Экономическая политика белых и красных в годы гражданской войны. Экономическая политика красных и белых Экономическая политика белых и красных

Любыми путями стремились добиться власти и полного уничтожения противника. Противостояние было не только на фронтах, но и во многих других аспектах, в том числе и в экономическом секторе. Прежде чем будет проанализирована экономическая политика белых и красных в годы Гражданской войны, необходимо изучить основные отличия двух идеологий, противоборство которых привело к братоубийственной войне.

Основные аспекты экономики красных

Красные не признавали частной собственности, отстаивали убеждение того, что все люди должны быть равными как в правовом, так и социальном плане. Для красных царь был не авторитет, богатство и интеллигенцию они презирали, а рабочий класс, по их мнению, должен был стать ведущей Религию красные считали опиумом для народа. Церкви разрушались, верующие беспощадно истреблялись, атеисты были в почете.

Убеждения белых

Для белых государь-батюшка, безусловно, был авторитет, имперская власть - основа правопорядка в государстве. Они не только признавали но и считали ее основной вехой благосостояния страны. Интеллигенция, наука и образование были в почете.

Белые не представляли себе Россию без веры. Православие - основа основ. Именно на нем базировались культура, самосознание и процветание нации.

Наглядное сравнение идеологий

Не могла не привести к противостоянию полярная политика красных и белых. Таблица наглядно демонстрирует основные различия:

Социальная, культурная и экономическая политика белых и красных имела своих сторонников и ярых врагов. Страна разделилась. Половина поддерживала красных, другая - белых.

Политика белых в годы Гражданской войны

Деникин мечтал о том дне, когда Россия вновь станет великой и неделимой. Генерал считал, что с большевиками нужно бороться до конца и в итоге полностью их уничтожить. При нём была принята «Декларация», которая сохраняла за собственниками право на землю, а также предусматривала обеспечение интересов трудового народа. Деникин отменил указ о хлебной монополии, а также разработал план «Земельного закона», согласно которому крестьянин мог выкупить землю у помещика.

Приоритетным направлением в экономической политике Колчака было наделение землей малоземельных крестьян и тех крестьян, у которых вовсе нет земли. Колчак считал, что захват красными собственности - это произвол и мародерство. Все награбленное необходимо вернуть владельцам - фабрикантам, помещикам.

Врангель создал политическую реформу, согласно которой ограничивалось крупное помещичье землевладение, увеличивались земельные наделы для крестьян-середняков, а также предусматривалось обеспечение крестьян промышленными товарами.

И Деникин, и Врангель, и Колчак отменили большевистский «Декрет о земле», но, как показывает история, не смогли придумать достойную альтернативу. Нежизнеспособность экономических реформ белых режимов заключалась в недолговечности этих правительств. Если бы не экономическая и военная помощь Антанты, белые режимы пали бы гораздо раньше.

Политика красных в годы Гражданской войны

Красные в период Гражданской войны приняли «Декрет о земле», который отменял на землю, что, мягко говоря, не понравилось помещикам, но стало радостным известием для простого народа. Естественно, для безземельных крестьян и рабочих ни реформа Деникина, ни новаторства Врангеля и Колчака не были столь желанными и многообещающими, как декрет большевиков.

Большевики активно проводили политику «военного коммунизма», согласно которой советским правительством был взят курс на полную национализацию экономики. Национализация представляет собой переход экономики из частных рук в государственные. Также была введена монополия на Был национализирован флот. Товарищества, крупные предприниматели в одночасье потеряли собственность. Большевики стремились максимально централизовать управление народным хозяйством России.

Многие нововведения не понравились простому народу. Одним из таких неприятных новшеств стало принудительное введение трудовой повинности, согласно которой запрещался самовольный переход на новую работу, а также прогулы. Были введены «субботники» и «воскресники» - система неоплачиваемого труда, обязательная для всех.

Продовольственная диктатура большевиков

Большевики воплотили в жизнь монополию на хлеб, которую в своё время предложило еще Временное правительство. Был введён контроль со стороны советского правительства за деревенской буржуазией, которая укрывала хлебные запасы. Многие историки подчеркивают, что это была вынужденная временная мера, поскольку после революции страна лежала в руинах, и такое перераспределение могло помочь выжить в голодные годы. Однако серьезные перегибы на местах стали причиной массовой экспроприации всех продовольственных запасов на селе, что привело к сильнейшему голоду и чрезвычайно высокой смертности.

Таким образом, серьезные противоречия имела экономическая политика белых и красных. Сравнение основных аспектов приведено в таблице:

Как видно из таблицы, экономическая политика белых и красных была прямо противоположной.

Минусы обоих направлений

Политика белых и красных в Гражданской войне радикально отличалась. Тем не менее ни одна из них не была на 100% эффективной. Каждое стратегическое направление имело свои минусы.

«Военный коммунизм» критиковали даже сами коммунисты. После принятия этой политики большевики ожидали небывалый рост экономики, но на деле всё оказалось по-другому. Все решения были экономически безграмотными, в результате сократилась люди голодали, а многие крестьяне не видели стимула перерабатывать. Уменьшился выпуск промышленной продукции, наметился спад в сельском хозяйстве. В финансовом секторе создалась гиперинфляция, которой не было даже при царе и Временном правительстве. Людей косил голод.

Большим минусом белых режимов являлась их неспособность провести вразумительную земельную политику. Ни Врангель, ни Деникин, ни Колчак так и не выработали закон, который бы поддержали массы в лице рабочих и крестьян. Кроме того, недолговечность власти белых не позволила им в полной мере реализовать свои планы развития экономики государства.

Слайд 2

Коммуни́зм (от лат. commūnis - «общий») - в марксизме, организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства.

Слайд 3

1.В результате гражданской войны, экономика страны рухнула окончательно. Оторванные друг от друга и переходящие из рук в руки районы страны прибыли не приносили. Поля не засеивали, рабочих рук не хватало. Но война требовала зерна, одежды, обуви, оружия. Оторванный от деревни город, начал голодать. Советское правительство начало проводить политику военного коммунизма. Под большевистским лозунгом «Все для победы», подразумевалась концентрация всех сил страны, для обеспечения победы. Большевики не хотели ждать, коммунизм им нужен был прямо сейчас. Они считали, что в новом коммунистическом обществе, не будет места торгово-денежным отношениям, не будет торговли, денег. Все будет подчинено единому плану, а распределять все будут по принципу «уравниловки». Ленин провозгласил лозунг «ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТИ – КАЖДОМУ ПО ПОТРЕБНОСТИ», который исполнялся.

Слайд 4

Слайд 5

2. 2 декабря 1918 распущены комитеты бедноты. В связи с продовольственной диктатурой участились крестьянские бунты. По мнению Н.К.Крупской «комбеты насильничают и безобразят, в деревне раскол, участились случаи самосуда над властью». Большевики решило вернуть утраченное в деревне доверие политикой умиротворения. 11 января 1919 г. издан «Декрет о разверстке хлеба и фуража». Он предусматривал брать с «бедняка- ничего, середняка- умеренно, кулака- много». На деле же по продразверстке, изымались не только излишки хлеба, но и необходимый запас. В 1920 г. продразверстка распространилась на картофель и другие культуры. Н.К.Крупская- жена Ленина, революционерка.

Слайд 6

«Братья крестьяне, взываем о помощи…» листовка большевиков, распространяемая по деревням.

Слайд 7

Большевистский плакат времен «военного коммунизма».

Слайд 8

Продразверстка в действии.

Слайд 9

3.Белые правители не выступали открыто за возвращение к старым порядкам, судьбу России по их мнению должно было решать Учредительное собрание. При этом они признавали необходимость решать аграрный вопрос, а как решать они особо не знали. Эсер Б.В.Савинков писал, что «…доблестные генералы, не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, что идее нужно противопоставить идею….жизненную, близкую сердцу…» Б.В.Савинков

Слайд 10

Основные показатели политики белых. Адмирал Колчак Генерал Деникин Барон Врангель Решение крестьянского вопроса откладывалось до окончания гражданской войны. Декреты советской власти о земле объявлялись незаконными 1919 г. проект земельной реформы. Земля распределяется путем добровольных соглашений крестьян и помещиков. Земля возвращалась помещикам. Окончательное решение земельного вопроса откладывалось до окончания войны. 25 мая 1920 г. Закон о земле. Земля трудящимся. Защита он захватов земель. Помещикам 30% земли. Крестьяне платят за отчужденную от помещиков землю государству зерном. Создание волостных и сельских общин. Автономия казачьих земель.

Слайд 11

Конец презентации.

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Открытый урок по истории России в 9 классе на тему: «Экономическая политика красных и белых».

Цель урока: создать у учащихся мотивацию к изучению исторических источников, создать условия, при которых учащиеся смогут реализовать полученные ранее умения: ораторские, организаторские, коллективистские и другие.

В связи с этим определены:

а) Образовательные цели.

    Усвоить конкретно – исторические факты;

    Сформировать понимание связей в развитии событий прошлого;

    Усвоить исторические понятия;

    Овладеть навыками работы с историческими документами, схемами, таблицами;

    Закрепить навыки сравнительного анализа исторических событий.

Б) Воспитательные цели.

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:

    Задуматься о роли государственной власти в решении экономических и политических вопросов страны, об ответственности государства и отдельных его граждан за всё, что происходит в стране и мире;

    Выражать своё отношение к проблемам, поднимаемым в ходе урока;

    Толерантно относиться к чужому мнению, умея отстаивать своё.

В) Развивающие цели.

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:

    Решать творческие задачи;

    Работать с таблицами, памятками, историческими источниками;

    Определять на их основе сходства и отличия, выделять линии сравнения;

    Делать свои аргументированные выводы.

Урок является вторым уроком по данной теме. На предыдущем уроке ребята получили первое понятие о том, кто такие красные и белые, каковы их экономические программы. На данном этапе им предстоит провести сравнительный анализ двух позиций, найти ответ на вопрос: почему в этой борьбе победу одержали красные (большевики).

Методы и приёмы, применяемые на данном уроке.

Приёмы:

А) работа в группах;

Б) работа с текстами учебника;

В) работа с глоссарием;

Г) работа с документами;

Д) составление таблицы;

Е) использование памятки как рабочего инструментария;

Ж) ролевая игра.

В подготовке урока использовались интерактивные стратегии преподавания.

Основной метод - кругового взаимодействия, при котором центральная роль принадлежит учащимся, а преподаватель - организатор и помощник. Учащимся раздаются «кейсы» (кейс - технология), которые содержат выдержки из документов; каждой группе предлагается воспользоваться памятками:1 и 2 группе – « Как работать с историческими источниками», «Как составить сравнительную характеристику событий», группе экспертов - «Памятка - алгоритм по требованию к качеству речи».

Ход урока:

    Актуализация опорных знаний.

Беседа.

    Кто такие «красные»? (предполагаемый ответ):

Это большевики, солдаты Красной Армии, матросы Красного Флота. Советские войска изначально именовались Красной гвардией. Затем - Рабоче-крестьянской красной армией. Присягали красноармейцы красному знамени. Государственному флагу. Почему флаг был выбран красный - объяснения давались разные. К примеру: это символ “крови борцов за свободу”. Но в любом случае название “красные” соответствовало цвету знамени).

    Кто такие «белые»? (предполагаемый ответ ):

    В сентябре 1917 г. в Новочеркасск, столицу Всевеликого войска донского, прибыл бывший начальник штаба Верховного главнокомандования генерал М.В. Алексеев. Здесь он начал формировать Добровольческую армию. К началу зимы в Новочеркасск пробрались около 2 тыс. офицеров. Сюда же бежали известные политики и общественные деятели: П.Н. Милюков, П.В. Родзянко и другие. На совещании генералов и общественных деятелей были определены принципы создания армии и система её управления. Командующим Добровольческой армии был назначен бежавший из заключения Л.Г. Корнилов. Гражданская власть и внешняя политика переходили в ведение генерала Алексеева. Управление Донской областью оставалось за атаманом Калединым.

Так было положено начало белому движению. Белый цвет символизировал законность и порядок.)

3) Назовите основные положения экономической политики «красных».

( предполагаемый ответ ): Политика военного коммунизма. С началом Гражданской войны усилился кризис в экономике. Как вы считаете, почему? Многие промышленные города оказались в руках белых. Большевики пришли к выводу, что экономику нужно подчинить потребностям войны. Социально-экономическая политика советской власти периода Гражданской войны получила название «военный коммунизм». Почему « военный»? (ответ): военный коммунизм – политика, вызванная чрезвычайными условиями Гражданской войны. Её цель - сконцентрировать все силы для победы с противником. Почему «коммунизм»?- серьёзное влияние оказывали воззрения большевиков, основой которых было строительство коммунизма.

А) В промышленности был взят курс на национализацию. Что такое национализация ? (ответ): национализация - переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства . Запишем в словарь.

Б) были введены трудовая повинность и трудовая мобилизация населения в возрасте от 16 до 50 лет.

В) 11 января 1919 г. был издан Декрет о развёрстке хлеба и фуража. Государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Затем распределяло (развёрстывало) его по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам.

4) В чём заключалась экономическая политика «белых»?

Предполагаемый ответ : Белые правительства не выступали открыто за возвращение к старым порядкам. Они выдвинули лозунг непредрешённости будущего общественного строя России, который должны были определить Учредительное собрание или Земский собор.

Признавая необходимость решения аграрного и рабочего вопросов, белые правительства пытались разрабатывать компромиссные законопроекты. Однако в целом им так и е удалось выработать чёткой позиции по этим и другим важнейшим проблемам.

Учитель: А теперь, ребята нам предстоит познакомиться с историческими документами, характеризующими то, о чём сейчас говорилось.

«Красные» и «белые» анализируют исторические документы. Учитель (или эксперт) обращает их внимание на памятку «Как работать с историческими документами ».

Красные

    В порядке трудовой повинности осуществлять …привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению… различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т.д.

    Предоставлять губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учёта и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в использовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности.

Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали её выполнение?

Белые

Доблестные генералы не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, и идею, не вычитанную из книг… а живую, жизненную, понятную каждому безграмотному солдату и близкую его сердцу.

Учитель обращает внимание учащихся на вторую памятку – алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

    Проанализируйте событие или явление, выведите линии сравнения.

    Определите черты сходства и различия.

    Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

    Сделайте необходимые выводы из произведённого сравнения.

    Свои действия можешь оформить в таблицу.

Линии сравнения

Общее

И красные, и белые понимали и признавали необходимость решения аграрного и рабочего вопросов

Различия

Красные устроили передел земли декретом о земле, заменили комбеды продразвёрсткой,

Левые 1этап (и Колчак, и Деникин) откладывали решение аграрного вопроса до окончания Гражданской войны- Колчак, до полной победы над большевиками- Деникин.

2 этап- Врангель 1920г-Закон о земле. Отдавать землю трудящимся на ней хозяевам за плату хлебом.

Вывод: Таким образом, все белые правительства фактически аннулировали земельные приобретения крестьян, полученные на основе Декрета о земле. Поэтому белые очень быстро лишились симпатий крестьян, которые из двух зол – продразвёрстки и возвращения помещиков – выбрали первое.

Теперь мы подошли к нашему главному вопросу: почему в этом противостоянии победили красные?

    Большевики в короткий срок смогли создать дисциплинированную армию.

    Они сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта.

    Крестьяне после неприятия и колебаний всё- таки поддержали Красную Армию. (из-за долее мягкой политики большевиков по отношению к среднему предпринимателю.

    Белые были слабы и политически, и организационно.

    Белые на деле провозглашали, хоть и не открыто, возврат к старым порядкам.

Подведение итогов. Прошу группу экспертов оценить работу красных и белых, высказать свои замечания, руководствуясь справочными материалами и памяткой.

Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение- рассуждение на тему: Так что же такое гражданская война - героическая страница нашей истории или величайшая трагедия? А на следующем уроке мы поработаем над тем, как писать ЭССЭ.

Памятка - алгоритм на сравнение исторических явлений и событий.

    Проанализируйте событие или явление, выдели линии сравнения.

    Определи черты сходства и различия.

    Если возможно, выделите этапы в явлении, определи, что изменилось в них, а что осталось без изменений.

    Сделайте все необходимые выводы из произведённого сравнения.

    Свои действия можете оформить в текстовую таблицу.

Памятка – алгоритм по требованию к качеству речи.

    Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение вопроса или темы.

    Логичность, последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

    Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. д.

    Правильность и чистота речи.

    Овладение стилем изложения, исторической терминологией.

    Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920г.

В порядке трудовой повинности осуществлять …привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению… различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т.д.

Предоставлять губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учёта и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в использовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности …

Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали её выполнение?

Из письма Н. К. Крупской наркому внутренних дел Г. И. Петровскому.

«Комитеты бедноты» насильничают и безобразят. По составу – это не беднейшие крестьяне, а местные люди, забросившие хозяйство… Прикрывшись званием «Советского работника», восстанавливают против себя все и всех… Случаи расправы на местах с посмевшими пожаловаться на местный произвол Ленину не так- то редки… Эти «Комитеты бедноты» теперь особенно часто заставляют переживать горькие минуты, когда видишь, что вместо организации жизни в деревне создаётся ужасающий раскол…

Используя документ, объясните, почему пришлось принять решение о роспуске комитетов бедноты?

Эсер Б.В. Савинков о белом движении

Доблестные генералы не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, и идею, не вычитанную из книг… а живую, жизненную, понятную каждому безграмотному солдату и близкую его сердцу .

Согласны ли вы с мнением Савинкова? Какие особенности политики белых правительств, охарактеризованные ниже, оно отражает? О какой идее идёт речь, по вашему мнению?

Из сообщения по земельному вопросу правительства П. Н. Врангеля.

Сущность земельной реформы… проста…земля - трудящимся на ней хозяевам…

Плата за отчуждённую землю должна вноситься новыми собственниками хлебом, который ежегодно ссыпается в государственный запас. Выручка государства от хлебных взносов новых собственников должна служить основным источником для вознаграждения за отчуждаемую землю прежних её владельцев, расчёт с которыми Правительство признаёт обязательным.

Каковы сущность и принципы аграрной реформы Врангеля? Чем она отличается от аграрных преобразований, проведённых большевиками?

В основу Декрета о земле были положены 242 местных крестьянских наказа I съезду Советов. Эсеровский принцип распределения земли на «уравнительно – трудовых началах». Собственником земли стало государство, которое наделяло ею крестьян по уравнительно-трудовой норме.

В.В. Шульгин о Гражданской войне

Те, кто за это взялся, других путей, кроме насилия сверху, кроме принуждения, власти, не знали.

Попытайтесь определить, к кому относятся слова одного из лидеров белого движения – к красным или белым? А, может быть, и к тем, и к другим? Мнение обоснуйте (с.107,113,126,129,131). Вернитесь к этому заданию на последнем уроке по изучению Гражданской войны.

1.Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст).

2.Обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию.

3. Определите причины, побудившие автора написать работу(статью, указ).

4. Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясное, используя словари, справочную литературу.

5. Разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода.

6. Ещё раз просмотрите текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите записи в тетради.

Экономическая политика красных и белых. 9класс

МБОУ Кичигинская СОШ

Учитель: Уланова Т.Н.


Цели урока :

  • рассмотреть и сравнить экономическую политику

красных и белых во время гражданской войны;

  • развитие умения анализировать, систематизировать и

обобщать исторические факты;

  • высказывать свою точку зрения на события и

аргументировано ее отстаивать;

  • воспитание патриотизма и чувства уважения к

историческому прошлому нашей страны.


План урока.

  • Экономическая политика красных.
  • Экономическая политика белых.

Задание на урок: На основании материалов параграфа и документов сделать сравнительный анализ экономической политики белых и красных.

Какой политике вы отдали бы предпочтение? Объясните почему.


«Военный коммунизм» 1918-1920гг

Истоки

Война

Коммунистическая

доктрина

Введение директивно-чрезвычайных методов государственного регулирования политических

и социально-экономических процессов в условиях военного разорения.

Ориентация на программу

большевиков на быстрый и

стремительный переход к

коммунизму;

Создание нерыночного

общества


Меры «военного коммунизма»

  • Национализация промышленности
  • Введение всеобщей трудовой повинности (работа с документом стр.123)
  • Натурализация и уравнительность в зарплате и

бесплатность государственных услуг

  • Попытка введения прямого продуктообмена между

городом и деревней

  • Продразверстка на основные сельскохозяйственные

продукты

  • Запрет частной торговли, распределение по карточкам и классовому принципу
  • Запрещение аренды земли и наёмного труда в сельском

хозяйстве


Последствия

Тяжёлый экономический

и социальный кризис

Массовые крестьянские

восстания

Угроза основам

советской власти


Задание в группах: дать характеристику экономической

политики белых правительств.

1-я группа

2-я группа

Правительство А.В. Колчака

Правительство А.И. Деникина

3-я группа

Белые правители Севера

4-я группа

Правительство П.Н. Врангеля


Экономическая политика белых.

Правительство А.В. Колчака

Правительство А.И. Деникина

откладывало решение аграрного вопроса до окончания Гражданской войны

сохраняло за собственниками права на землю по установленным для каждой местности тех или иных земельных норм

Белые правители Севера возвращали помещикам весь засеянный урожай, все покосы, усадьбы и инвентарь.

Правительство П.Н. Врангеля

Земля- трудящимся на ней хозяевам;

Прежним владельцам – часть их владений


Экономическая политика белых.

Вопрос:

Чем аграрная политика П. Н. Врангеля отличалась от политики остальных белых правительств?

Чем аграрная политика белых правительств отличалась от аграрных преобразований, проведённых большевиками?

Вывод: Крестьяне отдали предпочтение военно-экономической программе большевиков. У белых не было четкой программы по решению аграрного и рабочего вопросов, что стало одной из причин их поражения.


Закрепление: Тест №18 (задание 1-4). КИМ История России. 9 класс.

Домашнее задание: §16. Подготовить сообщение

«Экономическая политика белых и красных на

Южном Урале»


Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться

через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Экспроприация - лишение собственности


Продразверстка – обязательная

Сдача крестьянами государству по

твёрдым ценам всех излишков хлеба

и других продуктов.

Открытый урок по истории России в 9 классе на тему: «Экономическая политика красных и белых».

Цель урока: создать у учащихся мотивацию к изучению исторических источников, создать условия, при которых учащиеся смогут реализовать полученные ранее умения: ораторские, организаторские, коллективистские и другие.

В связи с этим определены:

а) Образовательные цели.

Усвоить конкретно – исторические факты;Сформировать понимание связей в развитии событий прошлого;Усвоить исторические понятия;Овладеть навыками работы с историческими документами, схемами, таблицами;Закрепить навыки сравнительного анализа исторических событий.Б) Воспитательные цели.

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:

Задуматься о роли государственной власти в решении экономических и политических вопросов страны, об ответственности государства и отдельных его граждан за всё, что происходит в стране и мире;Выражать своё отношение к проблемам, поднимаемым в ходе урока; Толерантно относиться к чужому мнению, умея отстаивать своё.В) Развивающие цели.

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:

Решать творческие задачи;Работать с таблицами, памятками, историческими источниками;Определять на их основе сходства и отличия, выделять линии сравнения;Делать свои аргументированные выводы.

Урок является вторым уроком по данной теме. На предыдущем уроке ребята получили первое понятие о том, кто такие красные и белые, каковы их экономические программы. На данном этапе им предстоит провести сравнительный анализ двух позиций, найти ответ на вопрос: почему в этой борьбе победу одержали красные (большевики).

Методы и приёмы, применяемые на данном уроке.

А) работа в группах;

Б) работа с текстами учебника;

В) работа с глоссарием;

Г) работа с документами;

Д) составление таблицы;

Е) использование памятки как рабочего инструментария;

Ж) ролевая игра.

В подготовке урока использовались интерактивные стратегии преподавания.

Основной метод - кругового взаимодействия, при котором центральная роль принадлежит учащимся, а преподаватель - организатор и помощник. Учащимся раздаются «кейсы» (кейс - технология), которые содержат выдержки из документов; каждой группе предлагается воспользоваться памятками:1 и 2 группе – « Как работать с историческими источниками», «Как составить сравнительную характеристику событий», группе экспертов - «Памятка - алгоритм по требованию к качеству речи».

Ход урока:

Актуализация опорных знаний.

Кто такие «красные»? (предполагаемый ответ): Это большевики, солдаты Красной Армии, матросы Красного Флота. Советские войска изначально именовались Красной гвардией. Затем - Рабоче-крестьянской красной армией. Присягали красноармейцы красному знамени. Государственному флагу. Почему флаг был выбран красный - объяснения давались разные. К примеру: это символ “крови борцов за свободу”. Но в любом случае название “красные” соответствовало цвету знамени).Кто такие «белые»? (предполагаемый ответ): В сентябре 1917 г. в Новочеркасск, столицу Всевеликого войска донского, прибыл бывший начальник штаба Верховного главнокомандования генерал М.В. Алексеев. Здесь он начал формировать Добровольческую армию. К началу зимы в Новочеркасск пробрались около 2 тыс. офицеров. Сюда же бежали известные политики и общественные деятели: П.Н. Милюков, П.В. Родзянко и другие. На совещании генералов и общественных деятелей были определены принципы создания армии и система её управления. Командующим Добровольческой армии был назначен бежавший из заключения Л.Г. Корнилов. Гражданская власть и внешняя политика переходили в ведение генерала Алексеева. Управление Донской областью оставалось за атаманом Калединым.Так было положено начало белому движению. Белый цвет символизировал законность и порядок.)

3) Назовите основные положения экономической политики «красных».

(предполагаемый ответ): Политика военного коммунизма. С началом Гражданской войны усилился кризис в экономике. Как вы считаете, почему? Многие промышленные города оказались в руках белых. Большевики пришли к выводу, что экономику нужно подчинить потребностям войны. Социально-экономическая политика советской власти периода Гражданской войны получила название «военный коммунизм». Почему « военный»? (ответ): военный коммунизм – политика, вызванная чрезвычайными условиями Гражданской войны. Её цель - сконцентрировать все силы для победы с противником. Почему «коммунизм»?- серьёзное влияние оказывали воззрения большевиков, основой которых было строительство коммунизма.

А) В промышленности был взят курс на национализацию. Что такое национализация? (ответ): национализация - переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства. Запишем в словарь.

Б) были введены трудовая повинность и трудовая мобилизация населения в возрасте от 16 до 50 лет.

В) 11 января 1919 г. был издан Декрет о развёрстке хлеба и фуража. Государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Затем распределяло (развёрстывало) его по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам.

4) В чём заключалась экономическая политика «белых»?

Предполагаемый ответ: Белые правительства не выступали открыто за возвращение к старым порядкам. Они выдвинули лозунг непредрешённости будущего общественного строя России, который должны были определить Учредительное собрание или Земский собор.

Признавая необходимость решения аграрного и рабочего вопросов, белые правительства пытались разрабатывать компромиссные законопроекты. Однако в целом им так и е удалось выработать чёткой позиции по этим и другим важнейшим проблемам.

Учитель: А теперь, ребята нам предстоит познакомиться с историческими документами, характеризующими то, о чём сейчас говорилось.

«Красные» и «белые» анализируют исторические документы. Учитель (или эксперт) обращает их внимание на памятку «Как работать с историческими документами».

1.Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст).

2.Обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию.

4. Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясное, используя словари, справочную литературу.

5. Разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода.

6. Ещё раз просмотрите текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите записи в тетради.

В порядке трудовой повинности осуществлять …привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению… различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т.д.

Предоставлять губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учёта и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в использовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности.

Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали её выполнение?

Эсер Б.В. Савинков о белом движении

Доблестные генералы не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, и идею, не вычитанную из книг… а живую, жизненную, понятную каждому безграмотному солдату и близкую его сердцу.

Согласны ли вы с мнением Савинкова? Какие особенности политики белых правительств, охарактеризованные ниже, оно отражает? О какой идее идёт речь, по вашему мнению?

Учитель обращает внимание учащихся на вторую памятку – алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

Проанализируйте событие или явление, выведите линии сравнения. Определите черты сходства и различия.Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.Сделайте необходимые выводы из произведённого сравнения.Свои действия можешь оформить в таблицу.

Линии сравнения

И красные, и белые понимали и признавали необходимость решения аграрного и рабочего вопросов

Различия

Красные устроили передел земли декретом о земле, заменили комбеды продразвёрсткой,

Левые 1этап (и Колчак, и Деникин) откладывали решение аграрного вопроса до окончания Гражданской войны- Колчак, до полной победы над большевиками- Деникин.

2 этап- Врангель 1920г-Закон о земле. Отдавать землю трудящимся на ней хозяевам за плату хлебом.

Вывод: Таким образом, все белые правительства фактически аннулировали земельные приобретения крестьян, полученные на основе Декрета о земле. Поэтому белые очень быстро лишились симпатий крестьян, которые из двух зол – продразвёрстки и возвращения помещиков – выбрали первое.

Теперь мы подошли к нашему главному вопросу: почему в этом противостоянии победили красные?

Большевики в короткий срок с...