Морфология. Морфологические нормы

Разделы: Русский язык

Цели:

  • Повторить некоторые морфологические нормы литературного языка.
  • Продолжить формирование навыков учащихся по культуре речи.
  • Пробудить интерес к истории развития родного языка.

Вводное слово учителя, сообщения учащихся, выполнение заданий сопровождается демонстрацией слайдов (Приложение 1) .

Слайд №2. В начале урока необходимо повторить некоторые понятия, которые помогут учащимся войти в тему (литературный язык, норма, литературная норма).

Вводное слово учителя:

Наличие вариантности форм слов в языке.

Несмотря на то, что морфологический строй русского языка достаточно исследован как с исторической, так и со структурной стороны, в современной речевой практике возникает много вопросов относительно правильности употребления тех или иных форм слова.

Разве не интересно и не полезно, например, объяснить, почему употребление варианта оспоривать (И не оспоривай глупца...) оправданно у А. С. Пушкина, но неуместно в наши дни. Как следует относиться к формам инфинитива несть, свесть, перевесть, встречающимся в романе "Евгений Онегин", или формам множественного числа домы, неделей, используемых в "Мертвых душах", вместо принятых сейчас нести, свести, перевести, дома, недель?

Основная трудность изучения морфологических норм заключается в наличии вариантных форм.

Причины вариантности в формах слова.

Неустойчивость морфологических норм русского литературного языка объясняется, во-первых, историческими причинами, во-вторых, постоянно происходящими изменениями в языке, в-третьих, воздействием территориальных диалектов.

Слайд №3. Но чаще всего большую роль в образовании морфологических вариантов играют факторы внутреннего характера. Так, к вариативности приводит противоречие между формой и содержанием слов. Например, ужасный (ужасная) холодина.

Слайд №4. Возникли варианты и в результате устранения так называемой двувидовости. Прежде глагол арестовать употреблялся в совершенном и несовершенном виде. Видовая избыточность была устранена в результате появления новой формы несовершенного вида - арестовывать. Теперь уже употребление формы арестовать в несовершенном виде устаревает. Однако, у некоторых глаголов двувидовость сохраняется. Слайд №5. Так, глагол атаковать пока остается двувидовым, несмотря на новообразование несовершенного вида атаковывать. Поэтому и появляются вариантные формы выражения: противник беспрерывно атаковал (атаковывал).

Рассмотрение некоторых морфологических вариантов. Сообщения учащихся:

О формах притяжательных прилагательных.

Слайды № 6,7. Притяжательные прилагательные с суффиксом -ин (мамин, бабушкин и т. п.) имели формы с кратким окончанием. Нормой было говорить: у мамина стола, к бабушкину креслу.

Например: - Только съезди ты, поклонись гробу матери твоей, да и бабкину гробу кстати (Тургенев. "Дворянское гнездо"). Из хозяйкина кармана было тут тысячи три, не больше (Чернышевский. Что делать?).

Однако сейчас эти формы активно вытесняются полными: у маминого стола, к бабушкиному креслу и т. п.

О склонении существительных типа полотенце, зеркальце.

Слайд № 8. А как правильно сказать: "нет полотенцев" или "нет полотенец"?

В литературном языке XIX в. практически равноправно употреблялись: полотенец и полотенцев , зеркалец и зеркальцев, одеялец и одеяльцев и т. п.

Большинство из них усвоило форму: зеркалец, одеялец, полотенец и т. п.

В современном языке варианты встречаются практически только у пяти подобных слов: волоконце, донце, копытце, корытце, поленце.

Сравним: Несколько волоконцев белого, мягкого куриного мяса... (Б Полевой. Повесть о настоящем человеке); В мышечном волокне находится более тысячи очень тонких волоконец. (ж. "Здоровье")

О склонении наименований единиц измерения и названий фруктов и овощей.

Слайд № 9,10. Также неустойчива грамматическая норма у отдельных наименований единиц измерения (граммов - грамм), у слов, обозначающих фрукты, плоды, овощи (апельсинов - апельсин), а также в наименованиях парных предметов (носков - носок).

Относительно конкурирующих форм родительного множественного слова грамм (сто граммов или грамм?) высказывались весьма разноречивые мнения. Во многих пособиях по стилистике форма сто грамм категорически запрещается. В современных словарях предпочтение отдается традиционной форме - граммов. А вот в справочнике "Трудности словоупотребления" можно прочитать: граммов и допустимо грамм. Почему? Да потому, что слишком часто этот вариант (грамм вместо граммов) употребляется не только в устной, но и письменной речи.

В разговорной речи встречаются варианты форм родительного падежа множественного числа у названий фруктов и овощей: абрикос - абрикосов, апельсин - апельсинов, банан - бананов, баклажан - баклажанов, гранат - гранатов, мандарин - мандаринов, помидор - помидоров .

Варианты с нулевым окончанием свойственны разговорной речи и употребляются обычно в сочетаниях со словами, обозначающими единицы измерения (сто грамм, килограмм апельсин, тонна помидор).

При обозначении же, например, отдельных, считаемых предметов или в других значениях родительного падежа применяются только формы на -ов (пять мандаринов, запах апельсинов, ящик из-под помидоров и т. п.).

Слайды № 11-15. Слово такси , ассоциируясь то с автомобилем, то с машиной в период вхождения в широкое употребление, использовалось не только, как сейчас, в среднем роде, но также в мужском и женском: Такси остановился (А. Н. Толстой. Эмигранты); Моя такси (М. Кольцов. Три дня в такси).

Слово галифе под влиянием родового понятия (брюки) теряет принадлежность к среднему роду и все чаще употребляется как существительное, имеющие только множественное число. Согласование слова галифе с прилагательными во множественном числе (широкие галифе, синие галифе и т. п.) зафиксировано у Шолохова, Н. Островского, А. Н. Толстого.

Слово авеню в свободных сочетаниях встречается в среднем и женском роде (ассоциация со словами улица, аллея ): озеленить асфальтовое авеню; широкая, тенистая авеню. В сочетаниях же с порядковыми числительными авеню зарегистрировано только как существительное женского рода: первая, вторая и т. д. авеню, а не первое, второе и т д. авеню.

Иногда встречаются капризы литературного языка, который нередко удерживает в качестве нормы непродуктивные варианты (например, кофе - мужского рода). Кстати, в непринужденной речи интеллигенции и даже у известных современных писателей слово кофе нередко употребляется в среднем роде, например: Я обменял на это кофе коробку табака (Паустовский. "Повесть о жизни").

Установление единой грамматической нормы - это длительный процесс, особенно если вариантность форм вызвана живыми внутрисистемными причинами, которые и определяют общее направление языковой эволюции.

Слайд № 16. В нашем языке немало сложных слов типа кафе-бар, кафе-магазин, диван-кровать, кресло-кровать, кресло-качалка, вагон-лавка, ясли-сад, музей-квартира, смотр-конкурс, матч-турнир, марш-бросок, театр-студия и др. С их появлением возникла трудность в определении грамматического рода таких существительных. К тому же твёрдых правил на этот счёт нет. Как сказать? кафе-столовая открылось (или открылась), кресло-кровать поставлено (или поставлена) в углу?

1. Здесь нужно иметь в виду следующее: родовая характеристика всего сложного слова соответствует роду первого слова, значит, надо говорить: новый диван-кровать стоял в углу, платье-костюм сшито, встреча-банкет состоялась, письмо-жалоба получено).

2. Попробуем просклонять сложное слово: И.п. вагон-ресторан. А в Родительном - вагона-ресторана или вагон-ресторана ? В художественной литературе и в разговорной речи встречаются оба варианта. Но нормативной считается форма с изменяемой первой частью: значит, правильно - склонять оба слова: вагона-ресторана.

По-иному склоняются сложные слова, в которых первая часть как бы выполняет роль определения, например, жар-птица (жаркая птица), чудо-печка (чудесная печка). В этом случае первое слово при склонении не изменяется (Поймать жар-птицу , жарить в чудо-печке ).

О вариантах инфинитива (учитель).

Слайд № 17. Какие слова в приведённых цитатах не соответствуют современной норме?

Утратить жизнь - и с нею честь,
Друзей с собой на плаху весть... (А.С.Пушкин. "Полтава".)

Остаток горьких юных дней
Провесть наложницей презренной... ("Бахчисарайский фонтан".)

Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.. ("Евгений Онегин".)

По сравнению с литературным языком XIX в. значительно сузилась сфера употребления инфинитивов на -ть (типа: несть, отвезть, произнесть, цвесть). Между тем в. конце. XVIII - середине XIX в. формы инфинитива на -ть приводились в словарях в качестве общепринятых образцов, их употребляли писатели-классики, например:

Нанесть оскорбление (Гоголь. Мертвые души); Вы приезжайте, когда у меня сад будет цвесть (А.П.Чехов. Письмо Суворину.)

Переоценка вариантов на -ть произошла, в сущности, лишь в последние десятилетия. Нормативными стали формы инфинитива на -ти (нести, цвести и т. п.). Однако варианты на -ть не ушли из языка художественной литературы и сохраняются на правах так называемого "литературного просторечия" не только в поэзии (у Есенина, Маяковского, Евтушенко), но и в прозе. Например: После обеда бабы начали гресть сено (Шолохов. Тихий Дон); Сегодня старухе не принесть молока из деревни (Пришвин. Времена года);

В то же время употребление форм принесть, зацвесть, приобресть является теперь речевой ошибкой, нарушением норм современного литературного языка.

Слайд №18. Таким образом, происшедшее относительное уменьшение количества вариантных пар в морфологическом строе современного языка по сравнению с XIX в. вовсе еще не говорит о том, что варьирование форм окончательно преодолено. Вечная эволюция языка подтачивает даже закрепленные на письме и охраняемые грамматическими правилами образования форм. С другой стороны, многие вариантные морфологические формы стали стилистическим ресурсом языка и имеют право на существование (сравним: в отпуске и в чсразговорной речи в отпуску; сыновья и в торжественной речи сыны, например: сыны отечества).

Послушайте пародию Ю. Кривоногова на чановского автора Геннадия Бодрова и ответьте на вопрос: Употребление каких словоформ придаёт стихотворению иронический смысл? Правомерно ли употребление формы слова "сыны" в данной пародии?

"Шли сыны на войну:",
"Сынов теряла, слёзы не тая:"
(из стихотворений Г. Бодрова)

Уходили на войну сыны,
А кумы, браты остались дома.
И мужьёв ждут сыновья с войны -
Этой темы хватит на два тома.
По ночам не спится отцевьям,
И не стало мира меж сестрами:
Вдруг Бодров прицепится к дочам,
Назовёт кузенов кузенами.
И дядья с тетьми наедине
Тоже рассуждают в том же духе:
- Хоть и пишет Гена о войне,
Он грамматики, как пороха, не нюхал.
Говорят ему и соседья:
- Коли мало съел ты в школе каши,
Не строчи ты больше стиховья,
Пожалей сынов и внучков наших.

Слайды № 19-25.

Упражнения. Проверь свои знания.

Слайд № 26

Итог урока. Что вы повторили на уроке? Что для вас было новым? Что запомнили?

Cлайд 1

Cлайд 2

Что такое грамматика Грамматика изучает формоизменение и оформление мысли по законам русского языка, т.е. построение фразы, выраженной различными единицами речи. Грамматика подразделяется на морфологию – учение о формах слова и синтаксис – учение о законах построения словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого (ССЦ).

Cлайд 3

Ответьте на вопросы: Что такое часть речи? По каким признакам выделяются части речи? Перечислите все части речи. На какие группы подразделяются все части речи? Какие части речи относятся к изменяемым, какие – к неизменяемым? Какие части речи обладают следующими грамматическими категориями: склонение, спряжение, наклонение, вид, время? Какие еще грамматические категории у разных частей речи вы можете вспомнить? Что такое грамматическое значение слова?

Cлайд 4

Морфологические нормы - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи и спряжении глаголов.

Cлайд 5

Имя существительное. Морфологические нормы, связанные с употреблением имени существительного

Cлайд 6

Род имен существительных Составьте словосочетания прил.+сущ., определите род данных сущ.: шампунь, мигрень, бандероль, картофель, рояль, виолончель, вуаль, табель, тюль, мозоль, фамилия, пеня, уик-энд, бюллетень. Как правильно? Георгин или георгина Плацкарт или плацкарта Рельс или рельса Туфля или туфель Расценка или расценок Туш или тушь; карьер или карьера

Cлайд 7

Существительные общего рода Какие существительные относятся к этой группе? Как определить род данных существительных? «Кто больше?» Запишите как можно больше существительных общего рода.

Cлайд 8

Существительные общего рода Бедняжка, бродяга, бука, бяка, вояка, выскочка, горемыка, грязнуля, дылда, егоза, забияка, злюка, калека, лежебока, молодчина, мямля, невежа, невежда, недотрога, недоучка, непоседа, обжора, плакса, работяга, разиня, самоучка, сирота, соня, тёзка, умница, ханжа, ябеда и др. Верзила, воевода, воротила, вышибала, дурачина, детина, заинька (серенький) – только мужского рода.

Cлайд 9

Род сущ., обозначающих профессии Федеральный (м.р.)канцлер Германии Ангела Меркель посетила (ж.р.) Москву. Высококвалифицированный(м.р.) архитектор Петров подготовил (м.р.) эскизный проект здания. Составьте с сущ. врач, директор, тренер предложения так, чтобы было понятно, о женщине или мужчине идет речь.

Cлайд 10

Являются нарушением нормы слова: Врачиха, докторша, доцентша, парикмахерша, ректорша и др. Допустимо наличие как мужского, так и женского варианта: Дворник – дворничиха Санитар – санитарка Учитель – учительница Проводник – проводница Жираф - жирафа Лебедь (белый) - царевна-лебедь (в поэзии; о самке лебедя нужно говорить лебёдка)

Cлайд 11

Род несклоняемых существительных М.р.:сущ., обозначающие лиц муж пола (портье, маэстро), названия животных и птиц (какаду, пони, фламинго). Ж.р.: сущ., обозначающие лиц женского пола (мисс, фрау) Ср.р.: сущ., обозначающие названия неодушевленных предметов (пальто, кино, метро)

Cлайд 12

Род несклоняемых существительных Определите род несклоняемых нарицательных имен сущ.: шансонье, кенгуру, пани, инженю (сценическая роль молодой простодушной девушки), янки, кофе, коала, вамп, рефери, оливье, авеню Определите род несклоняемых собственных имен сущ.: Баку, Миссури, Конго, АМК, Онтарио, МИД

Cлайд 13

Число имен существительных Образуйте форму мн.ч. И.п. от сущ.: аптекарь, кондитер, директор, инженер, бухгалтер, доктор, лектор, слесарь, шофер, выбор, договор, якорь, кочерга. Зуб (человека, механизма) Корень (растения, сушеная приправа) Лист (бумаги, растения) Соболь (мех, животное) Орден (награда, рыцарский) Хлеб (злак на корню, печеное изделие) Пропуск (документ, отсутствие) Дно (бочки, океана)

Cлайд 14

Запомните!!! Окончание -и (-ы) имеют слова: бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, инструкторы, кондукторы, конструкторы, лекторы, офицеры, рапорты, редакторы, ректоры, секторы, слесари, торты, фронты, шоферы Окончание –а (-я) имеют слова: адреса, векселя, директора, доктора, катера, кителя, колокола, кузова, купола, округа, ордера, отпуска, паспорта, повара, погреба, профессора, сорта, штемпеля Равноправные варианты: тракторы – трактора, прожекторы – прожектора, крейсеры – крейсера, годы – года и некот. др.

Cлайд 15

Употребление формы Р.п. мн.ч. Образуйте форму Р. П. мн.ч. от сущ.: томат, яблоко, мандарин, вишня, армянин, молдаванин, якут, чукча, ботинок, колготки, шорты, носок, чулок, пустыня, монахиня, басня, песня, селенье, раздумье, кочевье, платье, сапер, стажер, партизан, солдат, килограмм, гектар, центнер, рентген, училище, кочерга, мечта, мольба, копытце

Cлайд 17

Слайд 1

А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова)

Готовимся к ЕГЭ

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна

Слайд 2

Образование падежных форм числительных:

Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А. У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.). При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).

Слайд 3

У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года. При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым. Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).

Слайд 4

1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется. 2) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.

Слайд 5

Употребление собирательных числительных:

Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; с существительными дети, люди: четверо людей; с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.

Слайд 6

Собирательные числительные не употребляются: с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры; с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя. Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Образование некоторых форм имен существительных:

При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

Слайд 10

Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

Слайд 11

В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

Слайд 12

Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных:

Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более смелее, самый смелейший, более лучший, более худший. Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.

Слайд 14

Образование степеней сравнения наречий:

При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: более быстрее. Принцип работы идентичен работе с прилагательными.

Слайд 15

Образование некоторых глагольных форм:

В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт). Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу). В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные. Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).

Слайд 16

Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета. Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия. Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.

Слайд 17

Слайд 18

Образование и употребление форм местоимений:

Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней). Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет. Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.

Слайд 19

Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного). После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.

Слайд 20

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм существительных 1. Иноязычные по происхождению несклоняемые существительные, обозначающие неодушевлённые предметы, относятся к среднему роду: летнее пальто, широкое шоссе. Исключение: горячий кофе (мужской род). 2. В современном литературном языке слово туфля женского рода. Форма туфель (мужского рода) присуща профессиональному употреблению. 3. Слово тюль мужского рода. К мужскому роду относятся также слова: банкнот, шампунь

Слайд 2

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных ПАРА НО СРЕДИ НО ботинок апельсинов армян калмыков валенок баклажанов грузин киргизов погон гектаров осетин монголов сапог мандаринов башкир таджиков чулок помидоров бурят тунгусов носков рельсов румын узбеков томатов татар якутов фильмов туркмен комментариев турок коррективов цыган

Слайд 3

НЕСКОЛЬКО НО ОТРЯД НО ампер граммов солдат минёров ватт килограммов партизан сапёров вольт гренадёр гран гусар драгун кирасир улан МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных В литературном языке употребляются следующие формы родительного падежа множественного числа (одни без окончания, другие с окончанием): а) слова мужского рода

Слайд 4

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных НЕСКОЛЬКО барж, простынь НО басен, яблонь вафель, долей туфель, кеглей домен, пригоршней кочерёг, саклей оглобель, свечей игра не стоит свеч свадеб, цаплей б) слова женского рода

Слайд 5

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных НЕТ верховьев коленей болотцев блюдец низовьев снадобий, оладий копытцев зеркалец устьев яблок кружевцев одеялец платьев древков поленцев полотенец захолустий личиков побережий остриёв в) слова среднего рода

Слайд 6

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных НЕ БЫЛО нападок НЕ БЫЛО будней потёмок граблей сумерек яслей заморозков лохмотьев помоев г) слова, не имеющие формы единственного числа

Слайд 7

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён прилагательных При образовании формы сравнительной степени следует учитывать следующие закономерности. 1. Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей: красивый – красивее/красивей; сильный – сильнее/сильней. Обратите внимание, что формы более, менее, далее, долее, ранее не имеют вариантов с суффиксом -ей (варианты раней, меней недо­пустимы в литературной речи!).

Слайд 8

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён прилагательных Значение сравнения может быть выражено как с помощью специальных суффиксов, так и описательным способом – с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень): более хороший, более трудный; самый хороший, наиболее трудный.

Слайд 9

Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени! Такая ошибка очень частотна в речи: Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире. Грамматически корректными будут предложения: Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире. Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён прилагательных

10

Слайд 10

Правила склонения и употребления собирательных числительных. 1. С существительными люди, дети и названиями детёнышей животных: семеро козлят, двое котят, пятеро детей. 2. С существительными, означающими название лиц мужского пола: четверо братьев, трое друзей. 3. С существительными, которые употребляются только в форме множественного числа (парные или составные предметы): трое ворот, пятеро суток, семеро саней. 4. С существительными, которые называют лиц и имеют субстантивированный тип: в комнату вошли трое, сегодня по классу двое дежурных. 5. С личными местоимениями: нас будет трое, их придет пятеро. Правильными будут следующие словосочетания: трое учеников и три ученика. Но ни в коем случае нельзя сказать: трое учениц, хотя эта ошибка тоже часто встречается в просторечии. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён числительных

11

Слайд 11

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён числительных Составные порядковые числительные Составные порядковые числительные – это числительные, которые обозначают порядок существительных, и состоят из нескольких слов: двадцать первый год от роду, сорок пятый дом. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных:. первый, первого, первому и т.д

12

Слайд 12

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён числительных Составные и сложные количественные числительные. По правилам русского языка каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное числительное, склоняется по отдельности: расплатиться двадцатью пятью рублями. Основная часть числительных склоняется по третьему склонению, но, как мы знаем, почти из каждого правила русского языка есть исключения: В соответствии с морфологическими нормами современного русского языка, числительное «тысяча» склоняется не по третьему, а по первому склонению: расплатиться тысячей рублей. Тем не менее, очень типичной является ошибка, когда это числительное, как и все остальные, склоняют по третьему склонению – тысячью. Имена числительные «сто» и «сорок» в косвенных падежах имеют только по одной форме: ста и сорока. Но когда «сто» входит в состав сложных числительных, оно склоняется по архаичному типу: с пятьюстами, о двухстах.

13

Слайд 13

Имя числительное «полтора» имеет две родовые формы (и мужскую, и женскую), которые употребляются в зависимости от рода существительного: полторы тысячи, полтора десятка яиц. В непрямых падежах это числительное также имеет форму «полутора»: около полутора тысяч долларов. Такая же ситуация наблюдается с числительным «оба»: оба пальца, обе страны. Как и числительное «полтора», «полтораста» также имеет особую форму в косвенных падежах: около полутораста гвардейцев. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён числительных

14

Слайд 14

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм местоимений 1) Местоимение они не соотносится с собирательными существительными (народ, молодежь, купечество). Неправильно: Народ дружно шёл на выборы, потому что они понимали как это важно. Вместо: они → он или народ → люди. 2) Личные местоимения не могут употребляться в роли второго подлежащего или дополнения. Неправильно: Плюшкин, он – отрицательный герой романа. Вместо: Плюшкин – отрицательный герой романа.

15

Слайд 15

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм местоимений 3) При наличии двух субъектов действия местоимения его, её требуют дополнительного пояснения или перефразирования предложения, чтобы не возникало двусмысленности. Неправильно: Профессор предложил аспиранту прочитать его доклад (чей: профессора или аспиранта?). Вместо: Профессор попросил, что бы аспирант прочитал свой доклад. 4) Определительные местоимения всякий, любой и каждый не могут заменять друг друга. Неправильно: Любой (вместо: каждый) человек сам отвечает за свою жизнь.

16

Слайд 16

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление глаголов Есть свои основные морфологические нормы, регулирующие употребление глаголов. 1) Следует различать глагольные пары: видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать, лазить – лазать и т. п. Первый вариант книжный, второй – разговорный. 2) Глаголы с чередованием О / /А в основе: обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать и т. п. также различаются как книжные (форма на О) и разговорные (форма на А).

17

Слайд 17

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление глаголов 3) У так называемых «недостаточных» глаголов (победить, убедить, очутиться, дерзить, ощутить) форма 1-ого лица единственного числа будущего времени имеет составной характер и образуется с помощью слов смогу/сумею/ должен. 4) У «изобилующих» глаголов есть две формы настоящего времени со стилистическим или смысловым различием, которые нужно учитывать. Например: машет – махает (книжный и разговорный вариант), двигает (‘перемещает’) – движет (‘руководит, побуждает’). 5) У глаголов в прошедшем времени основной выступает форма без суффикса -ну (мокнуть – мок, привыкнуть – привык).

18

Слайд 18

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление глаголов 6) В рамках одного предложения следует соблюдать единство видо -временных форм глаголов, согласно которому все глаголы и их формы должны употребляться в одной грамматической форме. Неправильно: В отпуске он отдохнул и снова занимался (вместо: занялся) любимым делом. 7) В особой форме глагола деепричастии суффикс -в является нормативным, тогда как суффикс -вши – просторечный. Неправильно: прочитавши книгу (вместо: прочитав). Таким образом, морфологические нормы группируются по частям речи, регламентируя, как следует образовывать формы слов. В случае затруднения рекомендуется обращаться к грамматическим словарям.

19

Слайд 19

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление причастий Смешение возвратных и невозвратных причастий ведёт к ошибке: Федеральные войска, сражающие (вместо правильной формы: сражающиеся) на улицах Грозного, отбили здание комендатуры. Примечание: возвратными причастиями являются те, которые имеют возвратный суффикс -СЯ. Смешение действительных и страдательных причастий ведёт к ошибке: Девочка, воспитывающаяся (вместо правильной формы: воспитываемая) бабушкой, учится хорошо.

20

Слайд 20

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление деепричастий Запомните: литературными являются формы деепричастий на -В (не на -ВШИ!) : встретив, купив, подумав, сняв (не встретивши, купивши, подумавши, снявши); из вариантов: высунув - высуня, положив - положа, разинув - разиня, скрепив - скрепя, сломив - сломя - литературными являются первые формы; вторые формы устарели и сохраняются лишь во фразеологических сочетаниях (скрепя сердце, сломя голову, положа руку на сердце и т.д.)

21

Слайд 21

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление деепричастий Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа. Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне. Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (Возвращаясь домой, я загрустил), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно). Допускается, хотя и не приветствуется, использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную).

22

Слайд 22

23

Слайд 23

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Управление в словосочетаниях с предлогами

24

Слайд 24

25

Слайд 25

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Правописание приставок

26

Слайд 26

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Правописание приставок

27

Слайд 27

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Правописание приставок

28

Слайд 28

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого 1. Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов, например большинство голосовало за предложенную резолюцию, меньшинство было против. Постановка сказуемого в форме множественного числа в этом случае может быть продиктована условиями контекста или стилистическим заданием, например: На конгресс славистов прибыло много гостей; задолго до заседания большинство заняли отведенные для них места (форма заняли находится в соответствии с последующей формой множественного числа для них); Проценко вполне отчетливо представлял себе, что большинство, очевидно, умрут здесь... (Симонов).

29

Слайд 29

2. Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа, например: Подавляющее большинство населения пришло на избирательные участки. Сказуемое может стоять во множественном числе при так называемом обратном согласовании, т.е. согласовании связки не с подлежащим, а с именной частью составного сказуемого, например: большинство группы были приезжие. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого

30

Слайд 30

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого 3. Сказуемое ставится как в форме единственного, так и в форме множественного числа, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже множественного числа. Сравните: На дворе множество людей... обедало, сидя без шапок около братского котла (Пушкин). – Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в верь (Лесков).

31

Слайд 31

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого При числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: Два солдата с котомками равнодушно глядели на окна поезда... (А.Н. Толстой); Тридцать два человека... дышали одним духом (Шолохов. Но сказуемые-глаголы со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве и т.д. (т.е. со значением состояния, а не действия) обычно в этих случаях употребляются в форме единственного числа, например: Три царства перед ней стояло (Некрасов);...При больнице состояло два человека (Тургенев); Умерло от удара... еще три человека (Л. Толстой); В комнате было два окна с широкими подоконниками (Каверин).

32

Слайд 32

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа, например: Двадцать один делегат прибыл на совещание;...было подано сразу тридцать одно заявление (Шолохов). Форма множественного числа данной конструкции может быть обусловлена контекстом, например: Двадцать один делегат встретились за круглым столом (сказуемое-глагол встретились указывает на взаимное действие, которое выражается формой множественного числа); Двадцать один ящик с посудой, которые были доставлены на базу, попали туда по ошибке (влияние придаточного предложения с союзным словом которые в форме множественного числа); За все уплачено 231 рубль (при формальной роли подлежащего счетный оборот имеет значение обстоятельства меры в страдательной конструкции); Двадцать один студент не явились на экзамен (эмоционально окрашенный разговорный вариант, подчеркивающий количество отсутствовавших).

33

Слайд 33

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно согласуется по правилам согласования с подлежащими-существительными (в роде и числе), например: Тысяча книг поступила в школьную библиотеку; Миллион демонстрантов заполнил площади и улицы столицы.

34

Последний слайд презентации: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм

В русском языке порядок слов свободный. Он может быть прямым и обратным - в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении. Вечерняя заря в пучине догорала, // Над мрачной Эльбою носилась тишина... (А. С. Пушкин СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Порядок слов в предложении И если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения: Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала (получается, что дети из природного материала

Республика Саха (Якутия) Олёкминский район
МБОУ «Дабанская СОШ»
Жирохова Валентина Александровна, учитель русского
языка и литературы первой категории
16.03.2019
слайд №1
1

Для интеллигентного человека
дурно говорить должно бы
считаться таким же
неприличием, как не уметь
читать и писать.
А.П.Чехов
16.03.2019
слайд №1
2

Важнейшие качества хорошей речи

Правильность
Точность
Логичность
Чистота
Выразительность
16.03.2019
слайд №2
3

Правильная речь – это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка

16.03.2019
слайд №3
4

Норма литературного языка – это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка

16.03.2019
слайд №4
5

Языковые нормы речи

Орфоэпические
Нормы словообразования
Морфологические
Синтаксические
Лексические
Стилистические
Орфографические
Пунктуационные
16.03.2019
слайд №5
6

Морфология и культура речи. Морфологические нормы языка

16.03.2019
слайд №6
7

Морфологические нормы языка – это нормы образования различных частей речи.

формообразование имен существительных и
прилагательных;
формообразование глагольных форм;
склонение и сочетаемость числительных;
разграничение функциональных омонимов.
16.03.2019
слайд №7
8

Эпиграфы урока

Вернейший способ
узнать человека –
его умственное
развитие, его
моральный облик,
его характерприслушаться к
тому, как он говорит.
Д.С.Лихачев
16.03.2019
слайд №9
Неправильное
употребление
слов ведет за
собой ошибки в
области мысли и
потом в практике
жизни.
Д.И.Писарев.
9

По какому признаку сгруппированы слова? Обоснуйте ответ. Определите род имен существительных, подберите определения.

1группа
Кашне, кимоно, торнадо, хинди, салями
2группа
Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси
3группа
Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье
4группа
Онтарио, «Таймс», Сухуми, Конго, Гоби
5группа
СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ
6группа
Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол
16.03.2019
слайд №10
10

Группа 1.

слова
Кашне
Кимоно
Торнадо
Хинди
Салями
16.03.2019
род
Средний
Средний
Мужской
Мужской
Женский
слайд №11
определение
Шелковое
Яркое
Разрушительный
Трудный
Вкусная
11

1. Слова, обозначающие неодушевленные
предметы, обычно относятся к среднему
роду;
К мужскому роду относятся слова: бри,
сулугуни(сыр),кофе, пенальти, га, торнадо,
сирокко (ветер); названия языков: хинди,
урду, бенгали и другие;
К женскому роду относятся слова: салями
(колбаса),кольраби, брокколи(капуста),
авеню, стрит(улица) и другие.
16.03.2019
слайд №12
12

Группа 2

слова
Пони
Шимпанзе
Цеце
Какаду
Иваси
16.03.2019
род
Мужской
Мужской
Женский
Мужской
Женский
слайд №13
определение
Ласковый
Огромный
Редкая
Яркий
Вкусная
13

2. Названия животных обычно относятся
к мужскому роду, но могут относиться и
к женскому роду, если идет речь о самке.
К женскому роду относятся слова:
цеце(муха), иваси (рыба).
16.03.2019
слайд №14
14

Группа 3

слово
Мисс
Фрейлейн
Денди
Леди
Кутюрье
16.03.2019
род
Женский
Женский
Мужской
Женский
Общего рода
слайд №15
определение
Юная
Очаровательная
Чопорный
Старая
Известный
15

3. Слова, обозначающие людей, имеют род,
соответствующий полу обозначаемого лица.
К общему роду относятся одушевленные
имена существительные, равноправно
называющие и мужчин, и женщин: визави,
парвеню, протеже, янки.
Большинство несклоняемых названий
профессий относится к мужскому роду даже
в том случае, если речь идет о женщине: Она
- опытный кутюрье. Он известный кутюрье.
16.03.2019
слайд №16
16

Группа 4

слово
Онтарио
«Таймс»
Сухуми
Конго
Гоби
16.03.2019
род
Средний
Женский
Мужской
Женский
Женский
слайд №1
определение
Знаменитое
Ежедневная
Солнечный
Полноводная
Безжизненная
17

4. Род несклоняемых имен собственных
определяется по родовому понятию (город,
река, пустыня, газета, журнал и.т.д.)
16.03.2019
слайд №1
18

Группа 5

слово
СНГ
ООН
МГУ
ГЭС
ФСБ
16.03.2019
род
Средний
Женский
Мужской
Женский
Женский
слайд №1
Глагол
Образовано
Заявила
Объявил
Запущена
Предупредила
19

Группа 6

слово
Луна-парк
Плащ-палатка
Женщина-посол
16.03.2019
род
Мужской
Женский
Женский
слайд №1
определение
Интересный
Брезентовая
Красивая
20

5. Род сложносокращенных слов определяется
по главному слову. СНГ (Содружество
независимых государств).
6. К мужскому роду относятся слова: вуз, МИД,
ЖЭК.
Род сложных существительных определяется
по двум правилам:
1) Если 1-ая часть не изменяется, то род
определяется по 2-ой части: меч-рыба (ж.р),
Царь-пушка(ж.р.);
2) Если склоняются обе части, род определяется
по первому слову: диван-кровать(м.р),
монастырь-крепость (м.р.),платье-костюм
(ср.р.).
16.03.2019
слайд №1
21

1. а) обойтись семьюдесятью
шестью днями;
б) не прекословьте;
в) эта ткань более светлее;
г) килограмм помидоров.
4. а) у обоих девушек;
б) свыше четырех тысяч
метров;
в) несколько юношей;
г) попробую.
2. а) к две тысячи восьмом
году;
б) положьте на полку;
в) много вишен;
г) опытные шоферы.
5.
а) пара туфель;
б)несколько полотенец;
в)опытные доктора;
г) около пятиста километров.
6.
а)сильнейший борец;
б)здоровые дёсна;
в)сорока рублями;
г)несколько цапель.
3. а) несколько помидор;
б) очень озяб;
в) до две тысячи двадцать
второго года;
г) старые профессора.
16.03.2019
слайд №1
22

Запомните: нельзя смешивать простую и составную форму сравнительной и превосходной степени прилагательных

Образование степеней сравнения прилагательных
Сравнительная степень
Превосходная степень
простая
составная
простая
-Е,
-ЕЕ
-ЕЙ
-ШЕ
БОЛЕЕ
МЕНЕЕ
+
исходная форма
прилагательного
-ЕЙШ-АЙШ-
16.03.2019
слайд №1
составная
САМЫЙ
НАИБОЛЕЕ
НАИМЕНЕЕ
ВСЕГО
ВСЕХ
+
исходная форма
прилагательного
23

Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы.

В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь
вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я).
-Ы(-И)
-А(-Я)
адреса, директора, инспектора,
паспорта, отпуска, терема, шелка,
купола, штемпеля, якоря, борта,
буфера, векселя, вечера, вороха,
желоба, жернова, инспектора,
катера, кителя, клевера, колокола,
кузова,купола, окорока, округа,
ордера, паспорта, перепела,
повара, погреба, профессора,
сторожа, тенора, фельдшера,
флюгера, штабеля, штемпеля.
Акушеры, бухгалтеры,
библиотекари,
вы΄боры, грифели, драйверы,
диспетчеры,договоры,
инструкторы, инженеры,
корректоры, лекари, лифты,
офицеры, плееры, полисы, порты,
принтеры, ре΄кторы, редакторы,
склады, слесари, снайперы, то΄кари,
то΄рты, тренеры, флигели,
флоты, фронты΄,шоферы.
16.03.2019
слайд №1
24

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных

-нулевое окончание
-ов
Ботинок, валенок, чулок, погон,
лампас, эполет.
Носков, гольфов, клипсов,
брело΄ков
Армян, башкир,болгар, бурят,
грузин, осетин, лезгин, румын,
татар, туркмен, турок, цыган.
Калмыков, киргизов, монголов,
таджиков, узбеков,
якутов,хорватов.
Яблок, слив.
Апельсинов, мандаринов,
помидоров, томатов, гранатов.
Ампер, аршин, бит, ватт, вольт,
радиан, рентген
Акров, байтов,граммов, каратов,
килограммов, гектаров, рельсов.
Гренадер, гусар, драгун, улан,
партизан.
Минеров, саперов,мичманов.
16.03.2019
слайд №1
25

Существительные среднего рода без ударения
-ье
Р.п. мн.ч.
-ья
-ИЙ
Р.п. мн.ч.
Побережье - побережий,
соленье - солений
- ИЙ
Оладья - оладий
Плясунья- плясуний
Слова-исключения
Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устье - устьев,
подмастерье -подмастерьев:
Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья- хлопьев
Существительные среднего рода под ударением
-ье
Р.п. мн.ч.
-ья
- ЕЙ
Ружье - ру΄жей
Ладья- ладе΄й
Слова-исключения: копьё - копий.
16.03.2019
слайд №1
26

Сущ. ср.р. в И.п. на –ЦЕ
в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ
Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце полотенец, сердце – сердец,
Исключение: солнце - солнц
В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода
окончание - нулевое или - ЕЙ
Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель, баржа-барж,
серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей.
Если у сущ. перед -НЯ стоит
гласная
окончание мягкое: богинябогинь
Если у сущ. перед –НЯ стоит
согласная
окончание твердое: баснябасен
16.03.2019
слайд №1
27

Склонение числительных

количественные
составные
сложные
Склоняются все составные
шестьдесят – шестьюдесятью
пятьсот- пятьюстами
Шестьсот пятьдесят шесть –
шестьюстами пятьюдесятью
шестью
16.03.2019
порядковые
Склоняется только последняя
цифра
двадцать второй - двадцать
вторым
слайд №1
28

Сочетаемость собирательных числительных

Собирательные числительные
сочетаются
Собирательные
числительные не сочетаются
1. с сущ. м.р. и общего рода,
называющих лиц мужского пола:
друг - двое друзей, сирота – трое сирот
1. с сущ., обозначающими лиц
женского пола: две девушки, но
нельзя говорить: двое девушек.
2. с сущ. ,имеющими формы ТОЛЬКО
мн.ч.: сутки - четверо суток
2. с сущ. м.р., называющих
животных: двое овец. (нельзядвое волков, но можно двое
волчат)
3. с сущ. дети, ребята, люди, лицо
двое детей, трое ребят, четверо
молодых людей, двое незнакомых лиц.
4. с личными местоимениями: нас двое,
их было пятеро.
5. с субстантивированными
числительными и прилагательными,
обозначающими лиц: вошли двое, трое
слайд №1
16.03.2019
неизвестных.
29

Использованная литература:

А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому
языку: планирование занятий, организация урока, система
упражнений». М. Педагогический университет «Первое
сентября», 2010г
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык». М
«Просвещение»2009г
Н.В.Егорова и другие «Поурочные разработки».М. «ВАКО»,
2008г
Т.С.Кудрявцева и др. «Русский язык»М. «Дрофа»,2002г
16.03.2019
слайд №1