Деятельность академии педагогических наук ссср. Академия педагогических наук ссср

АПН СССР), науч. учреждение, объединявшее ученых в области педагогики, психологии и др. наук, а также деятелей нар. образования. Создана по пост. СНК СССР от 6 окт. 1943 в Москве как Академия пед. наук РСФСР. В целях объединения науч.-пед. сил страны и координации исследований пост. ЦК КПСС и СМ СССР от 1 авг. 1966 преобразована в Академию педагогических наук СССР. Действовала до кон. 1991.

Президенты АПН: В. П. Потемкин (1943-46), И. А. Каиров (1946-67), В. М. Хвостов (1967-71), В. Н. Столетов (1972-81), М. И. Кондаков (1981-87), В. Г. Костомаров (1990-91).

Задачи и структура академии, права и обязанности действит. членов (академиков) и членов-корреспондентов определялись Уставом. АПН СССР действовала при Мин-ве просвещения РСФСР, Мин-ве просвещения СССР. После 1987 была подотчетна Гос. к-ту СССР по нар. образованию.

АПН вела психол.-пед. исследования с целью совершенствования уч.-воспитат. процесса в уч. заведениях разл. типа; на АПН возлагались задачи: обеспечения участия творчески работающих педагогов в науч. исследованиях; обобщения и распространения опыта развития образования и пед. науки в СССР и за рубежом; координации в стране исследований по приоритетным направлениям развития пед. науки и осуществления науч. связи с АН СССР, отраслевыми и респ. академиями, науч. об-вами и др. орг-циями; установления в пределах своей компетенции прямых связей с заруб. науч. учреждениями, создания науч. проблемных советов по разл. направлениям развития пед. науки, организации науч. конференций и совещаний. Публиковала результаты исследований, издавала науч. и науч.-популярные журналы; присуждала премии и медали академии; осуществляла подготовку и повышение квалификации науч.-пед. кадров.

Высш. орган АПН - Общее собрание членов академии, к-рое созывалось 3 раза в год для обсуждения проблем развития пед. науки, решения важных организац. вопросов, выбора новых членов. Членами академии избирались ученые, творчески работающие учителя, преподаватели, деятели нар. образования и культуры. Деятельностью академии в периоды между сессиями руководил Президиум, избиравшийся Общим собранием сроком на 5 лет, в него входили президент, 3 вице-президента, гл. ученый секретарь, члены Президиума в числе, определяемом Общим собранием.

Структура АПН неоднократно менялась. В составе АПН (1990) было 69 д. ч. и 78 ч.-к.; отделения: методологии, теории и истории педагогики, общего и проф. образования; психологии, возрастной физиологии и дефектологии; философии, социологии, образования и культуры; 20 Н.-и. ин-тов (часть из них с филиалами) в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Иркутске, Ташкенте, Алма-Ате, Томске. В ведении академии находилось 17 эк-сперим. уч. заведений (св. 11 тыс. уч-ся и ок. 1000 учителей). По планам АПН работало ок. 700 учителей-экспериментаторов и св. 1000 базовых школ. При АПН был создан Всес. ин-т переподготовки и повышения квалификации науч.-пед. и руководящих кадров нар. образования. В аспирантуре НИИ АПН в 1990 обучалось св. 670 чел., в т. ч. св. 480 чел. очно, в докторантуре - 12 чел. При АПН имелись Гос. науч.-пед. б-ка им. К. Д. Ушинского (см. в ст. Библиотеки педагогические), функционировавшая как Науч.-практич. центр пед. информации, Всес. заочная матем. школа, Науч. архив и Худож.-пед. музей игрушки (Загорск). При Президиуме АПН действовал редакц.-издат. совет. Издат. деятельность академии осуществлялась преим. через изд-во «Педагогика». АПН издавала журналы «Сов. педагогика», «Вопросы психологии», «Семья и школа», «Рус. язык в нац. школе», «Дефектология», совм. с АН СССР - журн. «Квант».

АПН присуждала премии академии, в т. ч. им. Н. К. Крупской (с 1969) и им. К. Д. Ушинского (с 1946). АПН регулярно организовывала Всес. пед. чтения и конкурсы учительских докладов.

Психологии и других наук, а также видных деятелей народного образования .

Создана в августе 1966 в результате преобразования АПН РСФСР. Согласно уставу, своей целью АПН ставила развитие и осуществление исследований по ведущим направлениям педагогики, психологии, возрастной физиологии и других наук, разрабатывающих вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения. В задачи А. входило выявление возможностей в совершенствовании образования, воспитания и обучения, подготовка научных рекомендаций для использования их в системе народного образования, а также разработка механизмов совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Кроме того, на АПН была возложена координация исследований в области педагогических наук, содействие развитию педагогических наук в союзных республиках и распространению педагогических знаний. Структура АПН неоднократно менялась: в 1970 гг. в нее входили 3 отделения: теории и истории педагогики, дидактики и частных методик, психологии и возрастной физиологии. В составе АПН находилось 12 НИИ: общей педагогики, общей и педагогической психологии , физиологии детей и подростков, дошкольного воспитания, общих проблем воспитания, содержания и методов обучения, школьного оборудования и технических средств обучения, художественного воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации, преподавания русского языка в национальной школе, общего образования взрослых и дефектологии . Также на базе А. функционировали 10 экспериментальных школ, библиотека по народному образованию им. К. Д. Ушинского, Научный архив и другие учреждения. В 1990 в составе АПН СССР были отделения методологии, теории и истории педагогики, общего и профессионального образования; психологии, возрастной физиологии и дефектологии; философии, социологии, образования и культуры, а также 20 НИИ в Москве, С.-Петербурге, Казани, Иркутске, Ташкенте, Алма-Ате и Томске. Также в ведении АПН находилось 17 экспериментальных учебных заведений. При АПН был создан Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров и руководящих кадров народного образования. При АПН также имелись аспирантура и докторантура , государственный научно-педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского, Всероссийская заочная математическая школа, Научный архив и Художественно-педагогический музей игрушки в Загорске. При Президиуме АПН действовал редакционно-издательский совет: издательская деятельность А. осуществлялась преимущественно через издание «Педагогика». АПН издавал журналы «Советская педагогика», «Вопросы психологии», «Семья и школа», «Русский язык в национальной школе», «Дефектология» и, совместно с АН СССР, журнал «Квант». АПН с 1946 присуждала премию им. К. Д. Ушинского, а с 1969 — им. Н. К. Крупской. Также АПН регулярно устраивала Всероссийские педагогические чтения и конкурсы учительских докладов, поддерживала связи с научно-педагогическими учреждениями 96 стран. Высшим руководящим органом АПН являлось Общее собрание ее членов, созываемое не реже 2 раз в год, а в период между сессиями Общего собрания — Президиум, избиравшийся сроком на 5 лет. Президенты АПН СССР: И. А. Каиров (1946-1967), В. М. Хвостов (1967-1971), В. Н. Столетов (1972-1981), М. И. Кондаков (1981-1987), В. Г. Костомаров (1990-1991). Преемницей союзной Академии в конце 1991 стала РАО.

Российская Историческая Энциклопедия

Учредительная конференция состоялась 21 февраля 1961 г. в Доме дружбы с народами зарубежных стран. Конференция представителей советских общественных организаций приняла решение о создании агентства печати массовых общественных организаций под названием "Новости".

Высшим руководящим органом агентства являлась конференция организаций-учредителей агентства, созываемая не реже одного раза в пять лет. Конференция заслушивала отчеты правления, утверждала или изменяла устав.

3 апреля 1961 г. был принят устав агентства. В соответствии с уставом, АПН имело своей целью "путем широкого распространения за рубежом правдивой информации о СССР и ознакомления советской общественности с жизнью народов зарубежных стран всемерно содействовать взаимопониманию, доверию и дружбе между народами".

Девиз АПН: "Информация на благо мира, на благо дружбы между народами".

Юридической особенностью общественного характера АПН являлось то, что советские государственные органы не несли ответственности за деятельность, финансовые обязательства и иные действия агентства, равно как и АПН не несло ответственности по претензиям, обращенным к Советскому государству и к другим советским организациям.

Общественный статус АПН позволял использовать в отношениях с другими зарубежными органами прессы различные виды обмена материалами и информацией, как безвозмездно, так и на коммерческой основе, взимая плату за свой материал либо в соответствии контрактом, либо на основании существующих в той или иной стране правил и законов.

Характерными жанрами журналистских материалов АПН были комментарии, статьи, репортажи, интервью.

В авторском активе агентства было более 7 тысяч человек. В АПН работали такие известные журналисты как Генрих Боровик, Владимир Симонов, Геннадий Герасимов, Владимир Познер, Владимир Молчанов, Виталий Третьяков и многие другие. Наряду с советскими авторами с Агентством сотрудничали зарубежные писатели, журналисты и общественные деятели.

Всемирно известны работы фотокорреспондентов АПН Бориса Кауфмана, Макса Альперта, Валерия Шустова, Дмитрия Донского, Владимира Родионова, Игоря Уткина Александра Макарова, Юрия Абрамочкина, Владимира Вяткина.

Журналы агентства на самых разных языках выходили в 110 странах мира, и большинство из них пользовались немалой популярностью.

Однако бестселлером агентства стал самый маленький из них, карманного формата "Спутник", дайджест всего лучшего, что публиковала отечественная журналистика.

Как вспоминает Владимир Познер, много лет проработавший в "Спутнике", дайджест был первым советским изданием, которое на собственный страх и риск печатали, продавали, рассылали по подписке зарубежные фирмы.
(АПН от Совинформбюро до РИА "Новости", Издательство ФГУП РИА "Вести", 2001, стр.31, 36)

Представительства АПН находились в более чем 120 странах мира , общественные отделения и корреспондентские пункты - во всех союзных республиках и крупных экономических районах СССР.

Агентство издавало 60 иллюстрированных газет и журналов на 45 языках мира разовым тиражом 4,3 млн экземпляров.

АПН имела свое издательство "Новости". Издательство АПН выпускало более 200 книг и брошюр общим тиражом около 20 млн экземпляров в год.

Совместно с ССОД АПН издавало газету "Московские новости". На русском языке "Московские новости" начали издаваться в 1980 г. под эгидой агентства печати Новости (АПН). С распадом СССР тиражи газеты стали падать, в 2000-х гг. "МН" несколько раз меняли владельцев и главных редакторов.

В 2008 г. выпуск издания был прекращен. Через год бренд "Московские новости" был передан РИА Новости , которое в настоящее время издает версии газеты The Moscow News на английском и арабском языках. В феврале 2011 г. в свет выйдет первый номер обновленного издания "МН".

АПН выпускало вестники : "По Советскому Союзу", "Международная информация", "Наука и техника", "Культура и искусство", "Спорт" (все с 1962 г.), "Молодежь - жизнь и проблемы", ежедневный обзор советской прессы на английском языке "Дейли ревью" ("Daily review", с 1963 г.) и др.

Фотослужба АПН готовила для прессы ежегодно более 120 тысяч фотосюжетов (свыше 2 млн отпечатков). Редакция теленовостей в сотрудничестве с иностранными телекомпаниями снимала телефильмы об СССР.

В 1989 г. в АПН был открыт телевизионный центр, преобразованный затем в телекомпанию ТВ-Новости.

С 1961 г. до 1980 г. агентство находилось на Пушкинской площади (теперь там располагается Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям). Здание на Зубовском бульваре строилось специально для АПН, сотрудники которого переехали в новое здание сразу после окончания ХХII Олимпийских игр в Москве.

Руководителями АПН в разное время были Борис Бурков (1961-1970), Иван Удальцов (1970-1975), Лев Толкунов (1975-1983), Павел Наумов (1983-1986), Валентин Фалин (1986-1988), Альберт Власов (1988-1990).

27 июля 1990 г. в соответствии с указом президента СССР Михаила Горбачева "О создании информационного агентства "Новости" на базе АПН было создано Информационное агентство "Новости" (ИАН), которое в сентябре 1991 г. было преобразовано в Российское информационное агентство "Новости".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Академия Педагогических наук СССР – научное учреждение, объединившее ученых в области педагогики, психологии и других наук, а также деятелей народного образований. Создана по постановлению СНК СССР в 1943 году в Москве как Академия Педагогических наук РСФСР. В 1966 году была преобразована в Академию Педагогических наук СССР в целях объединения научно-педагогических сил страны и координации исследований. Действовала до 1991 года.

Президенты Академия Педагогических наук: В.П.Потемкин(1943-1946гг); И.А.Каиров (1946-1967гг); В.М.Хвостов(1967-1971гг); В.Н.Столетов(1972-1981гг); М.И.Кондаков (1981-1987гг); В.Г.Костомаров(1990-1991гг).

Академия Педагогических наук вела психолого-педагогические исследования с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. На Академию Педагогических наук возлагались задачи:

Обеспечения участи творчески работающих педагогов в научных исследованиях,

Обобщение и распространение опыта развития образования и педагогических наук в СССР и за рубежом,

Координация в стране исследований по приоритетным направлениям развития педагогической науки и образования связи с Академией Педагогических наук СССР, отраслевыми и республиканскими академиями,

Установления прямых связей с зарубежными научными учреждениями

Создания научных проблемных советов по различным направлениям развития педагогической науки. Организации научной конференции и совещаний.

Публиковала результаты исследований, издавала научные и научно-педагогические журналы; образовала подготовку и повышение квалификации научно-педагогических кадров.

Высшим органом было общее собрание членов академии, собиралось оно 3 раза в год. Президент избирался на 5 лет.

Отделения: методологии; теории и истории педагогики; общего и профессионального образования; психологии, возрастной физиологии и дефектологии; философии, социологии. Образования и культуры.

Российская академия образования – государственная академия наук, объединяющая ученых, работающих в сфере образования и педагогики. Является преемницей Академии Педагогических наук СССР с 1992года. Президентом Российской академии образования с 1997года является Николай Никандров.



В состав Российской академии образования входит 278 членов (академиков и членов корреспондентов), а также отдельные структурные подразделения и организации:

*Президиум

*Отделение философии образования и теоретической педагогики:

*институт теории образования и педагогики

*институт педагогических инновации

*институт управления образованием

*Отделение психологии и возрастной дефектологии:

*психологический институт имени Л.Г.Щукиной

*институт развития дошкольного образования

*институт возрастной физиологии

*институт коррекционной педагогики

*Отделение общего среднего образования:

*институт электронных программно-методических средств обучения

*институт развития образовательных систем

*Центр экспериментальной психодидактики

*институт стратегических исследований в образовании

*Отделение профессионального образования:

*Институт педагогики и психологии профессионального образования

*институт педагогического образования

*институт образования взрослых

*институт информатизации образования

*научно-образовательный центр Российской академии образования

*Отделение образования и культуры:

*государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания

*институт художественного образования

*институт социально-педагогических проблем сельской школы

*центр социологии образования

*Региональные отделения и учреждения Российской академии образования

*Образовательные учреждения Российской академии образования

*университет Российской академии образования

*Организация научного обслуживания и социальной сферы

*Научная педагогическая библиотека имени К.Д.Ушинского.

Российская академия образования сегодня:

В течение отчетного года основные исследования Академии проводились в рамках утвержденной Правительственной Программы фундаментальных исследований. Помимо повышения ответственности; она означала необходимость оптимального соотношения меду планированием сразу, т.е. учета предложений самих институтов и исследования, и планирования сверху, когда в основу положены реальные интересы системы образования и всех составляющих. Среди поручений Правительства есть те, которые направлены прямо к Академии. Речь идет о проведении силами Академии анализа качества подготовки школьников по всем учебным предметам, а также о необходимости представить в Минобразование рекомендации по обновлению программ повышения квалификации и переподготовки учителей.

Академии придется продолжить и в основном завершить работы, которые окажут долговременной и позитивное влияние на всю российскую систему образования. Речь идет о стандартах общего образования для всех ступеней школы, о роли Академии в проведении эксперимента по введению курса основ религиозной культуры и светской этики и в работе по обновлению педагогического образования.