Язык мой враг мой. Почему язык мой - враг мой

Час общения: Язык мой: враг или друг?

Цель: показать, какую роль играет владение культурной речью в облике современного человека в целом и профессионала в частности.

Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями о языке, DVD -плейер, диск с фильмами «12 стульев», «Джентльмены удачи», ноутбук, интерактивная доска.

Ход часа общения

Воспитатель: Дорогие друзья! Тема нашего разговора сегодня «Язык мой: враг или друг». Мы

поговорим о том, какое значение имеет речь в жизни человека. У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми – в училище, на улице, в библиотеке, в спортзале, в магазине. И я думаю, что всякий раз ваше настроение, самочувствие, работоспособность зависят от того, приветливы ли были с вами окружающие вас люди, проявили они доброжелательность или были раздражены и грубы? Мы живем среди людей, и наши слова, жесты и поступки тем или иным образом влияют на окружающих. И прежде всего это относится к нашей речи, к нашему языку. Язык возвышает человека над миром всего живого. Вы наверное согласитесь, что жизнь людей немыслима без языка, без речи. Язык – это средство общения между людьми, способ обмена информацией. Владение языком ценится в обществе очень высоко. Эта способность является частью общей культуры человека. Нередко мы судим о людях по тому, что и как они говорят, какими собеседниками являются, как доносят до окружающих свои мысли. Правильным языком можно укрепить человека в вере и надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно и,наоборот, внести в его душу неуверенность, привести к беде.

А сейчас послушайте вот такую притчу.

(Демонстрация слайда с портретом Эзопа)

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете блюдом какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, Ксанф приказал приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. Эзоп оправился на базар и купил… языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?». Словом, этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Воспитатель: В самом деле, не зря ведь существует поговорка: «Словом можно убить. Словом можно спасти. Словом можно народ за собой повести».

Как быстро словом можно ранить

Как быстро словом можно ранить,
Еще быстрее им убить.
Но тяжелее все исправить,
И невозможно все забыть.
Как острым лезвием по венам.
Скользнет неосторожное словцо.
Как раны свежие на теле.
Затянутся потом рубцом.
Сделать мир добрее очень важно,
Относитесь бережно к словам.
Чтобы в человеке каждом.
Было милосердия 100 грамм.

Дина Беспутина

Воспитатель: Вот какое большое значение имеют слова в нашей жизни. А теперь представьте, что к вам на улице подходит хорошо одетый симпатичный мужчина с портфелем, в галстуке и говорит: «Эй, чувак, где здесь бабло поменять можно?». Конечно, вы поймете его речь, но, не сомневаюсь, что ваше впечатление о его культуре изменятся. Вот и получается, что о культуре человека мы можем судить не только по его внешнему виду, а по тому, как он говорит, какие слова употребляет.

Древний поэт Саади сказал так:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слова не сказал.

Таким образом, мы с вами поняли, что каждому человеку очень важно говорить правильно, употребляя культурные слова. Однако значение правильной речи состоит не только в том, чтобы подчеркнуть культуру человека, а в том, чтобы помочь людям понимать друг друга. А теперь давайте обратимся к речи современного подростка

Сценка

Лифт под­нимается вверх. В кабине – пожилая женщина и подросток.

Женщина задает подростку вопрос:

Как дела?

У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка! Клево, да?

А что, там лошадь была? – спрашивает женщина.

Какая лошадь? – недоумевает подросток.

У женщины нарастает потребность разо­браться, понять и переработать «поток инфор­мации».

Ну-ка, давай все сначала, – то, предлагает она.

Ну давайте. И чего Вы не поняли?! Значит, один фитиль...

Без свечки?

Без.

А что же это за фитиль?

Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету...

Он на чем подкатил, на велосипеде?

Да нет, велосипед у шкета был.

У какого шкета?

Ну, шибздик один. Вы его знаете, ходит здесь, вот с таким шнобелем.

С кем, с кем?

Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал.

У него что, чесалось что-нибудь?

Да нет, попилил он.

Ну и как, распилил?

Что распилил?

Ну, велик?

Чем?

Ну, этим самым, шнобелем.

- Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.

А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?

Да не было там никакой зимы, там училка была.

Учительница, ты хочешь сказать?

Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но самая-то укатка, что велик гикнулся.

Как гикнулся?

А так – накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?

Понятно! – ответила собеседница.

Воспитатель: Итак, вы услышали, что женщина не могла понять то, о чем говорил подросток. Как вы думаете, почему?

Ответы воспитанников: «Он употреблял жаргонные слова».

Воспитатель: Как вы думаете, почему такие слова преобладали в речи подростка? Да, это сленг, жаргонизмы. Они очень сильно засоряют нашу речь. Зачастую подростки только с их помощью и могут выражать свои мысли, и окружающие их не всегда понимают. Хорошо ли это?

Не напоминает ли это вам Эллочку-Людоедку? Вспомним фрагмент из фильма «12 стульев». (Демонстрация видеофрагмента)

Можем ли мы называть эту даму культурной? Может ли общение с ней быть интересным? Человек, который использует мало слов, напоминает нам неразвитых древних людей из племени Мумбо-Юмбо, которые знали только 300 слов.

Так почему подростки и молодые люди зачастую не хотят сделать свою речь красивой, выразительной без всякого словесного мусора?

Ответы воспитанников

Воспитатель: Может быть, изобретая свой язык, вы хотите отличаться от нас, взрослых?

Может быть, у вас маленький словарный запас? Вы не знаете значения произносимых вами слов? Или вы часто бываете агрессивны и злы по отношению к вашим товарищам?

По-видимому, по всем этим причинам ваша речь не всегда такая, какой она должна быть у культурного человека, у человека с чувством собственного достоинства, то есть уважающего себя и окружающих его людей.

Особо это относится к общению юношей и девушек. Странно бывает слышать диалог юноши и девушки, которые употребляют грубые и, что самое плохое, нецензурные слова, или, как их называют ученые, «ненормативную лексику».

Послушайте же балладу о Прекрасной Даме и постарайтесь ответить на вопрос, есть ли сейчас настоящие Рыцари и Прекрасные Дамы. И если их осталось мало, то почему?

Баллада о Прекрасной Даме

Богу неведомо, людям незнамо,

Где пропадает Прекрасная Дама,

И неизвестно, что делает с ней

Этот похитивший даму злодей.

Где же тот верный и преданный рыцарь,

Что к этой даме на помощь стремится,

Воду топча, презирая огонь,

Где его добрый и преданный конь.

Где ж, наконец, и копье боевое,

Вечно готовое к правому бою,

Доблесть мужская и женская честь,

Я призываю вас именно здесь.

Но не является рыцарь тот смелый,

Конь ускакал, и копье заржавело,

Да и Прекрасная Дама не там,

Где ее видеть хотелось бы вам.

И ничего не случилось с нею,

Просто она загуляла у Змея,

Непутевая дочь, да поможет ей Бог,

Кончится ночь, и взойдет на порог.

Евгений Бачурин

Вспомним, кто встречается нам среди окружающих нас людей. К сожалению, среди них мы видим не только культурных и вежливых, а также бомжей, тунеядцев, алкоголиков. Можем ли мы их назвать Рыцарями?

А ведь Рыцарь – это человек чести, слова, верный, чистый, бескорыстный, справедливый.

Чем меньше среди нас Рыцарей, тем меньше Прекрасных Дам, так как “даме” не надо стараться быть лучше, чтобы понравиться “рыцарю”…

И вот сейчас необходимо обсудить вопрос о чрезмерном употреблении жаргонных слов и недопустимости нецензурной брани, которую можно, к сожалению, услышать из ваших уст!

Какие вы предлагаете способы борьбы со словесным мусором и ненормативной лексикой?

Работа по карточкам. Обсуждение ответов воспитанников.

Какие Вы предлагаете способы борьбы с ненормативной лексикой (подчеркните)

    каждому самому следить за своей речью;

    принять закон, запрещающий сквернословить, а нарушителей не только штрафовать и подвергать аресту, но и наказывать телесно (порка);

    прививать культуру речи разными способами (чтение книг, искусство, СМИ…);

    выплачивать премию и повышать зарплату тем, кто не сквернословит;

    не общаться с людьми, употребляющими ненормативную лексику, сделав их изгоями;

    не обращать внимание на сквернословие;

    никак не бороться, так как это бесполезно;

Ваши предложения _______________________________________

Воспитатель: Почему же мы затронули эту тему, привлекли вас к её обсуждению. В будущем вы – штукатуры-маляры и в процессе вашей работы вы должны будете общаться с заказчиком, с коллегами по работе при совместном выполнении производственного заказа, уметь договариваться. От вас потребуется знание многих профессиональных терминов, а также простых обиходных слов. Насколько вы к этому готовы?

Выполнение практических заданий:

    Произнесите правильно: алфави т, докуме нт, кварта л, краси вее, догово р, ку хонный.

    Употребите слова правильно: кто крайний – кто последний; мороженка – мороженое; пирожки с повидлой – пирожки с повидлом;

    Назовите во множественном числе в родительном падеже:

блюдце – блюдец

дело – дел

место – мест

сапоги – сапог

полотенце – полотенец

яблоко – яблок

апельсин – апельсинов

кочерга – кочерёг

баржа – барж

туфля – туфель

Анализ ответов воспитанников.

Воспитатель: Ребята, вам необходимо пополнять свой словарный запас, читать больше книг, чтобы в дальнейшем успешно взаимодействовать с коллегами по работе. На этом наше занятие закончено. Я благодарю всех участников за работу. До новых встреч!

Список литературы

    Говорите правильно Эстетика речи: книга для учащихся / Е.В. Язовицкий. – Л. Просвещение, 1969.- 304 с.

    Мы живем среди людей: Кодекс поведения / авт.-сост. И.В. Дубровина. – М.: Политиздат, 1989. – 383 с.

    Энциклопедия этикета / сост. Н.Л. Рукавчук. – СПб: Мим- ЭКСПЕСС, 1996. – 352 с.

Что способен натворить наш язык

Слова могут вводить в заблуждение, смущать, причинять боль. Они способны, наоборот, исцелять, ободрять, помогать и учить. Но, к сожалению, если Дух Святой не руководит нами, когда мы говорим, наши слова скорее могут ранить, чем исцелять.

Всего лишь слова? Что значит: «всего лишь слова»? Это всё равно, что сказать: «В конце концов, это всего лишь атомная бомба». Я хочу рассказать сейчас одну историю, случившуюся в мои школьные годы, историю о сокрушительной силе слов.

В нашей школе каждый год ставили оперетту. Многие ученики смело брались за исполнение ролей. Я не был так уверен в своих способностях и решил, что пение в оперетте — не моё дело. Но миссис Уилсон, наша учительница музыки, попросила меня попробовать спеть роль чёрного слуги. Это была незавидная роль, но всё же в ней было три сольных момента!

Я уверен, что моё пение звучало весьма посредственно. Но миссис Уилсон восприняла моё выступление так, как будто она услышала хор ангелов: «Изумительно, прекрасно! Эта роль просто создана для тебя. Ты должен непременно спеть её!» Я согласился.

На следующий год в школе решили ставить другую оперетту. Большинство ребят, исполнявших главные роли в прошлом году, уже окончили школу. Миссис Хилсон перешла работать в другую школу. Вместо неё у нас преподавала очень красивая женщина с прекрасным голосом и глубоким знанием теории музыки.

Когда начали готовиться к постановке, я уже не сомневался, что мои способности — как раз те, что нужны для оперетты. Собралось около ста пятидесяти моих сверстников.

Проживи я хоть вечность, никогда не забуду слов сказанных в тот день. Когда прослушивание закончилось, учительница спросила меня:

«Кто тебе сказал, что ты умеешь петь?»

Я внезапно превратился в того же робкого юнца, каким был год назад. Я был совершенно уничтожен. Резкие слова могут огорчить кого угодно, но для доверчивого мальчика они могут оказаться пагубными. Понадобилось восемь лет, чтобы я снова решился запеть.

Слова обладают огромной силой. Перо действительно острее шпаги. Иов сказал: «Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?» (Иов. 19:2). Будучи отцом, пастырем и мужем, я постоянно должен помнить о том, какое влияние оказывают мои слова на детей, прихожан и мою жену. Вот почему я отвечу перед Богом за свои слова (Матф. 12:36-37).

Слова могут быть не только губительными. Иногда жизненные трудности порождают целые потоки опрометчивых слов. Недавно, после вечерней службы, я получил такую отчаянную записку от молодой матери:

«Дорогой пастор!

Как я могу сдерживать себя, когда: мой сын-школьник не может отыскать свои ботинки, а школьный автобус должен прийти с минуты на минуту; младенец начинает плакать, а манная каша — пригорать; в эту же минуту звонит телефон. Я хватаю трубку, прошу мою подругу позвонить попозже, пытаюсь спасти кашу для маленького, а в это время моя дочь-школьница, которую я 20 минут назад послала наверх одеваться, появляется в дверях в ночной пижаме!

Эта история повторяется ежедневно, и я буквально теряю разум. Я не могу сдерживать себя! Может быть, вы проведёте беседу об этом в следующей проповеди?»

Спасибо, Бет.

Кроме того, мы часто слышим от других неудачные речевые обороты и заражаемся ими против воли. Мы выслушиваем ругань разгневанного начальника, слышим эти слова во время случайной перебранки с соседями и даже от других христиан, не следящих за своей речью. Мы, как дети, «набираемся дурных слов». И они вырываются у нас помимо воли — часто поражая наших слушателей, не верящих своим ушам!

Слова разрушают наши отношения с Богом, с нашими близкими и мир в нашей душе. Наш язык подобен динамиту — с ним надо обращаться крайне осторожно.

В Писании сказано о том, за какую непосильную задачу мы берёмся, пытаясь преобразовать свою речь. Апостол Иаков сказал: «Язык укротить никто из людей не может «(Иак. 3:8). Целью этих слов было не привести нас в отчаяние или подчеркнуть безнадёжность положения; скорее это можно понять так, что мы не справимся с этой задачей, полагаясь только на свои силы. В стихе 6 сказано, в довершение: «…язык… воспаляем от геенны». Пытаясь преобразовать речь, — «воспаляемую геенной огненной» — в инструмент общения, мы действительно сталкиваемся с непосильной для нас задачей. Вот почему «наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12).

Нужно обладать сверхъестественной силой, чтобы укротить язык. Для победы в этой борьбе необходимо сверхъестественное оружие: «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (ст. 10). «Укрепляться Господом» — не внезапный мистический процесс. В нас самих содержатся реальные, ощутимые способности исполняться сверхъестественной побеждающей силой Господней. О способностях этих сказано апостолом Павлом в 14-17 стихах, где он говорит о «всеоружии Божьем». Первое оружие — это истина. Писание учит нас тому, что истина Божья — источник нашей духовной энергии и роста (Матф. 4:4; 1 Пет. 2:2). Изучая Слово Божье и проникаясь Им, мы исполняемся Духом Святым, и наши духовные силы растут, приводя нас к победе.

Бог благословил нас даром истины, которая, пребывая в нас, предостерегает, осуждает и преобразовывает нас. О связи истины и речи подробнее всего сказано в главе 3 Послания Иакова. Здесь перечислены пять принципов, предостерегающих нас об опасностях неправильной речи.

Принцип 1: Степень зрелости

«Все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иак. 3:2).

Слово «согрешать» значит «сбиться с пути истинного». Оно ярко отражает незрелость, сбивчивость наших речей. У меня есть семимесячный щенок по имени Паддингтон. Он спотыкается буквально обо все. Он мал, он ещё не вырос, не созрел — вот почему он так неуклюж. «Спотыкающаяся» речь — результат нашей духовной незрелости. К сожалению, мы не только падаем сами, но и сбиваем с ног других своими словами. Многие из нас даже не замечают собственных промахов; ведь люди вокруг нас «спотыкаются» точно так же. Разговорные трудности — вещь обычная. Но степень духовной зрелости определяется не сравнением с окружающими нас людьми; она определяется принципами Слова Божьего.

Слово «совершенный» означает законченный, зрелый. В приведенном выше стихе из 3 главы Послания Иакова сказано, что мы не можем считать себя зрелыми людьми, пока не научимся обуздывать себя «в слове, и во всём теле».

Человек может обладать разными способностями, но какие-то из них являются главными, а другие второстепенными. Бегуну на длинные дистанции ничего не стоит пробежать стометровку. Профессиональный игрок в гольф легко попадает в лунку с двух метров. Если мы научимся владеть своим языком, то сумеем успешно управлять собой во всех сферах жизни.

Принцип 2: Огонь

«Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их; вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулём направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает» (Иак. 3:3-5).

Войны, унесшие тысячи жизней, зажжены были искрою слова. Браки, начинавшиеся счастливо, рушились из-за неосторожно сказанного слова. Я не помню ни одной проблемы, которую мне пришлось разрешать как пастору, в которой не были бы замешаны неудачно произнесённые слова.

Муравьи в доме — это бедствие! Они малы, почти невидимы, но прогрызают стены домов. Иаков говорит, что язык мал, но способен на многое. Он говорит об удилах, о руле и об огне, сравнивая их с языком. И он заключает: «язык небольшой член, но много делает» (ст. 5).

Принцип 3: Горючее вещество

«И язык — огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:6).

Необузданный язык принадлежит к «царству греха», он — хитросплетение пороков. Он подобен преступной мафии, поселившейся в нас самих и разрушающей нас изнутри. Всё наше существо страдает от него, и ничто не ограждено от пагубного его влияния.

Нам с женой приходилось много общаться с богобоязненными, достойными христианами. Это общение всегда бывало полезным. Но, увы, очень часто нас поражала готовность, с которой они строго судили и обвиняли других людей.

Мы не должны забывать о том, что огонь — самая разрушительная из стихий. Слова часто разрушают до основания взаимоотношения людей; даже восстановленные заново, эти отношения уже не будут прежними. Наш язык способен испортить отношения с людьми везде: в семье, на работе, в церкви; от него зависят наши отношения с друзьями, врагами; он способен уничтожить наше здоровье, безопасность, счастье и душевный мир. Нам следовало бы везде, где можно, провозглашать:

«Осторожно — жизнь! Сдерживайте свой язык!»

Принцип 4: Дикий и неукротимый зверь

«Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3:7-8).

Меня всегда поражает, сколько усилий тратят люди на дрессировку животных. Слоны, играющие в футбол, «говорящие» собачки, шимпанзе, объясняющиеся на языке глухонемых, говорящие птицы, и дельфины, играющие в баскетбол лучше меня… Прежде всего мы должны укротить «зверя», притаившегося в нас самих. Это — серьёзная задача. Но силой Духа Святого язык может быть укрощён, чтобы служить славе Божьей. Если мы не подчиним его Духу Святому, он будет «исполнен смертоносного яда». Говоря о грешном человечестве, апостол Павел писал: «Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их» (Рим. 3:13).

В Южной Америке водится змея, называемая «двухшаговой» змеей. Укушенный ею человек делает два шага и умирает. Её яд парализует нервную систему и останавливает сердце. Так же и слова. Они убивают дружбу, парализуют веру, пятнают чистоту и губят добрую репутацию.

Принцип 5: Двуязычность

«Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть» (Иак. 3:9-12).

Слово Божье называет язык «двуязычным» (1 Тим. 3:8). Поразительно: мы жалим друг друга словами на пути в церковь, а войдя в неё начинаем говорить о греховности наших речей! «Не должно, братия мои, сему так быть» (Иак. 3:10).

Природа, растения, животные не способны вести себя так противоречиво. В одном колодце не бывает одновременно солёной и чистой воды; на фиговом дереве не растут оливки! Мы отвергли бы такие дары природы с возмущением. Бог может спросить нас: может ли «новая тварь» (2 Кор. 5:17) произносить.древние слова»?

Этими пятью принципами апостол Иаков охарактеризовал трагическую и изменчивую природу человеческого языка. Первый шаг к победе над ним — понимание этих принципов. Иаков ясно и чётко предостерегает нас: последователи Иисуса прежде всего должны укротить свой язык.

Предостережение Иакова звучит особенно веско, когда мы осознаём, как много христиан равнодушны к этой проблеме. Мы пытаемся извинить их тем, что они, в конце концов, говорят правду; или тем, что те, о ком они злословят, заслужили это своим поведением. Некоторые христиане распространяют сплетни, прикрываясь таким предлогом: «Я вам это расскажу, чтобы мы могли молиться с большей пользой». От этого злословие не становится меньшим грехом.

Если поместить лягушку в кастрюлю с холодной водой и поставить в печь, она медленно умрёт и сварится, даже не пытаясь выпрыгнуть. Дело здесь не в бесчувственности лягушки, а в том, что её нервные окончания теряют чувствительность в горячей воде. И чем горячее вода, тем менее чувствительны её нервные окончания. Наши «душевные окончания» могут омертветь, как у лягушки в горячей воде. Мы принимаем злословия как должное, мы считаем, что оно не противоречит нашей духовной жизни. Жертвами такого отношения оказываются: церковь, учебные заведения, семья, дружба, наши отношения с Богом. Наша бесчувственность убивает их, как горячая вода убивает лягушку.

Мы должны воспринимать такие грехи, как обман, хитрость, ложь, лжесвидетельство с точки зрения Бога. Мы должны воздерживаться от сплетен и злословия. В наших речах слишком много похвальбы, лести и преувеличений. Надо искоренить ворчание и сварливость в речах. Поминание Божьего имени всуе, ругань и вольности в речи должны быть уничтожены.

Изучение истинных корней этих грехов поможет нам оживить наши духовные нервные центры. Первый шаг к этому — изучение того, что сказано о человеческом языке в Слове Божьем.

Язык мой - враг мой

Язык мой - враг мой
Выражение известно с древнейших времен. Встречается, в частности, у римского сатирика Ювенала (Децим Юний Ювенал, ок. 60 - ок. 127): «Язык глупого - гибель для него».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Язык мой - враг мой" в других словарях:

    - (наперед ума лепечет). См. ЧЕЛОВЕК Язык мой враг мой. Свой язычок первый супостат. См. ЯЗЫК РЕЧЬ …

    Mein liebster Feind Klaus Kinski … Википедия

    Язык мой враг мой: прежде ума (наперед ума) глаголет. См. ЯЗЫК РЕЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Язык мой враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет. См. ЯЗЫК РЕЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Кабы не сойка да не свой язычок (так бы я не погибла). Ср. Если и напредки тебе... языком побаловать захочется, так ты вспомни пословицу: язык мой враг мой, и вспомнивши плюнь. Салтыков. Невинные рассказы. 9, 2. Ср. Она... такую подняла историю,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Языкъ мой врагъ мой: прежде ума глаголетъ: Кабы не сойка да не свой язычекъ (такъ бы и не погибла). Ср. Если и напредки тебѣ... языкомъ побаловать захочется, такъ ты вспомни пословицу: языкъ мой врагъ мой, и вспомнивши плюнь. Салтыковъ. Невинные… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Языка (языка книжн. устар., только в 3, 4, 7 и 8 знач.), м. 1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать … Толковый словарь Ушакова

    Толковый словарь Даля

    ВРАГ, вражек муж. враговина, враговина жен. овраг, овражек; вершина курск., орл. глубокая водороина. Сивцев вражек, местность в Москве. Вражистый, овражистый. II. ВРАГ муж. врагуша жен. или ворог и ворогуша; ·умалит. вражек, вражко, вражишка;… … Толковый словарь Даля

    ВРАГ, врага, муж. 1. (как о мужчине, так и о женщине). Человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник. Классовый враг. Идейный враг. || Недоброжелатель, человек, стремящийся причинить вред. После этой ссоры мы стали врагами на… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Язык мой враг мой , Валянский С.И.. В 60-х годах прошлого века правители США поставили задачу контролировать американских граждан, не прибегая к силовому насилию. Разработанные ими механизмы и принципы стали распространяться по…

Как часто Вам в голову приходит мысль «зачем я это сказала» - раз в месяц, несколько раз в неделю, каждый день?
Вы все больше теряете власть над своими мыслями, потому что их опережает язык?
Да, избавиться от этого недуга довольно сложно, но если Вы задумались об этом и готовы бороться за власть разума над речью - эти рекомендации для Вас!

Причины и следствия
Итак, для начала следует осознать почему, именно Вам, нельзя говорить первое, что приходит в голову: Вы часто обижаете своими мыслями окружающих людей, выдаете свои и чужие секреты или заработали репутацию глупого человека и никто не воспринимает Вас всерьез?

Почему это происходит?
Многие люди путают эту вредную привычку с эмоциональностью. Так вот, в действительности, у вспыльчивых и темпераментных людей, способных контролировать свой разум, рецидивы происходят в пределах нормы и если предмет общения затрагивает что-то истинно важное. Время от времени, нам всем следует выпускать пар.
Не ищите оправдания, если это мешает Вам жить в социуме! Никто не просит Вас засунуть свое мнение куда подальше - речь идет о деликатности и своевременности тех или иных разговоров.

Ролевая игра
Представьте, что Вы секретный агент, а информация, которая хранится в Вашей голове, и вновь, появляющиеся выводы и суждения могут стоить Вам жизни. Возможно, не все захотят поиграть с собой в такую игру и не воспримут ее серьезно, но задумайтесь, ведь некоторые профессионалы так и живут!

Тренировка на мелочах
Какими бы вредными мы не были, вокруг найдутся люди, которые любят и воспринимают нас такими какие мы есть. Попробуйте, фильтровать свою речь с ними. Даже если, Вы опять проговоритесь, прежде, чем подумаете - страшнее уже не будет. Зато, если Вы изменитесь, Ваши близкие будут первыми, кто это оценит!

Напоминания
Отличный способ разместить где-нибудь цитаты на тему, «как полезно подумать перед тем как сказать»: стикеры на рабочем столе, заставка на компьютере или телефоне.
Отучиться от какой-либо привычки невозможно, если Вы не будете постоянно себе об этом напоминать. Можно вести заметки, отмечая плюсиком каждый раз, когда Вам удалось сначала придумать, что сказать, а потом уже озвучить.

Поставьте себя на место другого
Вспомните несколько случаев, ради которых Вы готовы изобрести машину времени и рвануть в прошлое, чтобы вовремя закрыть себе рот. Вы кого-то обидели или поставили в неловкое положение, возможно, Вы подставили себя? Тогда Вам проще будет ощутить силу слова, которая порой ранит больнее пули.
Абсолютно точно, что каждый человек, хоть раз в жизни, был жертвой чьих-то легкомысленно брошенных фраз. Болтун всегда становится плохим героем: злодеем, глупцом или лицемером. Разве Вы хотите обрести одно из этих амплуа?

Умей отвлекаться
Все мы не идеальны, среди нас не так много воспитанных и вежливых, еще меньше людей, спокойно относящихся к критике или агрессии в свой адрес. Представим, что Вы вовлечены в конфликт с человеком, который много говорит и абсолютно не думает ни до ни после сказанного. Даже, если Вы в совершенстве овладели навыком «думаю, потом говорю», разве стоит тратить нервы на человека с полным отсутствием деликатности и уважения к окружающим? Найдите свой собственный верный способ: глубоко дышите, считайте до десяти, думайте о чем-то приятном или складывайте сложные числа в уме. Подойдет все что угодно, если это сохранит Ваш холодный рассудок. Не поддавайтесь на провокации!

Избавиться от привычки говорить все, что придет в голову не легче, чем бросить курить. Но если Вы хотите уберечь себя от последствий, начните действовать уже сегодня!

Подробности 02.05.2016

29 апреля в Академическом лицее были подведены итоги конкурса эссе среди 6 классов «Язык – мой друг, мой враг – язык», который прошел в рамках недели русского языка и литературы. Свои рассуждения младшие лицеисты готовили под руководством опытнейших педагогов Ю.Г. Поляковой и Д.З. Сулеймановой. Места распределились следующим образом. Обучающиеся Юлии Григорьевны Поляковой: Гран-при - Коновалова Яна, 6Б, 1 место - Реунова Валерия, 6Б, 2 место - Музафарова Ксения и Жданова Ксения, 6Б, 3 место - Антипина Ева и Исакова Алена, 6Б. Обучающиеся Диляры Закировны Сулеймановой: 1 место – Кривоносова Дарья, 6В, 2 место– Осмирко Ульяна, 6В, Ларина Дарья, 6В, Болотная Ирина, 6А,3 место – Меркулов Андрей, 6А, Чевычелов Максим, 6А, Ханина Виктория, 6А, Радченко Юлия, 6А. Поздравляем ребят с прекрасными работами. А всем вам предлагаем ознакомиться со спорной, противоречивой и интересной темой «Язык и Я» в исполнении победителей. Начнем с обладательницы Гран-при – Яны Коноваловой.

Каждый человек хоть раз задумывался о значении языка. Не в физическом плане, а в интеллектуальном. Какое значение имеет язык (речь) в нашей жизни? Как он нам помогает? Как мешает? Все эти вопросы посещали нас, наших предков и будут посещать наших потомков, заставляя их размышлять.

Есть много народных пословиц типа: «Враг мой – язык мой», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», «Словом можно убить, а можно воскресить». Думаешь, ну зачем, зачем так много пословиц с одинаковым, синонимичным смыслом? А затем, что язык занимает большое место в нашей жизни. Что мы без языка? Что без языка Россия? Правильно, ничего. Не будет языка, не будет стихотворений, рассказов, былин. Не будет истории. Не будет прошлого. А без прошлого не будет будущего.

Почему говорят, что языком можно убить? Это ведь не пистолет, не нож. Им ведь нельзя ранить. Нельзя ранить физически, но можно ранить морально. Можно одним предложением и даже одним словом убить весь наш внутренний мир, убить нас. После такого удара редко кто отходит. Многие остаются бездушной оболочкой, не живущей, а существующей. Нет смысла жить, нет того, ради чего жить.

Но словом можно и воскресить. Одним словом, одной фразой можно воскресить все рухнувшие мечты, все умершие надежды, все перечеркнутые планы. Воскресить желание жить, воскресить желание мечтать, воскресить желание верить.

Так ли прост язык, как кажется на первый взгляд? Не думаю. Это огромный айсберг, у которого видна только верхушка, но если присмотреться, если порассуждать, можно найти огромную пищу для размышлений, мыслей и ответов на вопросы, на которые нельзя ответить.

Словом можно убить, а можно воскресить. Как им пользоваться, решать только вам!

Коновалова Яна, 6Б класс

С ранних лет ребенок начинает учиться говорить, ведь владение языком - поистине волшебное умение. Язык для любого человека - то, без чего он ни в коем случае не может обойтись ни в какой ситуации. Что же язык значит для меня?

Но ведь в любом случае есть как положительные, так и отрицательные моменты. Не всегда мы выражаемся чисто, вежливо и правильно. Например, человек может иметь дефекты речи, неправильно строить предложения, за счет чего у него не получится корректно объясниться, люди просто не смогут его верно понимать, а возможно, перестанут общаться. В силу эмоций человек может сказать что-то грубое в адрес собеседника, задеть его чувства и поссориться, а ведь слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Так кем же язык является для меня - другом или врагом? На самом деле, в определенных моментах мы скажем по-разному, однако я придерживаюсь мнения, что язык – это уникальное явление. Ведь разве не великолепно то, что мы умеем говорить?

Реунова Валерия, 6Б класс

Задумываемся ли мы о том, зачем человеку язык? С помощью языка мы можем вознести человека на небеса или же убить его. Ведь всего несколько слов могут нанести глубокую моральную рану или согреть человеку душу.

Давайте представим Олю и Лизу. Эти девочки – лучшие подруги. Все жизненные препятствия они проходили вместе, никогда не бросали друг друга и просто жили не разлей вода. И вот однажды, выходя из школы, Оля услышала, как Лиза с кем-то обсуждала её на улице. Безусловно, Оле было обидно, ведь Лиза плохо и жестоко поступила с ней. В будущем, возможно, Оле будет очень трудно кому-либо довериться или завести новых знакомых.

Зачастую мы не задумываемся о последствиях. Часто сначала скажем, а потом только подумаем о сказанном. И почти всегда это заканчивается плачевно для нас. Или же мы можем представить совсем другую ситуацию. Сейчас главные герои – это Лёня и его мама. У Лёни проблемы со здоровьем – мальчик не может ходить. Но его мама не сдаётся, она борется и верит, что всё будет хорошо. И в один прекрасный день доктор Лёни сказал его маме, что им все-таки удалось собрать нужную сумму денег на операцию, и её сын сможет встать на ноги. Вроде бы ничего особенного, всего каких-то четыре слова: «Ваш сын будет ходить», но для Лёниной мамы это счастье.

Наш язык – вещь необыкновенная. С помощью него мы можем сказать такие слова, которые будут самыми желанными, или же те, что приведут к ужасным последствиям. Поэтому нам всем нужно научиться контролировать свой язык, и он всегда будет нам другом.

Осмирко Ульяна, 6В класс

Язык - это совокупность звуков, каждый из которых имеет определенное значение. Язык играет важную роль во взаимодействии и общении. Благодаря ему мы можем выражать свои мысли, чувства в речевой форме.

С раннего возраста нас учат владеть языком. Первые слова получаются нелепые, невнятные и даже забавные. Существует такая пословица: «Язык до Киева доведет». И правда, чтобы облегчить себе жизнь, нужно просто владеть языком. При владении языком мы можем с легкостью построить отношения, устроиться на работу, влиться в коллектив, попросить помощи или совета у других. В таких ситуациях язык будет являться другом.

Но есть и другие свойства и стороны языка. Любые грубые слова могут нанести сильный удар при общении с человеком, ранить его чувства. Мы очень часто говорим то, о чём впоследствии сожалеем. Есть подходящая пословица: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Это явно будет являться плохим качеством, и язык будет являться нашим врагом.

В моей жизни были такие ситуации, когда я очень сожалела о том, что сказала. Обычно такое случается с друзьями. Когда хочу рассказать шутку, я пытаюсь привести примеры. Примеры иногда бывают обидными и неудачными. Я этого не замечаю, а мои друзья обижаются. И только в конце дня я понимаю, что поступила неправильно. Я стараюсь исправлять свои ошибки, работаю над собой и просто держу язык за зубами. Исходя из собственного опыта, хочу сказать, следите за своими словами, не говорите их просто так, чтобы в дальнейшем не сожалеть о сказанном.

Антипина Ева, 6Б класс

Язык. Это слово у каждого вызывает свои ассоциации. Но если вдуматься, то все языки (русский, китайский, английский и другие) – это способ передачи информации своему собеседнику.

Язык – это наша гордость, наше наследие. Мы передаём знания о нем новым членам общества. Если мы перестанем делать это, то с языком пропадёт и культура, традиции страны. Это такое уникальное, полезное умение - умение разговаривать, выражать свои мысли.

К сожалению, сейчас многие русские слова заменяются иностранными. Мы не должны допустить, чтобы наша гордость, наш язык ушёл в небытие.

А может ли язык стать нашим врагом? Да, если неправильно с ним обращаться. В «руках» злых людей язык может даже причинить боль. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Давайте беречь наш язык, использовать его в мирных целях, стремиться знать его на «отлично». Язык – наше культурное наследие, мы обязаны сохранить его на долгие годы.

Исакова Алена, 6Б класс

Язык, а если выражаться точнее, речь – очень важный компонент в жизни любого человека. Мало того, что без неё мы бы совсем не отличались от животных, так речь ещё и может раскрыть многие тайны, встречающиеся как в быту, так и в деловых ситуациях. Не верите? Посмотрите сами…

Я думаю, Вам известен случай из детства, когда человек сделал что-то, но скрывает свои действия. И в тот момент, когда с ним обсуждают случившееся, он начинает говорить нечисто. Он запинается практически в каждой реплике, старается всё проговорить быстро, думая, что это скроет его ошибку. Но он не прав. Не зря говорят: «У тебя всё на лбу написано». А ведь это правда! Люди умеют раскрывать чужие тайны, опираясь на речь, другое дело, что не все это практикуют. Если Вы совершили ошибку, то следует сразу в этом признаться. В этом случае язык – наш враг.

Другом же он является в более простых ситуациях. Самое примитивное – это общение. Ведь без умения говорить Вы бы не смогли этого делать. Я, конечно, понимаю, что пример двойственный. Но кто может не согласиться с тем, что язык является нашим другом во время общения?

Я хочу, чтобы современные люди уважали родной язык. Возможно, тогда из их лексикона уйдут слова, придуманные людьми с не самым высоким интеллектом. Я желаю русскому языку развития и приобретения новых, полезных для выражения своих мыслей слов.

Жданова Ксения, 6Б класс

Язык - мой друг или враг? Конечно, чтобы дать ответ на этот вопрос, надо немного об этом подумать и поразмышлять. Наверно, каждый человек задавался этим вопросом, кто ему язык: друг или враг.

Все люди в течение своей жизни используют язык, каждый день они что-нибудь говорят. Хоть по делу, хоть просто так. С помощью языка человек в раннем детстве познает мир, учится говорить, иногда передает эмоции, пытается общаться, сообщать и т.д. Недаром существует пословица: «Язык до Киева доведет». Да, правда приятно общаться с человеком, который умеет грамотно разговаривать. Владея грамотной, хорошо поставленной речью и богатым словарным запасом, в жизни можно добиться многого. Так получают люди высокие должности, становятся директорами, министрами, профессорами, академиками, это могут только те, кто прекрасно владеет языком.

Для меня язык – и друг, и враг. С помощью него я могу общаться, изучать и познавать мир. Но не всегда. В порыве злости я могу сказать что-то обидное или грубое, и позже об этом сожалею. Но каждый человек сам выбирает, как ему поступать, делая язык добрым другом либо опасным врагом.

Болотная Ирина, 6А класс

Перед нами сейчас стоит вопрос: язык наш друг или враг? На эту тему можно рассуждать долго, но я постараюсь изложить всё кратко.

Слова могут как сильно ранить, так и заживить раны. Бывает так, что от одного неосторожного и грубого высказывания у человека падает самооценка, он начинает чувствовать себя хуже других. Обидчик забудет о конфликте уже через час, а у обиженного человека, может быть, жизнь сломается.
Из-за излишней грубости возникают конфликты, ссоры, скандалы и иногда даже войны. Глобальные и не очень, но всё же война, она всегда война. Какая разница – какого масштаба?
При сильной обиде люди могут перестать общаться. «Я с тобой больше не разговариваю!» И не разговаривает. А действительно – пускай помучается. И я помучаюсь. Мы все помучаемся.
Обида, зависть, гнев, ненависть – целый спектр «прекрасных» эмоций, вызванных, так сказать, недобрым языком.

Что же, хватит «о грустном». Ведь язык предстаёт перед нами не только как злодей. Им мы произносим слова любви и нежности, описываем красоту мира, создаём литературные произведения.
Слова дают людям надежду на светлое будущее, утешают, мотивируют.
Да просто сказать: «спокойной ночи», «люблю», «привет!», «как дела?», - вроде бы такая мелочь, пустяк. А сколько в этом пустячке нежности и тепла.
Из всего сказанного можно сделать вывод: язык не друг и не враг. Важен человек. И то, как он пользуется языком.

Кривоносова Дарья, 6В класс

Язык – это важнейшая часть общения и наивысшее богатство для человека. Русский язык очень красноречив, в нём есть много красивых слов и словосочетаний, которые выражают с точностью наши эмоции и чувства. Каждый день вы общаетесь со своими сверстниками, учителями, родителями, друзьями и так далее. Поэтому на вопрос «Язык – мой друг или враг?» ответить трудно.

С одной стороны, язык – наш друг, потому что при помощи языка мы получаем знания, задаём и решаем какие-то вопросы, делимся впечатлениями, общаемся с друзьями. Например, вам нужно узнать дорогу в музей, и с помощью языка вы вежливо можете спросить прохожих. Не зря в народе говорят «Язык и до Киева доведёт». С помощью языка можно делиться эмоциями и передавать чувства радости, лёгкости, нежности, благодарности. Например, когда мне мама говорит: «Доченька, ты у меня молодец!», я понимаю, что мама радуется за меня, гордится мной и благодарит. С помощью языка мы можем сделать людям приятно, раздавая им комплименты. Так, когда мой папа говорит моей маме комплимент, например, что она самая красивая, у мамы поднимается настроение, и она по-настоящему счастлива.

Но с другой стороны, язык - наш враг, потому что при помощи языка мы говорим порой обидные слова. Так язык может сделать людей врагами. Например, однажды я поссорилась с подругой из-за того, что наговорила ей обидных слов. После этого мы долго не разговаривали.

Язык может быть и другом, и врагом. Смотря как его использовать, но чтобы язык был вашим другом, никогда не оскорбляйте и не обижайте людей плохими словами.

Ларина Дарья, 6В класс

Я недавно задумался над тем, насколько для человека важен его родной язык, речь вообще. И пришёл к довольно неоднозначному мнению.Начну с хорошего. Я понял, что без языка, а именно: без речи, человек как личность не смог бы существовать в принципе.

Хотя ты, конечно, мог подумать, мой дорогой читатель, что люди, жившие далеко до нашей эры, могли обмениваться мыслями только с помощью жестов, звуков и наскальных рисунков. Это да, но задай себе вопрос: являлись ли они личностями? Конечно же, нет. Они не могли абсолютно точно выразить свою мысль. Так что мне кажется, что в нашем обществе, городе, стране язык является другом.

Но несмотря на это, не стоит забывать о том, что сколько людей, столько и мнений. Часто бывает, что для некоторых людей главной пословицей, характеризующей их жизнь, является пословица «Язык мой – враг мой». Они могут сказать много и при этом перейти тонкую грань, дополнить высказывание и сказать лишнее. Я это нередко замечал в людях, да что уж врать, я сам не раз переходил эту грань. Грубо говоря, в таких случаях язык для людей является врагом. Но даже в таких случаях мне кажется, что язык и письменность - это одни из главных вещей современного мира.

Меркулов Андрей, 6А класс

На нашей планете живет более семи миллиардов людей, и почти каждый из них наделен способностью разговаривать и общаться. Без сомнения, это прекрасное умение, но и у него есть свои минусы.

Общение - важная часть всей нашей жизни. Человек начинает говорить с раннего детства и продолжает этим заниматься всю свою жизнь. Общение помогает нам заводить новых друзей, заниматься творчеством, любимым делом. Без общения человеку будет очень трудно уживаться в современном обществе.

Но с другой стороны, человек может самовольно использовать своё умение, тем самым вредя и себе, и другим. Существует такая пословица: "Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь", и я абсолютно с ней согласна. Можно словом очень сильно обидеть человека, оставив ему рану в душе, потерять друга или приятеля. Очень трудно определить, друг ли мне язык или же враг. Я думаю, что человек должен сам решить, кем ему будет умение разговаривать - другом или наоборот.

Ханина Виктория, 6А класс

Часто ли вы слышите пословицу «Язык мой - враг мой»? Скорее всего, да. Ведь эта пословица применяется тогда, когда человек скажет что-либо не в тему или, хорошенько перед этим не подумав, выдаст какой-либо секрет. Поэтому можно даже угадать, о чем человек думал в данный момент. Но виноват ли полностью в этом язык? Я думаю, что виноват он только наполовину.

Как я уже писал, по случайно высказанной фразе можно узнать, о чем человек размышлял. Мечтать или думать человек может только головой. И поэтому виноват не язык, а мозг. Язык является лишь исполнителем определенных команд, которые дает мозг. Во всяком, случае мозгом управляет человек, поэтому, если во время разговора думать, то такого конфуза не произойдет.

Однажды мы говорили с мамой.

Ты во сколько из школы пришел?

Руки у меня задрожали, ведь пришел через три часа после окончания уроков.

В пол шес…,- я не договорил.

Мама переспросила. Но язык помог:

В полчетвертого, как обычно!

В этом случае я чуть не выдал тайну.

В итоге получается, что язык для меня является скорее другом, чем врагом. Вреда язык не наносит. Вред человек наносит себе сам.

Чевычелов Максим, 6А класс

Наверное, у каждого человека возникала мысль, является ли его язык другом или врагом?

Владея грамотной четкой речью, человек может грамотно выразить мысль, может легко найти общие интересы с другими людьми, успешно пройти собеседование при устройстве на работу. Зачастую разносторонне развитый человек является душой компании, имеет много друзей. В этом случае можно с уверенностью сказать, что язык – это его друг.

Но бывают ситуации, когда язык превращается в нашего врага. Иногда скажешь что-то не подумав, а сказанное обернётся против тебя, так же оно может больно ранить человека. Как говорится: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Можно долго рассуждать о том, является ли язык врагом или другом. В разных жизненных ситуациях язык – и враг, и друг, но стоит помнить, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать, чтоб не пришлось потом жалеть.

Радченко Юлия, 6А класс