть может, вы... я думал... Что уж барону время умереть" (А.С. Пушкин).

    Эллипс (от греч. ellepsis - опущение, недостаток) - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого): "Мы сёла - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги" (В.А. Жуковский).

    Эпифора (греч. epi - после, phoros - несущий) - стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда: "Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?" (Н.В. Гоголь).

    МКОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа»

    11 класс

    Цветенберг Светлана Семёновна

    учитель русского языка

    высшей категории

    Инструкция

    В тесте «Средства выразительности. Теория» - 15 заданий.

    Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Нужно выбрать один правильный.

    За правильно выполненное задание – 1 балл

    Тест

    Средства выразительности. Теория

    1. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи.

    1) бессоюзие
    2) параллелизм
    3) эллипсис
    4) умолчание

    2. Какая стилистическая фигура заключается в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению, для эмоционального выделения смысловых центров текста?

    1) умолчание
    2) риторический вопрос
    3) риторическое восклицание
    4) риторическое обращение

    3. Какой стилистической фигуре соответствует данное толкование: «Разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой». Например:

    Девушка пела в церковном хоре
    О всех уставших в чужом краю,
    О всех кораблях, ушедших в море,
    О всех, забывших радость свою. (А.Блок)

    1) умолчание
    2) инверсия
    3) градация
    4) анафора

    4. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения – это...

    1) парцелляция
    2) антитеза
    3) инверсия
    4) параллелизм

    5. Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части – это…

    1) парцелляция
    2) градация
    3) инверсия
    4) параллелизм

    6. Обратный порядок слов в предложении с целью усиления выразительности речи - это...

    1) аллегория
    2) градация
    3) инверсия
    4) эпифора

    7. Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия – это…

    1) лексический повтор
    2) инверсия
    3) антитеза
    4) эпифора

    8. Синтаксическая конструкция,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

    1) многосоюзие
    2) градация
    3) эллипсис
    4) парцелляция

    9. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?

    1) оксюморон
    2) антитеза
    3) антонимы
    4) анафора

    10. Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.

    1) риторический вопрос
    2) риторическое обращение
    3) олицетворение
    4) эпитет

    11. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли - это...

    1) пословица
    2) афоризм
    3) поговорка
    4) цитата

    12. Соединение в образе или явлении несовместимых понятий.

    1) антитеза
    2) антонимы
    3) оксюморон
    4) зевгма

    13. Индивидуально- авторские неологизмы.

    1) неологизмы
    2) разговорная лексика
    3) окказионализмы
    4) термины

    14. Укажите неверное утверждение:

    1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания.
    2) градация - художественное преувеличение до невероятного, фантастического.
    3) ирония - вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
    4) метонимия - перенос значения (переименование) на основе смежности явлений.

    15. Художественное приуменьшение.

    1) литота
    2) синекдоха
    3) метонимия
    4) метафора

    Ключ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    3

    2

    4

    4

    1

    3

    4

    2

    2

    2

    4

    3

    3

    2

    1

    Шкала оценивания

    «5»

    «4»

    «3»

    «2»

    13-15 баллов

    10 -12

    8 - 9

    7

    Тест

    «Изобразительно-выразительные средства»

    Инструкция

    В тесте «Изобразительно-выразительные средства» 12 заданий.

    1-3 задания на соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

    4-6 задания на соответствие между предложениями и тропами.

    Каждое правильное соответствие – 1 балл, всего – 5 баллов за правильно выполненное задание.

    7-10 задания на определение тропа в цитируемой строке. За правильно выполненное задание – 1 балл.

    11-12 задания на определение средств выразительности, которые использованы в предложениях. За правильно выполненное задание – 3 балла.

    Всего 40 баллов.

    Тест

    «Изобразительно-выразительные средства»

    I. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

    1. Жди меня, и я вернусь.

    Только очень жди...

    Жди, когда наводят грусть

    Желтые дожди,

    Жди, когда снега метут,

    Жди когда жара,

    Жди, когда других не ждут,

    Позабыв вчера. (К. Симонов)

    2. Милый друг, и в этом тихом доме,

    Лихорадка бьет меня.

    Не найти мне место в тихом доме

    Возле мирного огня. (А. Блок)

    3. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. (Лебедев - Кумач)

    4. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (пословица)

    5. Изумительный наш народ. (И. Эренбург)

    А. инверсия Б. анафора В. эпифора

    Г. антитеза Д. параллелизм

    II. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

    1. Мужики- за топоры.

    2. Нет, я хотел. .. быть может, вы... я думал,

    что уж барону время умереть. (А.С. Пушкин)

    3. Не жалею, не зову, не плачу,

    Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)

    4. Душа к высокому тянется.

    5. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.С. Пушкин)

    А. градация Б. инверсия В. умолчание Г. риторическое обращение Д. эллипсис

    (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

    III. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.

    1. Знаете ли вы украинскую ночь? (Гоголь)

    2. Офицер - из пистолета,

    Теркин - в мягкое штыком (А. Твардовский)

    3. Нам тошен был и мрак темницы, и сквозь решетки свет денницы, и стражи клик, и звон цепей, и легкий шум залетной птицы. (А.С.Пушкин)

    4. Не вздумай бежать!

    Это я вызвал.

    Найду.

    Загоню.

    Доконаю.

    Зашучу.

    (В. Маяковский)

    5. Я стою у высоких дверей,

    Я слежу за работай твоей.

    А. многосоюзие Б. эллипсис В. синтаксическая анафора

    Г. риторический вопрос Д. градация

    (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

    IV. Установите соответствие между предложениями и тропами.

    1. Быстро мелькают золотые дни беспечного, веселого детства. (Д.В. Григорович)

    2. Могучий дуб стоит, как боец подле красивой липы. (И.С. Тургенев)

    3. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни. (А.С. Пушкин)

    4. Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)

    5. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)

    А. метафора Б. сравнение В. эпитет Г. гипербола Д. метонимия

    (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

    V. Установите соответствие между предложениями и тропами.

    1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов)

    2. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С. Грибоедов)

    3. Отколе, умная, бредешь, ты, голова. (И.А. Крылов)

    4.И вот сама идет волшебница зима. (А.С. Пушкин)

    5. В груди её птицею пела радость. (М. Горький)

    А. сравнение Б. литота В. эпитет Г. синекдоха Д. ирония

    (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

    VI. Установите соответствие между предложениями и тропами.

    1. Утешится безмолвная печаль и резвая задумается радость. (А.С. Пушкин)

    2. Ты знаешь край, где все обильем дышит, где реки льются чище серебра. (А.К.Толстой)

    3.На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А. Ахматова)

    4. Пройдет - словно солнцем осветит!

    Посмотрит - рублем подарит. (Н. Некрасов)

    5. Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов)

    А. перифраза Б. сравнение В. гипербола Г. оксюморон Д. олицетворение

    (За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

    VII. Какой прием использован в цитируемой строке М. Лермонтова?

    «Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг».

    1. метонимия 2. сравнение 3. оксюморон 4.градация 5. антитеза

    VIII. Какой прием использован в цитируемой строке А.Твардовского?»

    «Полночь в мое городское окно входит с ночными дарами.

    1. гипербола 2. литота 3. сравнение 4. олицетворение 5. синекдоха

    (За правильный ответ – 1 балл)

    IX. Какой прием использован в цитируемой строке А.С. Пушкина?

    «Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».

    1. метафора 2. метонимия 3. эпитет 4. сравнение 5.оксюморон

    (За правильный ответ – 1 балл)

    X. Какой прием использован в цитируемой строке А.С. Пушкина?

    «Страна восходящего солнца - мечта каждого путешественника» .

    1. олицетворение 2. литота 3. перифраза 4. эпитет 5. аллегория

    (За правильный ответ – 1 балл)

    XI. Отметьте те средства выразительности, которые использованы в предложениях.

    1. Мы все глядели в Наполеоны. (А.С. Пушкин)

    2. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)

    3. Он бежал быстрее, чем лошадь. (А.С. Пушкин)

    4. Мечты, мечты! Где ваша сладость?

    5. Гляжу на будущность с боязнью,

    Гляжу на прошлое с тоской.

    А. сравнение Б. метафора В. синекдоха Г. синтаксический параллелизм

    Д. эллипсис

    XII. Отметьте те средства выразительности, которые использованы в предложениях.

    1. Суша вздулась волдырями вулканов. (Ю. Овчинников)

    2. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М.Ю. Лермонтов)

    3. Кажется, какой-то великан яростно срезал лопатой и еще яростнее швырял из кратера гигантские комья глины, которые налипали друг на друга, искривлялись, корежились и твердели. (Ю. Овчинников)

    4. Знакомые туи! Как вы живёте?

    5. Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!»

    А. метафора Б. умолчание В. эпифора Г. метонимия Д. градация

    (За правильный ответ – 3 балла)

    Ключи

    I. 1Б, 2В, 3Д, 4Г, 5А

    II. 1Д, 2В, 3А, 4Б, 5Г

    III. 1Г, 2Б, 3А, 4Д, 5В

    IV. 1В, 2Б, 3А, 4Д, 5Г

    V. 1Г, 2Б, 3Д, 4В, 5А

    VI. 1Д, 2А, 3Б, 4В, 5Г

    VII. 3

    VIII. 4

    ТРОПЫ (греч. tropos - поворот, оборот речи) – слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении.
    Тропы – важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

    СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

    А НТИТЕЗА – это стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов:

    Я царь – я раб, я червь – я бог!

    Г.Р.Державин.

    Э ЛЛИПСИС(ст. фигура) – пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения. Эллипсис придает речи стремительный, динамический характер: Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский). ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis – выпадение, опущение) – пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

    День в тёмную ночь влюблён,
    В зиму весна влюблена,
    Жизнь – в смерть…
    А ты?… Ты в меня!
    (Г. Гейне)

    УМОЛЧА́НИЕ – стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя; говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, не требующих подробного или дополнительного объяснения. Нередко стилистический эффект умолчания заключается в том, что неожиданно прерванная речь дополняется выразительным жестом, которым, например, заканчивается басня И.А. Крылова “Гуси”:

    Баснь эту можно бы и боле пояснить –

    Да чтоб гусей не раздразнить…

    (Здесь явно подразумевается: “Лучше помолчим”). Умолчание в качестве стилистического приема широко используется в русской поэзии XIX–XX веков. Одним из примеров тому может служить фрагмент из поэмы А.С. Пушкина “Граф Нулин”:

    Он входит, медлит, отступает,

    И вдруг упал к ее ногам,

    Она… Теперь, с их позволенья,

    Прошу я петербургских дам

    Представить ужас пробужденья

    Натальи Павловны моей

    И разрешить, что делать ей?

    Она, открыв глаза большие,

    Глядит на графа – наш герой

    Ей сыплет чувства выписные…

    ТАВТОЛОГИЯ [греческое - tautologéō - “говорю то же самое”] - термин античной стилистики, обозначающий повторение однозначных или тех же слов. Античная стилистика подводит многословие речи под три понятия: периссология - накопление одинаковых по значению слов, напр. синонимов;макрология - обременение речи излишними пояснениями, напр. придаточными предложениями;тавтология - буквальное повторение тех же слов. Новейшая стилистика применяет ко всем этим понятиям общее обозначение - тавтология. Пример тавтологии из кельтской поэзии, вообще широко пользующейся тавтологией как художественным приемом: “…Ибо в битве , в борьбе и в бою , казалось ему, они были равны…” “Легче пасть от копья силы, смелости и ловкости боевой, чем от копья позора , стыда ипоношения ” (“Ирландские саги”, пер. А. Смирнова).

    ПЛЕОНАЗМ (греч. «pleonasmos» - «излишество») - термин античной стилистики, означающий накоплениев речи слов, имеющих то же значение и потому излишних: «старый старик», «юный юноша». К П. следуетотнести также некоторые стилистические фигуры, выделявшиеся античной стилистикой под особыминазваниями: эпаналепсис, т. е. повторение уже названного раньше («The nobles they are fled, the commonsthey are cold» - Шекспир), figura etymologica и annominatio, т. е. повторение при глаголе дополнения,образованного от той же основы с определением или без него («спать мертвым сном», «горьким смехомсмеяться»). Близкими к плеоназму стилистическими фигурами являются тавтология (см.) и отчасти перифраз(см.).
    В античной стилистике и грамматике П. даются различные оценки: Квинтилиан, Донат, Диомедопределяют П. как перегруженность речи излишними словами, следовательно как стилистический порок;напротив, Дионисий Галикарнасский определяет П. как обогащение речи словами, на первый взглядизлишними, но в действительности придающими ей ясность, силу, ритмичность, убедительность, пафос,неосуществимые в речи лаконической (brachylogia).
    Г РАДАЦИЯ (ст. фигура) расположение слов по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин). ГРАДАЦИЯ – последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

    Не жалею, не зову, не плачу.
    Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.
    (С. Есенин)

    Э ПИТЕТ (троп) – образное определение предмета или явления. Ср.: свинцовая пуля – свинцовое небо. Эпитет чаще всего выражается полным прилагательным или причастием (беспутный ветер, танцующий почерк ), но может быть выражен и существительным в роли приложения (волшебница-зима ), качественным наречием на –о (жадно гладишь ), существительным в родительном падеже в качестве несогласованного определения (приют спокойствия, трудов и вдохновенья ). В народном поэтическом творчестве широко используются постоянные эпитеты (добрый молодец ).

    ЭВФОНИ́Я – (от греч. – благозвучие) – звуковая организация художественной речи, приобретающая особое значение в стихах; фонический (звуковой) состав стихотворения. Особенности эвфонии определяются не только формальным благозвучием (неблагозвучным является чрезмерное скопление гласных или согласных звуков), но и задачами содержательности стиха, хотя в русской поэзии начала XX столетия многократно делались попытки установления прямой зависимости между звуком и смыслом:

    Рдяны краски,

    Воздух чист;

    Вьется в пляске

    Красный лист,–

    Это осень,

    Далей просинь,

    Гулы сосен,

    Веток свист…

    (М.А. Волошин)

    К явлениям эвфонии принято относить все виды звуковых повторов, которые возникают в произведении либо в качестве сквозных звуковых частей, либо в качестве случайно возникающих в стихотворном тексте.

    Вопросы, связанные с эвфонией, не могут быть отграничены от наиболее существенных проблем звуковой (фонической) организации стиха.

    Сравнение – образное определение предмета, явления, действия на основе его сопоставления с другим предметом, явлением, действием.

    Сравнение всегда двучленно: оно имеет субъект (то, что сравнивается) и предикат (то, с чем

    сравнивается):

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце,

    снег лежит (Пушкин).

    Семь холмов как семь колоколов (Цветаева).

    И НВЕРСИЯ (ст. фигура) расположение слов, нарушающее обычный порядок слов:

    Белеет парус одинокий

    В тумане моря голубом (М. Лермонтов)

    Р ИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (ст. фигура) – вопрос, на который не требуется ответа, он задается с целью привлечения внимания адресата: Любите ли вы театр, как люблю его я? (В. Белинский).

    М ЕТАФОРА (троп) – перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства: Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец (Н. Заболоцкий). Метафора, в отличие от сравнения, обычно одночленна. Различают метафоры индивидуально-авторские и общеязыковые (спинка стула, буря чувств ), простые и развернутые. Простая метафора построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо признаку. Развернутая построена на различных ассоциациях по сходству. Развернутая метафора – это своего рода нанизывание новых метафор, связанных по смыслу с первой: Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин).

    М ЕТОНИМИЯ (переименование) (троп) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Переименование может быть связано с заменой названия произведения именем автора: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин); всего явления его частью: Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин); вещи – материалом, из которого она сделана: Не то на серебре – на золоте едал (А. Грибоедов).

    Разновидностью метонимии является синекдоха – замена родового понятия видовым, множественного числа единственным и наоборот: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин).

    С РАВНЕНИЕ (троп) – сопоставление двух предметов, явлений, качеств на основании сходства: Густое, как синька, море (К. Паустовский) . Сравнение всегда двучленно: в нем называется оба сопоставляемых предмета. В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства, например: Лебеди скользили по воде, как два огромных черных букета (С.Довлатов). Имеет формальный показатель: союзы (как, будто, словно, точно ), предлоги (подобно, вроде, наподобие ), лексические средства (подобный, похожий, напоминать, смахивать, походить ). В сравнении употребляется творительный падеж имени существительного, так называемый творительный сравнения: Раненым медведем мороз дерет (Н. Асеев). Различают сравнения общеязыковые (белый, как снег ) и индивидуально-авторские: Чай в стаканах жидкий, как декабрьская заря (А. Мариенгоф).

    Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления имеют один общий признак, используются развернутые сравнения, в которых основанием для сравнения служат несколько признаков.

    О ЛИЦЕТВОРЕНИЕ (троп) – перенос свойств, действий человека на неодушевленные предметы, животных: березы шепчут. При олицетворении описываемый предмет уподобляется человеку. Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы. Олицетворения подразделяются на общеязыковые: время бежит и индивидуально-авторские: Вдруг барабан заговорил (Н.Заболоцкий).

    Г ИПЕРБОЛА (троп) – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). Они могут быть индивидуально-авторскими и общеязыковыми (на краю земли) .

    Л ИЛОТА (троп) – художественное преуменьшение размера, силы и признака: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н.Некрасов). Известны и общеязыковые литоты: капля в море.

    А ЛЛЕГОРИЯ (троп) – изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Аллегорией может быть названо любое иносказательное выражение, например, поезд ушел может означать: к прошлому нет возврата. Такая аллегория носит общеязыковой характер. Однако есть и индивидуально-авторские аллегории, например, аллегорический смысл заключен в стихотворении М. Лермонтова «Парус».

    П ЕРЕФРАЗА (троп) – описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, например: Царь зверей (лев), город на Неве (Санкт-Петербург). Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер. Многие из них постоянно используются в языке газет: люди в белых халатах (врачи) . В стилистическом отношении различают образные и необразные перифразы, ср.: Солнце русской поэзии и автор «Евгения Онегина» (В.Г. Белинский). Эвфемизм разновидность перифразы . Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

    И РОНИЯ (троп) – употребление слова в смысле, обратном буквальному: Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов). Умная голова – обращение к ослу. Иронией называется тонкая насмешка, выраженная в форме похвалы или положительной характеристики предмета.

    А НТИТЕЗА(троп) – фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств: Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А.Чехов).

    О КСЮМОРОН (троп) – сочетание, в котором соединяются несовместимые понятия: живой труп, крупные мелочи

    А НТОНОМАЗИЯ – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного.

    П АРАЛЛЕЛИЗМ (ст. фигура) – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения.

    Твой ум глубок, что море.

    Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).

    А НАФОРА (единоначатие) (ст. фигура) повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений:

    Я стою у высоких дверей.

    Я слежу за работой твоей (М. Светлов).

    Э ПИФОРА (ст. фигура) повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений: Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь).

    А СИНДЕТОН (бессоюзие) (ст. фигура) – отсутствие союзов между однородными членами или частями сложного предложения: Швед, русский – колет, рубит, режет (А. Пушкин).

    П ОЛИСИНДЕТОН (многосоюзие) (ст. фигура) повторение одного и того же союза при однородных членах или частях сложного предложения: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Лермонтов).

    Р ИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ(ст. фигура) – фигура, содержащая в форме восклицания утверждение; служит для повышения эмоционального уровня речи: Погиб поэт! Невольник чести…(М. Лермонтов).

    Р ИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ(ст. фигура) – высказывание, адресуемое неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу: Клен ты мой опавший, клен заледенелый (С. Есенин).

    ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole - преувеличение) – разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота.

    ЛИТОТА
    (греч. litotes - простота) – троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.

    МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенесение) – троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

    Век девятнадцатый, железный,
    Воистину жестокий век!
    Тобою в мрак ночной, беззвездный
    Беспечный брошен человек!
    (А. Блок)

    МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia – переименование) – троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле (“пенящийся бокал” – имеется в виду вино в бокале; “лес шумит” – подразумеваются деревья; и т.п.).

    Театр уж полон, ложи блещут;
    Партер и кресла, всё кипит…

    (А.С. Пушкин)

    ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis – окольный оборот, иносказание) – троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» – вместо «лев» и т.п).

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
    (прозопопея, персонификация) – вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

    Колокольчики мои,
    Цветики степные!
    Что глядите на меня,
    Тёмно-голубые?
    И о чём звените вы
    В день весёлый мая,
    Средь некошеной травы
    Головой качая?
    (А.К. Толстой)

    СИНЕКДОХА (греч. synekdoche – соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

    Скажи-ка, дядя, ведь недаром
    Москва, спалённая пожаром,
    Французу отдана?
    (М. В. Лермонтов)

    СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» .

    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь она завоет,

    То заплачет, как дитя…
    (А.С. Пушкин)

    ОБРАЗ – обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

    Не ветер бушует над бором,
    Не с гор побежали ручьи,
    Мороз – воевода дозором
    Обходит владенья свои.
    (Н.А. Некрасов)

    АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria – иносказание) – образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев – сила, власть; правосудие – женщина с весами).В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.

    ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) – изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

    Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
    Дикие проклятья дорогой изрыгая.
    И вижу: сидят людей половины.
    О дьявольщина! Где же половина другая?
    (В. Маяковский)

    ИРОНИЯ (греч. eironeia – притворство) – выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

    Слуга влиятельных господ,
    С какой отвагой благородной
    Громите речью вы свободной
    Всех тех, кому зажали рот.
    (Ф.И. Тютчев)

    САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. – рву мясо) – презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

    АССОНАНС
    (франц. assonance – созвучие или откликаюсь ) – повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

    О весна без конца и без кра ю –
    Без конца и без кра ю мечта!
    (А. Блок)

    АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad – к, при и littera – буква) – повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

    Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

    Величавый возглас волн.

    Близко буря. В берег бьется

    Чуждый чарам черный челн…
    (К. Бальмонт)

    АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio – шутка, намек) – стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

    АНАФОРА (греч. anaphora – вынесение) – повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и забитая,
    Ты и всесильная,
    Матушка-Русь!…
    (Н.А. Некрасов)

    АНТИТЕЗА (греч. antithesis – противоположение) – стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. “Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок.. .” (С.Есенин).

    Ты богат, я очень беден;
    Ты прозаик, я поэт ;
    Ты румян, как маков цвет,
    Я, как смерть, и тощ и бледен.
    (А.С. Пушкин)

    АНТИФРАЗ – употребление слова в противоположном смысле («герой»,«орёл», «мудрец»…) .

    АПОКОПА (греч.apokope – отсечение) – искусственное укорачивание слова без потери его значения.

    Лай, хохот, пенье, свист и хлоп ,
    Людская молвь и конский топ !
    (А.С. Пушкин)

    БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи ещё хоть четверть века –
    Всё будет так. Исхода нет.
    (А. Блок)

    МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) – избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура – бессоюзие.

    ИНВЕКТИВА (позднелат. invectiva oratio – бранная речь) – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры(«А вы, надменные потомки…», М.Ю. Лермонтов)

    КОЛЬЦО – звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции («Коня, полцарства за коня!», В. Шекспир).

    Напрасно!
    Куда не взгляну я, встречаю везде неудачу,
    И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно ;
    Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,
    Напрасно!
    (А.А. Фет)

    МЕТАТЕЗА (греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, в траве кузнел сидечик…)

    КАТАХРЕЗА (греч.katachresis – злоупотребление) – сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами…). Катахреза сродни оксиморону.

    ОКСИМОРОН (греч. oxymoron – остроумно-глупое) – сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик… ).

    ПАРАЛЛЕЛИЗМ – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

    В синем море волны плещут. Мчаться тучи, вьются тучи…
    В синем небе звезды блещут. (М.Ю. Лермонтов)
    (А. С. Пушкин)

    Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

    ХИАЗМ
    (греч. chiasmos) – вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
    – экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь » П. Г. Антокольский).

    ПЕРЕНОС (франц. enjambement – перешагивание) – несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

    Выходит Пётр. Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь, как божия гроза.
    (А. С. Пушкин)

    РИФМА (греч. «rhythmos» – стройность, соразмерность) – разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.

    СИЛЛЕПС (греч.syllepsis – захват) – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись », А.Н. Крылов). Часто используется в комических целях («за окном идёт дождь, а у нас – концерт »).

    СИМПЛОКА (греч. symploke – сплетение) – повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («И я сижу, печали полный, один сижу на берегу »).

    СТЫК – звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф или предложений.

    О весна без конца и без краю –
    Без конца и без краю мечта!
    Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
    И приветствую звоном щита!
    (А. Блок)

    ЭВФЕМИЗМ (греч. euphemismos, от eu – хорошо, phemi – говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» – «готовится стать матерью», вместо «толстый» – «полный» и т.п.).

    ЭМФАЗА
    (греч. emphasis – указание, выразительность) – эмоционально-экспрессивное выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т. п. («Я это вам говорю»).

    ЭПИТЕТ
    (греч. epitheton – приложение) – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).

    Я помню чудное мгновенье!
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолётное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    (А.С. Пушкин)