Остальные полдома уцелело от пожара. Конспект урока по русскому языку на тему "согласование сказуемого и подлежащего"

Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех ) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал ). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

Врач пришла; Профессор сказала; Директор школы уволилась.

    Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова . В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.

    Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным . Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.

2. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре , подчиняется следующим правилам.

    При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа) - два больших стола, два больших окнa .

    При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа) - две большие вазы .

    Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа (две высоких горы ).

    Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:

    большие два стола; две картины, писанные маслом , висели на стене; Два письма, написанные братом , встревожили меня.

    Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый , которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным (целых две недели, полных три месяца ), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.

3. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.

    Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

    Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.

    Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

    Большинство сотрудников поддержало директора.

Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!

Ср.: Большинство депутатов поддержало решение; Часть депутатов поддержала решение; Ряд депутатов поддержал решение .

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)

Большинство людей, смотревших фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;

б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

в) при подлежащем есть однородные сказуемые:

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .

    В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.

    Аналогичные правила действуют при подлежащем - количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько . Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего - на людей.

4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.

    Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре . Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:

    Три дома на вечер зовут (Пушкин).

Обратите внимание

При составном числительном, оканчивающемся на один , сказуемое стоит в единственном числе, причём, поскольку это числительное изменяется по родам, род сказуемого тоже может быть различным:

В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.

Согласование по роду есть и при числительном тысяча, миллион, миллиард.

Явилась тысяча человек.

В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.

Прошло пять минут.

    Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем - количественно-именном сочетании - влияют и некоторые специфические условия.

    Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:

    В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.

    Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.

    Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.

    Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь :

    Прошло всего два дня.

    Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:

    Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.

    Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:

    Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).

    Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:

    Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры - липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.

Обратите внимание , что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:

Двести человек сдало кровь для пострадавших в аварии.

К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:

а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:

Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;

б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:

Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;

в) наличие при подлежащем определений все, эти :

Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.

    Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:

    Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.

5. Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.

    Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.

    При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:

    Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.

    При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:

    Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.

    Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.

    Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.

    Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.

    В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).

    Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты):

    Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.

Обратите внимание на то, что форма множественного числа при обратном порядке слов является нормативной в официально-деловом и научном стилях, где на первый план выходит смысловая точность высказывания (На заседании присутствовали...; в Президиум избраны... ).

    Выбор формы сказуемого зависит также от типа союзов, связывающих однородные члены.

    При соединительных союзах (и, да, ни... ни ), а также при бессоюзной связи однородных подлежащих обычно действуют указанные выше факторы.

    При разделительных союзах (или, либо, не то... не то, то... то ) согласование сказуемого идёт с ближайшим подлежащим:

    За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь; Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется странным.

    Исключение составляют предложения, в которых однородные подлежащие представлены существительными разного рода, а сказуемое стоит в прошедшем времени. В этом случае используется форма множественного числа сказуемого.

    Ср.: Приезжает брат или сестра - Брат или сестра должны были приехать.

    При противительных союзах (но, а, однако, зато ) при обратном порядке слов сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим:

    При прямом порядке слов сказуемое согласуется с тем подлежащим, которое является реальным исполнителем действия:

    Не ты, но судьба виновата; Роман , а не повесть будет опубликован в ближайшем номере журнала.

    При наличии между однородными подлежащими сопоставительного союза как..., так и сказуемое ставится во множественном числе:

    Как мать, так и дочь прекрасно играют на фортепиано.

    При других сопоставительных союзах (не только..., но и; не столько..., сколько; если не..., то и др.) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих.

    Не только мать, но и отец осудил твой поступок; Не столько мать, сколько отец осудил твой поступок; Если не мать, то отец осудит твой поступок.

    Если среди однородных подлежащих есть личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдаётся предпочтение перед вторым и третьим, второму лицу - перед третьим.

    Ср.: Я и ты сумеем это сделать; Ты и он сумеете это сделать.

План урока № 33

Предмет Русский язык

Тема раздела: Синтаксис простого предложения.

Тема урока: Особенности согласования сказуемого с подлежащим. .

Цели урока :

Образовательные : познакомить обучающихся с нормами согласования подлежащего и сказуемого, выработать навыки самостоятельного употребления в речи норм согласования подлежащего и сказуемого;

Воспитательные : воспитание патриотических чувств, умения аналитически мыслить;

Развивающие : развивать навыки аналитического мышления, умения применять новые правила в самостоятельной речевой деятельности.

Тип урока : комбинированный

Применяемые технологии, методы и приемы: элементы технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре, тесты открытые и закрытые, графический и распределительный диктанты.

Межпредметные связи : русская литература, история, культурология.

Оснащение урока : тестовый материал, таблица, лексический материал по развитию речи (диалоги).

Использованная литература:

1. Жаналина Л.К., Шманова Н.Н. Русский язык для 11 кл. школ с казахским языком обучения, Алматы, 2015

2.Исмагулова Б.Х. и др. Русский язык. Методическое пособие для общеобразовательных школ с казахским языком обучения – 10 кл. Астана, 2014

План урока:

І. Организационный момент

1. Приветствие

Ход урока:

II. Разминка

    Скороговорки

    Графический диктант.

Если ь в ться нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится – «минус».

Учит…ся – всегда пригодит…ся. Айбек пусть учит…ся в вашем классе.

К занятиям нужно готовит…ся каждый день. К олимпиаде пусть готовит…ся каждый ученик. Пусть он появит…ся с левой стороны, мы его будем там ждать. Ему следует появит…ся неожиданно.

III . Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

1. Распределите предложения по типу сказуемого

1) После спора я понял, что в этом вопросе мой друг оказался прав.

2) Путешественники, потерпевшие крушение, оказались на необитаемом острове.

3) Друзья должны были позвонить вчера.

4) Сосед мне должен большую сумму денег.

5) Дети должны быть внимательны к своим родителям.

6) Мы были на выставке.

7) Я мог бы помочь тебе, но мне надо уехать.

8) Родители были рады встретить гостей.

9) Командир отдал приказ о наступлении.

10)Ученики серьёзны и сосредоточены.

2.Работа по тестам

IV . Тема урока

1. Прочитайте шутки. Используйте глаголы в правильной форме.

    Где ты (работать)?

Нигде не (работать).

А что ты (делать)?

Ничего не (делать).

Какая хорошая работа?

Да, но какая большая конкуренция!

    Катя, что ты (делать)?

- (Писать) письмо.

Ну и что? Моя подруга тоже маленькая, она не (мочь) (читать).

Но ты маленькая, ты не (мочь) (писать)!

    Когда я был маленький, я (делать) все, что (хотеть) мой отец. Теперь я (делать) все, что (хотеть) мои дети. А когда я (делать), что я сам (хотеть).

2. Составьте диалоги в следующих ситуациях, выразите ПРОСЬБУ, ОБЕЩАНИЕ, ОТКАЗ. Используйте глаголы в нужной форме.

    Ваша преподавательница сказала фразу очень быстро. Вы не поняли. (повторять-повторить)

    Ваша преподавательница сказала слово, которое вы не знаете. (писать - написать)

    Ваша преподавательница дала вам новые слова. Она хочет, чтобы вы хорошо поняли их. (учить - выучить)

    Ваш друг идет в магазин, потому что у него нет словаря. У вас тоже нет хорошего словаря. (покупать - купить)

    У вас дома нет хлеба. Ваш друг идет в магазин. (покупать - купить)

    Сейчас вы в магазине. Вы видите очень красивый шарф, но он висит далеко. Поговорите с продавцом. (показывать-показать)

    Сейчас вы в банке. Вы должны написать квитанцию, но у вас нет ручки. У другого человека есть ручка. (давать-дать)

    Вечером у вас будет важная информация для вашего друга. (звонить- позвонить)

    Ваш друг хорошо готовит плов. Сегодня вы хотите покушать плов. (готовить- приготовить)

    Ваш друг приехал из Сеула. Вы хотите больше знать об этом городе. (рассказывать -рассказать)

    Вы не знаете, как ехать в ЦУМ, а ваш друг знает. Он объясняет вам дорогу, но вы не понимаете, вам нужен план. (рисовать- нарисовать)

    У вас гости. Вы готовите им чай. Они скучают. Вы даете им шахматы. (играть-поиграть)

    Ваша подруга идет домой после урока. Вы хотите пойти вместе на остановку, но сначала вы должны поговорить с преподавателем. (ждать-подождать)

Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:
Детвора благодарны шефам за подарок.
Детвора - существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети - благодарны.

При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
Единственное число употребляется в том случае, если
- существительное обозначает
неодушевленные предметы (ряд столов стоял...);
-
не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).
Множественное число употребляется для
подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).
Форма
единственного числа сказуемого употребляется:
- при подчеркивании
пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне;
- если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает
неодушевленный предмет или животное : Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);
- при
составном числительном , оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят, а тридцать один богатырь - выходит).

Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь: Уже много учеников посетило эту выставку.

Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).
Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное : Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).

При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом : На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым. Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание.

Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.
При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих .
Сравните: Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты. и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).

V . Закрепление

1.Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.

1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. 4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь. 7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

2. В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их.
1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

3. Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

4. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок.. . 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

5.
Выделите основы в предложениях.

1. Небесное умом не измеримо, лазурное сокрыто от умов. (А.Блок) 2. Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт. (С.Есенин) 3. Старик был мастер сказки сказывать. (П.Бажов) 4. Город ночью прост и вечен. (Д.Самойлов) 5. Моя песня была лишена мотива, но зато ее хором не спеть. (И.Бродский) 6. Она была простодушной, кокетливой, любила веселиться. (С.Довлатов) 7. Все сейчас больны гриппом. (В.Набоков) 8. Весна шла недружно. 9. Краснов держался с глубоким достоинством. 10. Встреча дышала холодком. (М.Шолохов)

6. Поставьте сказуемое в нужной форме.
1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать) докладчика. 2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться) глубоких знаний у учащихся. 3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата. 4. На берегу (стоять) несколько верб. 5. Часть учеников (уехать) на соревнования. 6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в поход. 7. За коляской (бежать) четыре пса. 8. Над головой (просвистать) две пули. 9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах.

VI . Проверка по теме урока

Тест по теме «Согласование сказуемого с подлежащим»

1. В каком случае в предложении сказуемое требует формы единственного числа?

1) Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел.. в ветвях акации.
2) В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди.
3) Студенчество города принимал.. участие в восстановлении церкви.
4) Миллионы огней и раньше и после манил.. не одного меня своей близостью.

2. В каком случае в предложении сказуемое требует формы множественного числа?

1) Ряд столов стоял.. посредине аудитории.
2) Прошл.. сто лет.
3) На совещание прибыл.. тридцать один делегат.
4) К семи часам пришл.. только трое гостей.

3. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением правил согласования подлежащего со сказуемым?

1) В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.
2) Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре путевки.
3) Установлено три новых олимпийских рекорда.
4) Сорок четыре депутата поддержали выступающего.


4. В каком предложении сказуемое имеет форму мужского рода?

1) Известн.. кутюрье был.. приглашен.. в Москву.
2) ООН объявил.. о внеочередном совещании.
3) СНГ объединил.. несколько бывших республик СССР.
4) Кольраби получил.. распространение не только в Европе.

5. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Вопреки правилам дорожного движения, водители маршрутных такси совершают обгон по трамвайным путям.
2) МГУ проводит набор студентов как на дневное, так и на вечернее отделения.
3) Те, кто много курят, нередко страдают заболеваниями верхних дыхательных путей.
4) Малое предприятие выпускает горизонтальные и вертикальные жалюзи.


6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) При подготовке к экзаменам я изучил много специальной литературы.
2) В настоящее время граждане России получают паспорт в 14 лет.
3) Двоеточие ставится не только в сложном предложении, но и в простом.
4) Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.

7. Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

1) Несколько учеников подошли к письменному столу.
2) Большинство домов обветшало.
3) В узы поступили сорок один человек.
4) Движущей силой истории является народ.

8. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

1) Молодёжь получают знания.
2) Большая часть между ними была довольно добрые люди.
3) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.
4) Слово взяла профессор Сергеева.

9.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

1) Свет и тепло исходили от костра.
2) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.
3) Часть станков была отправлена.
4) На столе стоят три подсвечника.

10.Найдите предложение без грамматической ошибки:

1) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.
2) СМИ провело однодневную акцию протеста.
3) С тех пор миновало пять лет.
4) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

VII . Подведение итогов урока

VIII .Домашнее задание

Жаналина Л.К., Шманова Н.Н. Русский язык для 11 кл., Алматы, 2015

С.72, № 101-102, с.75-76

1. Согласование (координация) подлежащего и сказуемого .

Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет, признак которого определяется сказуемым, и отвечающий на вопросы: кто? что? Сказуемое – главный член предложения, обозначающий признак подлежащего и отвечающий на вопросы: что делает предмет? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое?

Обычно подлежащее и сказуемое согласуются в роде и числе, но встречаются особые случаи , которые вызывают сомнения :

1) Существительные большинство, меньшинство, множество, (большая) часть и т.п., имеют форму единственного числа, но обозначают много предметов, поэтому сказуемое может принимать и форму единственного, и форму множественного числа. В последнее время множественное число употребляется чаще, особенно, если речь идет об одушевленных предметах. Это согласование по смыслу , или координация . Примеры: Большинство предметов лежало в беспорядке. Множество идей рождалось в его голове. Большинство студентов хорошо справились с заданием. Большая часть родителей явились на собрание.

2) При согласовании сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (например: Прошло сто лет ) следует учитывать характер числительного. Чем большее количество называется, тем больше возможно его осмысление как единого целого, тогда сказуемое будет употребляться во множественном числе, например: 280 человек приняло участие в эксперименте; 450 делегатов уже зарегистрировалось , а пять человек опаздывали. Неудачным можно считать высказывание: Два инфаркта подорвало его здоровье ; надо: Два инфаркта подорвали его здоровье .

Выбор формы сказуемого в подобных случаях подчеркивает или нерасчлененный характер действия, восприятие субъекта как единой группы, совокупности предметов, или, наоборот, индивидуальное участие каждого в выполнении действия. Этим и определяется форма числа сказуемого: Триста добровольцев вышло в ночную смену. Двадцать пять фигуристов поедут на чемпионат Европы.

В подобных случаях выбор формы сказуемого делает автор высказывания, в отличие от других, когда число сказуемого колебаний не вызывает. Так, при обозначении меры веса, пространства, времени сказуемое имеет форму единственного числа: До старта оставалось десять секунд; Мне будет тогда тридцать семь лет. Для торта понадобится два стакана муки. Поэтому неверным будет вариант: До старта оставались десять секунд; Для торта понадобятся два стакана муки и т.п.

Если количество обозначается приблизительно или уточняется словами только, лишь, всего, то сказуемоевсегда ставится в единственном числе: В кружок записалось человек десять; На столе лежало семь или восемь книг. (Неправильно: записались, лежали ).


3) Согласование сказуемого с однородными подлежащими .

Однородные члены предложения – синтаксически одинаковые члены предложения, связанные друг с другом сочинительной связью.

Если вначале перечисляются однородные подлежащие, а сказуемое следует непосредственно за ними, то оно принимает форму множественного числа: Таня и Катя всю дорогу пели. Если наоборот – возможны варианты : Несся тяжелый топот кованых сапог и бабий плач; В комнате остались следователь и врач. В этом случае выбор делает автор высказывания.

Если подлежащее выражено одушевлёнными существительного разного рода, сказуемое имеет форму только множественного числа: Жили-были на болоте Журавль и Цапля. Если среди однородных подлежащих имеются личные местоимения, то сказуемое ставится в множественном числе: Я, Вовка и Юрик проснулис ь еще перед рассветом.

Сказуемое употребляется в единственном числе, если при подлежащих есть слова каждый, всякий, любой: Каждый цветочек, каждая травинка, каждая букашка вызывала в нем неизменный трепет. Не рекомендуется : Каждый цветочек, каждая травинка, каждая букашка вызывали в нем неизменный трепет.

Если подлежащие связаны вещественной близостью, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Свет и блеск ошеломил Наташу; Сергея очаровала её красота и женственность.

Если между подлежащими есть противительный союз, сказуемое согласуется с ближайшим подлежащим: Не весна, не лето, а осень была любимым временем года поэта; Чашку разбила не Таня, а Максим.

В случае, когда подлежащее выражено сочетанием типа старик со старухой, ткачиха с поварихой множественное число сказуемого подчеркивает, что в действии участвуют два равноправных лица: А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят ; единственное число – на наличие главного и сопутствующего ему лица: Дарёнка с кошкой осталась дома.

4) При согласовании с личными существительными мужского рода, обозначающими лиц женского пола, глаголы-сказуемые употребляются в женском роде (смысловое согласование): Профессор выступила с докладом. На письмо откликнулась мой старый товарищ по партии.

5) Согласование сказуемого с союзным словом кто .

Если местоимение кто выступает в роли союзного слова, форма числа сказуемого зависит от того, поддерживается ли она соответствующей формой соотносительного слова или сказуемого в главной части предложения. Так, в предложении: Все, кто пришли на субботник, работали самоотверженно – множественное число глагола пришли поддерживается той же формой соотносительного слова все и глагола работали . Если же множественное число сказуемого такой поддержки не получает, то в придаточном предложении предпочтительно единственное число сказуемого, например: Тех, кто не вернулся с войны, мы не должны забывать: Всем, кто не явился вовремя, сделано замечание.

2. Согласование определений.

Определение – второстепенный член предложения, поясняющий слово с предметным значением и обозначающий признак, качество или свойство предмета; чаще всего в качестве определения выступает имя прилагательное: фарфоровый чайник, лиловое платье, горькое чувство. Это определения согласованные; кроме прилагательного, они могут быть выражены местоимением, порядковым числительным, причастием: твой дом, второй урок, вышитая скатерть.

1) Определения с существительными общего рода (т.е. словами, обозначающими людей по их свойствам и качествам и одинаково применимым как к мужчинам, так и к женщинам) согласуются по смыслу : Николаша у нас – ужасный сластёна; Ленка к этому времени уже стала безнадёжно горькой пьяницей ; Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.

2) При согласованиис личными существительными мужского рода, обозначающими лиц женского пола, определения, выраженные именами прилагательными и местоимениями, употребляются в мужском роде, например: Никогда испанские военные не думали, что будут отдавать честь беременному министру обороны. Напомним, что глаголы-сказуемые при согласовании с такими существительными, как уже было сказано, употребляются в женском роде: Мой врач прописала мне массаж; Известный итальянский славист с восторгом отозвалась о романе Пастернака . Неверно было бы сказать: Моя врач прописала мне массаж ; Известная итальянская славист с воторгом отозвалась о романе Пастернака .

3) Сомнение вызывает согласование определения при нескольких однородных именах существительных , например: резные стол и стул или резной стол и стул; присланные письмо и фотография или присланное письмо и фотография. Варианты согласования зависят от смысла высказывания. Определение в форме множественного числа подчеркивает, что оно относится к нескольким предметам: На соседней улице сгорели деревянные дом и сарай; Украшением комнаты были резные стол и стул, стоявшие у окна. Форма единственного числа в этом случае будет указывать на то, что определение относится только к одному предмету: деревянный дом и сарай, резной стол и стул. Если же и так ясно, что определение относится к нескольким предметам, то оно употребляется единственном числе: Изданный в прошлом году учебник и методические указания были быстро распроданы.

4) Когда у существительного несколько определений , оно ставится в единственном числе, если между называемыми предметами есть тесная связь, терминологическая близость: Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида (а не видов ); Мозг состоит из левого и правого полушария (а не полушарий ) ; веке ; вариант: Крепость построена в XII – XIII веках не рекомендуется .

Множественное число существительного при согласовании с несколькими определениями подчёркивает раздельность предметов: варианты языками . Поэтому неточным и ошибочным будет: Для публикации необходимы печатный и электронный вариант текста. Он прекрасно владел английским и немецким языком .

3. Согласование приложений.

Определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже называется приложением : город-герой , рожь-матушка , озеро Байкал , опера «Аида», Владимир Красное Солнышко .

1) Сказуемое и определение при согласовании с именем существительным, осложнённым приложением , типа роман-газета, кресло-кровать, счёт-фактура, газета «Аргументы и факты, Владимир Красное Солнышко и т.п., употребляются в той форме, которую имеет более широкое понятие: прошлогодняя роман-газета, издавалась роман-газета, кресло-кровать продано, удобное кресло-кровать, оформлен счёт-фактура, новый счёт-фактура. Неверно: прошлогодний роман-газета, издавался роман-газета, кресло-кровать продана , удобная кресло-кровать, оформлена счёт-фактура, новая счёт-фактура.

2) З ачастую возникает вопрос, как сказать: на Москва-реке или на Москве-реке, в городе Брянск или в городе Брянске и т.д. Чтобы избежать ошибок в употреблении приложений, нужно знать ряд правил .

Все славянские приложения-топонимы (топонимы – географические названия) следует согласовать со словами город, село, поселок, река, деревня, хутор: в городе Омске, из села Никольского, за деревней Калчугой, у реки Камы, на хуторе Теплом . Неверно : в городе Омск, из села Никольское, за деревней Калчуга, у реки Кама, на хуторе Теплый. Если название выражено существительным множественного числа или словосочетанием, оно с родовым понятием не согласуется : в деревне Сростки, от города Кривой Рог, за рекой Пески. Не согласуются также наименования, омонимичные именам людей: за деревней Катеринка, у поселка Ерофеич. Ошибкой будет: в деревне Сростках, от города Кривого Рога, за рекой Песками, за деревней Катеринкой, у поселка Ерофеича.

Заметим кстати, что верный вариант согласования – на Москве-реке, у Москвы-реки и т.д, а не на Москва-реке, у Москва-реки.

Названия не согласуются с родовыми наименованиями, если это названия станций : до станции Немчиновка (сравните: в деревне Немчиновке ). Что касается согласования названий гор, островов и полуостровов, озер, каналов, бухт, пустынь , следует учитывать их род: названия женского рода согласуются с родовым наименованием, названия мужского рода – нет: у горы Медведицы, но у горы Эльбрус, на острове Городомле, но на острове Цейлон, на озере Коврижке, но на озере Селигер, в пустыне Сахаре, но в пустыне Намиб и т.д.

Названия улиц в форме женского рода следует согласовывать: на улице Волхонке, по улице Ленивке. Другие названия улиц не изменяются : с улицы Охотный ряд, об улице Неждановой.

3) В сочетаниях нарицательного и собственного имени существительного в качестве приложения могут быть варианты согласования: В официальной обстановке определения согласуется с родовым именованием: Уважаемый товарищ Фурцева!; в неофициальной – с приложением: Уважаемая товарищ Фурцева!

Варианты согласования определений с сочетанием типа директор Кузнецова, врач Лукьянова зависят от порядка слов: определение согласуется с ближайшим существительным (названием должности, профессии и т.п. или именем собственным, т.е. приложением): Директор Кузнецова, ответственная и инициативная, успешно преодолевает трудности ; но: Опытный и добросовестный директор Кузнецова успешно преодолевает трудности.

Согласовать подлежащее и сказуемое просто, если мы можем точно определить род, число подлежащего. Однако есть случаи, в которых это сделать очень сложно. Рассмотрим их.

1. Согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное с количественным значением.

Случаи постановки сказуемого в единственном числе

  1. Сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее не имеет при себе управляемых слов, например: Большинство голосовало за предложенную резолюцию.

  2. Сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа, например: Подавляющее большинство населения голосовало за кандидатов блока коммунистов и беспартийных.

  3. Сказуемое может ставиться в единственном и множественном числе, если подлежащее имеет при себе управляемое слово в родительном падеже множественного числа, например: Большинство бойцов успело выпрыгнуть на берег. – Большинство артистов ответили утвердительно.

Случаи постановки сказуемого во множественном числе

  1. Если главные члены оторваны друг от друга, например: Большинство участников совещания в своих предварительных замечаниях на проект нового положения выразили своё согласие с основными его принципами.

  2. Если при подлежащем имеется причастный оборот или придаточное предложение со словом который (причём во множественном числе), например: Меньшинство студентов, поступивших в вузы по окончании средней школы, не прошли испытания зимней сессией; Ряд депутатов, которые заявили свои кандидатуры на выборах, не смогли набрать и пяти процентов голосов.

  3. Если подлежащее имеет при себе управляемые слова в родительном падеже множественного числа, что усиливает представления о многих деятелях, например: Ряд прогрессивных общественных деятелей, писателей, учёных выступали в защиту нового закона об авторском праве.

  4. Если при подлежащем имеются однородные сказуемые, например: Большинство заочников своевременно выполнили контрольные работы и сдали зачёты.

  5. Если подчёркивается раздельность и активность каждого действующего лица, например: Ряд рабочих заявили, что обязуются досрочно выполнить план.

  6. При обратном согласовании, если именная часть составного сказуемого имеет форму множественного числа, например: Ещё недавно большинство представленных на конференции фирм были бесправными объединениями. Большинство домов на улице каменные.

2. Сказуемое при подлежащем – счётном обороте.

В этом случае может употребляться форма и единственного, и множественного числа. На выбор формы числа влияет также ряд условий.

  1. Форма единственного числа указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное. Ср.: Пять солдат отправилось в разведку (группой). – Пять солдат отправились в разведку (каждый со своим заданием). Возможно в одном предложении употребление разных форм: Человек полтораста высыпало на площадь и с криком устремились в центр.

  2. Форма единственного числа указывает на общую совокупность предметов, форма множественного числа – на отдельные предметы. Ср.: В стране строится пять стадионов (единое нерасчленимое представление о действии). - В крупнейших городах строятся ещё пять стадионов (расчленённое представление о действии).

  3. Форма единственного числа употребляется и при обозначении меры веса, пространства и времени и т. д., например: На ремонт ушло двадцать килограммов шпатлёвки; До конца пути оставалось пятнадцать километров.

  4. Сказуемые – глаголы (со значением протекания времени) ставятся в единственном числе, если в составе счетного оборота имеются слова лет, месяцев, часов, дней и т. д., например: Прошло сто лет. Одиннадцать часов пробило. При другом значении глагола возможно употребление множественного числа, например: Пятнадцать лет революции изменили население города.

  5. При числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: Два сотрудника уличены в воровстве. Тридцать два человека дышали одним воздухом. Двое рабочих уволились. НО сказуемые – глаголы со значением бытия, существования, положения в пространстве обычно употребляются форме единственного числа, например: При больнице состояло два человека. У него было три сына.

  6. При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа, например: Двадцать один делегат прибыл на совещание. Форма множественного числа возможна при особом контексте: Двадцать один делегат встретились за круглым столом.

  7. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое согласуется так же, как и с существительными, например: Тысяча книг поступила в библиотеку; Миллион демонстрантов заполнил площади и улицы.

  8. Если при счётном обороте имеются слова все, эти или другие определения, то сказуемое ставится во множественном числе: Недавно построены и эти семь домов. Все двадцать одна страница переписаны заново.

  9. Если при счётном обороте имеются слова всего, лишь, только (со значением ограничения) сказуемое ставится в единственном числе: Заявление на отпуск написало всего лишь двенадцать сотрудников.

  10. Если в роли подлежащего выступает числительное без существительного, то сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать делится на четыре без остатка. Если под числом представляются конкретные деятели, то может быть и множественное число: В зале тихо. Шестьсот слушают великого мастерового.

  11. Во множественном и единственном числе сказуемое может употребляться при обозначении приблизительного количества, если есть слово несколько: За оградой стояло несколько саней; оттуда поднялось десятка два человек; Несколько человек шагали туда-сюда; С полсотни людей толпились на дворе.

  12. При наличии слов много, мало, немного, немало, сколько, столько преобладает форма единственного числа сказуемого: И много дум приходило в мою бедную голову.

  13. Форма единственного числа употребляется также, если в подлежащем есть слова тройка, сотня, пара, масса, уйма, пропасть, слова с частью пол-: Семерка самолётов устремилась вперед; Уйма трудностей пережита нашей компанией; Полчаса пройдет незаметно; Полгорода участвовало в демонстрации.

3. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой .

В этом случае может употребляться форма и единственного, и множественного числа.
Форма единственного числа сказуемого показывает, что подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения: Иван Иванович с Иваном Никифоровичем прибыл на конференцию.
Форма множественного числа сказуемого показывает, что в роли подлежащего выступает всё сочетание, т. е. действие приписывается двум полноправным субъектам: Встали и Воропаев с Крытовым.
При наличии слов вместе, совместно чаще употребляется форма единственного числа: Режиссер вместе со студентами представил новую курсовую работу.

4. Сказуемое при подлежащем – местоимении.

При подлежащем вопросительном местоимении

  1. При местоимении кто сказуемые – глаголы ставятся в единственном числе, а в прошедшем времени - в мужском роде, независимо от числа деятелей и от их принадлежности к мужскому или женскому полу: Кто присутствовал на последнем заседании?

  2. В конструкциях типа Кто из лыжниц пришла первой? и Кто, как не семья, воспитала юношу? на согласование сказуемого и подлежащего влияют зависящие от подлежащего члены предложения (дополнение, сравнительный оборот), они несут в себе значение женского рода, которому и подчиняется глагол.

При подлежащем относительном местоимении

  1. кто (в функции союзного слова в придаточном предложении) может употребляться форма и единственного, и множественного числа, например: Все, кто не потерял ещё головы, были против; В полку служат теперь те, кто пять лет назад заключили контракт.

  2. Примечание. Форма множественного числа возможная, если в главном предложении сказуемое и соотносительное слово тоже стоят во множественном числе, подчёркивает множественность производителей действия.
  3. При относительном местоимении что сказуемое ставится множественном числе, если замещаемое местоимением слово в главном предложении стоит во множественном числе: Те, что ушли, не услышали главного.

При неопределённых и отрицательных местоимениях .
Сказуемое при местоимениях некто, кто-то, никто и других сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени – в форме мужского рода, даже если речь идёт о лице женского пола), например: Некто написал следующее…; Кто-то из конькобежек выступил плохо .
Примечание. Постановка сказуемого в женском роде после такого подлежащего возможна в том случае, если есть уточняющий или пояснительный оборот с ведущим словом – существительным в форме женского рода: Никто из девушек, даже Зоя, не нашлась, что сказать.

5. Сказуемое при подлежащем – несклоняемом существительном, сложносокращённом слове, нерасчленимой группе слов.

При подлежащем – несклоняемом существительном
С подлежащим, выраженным несклоняемым словом, сказуемое согласуется в соответствии с его грамматическим родом, установленным для данного слова в русском языке (см. раздел: «Употребление частей речи, существительное»), например: Кофе подан; Маленький Рене заболел, Вошла смеющаяся Мари; Миссисипи широко разлилась.

При подлежащем – сложносокращённом слове

  1. Если сложносокращенное слово склоняется, то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: Вузы Москвы выпустили очередных теперь уже специалистов в различных сферах.

  2. Если аббревиатура не склоняется, то сказуемое согласуется с ним так же, как оно бы согласовывалось с полным словосочетанием, зашифрованным в ней: ЦБ прислал нам бумаги для погашения кредита (центральный банк прислал…); ТЭС включила отопление (тепловая электростанция включила).

  3. Если аббревиатура иноязычная, то сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу: ЮНЕСКО прислало (прислала) своих представителей; ФИДЕ утвердило (утвердила, т. к. это международная шахматная организация) состав участников.
При подлежащем – нерасчленимой группе слов
  1. Если в нерасчленимой группе слов имеется ведущее в форме именительного падежа, то сказуемое согласуется с ним: «Приключения, почерпнутые из моря житейского» составили цикл произведений писателя.

  2. Если в нерасчленимой группе слов нет ведущего в форме именительного падежа, то сказуемое ставится в среднем роде: «На всякого мудреца довольно простоты» вышло отдельным изданием.
    Примечание. Нужно запомнить, что в таких случаях лучше употреблять родовое наименование: Пьеса «Волки и овцы» вышла отдельным изданием; Фрегат «Двенадцать апостолов» вышел на рейд.

При подлежащем – названии

  1. Если название склоняется, то применяется грамматический принцип: «Известия» увеличили свой тираж.

  2. Если название не склоняется, то согласование проходит по смыслу: «Вперёд» (линкор) вышел в открытое море; «Челси» (футбольная команда) выиграла чемпионат Англии.

6. Согласование частей составного именного сказуемого.

Согласование глагола связки с именной частью сказуемого чаще всего встречается в нижеприведенных случаях.

  1. При наличии в составе подлежащего собирательного существительного с количественным значением, например: Большинство участников выставки были люди приезжие. ;

  2. При логическом подчёркивании сказуемого, например: Последние числа октября было время самого разгара работы. ;

  3. При выражении подлежащего местоимение это , например: Это была хрестоматия.

7. Сказуемое при однородных подлежащих.

При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа: Жара и засуха стояли более трёх недель. При обратном порядке (сказуемое перед однородными подлежащими) - форма единственного числа: Хорошо работала связь и комендантские службы.
Примечание. Однако возможна и двоякая форма согласования, она зависит от лексического значения: В постель его уложили ревность и слёзы – Ревность и слёзы уложили его в постель; Всё разнообразие, вся прелесть жизни слагается из тени и света. При этом множественное число сказуемое подчёркивает совершение действия несколькими субъектами, а единственное – смысловую близость однородных подлежащих.

Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех ) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал ). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

Врач пришла; Профессор сказала; Директор школы уволилась.

    Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова . В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.

    Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным . Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.

2. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре , подчиняется следующим правилам.

    При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа) - два больших стола, два больших окнa .

    При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа) - две большие вазы .

    Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа (две высоких горы ).

    Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:

    большие два стола; две картины, писанные маслом , висели на стене; Два письма, написанные братом , встревожили меня.

    Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый , которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным (целых две недели, полных три месяца ), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.

3. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.

    Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

    Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.

    Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

    Большинство сотрудников поддержало директора.

Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!

Ср.: Большинство депутатов поддержало решение; Часть депутатов поддержала решение; Ряд депутатов поддержал решение .

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)

Большинство людей, смотревших фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;

б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

в) при подлежащем есть однородные сказуемые:

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .

    В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.

    Аналогичные правила действуют при подлежащем - количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько . Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего - на людей.

4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.

    Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре . Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:

    Три дома на вечер зовут (Пушкин).

Обратите внимание

При составном числительном, оканчивающемся на один , сказуемое стоит в единственном числе, причём, поскольку это числительное изменяется по родам, род сказуемого тоже может быть различным:

В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.

Согласование по роду есть и при числительном тысяча, миллион, миллиард.

Явилась тысяча человек.

В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.

Прошло пять минут.

    Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем - количественно-именном сочетании - влияют и некоторые специфические условия.

    Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:

    В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.

    Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.

    Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.

    Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь :

    Прошло всего два дня.

    Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:

    Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.

    Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:

    Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).

    Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:

    Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры - липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.

Обратите внимание , что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:

Двести человек сдало кровь для пострадавших в аварии.

К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:

а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:

Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;

б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:

Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;

в) наличие при подлежащем определений все, эти :

Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.

    Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:

    Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.

5. Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.

    Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.

    При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:

    Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.

    При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:

    Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.

    Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.

    Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.

    Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.

    В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).

    Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты):

    Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.

Обратите внимание на то, что форма множественного числа при обратном порядке слов является нормативной в официально-деловом и научном стилях, где на первый план выходит смысловая точность высказывания (На заседании присутствовали...; в Президиум избраны... ).

    Выбор формы сказуемого зависит также от типа союзов, связывающих однородные члены.

    При соединительных союзах (и, да, ни... ни ), а также при бессоюзной связи однородных подлежащих обычно действуют указанные выше факторы.

    При разделительных союзах (или, либо, не то... не то, то... то ) согласование сказуемого идёт с ближайшим подлежащим:

    За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь; Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется странным.

    Исключение составляют предложения, в которых однородные подлежащие представлены существительными разного рода, а сказуемое стоит в прошедшем времени. В этом случае используется форма множественного числа сказуемого.

    Ср.: Приезжает брат или сестра - Брат или сестра должны были приехать.

    При противительных союзах (но, а, однако, зато ) при обратном порядке слов сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим:

    При прямом порядке слов сказуемое согласуется с тем подлежащим, которое является реальным исполнителем действия:

    Не ты, но судьба виновата; Роман , а не повесть будет опубликован в ближайшем номере журнала.

    При наличии между однородными подлежащими сопоставительного союза как..., так и сказуемое ставится во множественном числе:

    Как мать, так и дочь прекрасно играют на фортепиано.

    При других сопоставительных союзах (не только..., но и; не столько..., сколько; если не..., то и др.) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих.

    Не только мать, но и отец осудил твой поступок; Не столько мать, сколько отец осудил твой поступок; Если не мать, то отец осудит твой поступок.

    Если среди однородных подлежащих есть личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдаётся предпочтение перед вторым и третьим, второму лицу - перед третьим.

    Ср.: Я и ты сумеем это сделать; Ты и он сумеете это сделать.