Апостол симон зилот. По святым местам симона кананита в абхазии О чем молятся закрытая церковь симона кананита

Развитие христианства в Абхазии связано с одним из учеников Иисуса Христа, его прозвали Зилот или Кананит. Принято считать, что именно Симон Кананит первым провел крещение абхазов. На том месте, где святой был захоронен, построили храм.

Изначально церквушка была деревянной, но после ее разрушения на этом же месте в IX-X вв. возвели новую, теперь уже каменную церковь. Позднее храм неоднократно претерпевал изменения, а ее внешний вид сильно отличается от первоначального. Она считается одним из старейших поныне действующих храмов.

Располагается он в городе Новый Афон на одном из берегов реки Псырцхи. Это небольшое строение периода расцвета Абхазского царства, вытесанное из белого камня. Храм является ярчайшим примером церковного зодчества, попавшего под влияние культуры Византии.

Доказательством тому служат высеченные на греческом языке надписи, присутствуют некоторые фрагменты резьбы, сохранились элементы средневековых фресок, которыми были покрыты стены.

Теперь же все находятся под слоем штукатурки. Одна надпись расположена над вратами храма, текст ее следующий: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Он является крестово-купольным храмом, отличается строгостью и аскетичностью.

Об этом свидетельствуют простые четкие линии композиции, строгая система ячеек и пространств. Но эти черты слегка смягчаются и приобретают возвышенный и праздничный вид за счет белого цвета камня.



История храма

В середине VIII века Абхазская епархия находилась под влиянием Константинопольского патриархата. После приобретения статуса автокефальной в Абхазской православной церкви появляется епископ. С этого времени православие и церковное зодчество в Абхазии расцветает.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне становится Епископской кафедрой. Позднее он становится местом погребения духовных лиц Сухумской епархии. Несколько раз за всю историю своего существования храм Симона Кананита на Новом Афоне был разрушен, но вновь восстанавливался. Не единожды церковь перестраивалась и видоизменялась.

В ходе русско-турецкой войны 1877—1878 гг. турки разрушили часть храма Симона Кананита. С окончанием военного конфликта император Александр III издал указ, согласно которому развалины храма на Новом Афоне передаются Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю.

Начинается восстановление разрушенной церкви. В результате ее возобновления произошли некоторые модификации: забелка стен, изменение их высоты, трансформация формы купола на луковичную, надстройка колокольни в западной части церкви.

Реставрация завершилась уже к 1882 году, чуть позже произошло освещение храма. С конца XIX века неподалеку от церкви располагалось монастырское кладбище. Здесь были похоронены епископ Сухумский Геннадий (1889 год) и настоятель Новоафонского мужского монастыря архимандрит Иерон (в 1912 году).

В советский период кладбище разрушили, а храм закрыли. Спустя какое-то время здесь организовали библиотеку. Лишь с 1996 года работа храма возобновляется, начинают вестись постоянные богослужения.

Сегодня храм Симона Кананита на новом Афоне действующий. Здесь, как и во многих церквях, проводятся службы, венчания, крещения. Во время этих обрядов посторонним вход в храм запрещен. Сейчас храм привлекает многих туристов и паломников не только красотой монастыря, но и великолепием окрестных пейзажей.



Легенды, интересные факты

Многовековая история храма Симона Кананита обуславливает появление множества легенд, связанных с ним.

Так, одно из преданий гласит, что святой Симон вместе с Андреем Первозванным начали свои проповеди в Абхазии с 50-х гг. I в. н. э. Позже апостол Андрей отправился в более северные места, а Симон Кананит обосновался здесь около реки Псырцха. Совсем скоро римские префекты узнали о проповеднической деятельности апостола, и он был предан мученической смерти. Те местные жители, которые уже обратились в христианство, похоронили тело Симона Кананита. А спустя некоторое время на месте погребения апостола построили храм.

Другая легенда рассказывает о том, что проповеди Кананита способствовали уничтожению жестокого языческого обычая жертвоприношения и людоедства. Некоторые притчи утверждают также, что святой Симон обладал способностью лечить болезни прикосновением к нуждающимся.

В свое время при храме активно работали несколько заводов — конский, маслобойный, кирпичный, свечной. Большой вклад вносили швейная, живописная, часовая, литейная мастерские. Кроме того, монахи вели хозяйственную жизнь — засеивали поля вокруг храма кукурузой, картофелем, разводили виноградники, лимонные и апельсиновые сады. Также при храме имелись пасеки и ботанический сад.

Интересен тот факт, что неподалеку от храма Симона Кананита находится грот. Здесь Зилот молился. На пути к гроту есть камень, на котором виден след. Он похож на отпечаток стопы, некоторые утверждают, что это отпечаток самого святого. Внутри пещера украшена иконами, выложенными мозаикой.



Как добраться до храма

Храм Святого апостола Симона Кананита расположен примерно в 25 км от города Сухуми, на территории г. Новый Афон. Добраться до храма от границы между Россией и Абхазией можно рейсовым автобусом или воспользоваться услугами такси.

Кроме того, хорошим вариантом станет экскурсия по Новому Афону, которая поможет не только добраться до места назначения, но и узнать много всего интересного. Добираясь на собственном автомобиле, необходимо ориентироваться на пересечение Водопадного переулка и улицы Эшба.

Расположение на карте

Справочная информация

Адрес: республика Абхазия, Гудаутский район, Новый Афон, ул. Эшба

Режим работы: с 09:00 до 18:00

Стоимость: вход свободный

В Абхазии, на берегу реки Псырцха, находится памятник древней архитектуры – трехапсидная крестовокупольная церковь Симона Кананита . Возведенная в эпоху становления Анакопии в IX-X веках религиозным и административным центром Абхазского царства, она расположена на месте, где был похоронен, согласно преданию, апостол Симон Кананит . Экскурсия в храм Симона Кананита является сегодня одним из важнейших пунктов паломнических маршрутов не только Нового Афона и Абхазии, но и всего Причерноморья.

Храм Симона Кананита: страницы истории

Храм Симона Кананита – уникальный памятник, представитель абхазской школы церковного строительства, сформировавшейся под влиянием Византии. В середине VIII века Абазгская епархия, подчинявшаяся до этого Константинопольскому патриархату, стала самостоятельной Абхазской Православной Церковью. Это событие послужило толчком расцвета в Абхазском царстве церковного строительства. Стремясь увековечить свои имена, абхазские цари строили соборы и храмы, не жалея средств на их украшение. Этот исторический период подарил Кавказу и всему Восточному Причерноморью выдающиеся архитектурные памятники. Основные из них:

  • Бзыбский храм;
  • храм Алахадзы;
  • храм Симона Кананита;
  • Моквский храм;
  • Лыхненский храм;
  • Нижнеархызский храм.

В XI века мастера из Абхазии участвовали в строительстве киевского Софийского собора. Храм Симона Кананита расположен в одном из самых живописных мест Нового Афона – у Новоафонского водопада. Он представляет собой средних размеров церковь из тесаного белого камня. Храм несколько раз разрушался и отстраивался заново. В эпоху Комнина, императора Византии (XIV век), он был украшен уникальнейшей фресковой росписью. Паломник А.Н. Муравьев , посетивший церковь в первой половине XIX века, писал в посвященном этим местам сочинении, что храм Симона Кананита имеет греческое устройство «с полукружием горняго места » и тройным разделением алтаря. Муравьев был поражен тонкостью выложенных из дикого камня стен и высотой опирающихся на тонкие столбы сводов. В то время еще были видны остатки живописной росписи на западной стене: два мученика и Успение Богоматери .

История храма

Указом от 27 ноября 1875 года император Александр III передал храм Симона Кананита Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю . Монахи сразу же принялись за восстановление древней церкви: почти все стены забелили, их высота изменилась, появился новый профилированный карниз, купол приобрел форму луковицы, а барабан стал круглым. Западный притвор украсила колокольня. Не восстановленными остались только портики над южным и западным входами. Реставрация храма Симона Кананита была закончена в 1882 году, весной которого он был освящен и стал действующим.

Симон Кананит считается покровителем семьи и брака. Ежегодно к храму приезжают тысячи паломников из разных стран, ищущие благополучия, любви и счастья в супружестве. Сегодня храм относится к Абхазской Православной Церкви. Каждый год, в день памяти апостола Симона Кананита (23 мая), в церкви проводится литургия с крестным ходом.

Во время экскурсии в храм можно увидеть две греческие надписи, сохранившиеся с эпохи раннего средневековья. Одна из них расположена над южным входом в церковь, вторая – на одном из камней восточной стены. В обеих надписях звучит просьба Господа о помощи.

Грот апостола Симона Кананита

Туристические и паломнические маршруты, связанные с именем Симона Кананита и Новым Афоном , не ограничиваются только храмом. В ущелье Псырцхи расположено еще одно, популярное у паломников и туристов, место – грот-келья апостола .

События, связанные с этим гротом, произошли в середине I века. Апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный , совершив долгое путешествие через малоазийские города, Неокесарию, Трапезунд и страну лазов, оказались в Апсилии. После проповедничества в Себастополисе дороги апостолов разошлись – Андрей Первозванный продолжил путь на север, а Симон Кананит нашел приют в каменной пещере рядом с рекой Псырцхой. Он начал активную проповедническую деятельность, и вскоре об этом стало известно римским перфектам. Они начали гонения на Симона Кананита, закончившиеся мученической смертью апостола. Похоронившие тело местные жители, обращенные апостолом в христианство, веками передавали сведения о месте погребения, спустя столетия на нем появился Новоафонский храм Симона Кананита.

Экскурсия в грот Симона Кананита стала возможной благодаря проведенной в начале 2000-х годов реконструкции в районе ущелья. Путь к гроту начинается у храма. Вымощенная диким камнем историческая тропа идет вдоль берега реки, мимо лобного места, где Симон Кананит был убит, и извилисто поднимается в гору. По пути встречаются следующие достопримечательности :

  • целебный источник со святой водой;
  • небольшой кусок гранита с отпечатком ноги апостола;
горные пороги, рядом с которыми Симон Кананит встретил смерть.

Грот-келья расположен в отвесной скале и оборудован наподобие церкви. Вид, который он сегодня имеет, появился в позапрошлом веке: монахи из соседнего монастыря прорубили удобный вход, построили лестницу, выложили из мозаики лики Богоматери, Иисуса Христа и самого апостола на стенах пещеры, высекли четырехконечный крест. Пещера освящена во имя апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного.

Экскурсия в храм Симона Кананита и грот-келью, где жил святой – дань памяти великой вере и человеколюбию, которые так редко можно встретить в наши дни. Отдыхая в Абхазии , обязательно посетите эти места: здесь начиналась история Православной Церкви.

Я обещала рассказать вам о двух достопримечательностях на его территории. Эти достопримечательности – Келья (грот) Симона Кананита и След Симона Кананита (место его казни). Раз обещала – рассказываю.

Апостол Симон Кананит: Cвятая история

Перед тем, как начать рассказ о святынях, давайте сначала узнаем историю апостола Симона Кананита.

Симон Кананит был одним из 12 учеников (апостолов) Иисуса Христа. По некоторым данным, являлся сводным старшим братом Иисуса, сыном Иосифа от первого брака.
Во время Свадьбы Симона Иисус сотворил свое первое чудо — превратил воду в вино. Тогда тот уверовал в него и стал одним из ревностных его последователей.

Прозвание Кананит в переводе с арамейского означает «ревнитель». Второе прозвище Симона Кананита – Симон Зилот, что значит то же самое на греческом.

После распятия и вознесения Иисуса Христа на небеса, Симон Кананит также, как и остальные апостолы, начал путешествовать по миру, проповедуя веру в Господа. Спусть 20 лет Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матвем добрались до территории нынешней Осетии и Абхазии. В городе их пути разошлись, и Симон Кананит обосновался в пещере рядом с устьем горной реки. В пещеру он спускался по длинной веревке.

Симон Кананит жил и проповедовал учения Иисуса Христа. Благодаря его проповедям многие мстные жители, которые были на тот момент язычниками, а также придерживались каннибализма и приносили в жертву людей, начали принимать христианскую веру и просили апостола крестить их.

Но нашелся у апостола главный враг – грузинский царь Адеркий объявил охоту и гонения на апостола Симона Кананита и его последователей. Вскоре апостол был пойман, и после долгих истязаний принял мученическую смерть.

След Симона Кананита

Во время прогулки по Псырцхинскому заповеднику первое Святое Место, которое нам встречается — Наскальный След Симона Кананита. Именно здесь по приданию он принял смерть. По приказу грузинского царя Адеркия Симон Кананит был живьём распилен пилой.

Рядом с Наскальным Следом Симона Кананита в реке Псырцха можно увидеть большое количество камней красного оттенка. По легенде, на эти камни попала несмываемая кровь Симона Кананита.

Келья или Грот Симона Кананита

Продолжая путь вдоль устья реки Псырцха, придется преодолеть порядка 200 скользких каменных ступенек прежде чем мы доберемся до пещеры, в которой и жил Симон Кананит.

Апостол спускался вниз в пещеру через узкое отверстие при помощи веревки. Новоафонские монахи в конце XIX века обустроили Грот Симона Кананита: прорубили вход в пещеру, расчистили проход и выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита.

На входе в Келью Симона Кананита вы сможете приобрести свечи, чтобы помолиться внутри. Внутри пещеры, как правило, кто-то дежурит, чтобы не допустить осквернения и вандализма. На стенах грота вы увидите изображения крестов, церковные надписи, иконы и лампады.

Грот Симона Кананита в Новом Афоне — Святое место для паломников не только из Абхазии, но и других уголков планеты.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне

По легенде, после мучительной казни тело Симона Кананита была захоронено его последователями, а на месте его захоронения в период расцвета Абхазского царства (IX-X века) был построен храм.

Храм Симона Кананита является ярким примером абхазского церковного зодчества, в котором хорошо просматривается влияние Византийской культуры. Хотя и нынешний облик храма сильно отличается от его первозданного вида.

Влияние греческого стиля прослеживается в надписях, фрагментах резьбы и средневековых фресок. После реконструкции большинство надписей было закрашено, и на сегодняшний день осталась лишь одна надпись над входом в храм, которая переводится как: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита»

За свою историю храм Симона Кананита не раз подвергался нападениям и разрушению. Так турки разрушили часть храма во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Александр III передал храм в ведение , и монахи начали восстановление и реставрацию. Храм был восстановлен к началу 1882 года.

После революции 1917 года храм не проводил службы, долгое время внутри располагалась библиотека. Работа храма возобновилась только в 1996 году, и на сегодняшний день храм принадлежит Абхазской Православной Церкви и является одним из старейших действующих храмов.

Храм Симона Кананита в Абхазии расположен в с правой стороны

Этот преподобный святитель был одним из 12 апостолов , принявших учение Спасителя Иисуса Христа. Житие апостола Симона Зилота рассматривается с трех разных точек зрения. О его мученичестве писали ближневосточные летописцы, кавказские и английские исследователи.

Священное Писание утверждают, что апостол приходился сводным братом Божьего Сына. Прозвище Симона переводится с арамейского на русский как «ревнитель». Апостол Лука называл его в своих сочинениях по-гречески, - Зилотом, что означает то же самое.

История святого Апостола

В Священных Писаниях история этого ученика Мессии начинается с сюжета, повествующего о его свадьбе. Бракосочетание Симона знаменито тем, что Христос совершил на празднике свое первое чудо после Его Крещения и сорокадневного поста в пустыне.

Интересно! Так как среди учеников Спасителя уже был проповедник по имени Симон (Петр), то нового апостола прозвали Кананитом.

Это имя указывало на происхождение его из Каны, что в Галилее. Точное нахождение этого древнейшего города остается неизвестным. Некоторые исследователи полагают, что он располагался на том месте, где сегодня стоит израильская деревня Кафр-Кана. Этот населенный пункт известен своим большим монастырем, которые именуют Церковью венчания.

Проповедническая деятельность Кананита

После наступления Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) , Симон Зилот, следую завету Мессии, распространял христианское учение в некоторых уголках мира. В основном это были регионы Средиземноморья и близлежащие земли: израильская Иудея, африканские Египет и Ливия, а также Мавритания, располагающаяся на дальнем западе африканского континента.

Апостол Симон Зилот

Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матфеем распространяли благую весть о Христе в Иверских землях, а после они отправились в Осетию. Вскоре пути благочестивых святителей разошлись. Андрей стал проповедовать вдоль побережья Черного моря у Кавказа, а Симон поселился в маленькой пещере, рядом с рекой под названием Псыртсхи. В этот небольшой грот святитель Зилот спускался с помощью веревки.

Читайте еще об апостолах Христа:

Симон совершал множество чудес и ознаменовывал важнейшие события, привлекая людей на сторону христианства. В летописях описывается, как с помощью легкого прикосновения преподобный исцелял тяжелые недуги, читая молитву на древнем языке.

Существует три версии, которые рассказывают о его последних мученических днях.

  1. В англоязычном житии апостола упоминается, что он проповедовал на Британских островах. Однако ортодоксальные христиане подвергают это мнение большому скепсису, не объясняя свою точку зрения. Остается только предполагать, связано ли такое утверждение с удаленностью Великобритании или тем, что эти земли были заселены еретиками. Английские исследователи подтверждают, что Кананит читал Евангелие в публичных местах города Гластонбери, а был казнен безбожными язычниками в Кейсторе (Линкольншир).
  2. Вторая версия чрезвычайно распространена на Ближнем Востоке. Здешние летописи утверждают: в последние годы апостол Симон Зилот распространял христианское учение в древнем Вавилоне, который сегодня называется Ираком. Сюда Кананит пришел из Иерусалима через город Эдесса для того, чтобы публично читать Священное Писание. Вместе с Иудой Фаддеем его казнили в Вавилоне.
  3. Исключительно в пределах Российской империи распространена третья версия проповеднического пути святителя Кананита. Она повествует о том, что после чтения Евангелия в Эдессе, апостол Симон Зилот ушел в кавказские пределы и поселился в уединенном месте, где совершал служения и ежедневно молился Всевышнему. Абхазские проповеди святителя подавили языческие обычаи (принесение человеческих жертв) этой местности.

В настоящее время здесь функционирует Ново-Афонский храм, а рядом реставрируется пещера самого апостола Зилота. По этой версии святителя казнили над рекой. На это указывает особый постамент, на котором все еще проступают пятна крови казненного проповедника.

Интересно! Останки преподобного Симона находятся в нескольких областях. Некоторые части захоронены в разрушенном абхазском монастыре, построенном в честь святителя Кананита. Паломники могут прикоснуться к его мощам в церковных комплексах Рима и германских обителях Кёльна, Госпара и Херсфельда.

О наличии останков (верхних конечностей) также говорят и священнослужители монастыря города Кобленц, что на западе Германии. Однако эта информация никак не подтверждена.

Абхазский монастырь в честь апостола Симона

Храм построили в IX столетии рядом с тем местом где, по одной из версий, ученики похоронили преподобного Кананита. Спустя два века, христианская вера окончательно утвердилась в Абхазии, которая процветала в религиозной набожности: государство обогатилось цветущими городами и благочестивыми монастырями, а близлежащие горные цепи укрепились замками и церквями.

Новоафонский мужской монастырь Святого Апостола Симона Кананита

  • Однако в конце XII столетия местность завоевали турецкие войска, абхазы сменили христианство на мусульманство. Монастырь апостола Симона подвергся разрушению, как и большинство подобных построек.
  • В XIX столетии древний храм восстановили насельники соседнего церковного комплекса. Эта деятельность стала возможной благодаря распоряжению императора Александра III, который передал братии права на эту территорию, а также разрешил ловить рыбу в реке Псырцха.
  • Восстановленная обитель являлась центральным местом религиозного просвещения юга Российской империи. В здешнем Пантелеймоновском соборе - культовом строении Абхазии - могли разместиться тысячи прихожан. Прекрасно расписанные стены сооружения демонстрировали истинное изящество русской иконописи.
  • Александр III подарил обители паровоз, электростанцию и музыкальные куранты, которые поместили на самой высокой колокольне. На территории обители действовало несколько заводов, вокруг были засеяны виноградники, картофельные поля, экзотические растения и т.д.
  • Чтобы пробраться в грот святителя Симона, братия прорубила удобный вход и пристроила лестницу из камня. На стенах пещеры мозаичным образом выложили лики Христа, Богородицы и самого апостола Зилота.
  • Внутренне убранство грота практически не претерпело изменений. Паломники, стремящиеся посетить это место, могут наблюдать вблизи источник с целебной водой и небольшой валун с отпечатками ног преподобного апостола.

Читайте о других православных монастырях:

Келья апостола Симона Кананита

Образ Зилота и почитание

Общей иконографии Симона не существует: чаще его изображают как старца, который держит в своих десницах книгу или свиток - обязательные атрибуты для апостолов. Такие полотна символизируют деятельность проповедника и распространение христианского учения. На некоторых иконах святитель изображен с ручной пилой, напоминающей о мученической кончине преподобного старца. Предание гласит, что именно от этого инструмента он принял собственную кончину.

День памяти апостола Кананита, которого многие почитают в качестве покровителя плодородия, приходится на 23 мая. В этот церковный праздник сажают лишь те растения, которые не требуют обработки. Традиция предостерегает от тревог и труда, верующим рекомендуется просто отдохнуть. После празднования сельскохозяйственные работы возобновляются с великой силой.

В церквях 23 мая поется продолжительный акафист , повествующий о бракосочетании в Кане и апостольской проповеди в Иверии. В молитве символично сравнивают превращение воды в вино с обращением православной души к истинному благочестию.

На заметку! Православная Церковь вспоминает святителя 23 мая, когда нельзя совершать никаких работ на земле, и 13 июля, в день совершения особенного праздника - Собора всех двенадцати апостолов. Избрание последних произошло после второй Пасхи, а их список дается в общих Евангелиях и Деяниях.

Став свидетелем чуда, которое сотворил Мессия, Симон Зилот отринул свою прошлую жизнь и пошел вслед за учителем, чтобы проповедовать истинную веру. Апостол совершил великое путешествие вдоль побережья Черного моря и приобщил к религии даже отъявленных безбожников. Симон Кананит принял мученическую смерть за свои подвиги и обрел колоссальную славу среди православного населения.

Видео о святом апостоле Симоне (Зилот) Кананите

Весьма интересной фигурой в христианстве и в православной традиции в частности является Симон Кананит – апостол, который проповедовал учение на территории нынешней Абхазии, а также, вполне возможно, в России и Иране. История этого человека весьма интересна, и об этом следует рассказать подробнее.

Первое чудо Христа

С наступлением тридцатилетия Христос начинает свою проповедь. Он странствует по территории Ближнего Востока, в частности по пространству, которое сейчас занимает Израиль, и творит разнообразные чудеса, передает собственное учение.

В Евангелии описано и первое чудо, сотворенное Спасителем публично.

Дева Мария была приглашена на бракосочетание в Кану Галилейскую, был там и Христос, который как раз достиг возраста проповеди.

Познавательно! Сильная еременности и рождении здорового ребенка

В середине празднования вино кончилось, и Богородица попросила Христа как-то помочь новобрачным, в связи с чем Он сказал принести сосуды с водой, которые благословил. После этого распорядитель пира попробовал из этих сосудов и отметил высокое качество вина.

Таковым было первое чудо Христа – превращение воды в вино, а женихом на той церемонии выступал именно святой апостол Симон Кананит, который восхитился сотворенным чудом и уверовал во Христа. Он стал Его учеником и отправился с Ним странствовать.

Был ли Симон из Каны?

Как правило, Симону Кананиту предписывают и второе имя – Зилот, которое является в большей степени нарицательным, наподобие того как Иисуса могли, к примеру, называть Плотник или Павла называли Фарисеем, так как он относился к этому сословию.

На самом деле даже само слово кананит (на арамейском) также является синонимом слова зилот (на греческом).

Эти слова означают нечто наподобие фанатика или особо преданного ревнителя какой-либо веры, религии.

Обратите внимание! Некоторые исторические свидетельства (в частности, труды Иосифа Флавия) указывают на появление зилотов после Воскресения Христа, и в этом тоже есть своя логика, так как новое учение вполне могло стать духовной опорой освободительного движения.

Поэтому до сих пор даже Википедия может включать в себя различные мнения о том, был ли святой апостол родом из Каны или получил свое имя, исходя из принадлежности к определенному классу людей.

Так или иначе, нужно кратко сказать о зилотах (также допустимая форма написания – зелотах), которые представляли собой нечто наподобие полутайного союза в Израиле времен Христа. Они:

  • стремились освободить землю от римской оккупации;
  • верили в приход нового времени и нового царства, когда уйдут правители-захватчики и Израиль станет свободным;
  • могли различаться по своему поведению: некоторые превращались в религиозных террористов, другие более акцентировались на духовном аспекте и работали, как бы сейчас сказали, в сфере пропаганды.

Как говорят некоторые исследователи, зилотом также был Иуда Искариот, а помимо этого, могли быть и другие апостолы. Этот факт не является удивительным, ведь такие люди были духовными искателями и также радеющими за освобождение своего народа. Понятное дело, этих людей непременно бы заинтересовал Христос хотя бы как проповедник.

Обратите внимание! Канонических описаний облика Симона Кананита практически не существует, поэтому иконографический образ чаще является символическим и основанным только на самых значимых деталях.

Помимо этого, некоторые исследователи, которые изучали житие Иосифа Обручника (номинальный супруг Богородицы), говорят о возможном его отцовстве Симона и Иуды Фаддея, который тоже стал апостолом.

Речь идет о первом браке Иосифа, от которого у него было (согласно наиболее распространенной версии) шестеро детей. Таким образом, между апостолом Симоном Кананитом и Христом даже может прослеживаться некоторая родственная связь.

Проповедь святого апостола

Многие сведения о том, где проповедовали апостолы, собраны церковными историками спустя многие годы после самого служения апостолов. Поэтому некоторые данные могут различаться. Касательно того, где нес Благую Весть святой апостол Симон Кананит, чаще всего указывают:

  • Грузию,
  • Мавританию (или, возможно, Британию),
  • Иудею,
  • Египет,
  • Персию,
  • Ливию.

Эти сведения могут подвергаться сомнению, но известно о прибытии Симона и Андрея Первозванного в город Сухум. Они приехали туда после путешествия по странам Малой Азии. Симон начал свою проповедь в Себастополисе (современный Сухум), но там вызвал недовольство и уехал в Анакопию – город, который теперь называется Новым Афоном.

В храме апостола Симона Кананита

Таким образом, Зилот проповедовал в Абхазии предкам нынешних абхазцев – абазгам. Эти люди принимали христианское учение и не противились проповедям святого, хотя сами принадлежали к языческой вере.

Конечно, такое принятие связано и с особенностями самой проповеди, ведь по большей части апостол занимается служением и молитвами. До сих пор сохранилась пещера Симона, в которой он совершал свое молитвенное служение. Теперь туда есть возможность отправиться с паломничеством, грот располагается поблизости от Нового Афона.

Многого сумел достичь Симон Кананит за годы своего служения, благодаря его усилиям на территории современной Абхазии люди:

  • получали проповедь и лечение не только души, но и тела, он исцелял многих молитвой;
  • перестали совершать жестокие религиозные ритуалы, которые включали в себя в том числе и казни людей;
  • примкнули к христианскому учению и стали основой для современной православной церкви на этой территории.

По сути, Симон Кананит был горным отшельником, к которому приходили люди из ближайшего поселка, для того чтобы помолиться или получить лечение. Они снабжали его скромным провиантом и постепенно примыкали к христианству, отказываясь от языческих учений.

Интересным фактом является наличие сохранившихся преданий об апостоле, который обитал в пещере, в абхазских легендах. Народная память хранила многие века образ подвижника, который читал молитвы на другом языке и мог лечить людей произнесением особых слов и брызгами воды.

Тем не менее, не всем угоден был этот проповедник. Его искали, и в итоге римские легионеры узнали, где несет свое служение этот ученик Христа. Симона казнили там, где сейчас стоит Новый Афон у реки Псырцха.

Сведения о погребении тела святого передавали друг другу ученики апостола, и только к 9 веку эти сведения были обнародованы и в Абазгии (современная Абхазия) поставили храм Симона там, где были захоронены мощи. До сих пор здание стоит, как и город, они сохранялись удивительным образом на протяжении многих лет.

Согласно одной из версий (считается канонической в православии) Зилота казнили усекновением головы, а по другой – распиливанием пилой, поэтому на изображениях его часто пишут с пилой.

Паломничество к храму

Для того чтобы лучше узнать этого святого, лучше всего посетить храм Симона на территории Абхазии. Как говорят верующие, в пещере Зилота до сих пор сохраняется удивительная и воодушевляющая атмосфера.

Туда и сейчас приходят молиться, у многих в руках небольшая икона – такова традиция, приносить в пещеру святой образ Симона Кананита и оставлять там.

Многие паломники купаются в реке Псырцха, некоторые получают исцеление от своих недугов. Вода считается животворящей. Когда-то сам апостол считали молитвы и именно этой водой кропил предков современных абхазцев, и позволял людям исцеляться божьей милостью.

Если вы хотите приехать туда, то вполне интересным днем может быть 23 мая – день памяти. Совершается крестный ход, особые службы. В другие дни практически всегда есть возможность побывать в гроте, набрать воды в святом источнике.

Обратите внимание! Есть разные версии о кончине апостола Симона Кананита, но в православной церкви канонической считается именно распиливание у реки Псырцха, а не распятие в Британии или Вавилоне.

Молитвы апостолу

Для веры не существует какой-либо пространственной привязки. Поэтому молитва святому может быть услышана, где бы вы ни были, главным требованием тут является искренность и устремленность души. Святой помогает:

  • отыскать «вторую половинку», согласно преданию он — покровитель супружеских отношений, которые укрепляет, создает и развивает;
  • обрести здоровье;
  • укрепиться в вере;
  • сохранить верность;
  • вразумить заблуждающихся.

Помимо этого его пример является вдохновляющим для многих подвижников, которые выбирают для себя монашеский путь или просто строгое соблюдение религиозных предписаний.

Молитва апостолу Симону Зилоту

Зилот на протяжении существенного времени совершал духовные подвиги в собственной пещере и при этом совершал миссионерское служение. Безусловно, такое возможно только при наличии крепкой веры и значительных личных усилий.

Русский проповедник

Многие считают особым проповедником для Руси Андрея Первозванного, который нес учение Христа на территории современного Крыма и был там, где сейчас стоит Киев.

Тем не менее, некоторые исследователи также называют первым «русским» апостолом именно Симона Зилота.

Есть даже сведения о его погребении ни в Абхазии, а на территории современного Краснодарского края.

Если эти сведения сохранились до нынешних дней и передавались между поколениями, вероятно, для этого есть основания. Вполне возможно, многие просто помнили путешествующего проповедника, который бывал на южных просторах Руси.

Полезное видео

Подведем итоги

Таким образом, почитание этого апостола для православных христиан из России становится особенно ценным. Ведь он в определенной степени повлиял на распространение этого учения и, соответственно, на возможность обретения Спасения людьми на русской земле.

Поэтому небольшой образ на домашнем алтаре или периодические молитвы к святому будут вполне полезными для православных верующих.

Вконтакте